ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

По учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(четырехструнная домра, балалайка,

Года обучения)

 

Г.

Одобрено Отделом народных инструментов ГБОУ ДОГС «СМШ № 3» Г. Севастополь   «___»____________2015 г.   Утверждаю Директор ГБОУ ДОГС «СМШ № 3» Г. Севастополь   ___________________Е.К.Хохлова   «___»___________2015 г.

 

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013№191-01-39/06 ИГ

 

 

Разработчики:

Цыкалова О.В., Плисова Е.В., Ланина А.В. - преподаватели СМШ №3,

г. Севастополь.

 

Рецензент:

 

________________________________________________________________

М.П.

 

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Примерные списки произведений

- Методическая литература

- Учебная литература

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по видам инструментов домра, балалайка (далее – «Музыкальный инструмент (домра, балалайка») разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 11- 12 лет и выше.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год  
Полугодия  
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204 часов – аудиторные занятия, 204 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на домре, балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

· ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

· формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

· приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

· приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

· формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

· воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке, домре (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем для балалайки и домры, удары медиатором вниз для домры.
2 четверть Прием non legato, арпеджиато, legato (балалайка), переменный штрих (домра). Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Прием стаккато. Чтение нот с листа. Гаммы ля минор (балалайка). Гаммы Ре, Ля, Соль-мажор однооктавные (домра). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
4 четверть Освоение прием тремоло (домра ). Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Академический зачет.

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Приемы игры: бряцание (балалайка), дубль штрих, тремоло (домра). Пиццикато левой рукой - сдергивание (балалайка). Гаммы Фа мажор (балалайка), Ре мажор-двухоктавная, Ми мажор однооктавная (домра). 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий.
2 четверть Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение нот с листа. Произведения кантеленного характера ( домра ). Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Гаммы Фа мажор, Ми мажор (балалайка), Соль - мажор двухоктавная, ми, ля минор однооктавные (домра). Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
4 четверть 1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. Произведение кантеленного характера. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры.

 

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть 2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: бряцание, пиццикато, дубль штрих, пиццикато левой рукой (сдергивание), прием вибрато и гитарный прием (балалайка ). Знакомство с исполнением двойных нот, флажолет (домра). Произведения классической музыки, обработки народных песен, эстрадные песни.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный прием (балалайка). Пиццикато пальцами левой руки. Глиссандо. Основы аккордовой техники. Тремоло (балалайка, домра). Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Подготовка итоговой программы.
4 четверть Подготовка к итоговой аттестации.

 

Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

Год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамо­ты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на бала­лайке, домре (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Знакомство с основными музыкальными терминами.

Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато (балалайка),

пиццикато большим пальцем, удары медиатором вниз, переменные удары, тремоло (домра).

В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор (балалайка), Ре Ля Соль – мажор ( домра ); упражнения; этюды (1-3); пьесы ( 8-10).

 

Рекомендуемые упражнения и этюды (балалайка, домра)

1. Хроматическое упражнение на первой струне.

2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую струну.

3. Гамма Ля мажор, ля минор.

4.Н.Бакланова. Два этюда.

5. Н.Чайкин Этюд.

6 А.Александров Этюд.

Примерные исполнительские программы

Балалайка

Р.Шуман «Песенка»

Аз.Иванов «Полька»

Русская народная песня «Как со горки». Обр. А.Тихомирова

 

Филиппенко А. Скакалочка.

Горелова Г. Верхом на ослике.

рнп «Ивушка».

 

 

Старрокадомский М. Любитель-рыболов.

белорусская народная песня «Перепелочка». Обр. Ю. Слонова.

Бирнов Л. Эхо.

 

Домра

Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. В.Цветкова

А.Филиппенко «Цыплятки»

А.Спадавеккиа «Добрый жук», пер. И.Шелмакова

 

Вакарин А. « Сонатина»

Плотниченко « Полька»

Вольфарт Ф. Этюд Ре мажор

 

Год обучения

Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный прием (балалайка), дубль штрих (домра).

Освоение техники игры интервалов (балалайка, домра). Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные Фа мажор, Ми мажор (балалайка), Ре Соль мажор двухоктавные, Ми мажор однооктавная, ля ми-минор однооктавные (домра), арпеджио; упражнения;этюды (3-4); пьесы (8-10). Чтение нот с листа.

Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.

Примерные исполнительские программы

Балалайка

Л.Бетховен Экосез №2

В. Котельников «Шутка»

Русская народная песня «За реченькой диво». Обр. В.Городовской

 

Гендель Г. Прелюдия.

украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова.

Зверев А. «Огневушка-поскакушка» из сюиты № 2 «Из любимых книжек».

 

Гендель Г. Гавот с вариациями.

рнп «На горе было, горе». Обр. А. Шалова.

Прадо. Румба.

 

Домра

И.Гайдн Песенка

В.Калинников Журавель

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

 

Хренников Т. Колыбельная Светланы

ЗабутовК. Полька

Шольц П. обр. УНП « Ой,что за шум»

 

Раков Н. Прогулка

Соколовский Н. Мелодия

Шольц П. обр. УНП « У сусида хата била»

 

 

Одну или две пьесы из трех можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля (дуэта, трио, квартета или других составов).

Репертуар для ансамблей

1. Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. В.Глейхмана

2. Д.Кабалевский «Ежик». Пер. М.Белавина

3. Русская народная песня «Коробейники». Обр. В.Цветкова

4. Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Т.Захарьина

5. Русская народная песня «Веселые гуси». Обр. М.Красева

6. Л.Бетховен «Сурок»

По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:

- играет разнохарактерные мелодии,

- знаком с позиционной игрой,

- владеет приемом пиццикато, бряцание (балалайка), дубль штрих (домра);

- знает основные музыкальные термины.

Год обучения

Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.

Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется двойное пиццикато, большая, малая, обратная дроби, тремоло (балалайка). Дополни­тельно: пиццикато пальцами левой руки, глиссандо, натуральные флажолеты (балалайка, домра). Основы аккордовой техники.

Продолжение знакомства с основными музыкальными термина­ми. Знакомство с циклической формой (сюита)- балалайка, с крупной формой(концертино, концерт) - домра. Ансамбли. Чтение нот с листа.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.

Примерные итоговые исполнительские программы

Балалайка

Бетховен Л. Рондо. Финал сонатины F-dur.

Андреев В. Полька-мазурка. Обр. Б. Трояновского.

Мотов В. Хороводная.

 

Штраус И. Персидский марш.

Дербенко Е. Острый ритм.

Рожков М. Я встретил Вас.

 

Моцарт В. Сонатина № 1, ч. 4.

Андреев В. Испанский танец.

Шуберт Ф. Серенада.

Домра

Ф.Госсек Тамбурин или Л.Бетховен Полонез

Русская народная песня «Соловьем залетным». Обр. В.Камалдинова

С.Рахманинов «Итальянская полька»

 

Ридинг О. Концерт си минор

Завалишин М. Вокализ

Коняев С. Вечное движение

Вивальди А. Концерт соль мажор, 1 часть

Давыдов М. Романс

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

 

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах.

4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно выразительном исполнении.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

Год обучения

Примерный список произведений для балалайки

Р.н.п. «Не летай, соловей». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Ходит зайка по саду». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

А. Дорожкин «Мелодия». А.Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»

Детская песенка «На льду». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Ой, ду-ду». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

А.Бакланова «Этюд» Ля мажор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

А.Бакланова «Этюд» ля минор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «У нас было на Дону». Обр. А.Дорожкина. А.Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Во поле береза стояла». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «По малину в сад пойдем». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Со вьюном я хожу». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Как под горкой под горой». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Укр.н.п. «Веселые гуси». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Примерный список произведений для домры

М. Магиденко «Петушок». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Р.н.п. «Как под горкой, под горой». Обр. Ю.Фортунатова. А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

М.Красев «Топ-топ». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Н.Метлов «Котя, котенька-коток». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Укр.н.п. «Ой, Джигуне, Джигуне». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Р.н.п. «Во поле береза стояла». Гармонизация Н.Римского-Корсакова. А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Н.Метлов «Паук и мухи». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Д.Кабалевский «Маленькая полька». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

В.Агафонников Сюита «Музыкальные игры». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Скок, скок, поскок». Обр. Е.Туманян. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

В.Ребиков «Воробышек». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Т.Потапенко «Грибы». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

В.Благ «Чудак». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Д.Кабалевский «Игры». В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Э Левина «Неваляшки». В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Л.Бетховен «Сурок». В.Круглов «Школа игры на домре»

2 год обучения

Примерный список произведений для балалайки

«Этюд» В.Глейхмана (Ля мажор). В.Цветков «Школа игры на балалайке»

«Этюд» Ю.Шишакова (Ля мажор). В.Цветков «Школа игры на балалайке»

«Этюд» Н.Чайкина. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

«Этюд» В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «У голубя, у сизого». Обр. В.Глейхмана. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «За реченькой диво». Обр. В.Глейхмана. Хрестоматия балалаечника 1-3 кл. Сост. В.Глейхман

Р.н.п. «Куманечек, побывай у меня». Обр. В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Во сыром бору тропинка». Обр. В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр.В. Калинникова. «Репертуар балалаечника», вып. 3

Д. Кабалевский «Маленькая полька». «Репертуар балалаечника», вып. 3

Чешская народная песня «Аннушка». «Начинающий балалаечник», вып. 5

Английская народная песня «Зеленые рукава». «Начинающий балалаечник», вып. 5

Немецкая народная песня «Хохлатка». Обр.Ю.Черепнина. П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Польский танец «Краковяк». Обр. В. Евдокимова. «Балалаечнику- любителю»

Р.н.п. «Коробейники». Обр. В.Гейхмана. «Педагогический репертуар», вып.3, сост. В.Гейхман

Л.Бетховен «Прекрасный цветок». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Примерный список произведений для домры

Чешская н.п. «Аннушка». Гармонизация В.Ребикова. А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Д.Кабалевский «Прогулка». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Д.Кабалевский «Свет и тени». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Л.Бетховен «Сурок». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

В.А.Моцарт «Вальс» Фа мажор. А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

И.С.Бах «Гавот» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»

В.А.Моцарт «Аллегретто». В.Круглов «Школа игры на домре»

Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр. Н.Римского-Корсакова. В.Круглов «Школа игры на домре»

Р.н.п. «Исходила младешенька». Обр.Н.Римского-Корсакова. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Белолица, круглолица». Обр. С.Фурмина. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Ай, утушка луговая». Обр. Н.Любимовой. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Соловьем залетным». Обр. А.Комаровского. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Год обучения

Примерный список произведений для балалайки

П.Куликов «Этюд». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

В.Глейхман «Этюд». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Ф.Шуберт «Вальс» Ре мажор. В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Н.Бакланова «Этюд». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

В.Цветков «Царевна лебедь». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

К.Вебер «Вальс». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

В.Моцарт «Игра детей». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

А.Гедике «Заинька». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

Г.Гладков «Колыбельная». «Начинающему балалаечнику», вып.7

Р.Шуман «Марш». П.Нечепоренко «Школа игры на балалайке»

В.Цветков «Марш». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

В.Цветков «Страдания». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Л.Бетховен «Менуэт» Ля мажор. «Хрестоматия балалаечника», 1-3 кл., сост. В.Глейхман

В.Глейхман Вальс «Осень». Пьесы. 1-3 классы ДМШ

В.Цветков «Частушка». В.Цветков «Школа игры на балалайке»

Примерный список произведений для домры

Р.н.п. «Вы послушайте, ребята». Обр. А Александрова. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С.Фумина. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Т.Хренников «Колыбельная Светланы». В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Р.н.п. «Как под яблонькой». Обр. В.Андреева. В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Д.Кабалевский Этюд ля минор. В.Круглов «Школа игры на домре»

Д.Кабалевский «Вприпрыжку». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Д.Шостакович «Маленький марш». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

С.Сарьян «Кукла спит». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Г.Беренс «Этюд» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»

В.Калинников «Журавель». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балалайка

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,1983

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.,1979

Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991

Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М.,1986

Соколов Ф. Русская народная балалайка. М.,1962

Цветков В. «Школа игры на балалайке». М., 2000

Шалов А. Основы игры на балалайке. Л.,1970

Домра

Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990

Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972

Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001

Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003

Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб. «Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах». Вып. 74. М., 1984

Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка
для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ.
Составитель Л.Терликова. М., 1989

Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993

Чунин В. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987

Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балалайка

Альбом начинающего балалаечника. Вып.7. М.,1978

Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1. Сост. П Манич. Киев,1972

Андреев В. Избранные произведения. М.,1983

Балалаечнику – любителю. Вып.2. М.,1979

Балалайка. 3 класс ДМШ. Сост. П.Манич. Киев,1982

Балалайка. 4 кл. ДМШ. Сост. П. Манич. Киев,1983

Дорожкин А.«Самоучитель игры на балалайке». М.,Советский композитор, 1989

Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ. Сост. М.Грелавин. М.,1991

Легкие пьесы. Вып.1. Сост. А.Дорожкин. М.,1959

Легкие пьесы. Вып. 2. Сост. А.Дорожкин. М.,1983

Легкие пьесы. Вып. 5. Сост. А.Дорожкин. М.,1964

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991

Педагогический репертуар. Вып. 2. М.,1966

Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Сост. В.Глейхман. М.,1979

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып 5. Сост. В. Глейхман,1982

Пьесы. Сост. А.Шалов. М.-Л.,1966

Пьесы для балалайки. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Глейхман. М.,1999

Репертуар балалаечника. Вып. 2. М.,1966

Репертуар балалаечника. Вып. 3. Сост. В.Ильяшевич. Киев,1984

Репертуар балалаечника. Вып.12. Сост. Н.Вязьмин. М.,1978

Репертуар балалаечника. Вып.18. М.,1983

Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. Сост. В.Глейхман. М.,1976

Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Сост. В.Щербак. М.,1996

Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1963

Хрестоматия для балалайки. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1965

Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1965

Цветков В. «Школа игры на балалайке». М., 2000

Юный балалаечник. Л.,1982

Домра

Азбука домриста. Вып. 2. Составитель И.Дьяконова. М., Классика- XXI, 2004

Азбука домриста для трехструнной домры. Сост. Т. Разумеева. М., 2006

Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967

Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Т.Пронина, Е.Щербакова. СПб, Композитор, 2002

Альбом для детей. Вып. 1. Сост. В.Евдокимов. М., 1986

Альбом для детей. Вып. 2. Сост. Л.Демченко. М.,1988

Альбом для детей и юношества. Сост. А.Цыганков. М., 1996

Альбом для детей и юношества. Вып. 1. Сост. В.Круглов. М., 1984

Альбом для детей и юношества. Вып. 2. Сост. В.Круглов. М., 1985

Альбом для детей и юношества Вып. 3. Сост. В.Чунин. М., 1987

Альбом начинающего домриста. Вып.3. Сост. С.Фурмин. М., 1971

Альбом ученика - домриста. Вып.1. Сост. В.Герасимов,С.Литвиненко. Киев,1971

Альбом ученика - домриста. Вып. 2. Сост.В.Герасимов, С.Литвиненко.Киев,1973

Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996

Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960

Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

Джоплин С. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Пер. Л.Школиной. СПб, Композитор, 2003

Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998

Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999

Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997

Легкие пьесы для трехструнной домры с сопровождением фортепиано. Вып. 1. Сост. А.Лачинов. М., Советский копмозитор,1958

На досуге. Вып. 1. Сост. Е.Рузаев. М., 1982

Педагогич. репертуар.1- 2 классы ДМШ. Вып. 3. Сост. А.Александров. М., 1979

Первые шаги домриста. Вып. 1-3. М., 1964-1967

Пильщиков А. Этюды для трехструнной домры. Л.,1980

Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано. СПб, 2003

Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано. Сост. В.Глейхман. М., 2007

Хрестоматия домриста. Старшие классы. Сост. И.Дьяконова. М.,1997

Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.071 с.)