В области музыкального искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В области музыкального искусства



ПРОГРАММА

По учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(четырехструнная домра, балалайка,

Года обучения)

 

Г.

Одобрено Отделом народных инструментов ГБОУ ДОГС «СМШ № 3» Г. Севастополь   «___»____________2015 г.   Утверждаю Директор ГБОУ ДОГС «СМШ № 3» Г. Севастополь   ___________________Е.К.Хохлова   «___»___________2015 г.

 

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013№191-01-39/06 ИГ

 

 

Разработчики:

Цыкалова О.В., Плисова Е.В., Ланина А.В. - преподаватели СМШ №3,

г. Севастополь.

 

Рецензент:

 

________________________________________________________________

М.П.

 

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Примерные списки произведений

- Методическая литература

- Учебная литература

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по видам инструментов домра, балалайка (далее – «Музыкальный инструмент (домра, балалайка») разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 11- 12 лет и выше.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год  
Полугодия              
Количество недель            
Аудиторные занятия              
Самостоятельная работа              
Максимальная учебная нагрузка              

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра, балалайка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204 часов – аудиторные занятия, 204 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на домре, балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

· ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

· формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

· приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

· приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

· формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

· воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке, домре (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем для балалайки и домры, удары медиатором вниз для домры.
2 четверть Прием non legato, арпеджиато, legato (балалайка), переменный штрих (домра). Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Прием стаккато. Чтение нот с листа. Гаммы ля минор (балалайка). Гаммы Ре, Ля, Соль-мажор однооктавные (домра). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
4 четверть Освоение прием тремоло (домра). Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Академический зачет.

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть Приемы игры: бряцание (балалайка), дубль штрих, тремоло (домра). Пиццикато левой рукой - сдергивание (балалайка). Гаммы Фа мажор (балалайка), Ре мажор-двухоктавная, Ми мажор однооктавная (домра). 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий.
2 четверть Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение нот с листа. Произведения кантеленного характера (домра). Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Гаммы Фа мажор, Ми мажор (балалайка), Соль - мажор двухоктавная, ми, ля минор однооктавные (домра). Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
4 четверть 1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. Произведение кантеленного характера. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры.

 

Год обучения

I полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
1 четверть 2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: бряцание, пиццикато, дубль штрих, пиццикато левой рукой (сдергивание), прием вибрато и гитарный прием (балалайка). Знакомство с исполнением двойных нот, флажолет (домра). Произведения классической музыки, обработки народных песен, эстрадные песни.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.

II полугодие

Календарные сроки Темы и содержание занятий
3 четверть Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный прием (балалайка). Пиццикато пальцами левой руки. Глиссандо. Основы аккордовой техники. Тремоло (балалайка, домра). Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Подготовка итоговой программы.
4 четверть Подготовка к итоговой аттестации.

 

Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

Год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамо­ты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на бала­лайке, домре (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Знакомство с основными музыкальными терминами.

Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато (балалайка),

пиццикато большим пальцем, удары медиатором вниз, переменные удары, тремоло (домра).

В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор (балалайка), Ре Ля Соль – мажор (домра); упражнения; этюды (1-3); пьесы (8-10).

 

Рекомендуемые упражнения и этюды (балалайка, домра)

1. Хроматическое упражнение на первой струне.

2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую струну.

3. Гамма Ля мажор, ля минор.

4.Н.Бакланова. Два этюда.

5. Н.Чайкин Этюд.

6 А.Александров Этюд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.028 с.)