Эмоциональные состояния детей с ОПФР. Факторы эмоциональной напряженности и характеристика эмоциональных нарушений личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные состояния детей с ОПФР. Факторы эмоциональной напряженности и характеристика эмоциональных нарушений личности.



Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка с ОПФР, социальный опыт которого необходимо непрерывно обогащать.

Эмоции – (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную), реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Они связаны с удовлетворением (положительные) или неудовлетворением (отрицатель-ные) различных потребностей организма.

Эмоции могут многое рассказать о ребенке. Первое, на что обращает внимание учитель в общении с ребенком, – это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное или угнетенное. Возбужденное состояние характеризуется, как правило, высоким пронзительным или дрожащим голосом, сменой скорости и темпа речи, разрывом слов. Мимика, речь, интонации дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Связывая эмоции и поступки ребенка в единое целое, педагог может составить представление о характере, духовно-культурном потенциале, воспитанности и др. качествах ребенка.

В.П. Кащенко в начале ХХ в. были выделены следующие недостатки характера ребенка, имеющего личностные нарушения, преимущественно эмоционально обусловленные:

· неустойчивость, противоречивость;

· повышенная возбудимость аффектов;

· сильная острота симпатий и антипатий к людям;

· импульсивность поступков;

· исступленный гнев;

· пугливость и болезненные страхи (фобии);

· пессимизм и чрезмерная веселость;

· равнодушие, безучастность;

· нечистоплотность, педантизм.

Как правило, имеющиеся эмоциональные нарушения формируются у ребенка в период дошкольного возраста. Рассмотрим симптомы эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:

ü неуравновешенность;

ü возбудимость;

ü бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);

ü негативизм;

ü упрямство;

ü неуступчивость;

ü конфликтность;

ü жестокость;

ü устойчивое негативное отношение к общению;

ü «застревание» на отрицательных эмоциях;

ü эмоциональная холодность;

ü отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

3. Особенности внутреннего мира:

ü острая восприимчивость;

ü впечатлительность;

ü болезненная чувствительность;

ü наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;

ü тревожность;

ü мнительность.

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими. Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.

Уровни социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Низкий (неблагополучие):

Ø нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

Ø отсутствие инициативы в общении;

Ø избегание взаимодействия;

Ø отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

Ø исключительная ориентация на собственные действия;

Ø непризнание правил и норм общения и деятельности;

Ø отсутствие понятий «хорошо-плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Ø конфликтность, агрессивность.

Средний:

Ø недостаточная инициативность в общении;

Ø предпочтение исключительно пассивных ролей;

Ø ситуативная регуляция аффективных проявлений;

Ø неумение улаживать конфликты;

Ø принятие помощи и возможность ее оказания.

Высокий (благополучие):

Ø желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

Ø успешное участие в коллективных делах;

Ø успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;

Ø умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

Ø признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

Ø заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

Ø умение занять себя;

Ø владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Формирование у детей с ОПФР старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками. Если такая деятельность осуществлялась неэффективно, то в этом случае эмоциональные нарушения у детей сохраняются и в дальнейшем, вплоть до подросткового возраста.

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей с ОПФР рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне заболеваний или трудно разрешимых личностных конфликтов.

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В.В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, «застреванию» на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка.

Рассмотрим сущность эмоциональных состояний, которые способны вызвать у детей девиантное и даже деструктивное поведение. Американский Психолог Д. Келли (1905–1967) выделил четыре таких эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность. Рассмотрим их характеристики.

Тревога – смутное чувство неопределенности и беспомощности. Наступает тогда, когда ребенок переживает событие, которое он не может ни понять, ни предвидеть. Способ помощи – объяснение, что никакой реальной угрозы для него на самом деле не существует.

Вина – чувство дискомфорта, когда интерпретируются действия ученика, как неудачные или неправильные. Происходит разрушение статуса и роли ученика, с помощью которых он сохранял с окружающими оптимальные отношения. Часто на основе чувства вины ученики пытаются скрыть свои неблаговидные поступки. Это чревато развитием лживости, безответственности и др. негативных качеств.

Угроза – предстоящее событие, могущее изменить существование ребенка. Дети воспринимают ее как возможность наказания. Угрозы обычно плохо отражаются на состоянии ребенка, могут вызывать различные нервные расстройства. Наиболее распространенные способы избегания угрозы наказаний – уйти из класса, убежать из школы и т.д.

Враждебность – склонность вести себя мстительно по отношению к другим, как стремление причинить им вред, ущерб. Ребенок чувствует себя удовлетворенным лишь тогда, когда его цель будет достигнута. Если же цель не достигается, он проявляет агрессию, производит разрушительные действия. В основе коррекции этого состояния – изменение внутренней установки ребенка, устранение неправильных отношений и представлений.

Исходя из сказанного, в психологии к патологии эмоций относятся: депрессия, фобии и тревожный синдром, эйфория и дисфория.

Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, удрученного, мрачного, печального, огорченного, пессимистичного (депрессия).

Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно определить как робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущенного, неврозного, напряженного, испуганного (фобии итревожный синдром).

Ребенка, находящегося в агрессивном состоянии можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, досадующего, испытывающего отвращение, сердитого, резкого, неуступчивого (дисфория).

Ребенок, находящийся в импульсивном состоянии, не может сосредоточиться, у него нарушается поведение. Его также характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого, стремящегося к доминиро-ванию, хвастливого, оживленного, радостного, воодушевленного и т. д. (эйфория).

В числе эмоциональных нарушений у детей с ОПФР может наблюдаться и эмоциональная неадекватность. Она характерна для детей, имеющих психическую патологию. Так, частое чередование положительных и отрицательных эмоций характерно для детей невротиков, расположенных к истерическим реакциям, а снижение эмоциональной реакции часто встречается у детей, больных шизофренией. Если же дети страдают интеллектуальной недостаточностью, то она проявляется в следующих особенностях: низкая интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

Задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

По мнению психологов, проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций детей с ОПФР в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущие ребенку проблемы со здоровьем (и/или интеллектуальная недостаточность) и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

Понять и скорректировать поведение ребенка можно только тогда, когда известны его эмоциональное состояние и конкретная ситуация, вызвавшая освобождение эмоций. Коррекция отклоняющегося поведения ребенка, вызванного определенными эмоциональными состояниями, это изменение не самого поведения, а тех состояний, которыми оно вызвано, исправление внутреннего мира ребенка. Следует отметить, что учитель может корректировать только некоторые эмоциональные нарушения детей с ОПФР, большинство же отклонений требует медико-психологического вмешательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.026 с.)