Методы изучения личности в педагогике.
Содержание книги
- Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в западной Европе (XVII–хх вв. )
- Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- Основные положения коррекционной деятельности.
- Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- Специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи работают в том числе и с родителями.
- Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- Методы изучения личности в педагогике.
- Комплексная диагностическая программа изучения ребенка.
- Обследование детей в условиях ПМПК. Психодиагнос-тический комплекс обследования учащихся с трудностями в обучении.
- II. Отношение к успеху — неуспеху (при заполнении подчеркнуть).
- Понятие «умственная отсталость», причины, степени и клинические формы умственной отсталости.
- Олигофрения и деменция как формы умственной отсталости.
- Общая характеристика детей с нарушениями интеллекта.
- Особенности межличностных взаимоотношений.
- Олигофренопедагогика в системе педагогических наук: этапы становления, объект исследования, цели и задачи.
- Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка с нарушениями интеллекта.
- Коррекция познавательной сферы, обучение и воспитание умственно отсталых детей.
- Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
- Сущность и особенности сенсомоторного развития ребенка.
- Коррекция нарушений зрительного восприятия.
- Коррекция нарушений слухового восприятия.
- Коррекция нарушений тактильного восприятия, обоняния и вкуса.
- Нарушения речи у детей. Коррекция нарушений артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений крупной и мелкой моторики.
- Эмоциональные состояния детей с ОПФР. Факторы эмоциональной напряженности и характеристика эмоциональных нарушений личности.
- Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.
- Детская импульсивность и агрессия: сущность, причины, коррекция.
- Аутизм и фобии как психоэмоциональные нарушения: сущностные характеристики.
- Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности.
- Формирование коммуникативных навыков у детей с эмоциональными нарушениями.
- Тема 13. Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития
- Социальная реабилитация детей с опфр в условиях цкроир.
- Социально-педагогическая помощь лицам с ОПФР в условиях интегрированного обучения.
- Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.
- Проблемы и особенности воспитания ребенка с ОПФР в семье.
- Модель оказания комплексной помощи родителям ребенка с нарушениями развития.
- Государственные и общественные программы по поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, ребенка с опфр.
Похожие статьи вашей тематики
Изучение детей – основа практической коррекционной работы. В условиях школы педагог опирается на комплексную диагностику изучения личности воспитанников.
Ведущим методом изучения поведения ребенка является наблюдение – специально организованное восприятие поведения ученика в естественных условиях. Научное наблюдение имеет следующие характеристики: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и делаются выводы. Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным. С помощью наблюдения педагог определяет особенности характера ребенка и его темперамент.
Изучение передового опыта помогает педагогу сравнить свои достижения с успехами других педагогов, определить, благодаря каким технологиям можно добиться высоких результатов.
Изучение личных дел учащихся предполагает получение объективных сведений о здоровье ребенка, его психологических особенностях, условиях его проживания и воспитания.
Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, результатов внеклассных занятий в школе. Все это дает сведения об индивидуальных особенностях учеников, их способностях, интересах, мотивах деятельности, отношении к обязанностям и др.
Беседа помогает выявлять отношения, чувства, намерения, позиции учащихся, причины их поступков. Условия эффективности беседы: 1) наличие плана беседы; 2) обсуждение интересующего вопроса во взаимосвязи с другими; 3) постановка вопросов в принятой для ребенка форме; 4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Диагностические беседы бывают постепенно углубляющиеся, постепенно расширяющиеся, аналитические, нравственно-оценочные.
Анкетирование – метод письменного массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты могут быть открытые (самостоятельный ответ), закрытые (выбор варианта из готовых ответов), именные и анонимные, пропедевтические и контрольные.
Интервью – метод устного опроса. По цели интервью делят на интервью мнений (выяснение отношения людей к различным явлениям, фактам, событиям и т.д.) и документальное интервью (установление конкретных фактов, событий и т.д.). В педагогических исследованиях применяются оба вида интервью.
По технике исполнения различают интервью нестандартизованное и стандартизованное. Нестандартизованное интервью предполагает предварительное продумывание вопросов, но в процессе беседы возможно изменение их формулировки и последовательности. Стандартизованное интервью состоит из точных формулировок вопросов, предъявляемых в определенной последовательности.
Собеседование отличается от интервью более свободным построением плана, предполагает взаимный обмен мнениями.
Тестирование – (от англ. test – проба, испытание) – это стандартизированные опросники. Тесты классифицируются по форме (индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и предметные, вербальные и невербальные, аппаратурные и компьютерные); по содержанию (тесты интеллекта, способностей, достижений, личностные, профессиональной пригодности); по технике исполнения (стандартизированные и нестандартизированные).
В процессе определения уровня знаний используются тесты достижений. Их формула: Т (тест) = З (задание) + Э (эталон). С целью целостного изучения ребенка используются проективные тесты – доступные детям задания, содержание которых относится к оценке нравственных позиций (ситуаций), уровня интеллектуального развития в целом. Условия эффективности тестирования: 1) последовательность диагностической процедуры; 2) рассмотрение результатов теста в сочетании с результатами наблюдения, бесед, анкетирования; 3) сочетание индивидуальных и групповых тестов; 4) оптимальный выбор места и времени для проведения тестирования.
Диагностика поведения ребенка должна быть комплексной. Комплексная диагностика основывается на следующих принципах:
· целостности – учета поведения школьника во взаимосвязи с его личностными качествами и конкретными условиями;
· естественности – строгого соблюдения правил наблюдения за поведением ребенка только в естественных условиях;
· объективности – главного требования к диагностическим выводам.
|