Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная диагностическая программа изучения ребенка.

Поиск

Для того, чтобы коррекционная работа с ребенком имела личностно-ориентированный характер, необходимо детально изучить социально-психологические особенности ребенка. Для этого можно применить комплексную диагностическую программу изучения школьника, которая раскрывает следующие аспекты: внешний вид; физическое развитие; интеллектуальное развитие; эмоциональные реакции; нравственное развитие; любимые занятия и интересы; отношения с учителями, одноклассниками, взрослыми, ровесниками, младшими; отношение к обязанностям; дружба; отношение к родным и близким; поведение в школе; поведение на улице и дома; сексуальные влечения; асоциальное поведение; отзывы учителей, родителей, взрослых.

По каждому разделу делаются пометки: ٭ нет отклонений, ٭٭ небольшие отклонения, ٭٭٭ существенные отклонения.

Примерная комплексная диагностическая программа изучения ребенка может выглядеть следующим образом:

 

I. Общие сведения о школьнике.

Фамилия, имя, год рождения, класс. Общее физическое развитие. И состояние здоровья. Условия жизни в семье.

II. Характеристика школьника как субъекта учебной деятельности.

Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).

Мотивы учебной деятельности (отношения к знаниям как к ценности; потребность в целенаправленной познавательной деятельности; характеристика познавательных интересов - их широта, устойчивость, глубина).

Познавательные мотивы учения

Социальные мотивы учения

III. Внеучебная деятельность.

Участие в общественной жизни класса, школы. Постоянные и временные поручения. Другие виды внеучебной деятельности, значимые для школьника (спортивная, художественная, трудовая). Обучение в УПК: избранная профессия. Предпочитаемые виды деятельности.

IV. Характеристика интеллектуальной сферы школьника.

Характеристика познавательных процессов (сенсорно-перцептивные процессы): целостность и осмысленность восприятия; целенаправленность восприятия (наблюдательность); доминирующий тип восприятия. Внимание: объем внимания, особенности устойчивости, распределение и переключение внимания, проявления непроизвольного и произвольного внимания. Память: логическая и механическая память, непроизвольная и произвольная память, их соотношение в учебной деятельности.

Образная память (уровень развития зрительно-слуховой памяти, особенности комбинирования видов образной памяти).

Мышление и речь: уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; особенности усвоения и оперирования ими; понятий, способность к формированию суждений, умозаключений; к дискурсивному мышлению. Наличие способности к «проблемному видению».

Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхностность; самостоятельность – несамостоятельность; пластичность – ригидность; «чувствительность» к подсказке – «нечувствительность» к подсказке; критичность – некритичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.

Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Особенности речи школьника.

Индивидуальные проявления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в интеллектуальной сфере школьника.

V. Направленности личности.

Основные желания и стремления школьника. Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Идеалы школьника (любимые книги, литературные герои). Жизненные планы его (профессиональное и моральное самоопределение).

VI. Общения и взаимоотношения.

Круг общения школьника: группы, членом которых он является (в классе и вне его). Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявление дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).

Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес. Доброжелательность в отношениях. Самочувствие в коллективе.

Отношение учащегося с учителями. Любимые учителя. Отношение к похвале и порицанию. Отношение к требованиям.

Характер отношений с родителями, братьями, сестрами. Психологическая атмосфера в семье.

VII. Характеристика индивидуальности школьника.

Доминирующий тип темперамента и его проявления (уровень активности, работоспособность: динамические характеристики поведения и деятельности – скорость, ритм, темп и др.). Психологические проявления темперамента: сензитивность; экстра – интравертность; тревожность; эмоциональность, преобладающее настроение.

Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности школьника. Проявление темперамента школьника в общении.

 

В дополнение к представленной диагностической картецелесообразно провести диагностику особенностей эмоциональных проявлений учащегося по следующим показателям:

Эмоциональная реактивность:

ü всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

ü обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

ü редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

ü живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональный тонус:

ü постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

ü оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

ü оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

ü в сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

ü практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность:

ü всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

ü обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

ü эмоционально уравновешен.

ü повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

ü вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

 

Данная карта охватывает главные направления жизнедеятельности ребенка, обусловливающие его поведение. Заполняя подобную карту, социальный педагог и психолог получают полную характеристику каждого ученика, сведения, достаточные для начала и успешного развития коррекционной работы.

По результатам диагностики определяются: 1) дети, нуждающиеся в коррекционной помощи; 2) вид отклоняющегося поведения (диагноз); 3) группа, к которой будет отнесен ребенок по диагнозу; 4) методика (технология) коррекционной помощи в каждой группе. Для каждого ученика, нуждающегося в коррекции, составляется индивидуальная программа. Если детей с одинаковыми проблемами несколько, составляется программа групповой коррекционной работы с ними (программа работы с агрессивными детьми, эмоционально неустойчивыми детьми, детьми, демонстрирующими аддиктивное поведение и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.009 с.)