Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С 2003/2004 учебного года в Республике Беларусь в экспериментальном режиме начали функционировать X–XI классы вспомогательной школы для детей с ОПФР. Наряду с углубленной профессиональной подготовкой открытие этих классов подчинено и другой цели – социализации учащихся, подготовке их к более успешному функционированию в социуме, к самостоятельной жизни. Эта цель реализуется как через овладение профессией, широкую воспитательную работу в этом направлении, так и посредством изучения предметов, заложенных в экспериментальном учебном плане, разработанном для данных классов. Государственный компонент учебного плана включил предметы общеобразовательной и профессиональной подготовки. В школьный компонент учебного плана вошли такие предметы, как компьютерная грамота, культура семейных отношений, основы правовых знаний, элементы иностранного языка, элементы бытовой физики и химии. Выбор для изучения предметов школьного компонента осуществляется самими учащимися. Целью педагогической работы во вспомогательной школе является обучение подростков социальным навыкам ролевого поведения в различных ситуациях общественного взаимодействия. Коррекция и профилактика личностной (познавательной, эмоциональной, поведенческой) сферы старшеклассников является основным направлением коррекционной работы. Важными условиями, обеспечивающими изменение знаний, умений, отношений, личностных качеств учащегося с ОПФР, являются: целостный характер обучения, моделирование социальной среды в школе, формирование социального интеллекта, овладение программами дельности и поведения. С 2004 г. ведется научно-исследовательская работа по созданию программного обеспечения предметов государственного и школьного компонентов для вспомогательных школ. Актуальность разработки данной темы определяется задачами совершенствования системы специального образования, углублением процесса социальной адаптации учащихся старших классов специальных школ, переводом их на более высокий уровень – уровень социализации (усвоения и активного воспроизведения социального опыта), началом работы классов углубленной социальной и профессиональной подготовки при полном отсутствии разработанного содержания обучения и его методического обеспечения. В процессе организации работы вспомогательных школ осуществлялась разработка экспериментальных проектов программ. К настоящему времени изданы сборники программ для X–XI классов вспомогательной школы, в которые вошли программы по русскому языку и чтению, белорусскому языку и чтению, математике, элементам экономических знаний, социальному ориентированию. Подготовлены программы по предметам школьного компонента «Компьютерная грамотность», «Человек. Общество. Государство», «Культура семейных отношений», «Элементы бытовой физики и химии», «Элементы иностранного языка», методические рекомендации по организации самостоятельного проживания учащихся с ОПФР X–XI классов. Охарактеризуем подробнее подходы к разработке содержания учебных предметов и видение авторами-разработчиками программ роли предметов учебного плана в социализации учащихся X–XI классов. К концу обучения во вспомогательной школе у учащихся отчетливо проявляются особенности, которые негативно сказываются на овладении учебным материалом. Концентрическое, повторяющееся из года в год изучение одного и того же материала, кажущаяся оторванность изучаемых в школе понятий от жизни значительно снижают интерес к учебе. Кроме того, к концу школьного обучения сменяется ведущая деятельность, начинает строиться новый тип отношений с взрослыми. Это приводит к снижению и без того нестойких и невысоких познавательных интересов, ослаблению учебной мотивации, понижению работоспособности. Поэтому на завершающем этапе общеобразо-вательной подготовки учащихся изучение предметов выполняет несколько иные функции и решает иные задачи. Если в V–IX классах изучение русского и белорусского языков, математики реализует развивающие, коррекционные, образовательные задачи, то в X–XI классах на первый план выступает задача социализации учащихся с ОПФР посредством данных учебных предметов. Поэтому при определении содержания обучения русскому и белорусскому языкам и математике в X–XI классах вспомогательной школь авторы-составители программ (В.П. Гриханов, А.М. Змушко) исходили из того, что изучение этих предметов должно носить социально направленный характер и учитывать потенциальные потребности взрослой жизни будущих выпускников. Обучение языку, математике в X–XI классах вспомогательной школы имеет максимально практически ориентированный характер. Обучение способствует осознанию необходимости овладения грамматическими, математическими навыками, важности их для самостоятельной жизни. Пониманию значимости языковых норм способствует такой отбор текстового материала, который близок и понятен учащимся, который может встретиться им при поступлении на работу, в различных бытовых ситуациях, повседневной взрослой жизни. Степень сложности учебного материала определяется, исходя из конкретных условий работы образовательного учреждения. Важно определить место языка, математики в решении бытовых вопросов семьи, семейного бюджета, при пользовании услугами торговли, транспорта, здравоохранения, в процессе культурного досуга, трудоустройства и т. д. Устанавливаются реальные связи уроков языка и математики с уроками социального ориентирования. Продуктивным следует рассматривать параллельное изучение предмета «Социальное ориентирование» и языка, математики. На уроках языка изучаются социально ориентированные темы. Тематическое содержание уроков позволяет закрепить и повторить освоенный материал, у учащихся возрастают возможности для переноса усвоенных ранее знаний, использования их в новой, несколько измененной ситуации. При изучении языковых тем внимание учащихся акцентируется не на лингвистическом материале, а на текстовом, который связан с жизнью, работой, бытом, как взрослых людей, так и учащихся. Работа над изученными орфограммами, синтаксисом, пунктуацией ведется постоянно и с учетом сложности предложенных для работы текстов. Содержание, структура уроков языка, математики, используемые средства, сочетание методов обучения концентрируются на решении задач социальной ориентировки учащихся (социально-трудовой адаптации и социально-бытовой ориентировки). Уроки языка и математики превращаются, по сути, в продолжение уроков социального ориентирования, профессионального обучения. На них учащиеся рассказывают, производят соответствующие вычисления, записывают то, чем они занимаются в ходе овладения профессиональными и социально значимыми умениями, при этом актуализируются лингвистические и математические сведения, необходимые в данный момент. Обучение математике в X–XI классах направлено на овладение учащимися нормативами житейской компетенции, практикоориен-тированную подготовку к повседневной жизни. Объектом постоянного внимания является обучение учащихся узнаванию чего-либо из ранее изученного, какой математический материал может быть применен в конкретной жизненной ситуации, в новых обстоятельствах (правила вычислений, проверка результатов, алгоритм решения задачи, сравнение величин и т. д.), и моделированию ситуаций применения математических знаний. Таким образом, изучение общеобразовательных предметов, в том числе и математики, в X–XI классах вспомогательной школы отличается следующими особенностями: ü практически ориентированным характером содержания, связью с будущей профессией; ü связью уроков русского языка и математики с уроками социального ориентирования; ü фундаментальностью, (т.е., несмотря на максимальную элемен-тарность, практическую и социальную ориентированность, уроки математики остаются уроками математики, а языка – уроками языка). Одной из составляющих общей культуры человека и социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью, в частности, являются экономические знания. Элементарная экономическая образованность необходима каждому выпускнику вспомогательной школы. Без нее сложно решать вопросы бытового характера, ориентироваться в современном производстве, быть самостоятельным в повседневной жизни. В настоящее время разработано содержание курса «Элементы экономических знаний» с учетом тенденций экономического воспитания учащихся общеобразовательной и вспомогательной школы (В.П. Гриханов). В основе курса – деятельность человека в экономической системе, которая осуществляется в следующих основных сферах: производство, распределение, потребление; в рамках предприятия, домашнего хозяйства, рынка; в процессе выполнения различных ролей: производитель, потребитель, гражданин; на различных уровнях: индивидуальном, региональном. Данный курс ориентирован на формирование у учащихся бытовых и прикладных знаний, умений. Целью курса является расширение возможности приобретения учащимися знаний, умений ориентировки в конкретных явлениях экономического характера, которые качественно улучшат их социальную адаптацию. Элементы экономических знаний рассматриваются как предмет общеразвивающего и социального характера, позволяющий конкретно, практически получить элементарные представления об экономических отношениях человека с окружающим его миром, условиях жизни и деятельности, а также приобрести умения, необходимые для социализации в экономической сфере. Уроки по основам экономики имеют иные структуру и содержание, чем традиционные. Их основу составляет проигрывание конкретных практических ситуаций экономического характера, которые близки, понятны учащимся, определяют повседневную жизнь (быт, работа предприятия, торговли и т.д.), отражают реальные экономические отношения в школе, семье, в поселке, городе, области, республике. Изучение экономического материала происходит во время экскурсий на промышленные, сельскохозяйственные предприятия, объекты торговли; проводятсяделовые, имитационные ролевые игры, анализ ситуаций экономического характера, решение задач. При изучении курса «Элементы экономических знаний» присутствует взаимосвязь в реализации программных требований с другими учебными дисциплинами, в первую очередь такими, как математика, социальное ориентирование, профессионально-трудовое обучение. Такой подход способствует ослаблению трудностей в понимании учащимися экономических явлений, приобретению умений в их практической ориентировке. Интеллектуальные нарушения значительно затрудняют ориентирование человека в окружающем мире, осложняют его адаптацию и интеграцию в социуме. Выработка собственных механизмов ориентирования и функционирования в окружающем мире у школьников с интеллектуальной недостаточностью затруднена, имеет свои специфические особенности и требует создания определенных условий по формированию этих механизмов. Отсюда задачей вспомогательной школы является не только использование возможностей окружения в решении познавательных и воспитательных задач, не только предотвращение и коррекция возможных отрицательных влияний среды, но и объединение по возможности всех влияний, и целенаправленных, и стихийных, испытываемых школьниками. Предмет «Социальное ориентирование», включенный в государственный компонент учебного плана, направлен на решение задач нормализации межличностного взаимодействия учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, с окружающей средой и обучение их адекватному реагированию на окружающие реалии. Автор-составитель программы В.И. Олешкович рассматривает данный предмет как логическое продолжение курса «Социально-бытовая ориентировка», изучаемого в I–IX классах вспомогательной школы. В то же время данный предмет в X–XI классах отличается определенной спецификой. Ориентирование в нормах и правилах различных сфер деятельности требует овладения различными формами и способами обследования окружающей среды, ознакомления с окружающим обществом и системой бытовых, деловых, производственных, личностных и межличностных отношений. Формирование механизмов ориентирования как условия успешной адаптации и интеграции в процессе обучения и воспитания направлено на овладение способами решения социальных и бытовых задач на доступном уровне. В X–XI классах обучение строится с опорой на имеющиеся знания. умения и навыки при изучении новых, а также при расширении и углублении ранее изученных тем. Основным содержанием обучения становятся окружающая среда, реальные жизнь, быт и социум. Экскурсии, практикумы, тренинги, деловые и ролевые игры, взаимодействие с разными людьми, исполнение различных ролей, обыгрывание ситуаций, выбор и определение вариантов последствий выбора являются основными формами работы с учащимися с ОПФР. Сегодня апробируются экспериментальные программы по курсам «Человек. Общество. Государство», «Компьютерная грамотность», «Культура семейных отношений», которые в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки изучаются факультативно. Первый из этих курсов носит во вспомогательной школе характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. В курсе даются и закрепляются лишь основы знаний в этих областях. Однако, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, характерную для этих сфер обществоведческих знаний. Одной из главных задач курса «Человек. Общество. Государство» является создание условий для успешной интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью в социуме на основе повышения их обществоведческой и правовой грамотности, знания своих гражданских прав и обязанностей, умения использовать эти знания в реальных ситуациях. В этой связи обращается особое внимание на необходимость усиления практической направленности курса. Рекомендуется большую часть учебного материала предлагать для осознанного усвоения и закрепления через ролевые игры, практические и лабораторные занятия, построенные на решении проблемных заданий, обсуждении типичных ситуаций; диспуты и т. д. Это будет способствовать формированию у учащихся необходимых социальных компетенций, которые базируются на знаниях, умениях, ценностных ориентациях и общественных нормах. В настоящее время компьютерные технологии используются в различных сферах жизни человека. Их освоение необходимо рассматривать как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, какчтение, письмо, счет и др. Как показывает опыт работы ряда учреждений специального образования, учащиеся 1-го отделения вспомогательной школы могут овладевать элементарными пользовательскими умениями и навыками, что способствует их социальному развитию, становлению и более успешной интеграции в жизнь современного общества. В связи с этим в школьный компонент специального учебного плана введен предмет «Компьютерная грамотность» и разработан экспериментальный проект программы (автор-составитель И.Е. Петкевич). Курс «Компьютерная грамотность» ориентирован на формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умения работать с компьютером, знакомство с его возможностями и сферой применения. В ходе освоения данного курса предполагается, что учащиеся овладеют тем минимумом знаний и умений, который позволит им на конечном этапе обучения самостоятельно выполнять определенные операции и использовать простейшие компьютерные программы. Обучение пользованию компьютером предполагает и усвоение определенных теоретических сведений, специальных понятий и терминов как правило, на английском языке (word, enter и т. д.), что является для учащихся с интеллектуальной недостаточностью довольно трудным, а в отдельных случаях и невозможным. Поэтому основой овладения компьютерной грамотностью являются практические, а в ряде случаев и тренировочные занятия, направленные на изучение и отработку последовательности тех или иных действий (порядок включения и выключения компьютера, использование манипулятора «мышь» и др.). Для повышения мотивации учащихся к овладению новыми знаниями и умениями могут использоваться простейшие компьютерные игры. Необходимо осуществлять тщательный отбор компьютерных игр, которые будут применяться в качестве практических заданий. При этом исключаются игры с признаками агрессии, жестокости, насилия. Положительная нравственная направленность компьютерных игр и их соответствие психическим и физиологическим особенностям учащихся являются обязательным условием их использования в учебном процессе. Автором-разработчиком программы рекомендуется избегать большого количества значков на рабочем столе компьютера, так же как излишне насыщенных фоновых изображений. Изображения, имеющие четкие очертания и высокую контрастность с фоном рабочего стола и документов, идентифицируются и воспринимаются значительно лучше. Форма и размеры курсора, его цвет, контрастность также настраиваются в соответствии с особенностями учащегося. Сочетания ряда раздражителей при актуализации одного и того же объекта (демонстрация изображения, звуковой сигнал, письменное обозначение данного объекта) будет способствовать процессу его распознавания. По мере овладения учащимися пользовательскими умениями и навыками рекомендуется использование компьютера не только на уроках по предмету «Компьютерная грамотность», но и на уроках по другим предметам. Проведение такого рода занятий будет способствовать автоматизации навыков работы на компьютере и получению учащимися дополнительных знаний по предметам, способствующим их социализации, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса. Курс «Культура семейных отношений» для учащихся X–XI классов направлен на подготовку к самостоятельной и независимой жизни, воспитание нравственно-правовой зрелости личности в контексте компетенции в семейно-бытовой сфере. Проблема подготовки школьников к семейной жизни рассматривается как составная часть целостного процесса нравственного формирования личности и включает ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический (И. В. Зыгманова). Цель данного курса – закрепление знаний о браке и семейной жизни, формирование у учащихся готовности к семейной жизни. Задачи курса: ► формирование знаний о психофизических процессах полового созревания, гигиене пола, половых отношений; ► формирование нравственных позиций и установок в вопросах брачно-семейных взаимоотношений; ► подготовка к ответственному супружеству, родительству; выработка оптимальных репродуктивных установок; ► закрепление представлений о здоровом образе жизни; ► развитие у учащихся уверенности в своих возможностях и способностях принимать правильные решения, преодолевать жизненные сложности, строить адекватные взаимоотношения в социально приемлемых вариантах. Пропедевтикой при обучении культуре семейных отношений являются предметные области «Человек и мир», «Биология», «Социально-бытовая ориентировка», факультативные занятия школьного компонента учебного плана. При изучении предмета осуществляется тесная связь с уроками социального ориентирования и элементов экономических знаний. При проведении уроков культуры семейных отношений учителю необходимо учитывать: ► особенности психосексуального развития и закономерности полового созревания; ► уровень сформированности у учащихся знаний и практических умений, необходимых для будущей семейной жизни; ► особенности родительских семей; ► взаимосвязь учебной и внеучебной работы, школьного и семейного воспитания; ► формы и методы обучения в зависимости от аспекта изучаемой проблемы. В настоящее время разработаны экспериментальные проекты программ школьного компонента «Элементы бытовой физики и химии» и «Элементы иностранного языка», что позволяет говорить о завершении программно-методического обеспечения предметов государственного и школьного компонентов учебного плана классов углубленной социальной и профессиональной подготовки. Анализ подходов к содержанию предметов, изучаемых в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки, а также опыт экспериментальной работы вспомогательных школ позволяют сделать вывод, что содержание предметов направлено на подготовку лиц с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни. При этом учитываются их особенности и возможности, охватываются многие аспекты профессиональной, семейной и бытовой сфер. 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки. До недавнего времени учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью в период обучения в V–IX (ныне VI–X) классах получали обязательную профессиональную подготовку. Такое раннее начало трудового обучения существенно ограничивало возможности учета как медицинских рекомендаций, так и профессиональных интересов учащихся при решении вопроса о рациональном подборе профессии. Более того, вспомогательные школы имели возможность осуществлять подготовку в рамках весьма ограниченного круга профессий. Наиболее распространенными профилями профессионально-трудового обучения были швейное, столярное, столярно-плотничное, слесарное, обувное, штукатурно-малярное, картонажно-переплетное дело и сельскохозяйственный труд. Проводилось также обучение профессиям санитарки, цветовода, озеленителя, рабочих предприятий общественного питания. Обычно вспомогательные школы имели условия для обучения трем–пяти профессиям из указанного перечня, что еще больше ограничивало возможности профессионального выбора. Раннее начало обучения отдельным массовым профессиям было ориентировано на достаточно стабильный рынок труда, который в наше время претерпел серьезные изменения в связи с изменившейся экономической ситуацией. В 1990-е годы неэффективность ранней профессионализации трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью стала очевидной, что заставило задуматься о расширении их общетрудовой подготовки. На современном этапе для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки 1-го отделения вспомогательной школы и специальных групп учреждений профессионально-технического образования. Кроме того, значительная часть учащихся с интеллектуальной недостаточностью стала обучаться в классах интегрированного обучения, что обусловило целесообразность сближения программного содержания их трудового обучения с тем, которое предусмотрено для учреждений общего среднего образования. В 2004 г. Министерством образования Республики Беларусь была утверждена программа «Трудовое обучение» для VI–X классов 1-го отделения вспомогательной школы, определившая переход именно к общетрудовой подготовке учащихся этих классов. Данная программа была разработана с учетом ее реализации в условиях, как вспомогательной школы, так и классов интегрированного обучения. В настоящее время содержание программы уточняется с учетом результатов ее апробации. Цель трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в VI–X классах состоит в их ориентировании на получение профессии в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионально-технического образования или непосредственно на производстве. Выпускники ХI или ХII класса углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения в названных классах, получают справку о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии. В соответствии с указанной целью, задачами трудового обучения являются: ► повышение уровня мотивации трудовой деятельности; ► формирование необходимых в труде положительных качеств личности; ► формирование привычки к труду и трудовой выносливости; ► формирование знаний, необходимых для осознанного усвоения изучаемых технологических операций и приемов их выполнения с учетом требований безопасности труда и санитарно-гигиенических правил; ► повышение уровня развития общетрудовых (интеллектуальных) умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение как важнейшего условия обеспечения целенаправленности и самостоятельности трудовой деятельности; ► овладение выполнением изучаемых технологических операций, формирование двигательных трудовых навыков в процессе обучения трудовым приемам; ► подготовка учащихся к выбору профессии и обеспечение профессионального самоопределения. Реализация указанных задач осуществляется на учебном материале, содержание которого определено с учетом действующих учебных программ школ общего типа, что важно для обеспечения качества трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях не только вспомогательной школы, но и интегрированного обучения. В учебной программе по трудовому обучению предусмотрены разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Обработка тканей», «Обработка продуктов питания», «Растениеводство и животноводство», «Ремесла» и др. Программой предусмотрена также возможность изучения ремонтно-строительных работ. Это позволяет готовить учащихся с интеллектуальной недостаточностью к обучению в учреждениях профессионального образования строительного профиля. Для девочек обязательным является изучение технологии обработки тканей. Мальчиков рекомендуется обучать обработке древесины, но допускается изучение ими технологии обработки ткани вместо обработки древесины, что традиционно практикуется в трудовом обучении разных категорий учащихся. Отметим, что знания и умения в области обработки тканей в будущем могут оказаться и для мальчиков весьма полезными. Из остальных указанных выше разделов, которые рекомендованы для организации трудового обучения, как мальчиков, так и девочек (за исключением обработки металлов), школа выбирает либо один (кроме ремесел) либо два с учетом собственной учебно-материальной базы, производственного окружения, перспектив получения учащимися профессиональной подготовки. Необходимостью решения задач общетрудовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлено и включение в учебную программу разделов «Техническая графика», «Электричество», «Профессиональное самоопределение». Их изучение является обязательным, ноосуществляется в системе занятий по ранее указанным разделам с учетом их содержания. Например, содержание предусмотренных разделом «Техническая графика» упражнений в распознавании технического рисунка, эскиза, чертежа уточняется учителем в зависимости от их проведения с использованием указанных средств наглядности, применяемых на занятиях либо с древесиной, либо с металлами, либо с тканями. Трудовое обучение учащихся VI–X классов с интеллектуальной недостаточностью строится на следующих принципах: ► подчиненность содержания трудового обучения задачам общетрудовой подготовки; ► жизненно-практическая направленность содержания обучения; ► обеспечение вариативности содержания обучения с учетом медицинских рекомендаций, условий месторасположения школы (городская или сельская местность), перспектив дальнейшей профессиональной подготовки; ► обеспечение разноуровневости содержания обучения; ► обеспечение единства основного программного содержания обучения по технологическим операциям во вспомогательной школе, специальных классах и классах интегрированного обучения. Рассмотрим следующие положения, раскрывающие названные выше принципы. Ø Лица с легкой интеллектуальной недостаточностью способны к овладению самостоятельной бытовой трудовой деятельностью, многими массовыми профессиями и самостоятельному труду в обычных трудовых коллективах. Результатами своего труда они могут не только материально обеспечивать свою жизнь, но и заслуживать признание и уважение окружающих. Однако для реализации возможностей включения этих лиц в самостоятельную трудовую деятельность необходимо специально организованное обучение. ► Специальная организация трудового обучения предполагает не только выделение на него большего объема учебного времени, но и специфическое построение учебного процесса с использованием особой типологии уроков. ► Эффективность трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью непосредственно определяется решением задач ослабления и исправления свойственных им недостатков трудовой деятельности. ► Недостатки трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут в определенной мере преодолеваться в процессе специально организованного обучения. ► В процессе трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо создавать специальные условия для развития у них интеллектуальных (общетрудовых) умений трудовой деятельности, к которым относятся умения ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение, применять вычислительные, измерительные и разметочные навыки, использовать накопленный опыт в различных ситуациях, устанавливать в процессе труда причинно-следственные связи. ► Целенаправленное развитие указанных общетрудовых умений позволяет преодолевать основной недостаток трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью – ее низкую самостоятельность. ► Специфика педагогического процесса формирования у учащихся трудовой деятельности предполагает формирование мотивов, необходимых для успешного выполнения трудовых заданий, знаний, общетрудовых умений, двигательных трудовых навыков. ► Обеспечение коррекционной направленности уроков трудового обучения требует специального педагогического руководства деятельностью учащихся на каждом из его этапов. Исходя из анализа особенностей овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью двигательными трудовыми навыками, педагоги придерживаются следующих рекомендаций по их формированию: ► ограничение количества изучаемых на уроке новых приемов труда; ► усиление внешнего контроля со стороны учителя на начальном этапе формирования двигательного трудового навыка; ► выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений; ► увеличение количества упражнений для закрепления формирующегося навыка; ► специально организованное речевое сопровождение выполняемых действий (важнейшее значение имеет активная речь самих учащихся); ► специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся в немедленном обнаружении допускаемых ошибок при выполнении трудового приема, уяснении причин этих ошибок; Коррекционно направленное трудовое обучение имеет целью уменьшить те или иные недостатки в трудовой деятельности умственно отсталых учащихся, приблизить эту деятельность по ее структуре к содержанию к деятельности подростков с нормальным развитием интеллекта. 5. Система профессионального образования лиц с ОПФР. Профессиональное обучение является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития и направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Внимание профессиональному самоопределению учащихся с ОПФР и их профессиональной подготовке уделяется уже в достаточной мере в общеобразовательных учреждениях. Так, например, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах): ü на I ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами; ü на II ступени общего среднего образования ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения учащихся; ü на III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности. Во вспомогательных школах (школах-интернатах): ü в первом отделении осуществляется подготовка к осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечению социальной адаптации и интеграции их в общество; ü во втором отделении ведущей является деятельность по формированию у учащихся социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивающего максимально возможную интеграцию в общество. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке учащихся с ОПФР в системе профессионально-технического образования. Так, в системе профессионально-технического образования Республики Беларусь на период начала 2011/12 учебного года функционирует 9 центров профессиональной и социальной реабилитации, в которых обучается около 2 102 учащихся с особенностями психофизического развития. К ним относятся лица синтеллектуальной недостаточностью, с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата. К этой категории также относятся учащиеся, имеющие инвалидность по общему заболеванию. Важнейшим вопросом организации и методики профессионального обучения учащихся с ОПФР является его дифференциация с учетом реальных достижений каждого ученика и выраженности испытываемых им затруднений в процессе обучения. Наибольшее количество среди учащихся с ОПФР составляют учащиеся с диагнозом «интеллектуальная недостаточность» (около 70 %), которая имеет различные степени выраженности. Так, лёгкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, составляющая 75–89 % от всей популяции умственно отсталых. Диапазон интеллектуальной недостаточности у умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50–69. относительная сохранность внимания, достаточно хорошая способность к выработке стереотипов в условиях систематичности и регулярности повторных действий приводит к формированию необходимых трудовых стереотипов. При данном нарушении доступен широкий круг профессий: слесарь по ремонту сельскохозяйственного оборудования; тракторист-машинист категорий А, Б, В, Д, водитель автомобиля категории С; монтажник санитарно-технических систем и оборудования; столяр, плотник; маляр, штукатур; облицовщик, плиточник; обувщик по ремонту обуви; обувщик по индивидуальному пошиву обуви; оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; овощевод, садовод; цветовод; рабочий зелёного строительства; портной, швея, вышивальщица. Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития, при которой диапазон интеллектуальной недостаточности составляет в показателях IQ 35–49 (около 10 % от общего числа умственно отсталых). При обучении посредством многократного показа с постепенным усложнением задания учащиеся с умеренной интеллектуальной недостаточностью способны выполнять простую практическую работу при тщательном построении заданий, постоянных наблюдениях и указаниях инструктора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.017 с.) |