Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения личности в педагогике.

Поиск

Изучение детей – основа практической коррекционной работы. В условиях школы педагог опирается на комплексную диагностику изучения личности воспитанников.

Ведущим методом изучения поведения ребенка является наблюдение – специально организованное восприятие поведения ученика в естественных условиях. Научное наблюдение имеет следующие характеристики: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и делаются выводы. Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным. С помощью наблюдения педагог определяет особенности характера ребенка и его темперамент.

Изучение передового опыта помогает педагогу сравнить свои достижения с успехами других педагогов, определить, благодаря каким технологиям можно добиться высоких результатов.

Изучение личных дел учащихся предполагает получение объективных сведений о здоровье ребенка, его психологических особенностях, условиях его проживания и воспитания.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, результатов внеклассных занятий в школе. Все это дает сведения об индивидуальных особенностях учеников, их способностях, интересах, мотивах деятельности, отношении к обязанностям и др.

Беседа помогает выявлять отношения, чувства, намерения, позиции учащихся, причины их поступков. Условия эффективности беседы: 1) наличие плана беседы; 2) обсуждение интересующего вопроса во взаимосвязи с другими; 3) постановка вопросов в принятой для ребенка форме; 4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Диагностические беседы бывают постепенно углубляющиеся, постепенно расширяющиеся, аналитические, нравственно-оценочные.

Анкетирование – метод письменного массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты могут быть открытые (самостоятельный ответ), закрытые (выбор варианта из готовых ответов), именные и анонимные, пропедевтические и контрольные.

Интервью – метод устного опроса. По цели интервью делят на интервью мнений (выяснение отношения людей к различным явлениям, фактам, событиям и т.д.) и документальное интервью (установление конкретных фактов, событий и т.д.). В педагогических исследованиях применяются оба вида интервью.

По технике исполнения различают интервью нестандартизованное и стандартизованное. Нестандартизованное интервью предполагает предварительное продумывание вопросов, но в процессе беседы возможно изменение их формулировки и последовательности. Стандартизованное интервью состоит из точных формулировок вопросов, предъявляемых в определенной последовательности.

Собеседование отличается от интервью более свободным построением плана, предполагает взаимный обмен мнениями.

Тестирование – (от англ. test – проба, испытание) – это стандартизированные опросники. Тесты классифицируются по форме (индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и предметные, вербальные и невербальные, аппаратурные и компьютерные); по содержанию (тесты интеллекта, способностей, достижений, личностные, профессиональной пригодности); по технике исполнения (стандартизированные и нестандартизированные).

В процессе определения уровня знаний используются тесты достижений. Их формула: Т (тест) = З (задание) + Э (эталон). С целью целостного изучения ребенка используются проективные тесты – доступные детям задания, содержание которых относится к оценке нравственных позиций (ситуаций), уровня интеллектуального развития в целом. Условия эффективности тестирования: 1) последовательность диагностической процедуры; 2) рассмотрение результатов теста в сочетании с результатами наблюдения, бесед, анкетирования; 3) сочетание индивидуальных и групповых тестов; 4) оптимальный выбор места и времени для проведения тестирования.

Диагностика поведения ребенка должна быть комплексной. Комплексная диагностика основывается на следующих принципах:

· целостности – учета поведения школьника во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями;

· естественности – строгого соблюдения правил наблюдения за поведением ребенка только в естественных условиях;

· объективности – главного требования к диагностическим выводам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.012 с.)