Развернутая характеристика поэтапных методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развернутая характеристика поэтапных методов обучения



Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, прямые и косвенные функции, сферу применения, прие­мы обучающего взаимодействия; обучающий, развивающий, воспи­тательный результат, возрастной аспект применения и диагности­ческое значение. Сначала подробные характеристики группы ме­тодов этапа восприятия-усвоения. К их числу относятся методы монологически-диалогического изложения и изучения материала:

рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явле­ний и приобретения зрительно-звуковой информации: демонстра­ция и иллюстрация; самостоятельной работы с источниками: изу­чение документов, работа с учебником и книгой, пользование спра­вочной литературой и обучающими машинами.

Рассказ представляет собой монологическую форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. В нем акценти­руется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаи-

мообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, пред­ставления и воображение школьника. В процессе рассказа про­исходит не только усвоение детьми фактов, но обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательно­сти изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений, быта людей разных кон­тинентов, поведения животных и насекомых,— все это обеспечива­ет глубокое и четкое восприятие фактов детьми, необходимых для дальнейшей учебной работы. Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает заинтересовывание учащихся, возбуждение их внимания. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту детей, использование образных сравнений, документов и отрывков художественных про­изведений. В заключение рассказа учитель выявляет понимание детьми сути фактов, их взаимосвязи и взаимообусловленности, диагностирует эффективность обучающего воздействия: наличие в сознании ребенка новых представлений, внутреннего образно-зри­тельного ряда как основы мыслительной деятельности в заданном направлении. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, па­мяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Вос­питательный результат проявляется в формировании у школьников устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ мо­жет быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект дает в обучении млад­ших школьников, накапливающих материал и склонных к образ­ному мышлению.

Объяснение учителя или учащихся — также монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучае­мого события или явления, его места в системе связей и взаимо­зависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция за­ключается в раскрытии с помощью логических приемов, убеди­тельной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происходит обучение уча­щихся формально-логическому и диалектическому мышлению, уме­нию аргументировать и доказывать защищаемые положения. По­этому к объяснению чаще всего прибегают при изучении теорети­ческого материала различных наук, решении физических, химиче­ских, математических задач, теорем; при раскрытии конкретных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формирования задачи, сути проблемы, вопроса; последо­вательного раскрытия причинно-следственных связей, аргумента­ции и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии с привлечением ярких примеров. Обучающе-познаватель­ный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном пони­мании учеником сути явления, его закономерных связей и зависи-

мостей. Диагностическое значение объяснения состоит в том, что его эффективность прямо зависит от того, насколько четкую ин­формацию о глубине постижения истины учеником получит учи­тель и на этой основе произведет коррекцию в усвоенных знаниях. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредоточиваться на выявлении главного и существенного. Вос­питательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, выявлять в изучаемом ма­териале главное и отделить его от несущественного, второстепен­ного. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного ма­териала и возрастающими интеллектуальными возможностями не­обходимость в объяснении становится все более настоятельной.

Беседа педагога с детьми — диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и доста­точных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь сообщением фактов в целях обобщения их учителем. А может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекаю­щим их в эвристический, творческий процесс. Педагогическая функция беседы в том и состоит, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов

и обобщений.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопро­сов, гибкости в их уточнении и развитии. Опытные педагоги, в целях активизации учебного процесса, включают элементы беседы в рассказ и объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знания школьниками, в активизации их жизнен­ного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется в форми­ровании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, становлению комму­никативной способности. Беседа как метод обучающего взаимодей­ствия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Лекция — монологический способ изложения учебного материа­ла и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она пред­полагает использование в разнообразных пропорциях и изложение

фактов, объективных связей, опосредований между явлениями и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве вос­приятия — усвоения материала слушателями. Лекция представ­ляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуаль­ного наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. В условиях средней школы она применяется в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Характер учебного материала этих дисциплин, необходимость обстоятельных объяснений, изменения теории, фактов, событий, крупных обобщений, требует огромной творческой активности от учителя, длительного монологического самопроявления. Техноло­гия лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выде­ление и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуж­дения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции проявляются в воз­можности обеспечить законченность и целостность восприятия-ус­воения школьниками объемного учебного материала в его логиче­ских опосредствованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект лек­ции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, восхождения учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспи­тательном смысле лекция формирует у ребят трудолюбие, устой­чивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое. Лекционная методическая система используется в работе со старшими школь­никами, готовыми в физиологическом, психическом и интеллекту­альном отношениях к сравнительно длительному трудовому на­пряжению.

Этап восприятия-усвоения включает в себя группу методов, действующих на визуальной и звуковоспроизводящей основе. Об­ладая относительной самостоятельностью, эта группа методов ча­ще всего используется как вспомогательная, углубляющая и рас­ширяющая познание школьников в процессе рассказа, объяснения, лекции, беседы.

Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия приме­няется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого, и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном вос­создании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаи­модействий для подтверждения теоретических положений. Она по­могает привести в состояние активности все анализаторы и свя­занные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая

основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе препо­давания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации исполь­зуются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фраг­менты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведе­ний; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого пред­мета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и ка­чество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с ак­тивизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслитель­ных процессов. Воспитательное значение использования иллюстра­тивного материала состоит в формировании у учащихся визуаль­ной и слуховой культуры. В диагностическом отношении исполь­зование иллюстрации дает учителю обильную обратную информа­цию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.

Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производ­ственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем. Демонстрация как метод обучения обеспечивает вос­приятие учащимися сложных явлений действительности в их ди­намике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана. Обеспечение основатель­ного, глубокого первичного восприятия учебного материала дости­гается демонстрацией учебных и художественных фильмов,-их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в при­роде и обществе. Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Развивающее значение демонст­рации заключается в расширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания. Воспитательный эффект — в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение идейной сути изучаемого материала. Де­монстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащи­мися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагно­стировать процесс усвоения знаний школьниками.

В группу методов восприятия-усвоения входят также способы самостоятельного, под руководством учителя, добывания детьми учебно-научной информации. К ним относится самостоятельная

работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером. Она представляет собой способ подготовки отсроченного обучаю­щего взаимодействия учителя и ученика на основе самостоятель­ного первичного восприятия и усвоения школьником учебного ма­териала. Функция самостоятельной работы состоит в обучении школьников умению извлекать и отбирать факты, делать собст­венные обобщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные знания. Она готовит ребенка к непре­рывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни. Методы самостоятельной работы с разнообразными источниками информации могут быть использованы при изучении любого предмета как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях или в досуговой деятельности детей, в тесной взаимосвя­зи с другими методами. Это особенно важно потому, что самосто­ятельная работа школьников в учебном процессе служит подгото­вительным этапом к их совместной с учителями аналитической, корректирующей, контролирующей деятельности по усвоению материала. Обучающий результат самостоятельной работы выра­жается в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект этого метода обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит вос­питание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, приле­жание, дисциплинированность, ответственность. Посильное вклю­чение детей в самостоятельную работу полезно в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском. В диагностическом аспекте самостоятельная работа учащихся особенно информативна, по­скольку с наибольшей полнотой и ясностью проявляет истинную картину усвоения детьми знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.

Рассмотренные методы обеспечивают в основном начальный этап процесса обучения: восприятие-усвоение, формирование в со­знании и нервной системе учащихся устойчивых стереотипов в знаниях, умениях и навыках, составляющих фундамент внутрен­него движения к новому этапу — усвоению-воспроизведению учеб­ного материала. Методы этапа усвоения-воспроизведения состав­ляют три подгруппы: собственно воспроизведения, к которой отно­сятся проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, учебный лабораторный поиск-эксперимент; закрепления: упражнение, вза­имообучение, опорный конспект и целенаправленное самостоятель­ное усвоение школьниками неорганизованной, свободной информа­ции ЦУНИ; диагностики и получения обратной информации: опросно-ответный, контрольно-проверочные работы, зачетно-экзаменаци­онный контроль.

Первая подгруппа — методы собственно воспроизведения. Проблемная ситуация в учебном процессе создается постановкой перед детьми учебно-познавательной задачи, требующей для сво­его решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние

повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью учителя. Глав­ная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспе­чить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечения умственных сил детей в состо­яние деятельности. Этот метод знакомит школьников с основами диалектического мышления, с противоречием как объективным явлением, органично присущим всем изучаемым предметам. В струк­туру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, гипотез, недоказанных утверждений, задания по обоснованию теоретических положений, концепций, по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений, по обнаружению противоречий и изысканию способов их разрешения. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний учащимися. Разви­вающий эффект обнаруживается в повышенной сообразительности школьников, их способности понимать противоречия, высказывать гипотезы, давать обоснования, предвидеть результат, находить ре­шения. Одновременно у учащихся воспитывается стремление к настойчивому преодолению трудностей. Простейшие проблемные ситуации создаются учителем уже в работе с младшими школь­никами. Но широкое использование метода наиболее эффективно в средних и старших классах. Диагностическое значение проблем­ной ситуации трудно переоценить. Именно в ней проявляются знания детей, их находчивость, сообразительность, важнейшие черты характера, познавательная активность или пассивность. Все это позволяет педагогу эффективно корректировать организацию

учебной деятельности школьников.

Игровая ситуация способствует вовлечению детей в условную,

увлекательно-развлекательную деятельность,обладающую большим внушающим, суггестивным воздействием, содержащую изучае­мые знания, умения и навыки. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки вос­произведения знаний, облегчающей усвоение материала, оказыва­ющей внушающее воздействие. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические.состояния пере­живания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стиму­лы, влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений; хозяйствен­ные отношения на уроках математики; драматизированные отно­шения героев на уроках литературы и истории; пресс-конференции при изучении современных проблем политики, обществоведения. Элементы игры могут быть введены в любую форму обучения как часть в целое. Вместе с тем игра может быть основной и ведущей формой учебного процесса, которая используется, например, при изучении иностранных языков суггетивной педагогикой. Обучаю­щее значение игры состоит в облегчении усвоения детьми сложного

 

 

материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной увлека­тельной формы его воспроизведения. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, естественного включения сво­бодных творческих сил школьников в процесс воспроизведения — усвоения учебного материала. В воспитательном отношении игра помогает учащимся преодолевать внутреннюю неуверенность, спо­собствует самоутверждению, раскрепощенному, наиболее полному проявлению своих сил и возможностей. Можно считать педагоги­ческим предрассудком, будто учебная игра—удел младших школь­ников. Успешное проникновение в учебный процесс деловых, роле­вых и ситуативных игр требует расширения использования игры в обучении старших школьников. Диагностический смысл игры в том, что позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, рас­крепощенном проявлении, получить информацию о его воображе­нии, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, о само­чувствии в коллективе.

Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъ­ективные точки зрения по изучаемому вопросу. Дискуссия выпол­няет учебную функцию предварительной подготовки сознания уча­щихся к усвоению теории, идей, закономерностей, обобщений, ис­тины. Она создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психо­логическое напряжение, что способствует глубокому проникнове­нию школьников в истину и прочному ее усвоению. Одновременно обеспечивается вовлечение всех учащихся в активное взаимодей­ствие, превращение их в субъект познавательной деятельности. В любом учебном предмете имеется материал, который может быть подвергнут дискуссионному обсуждению.

Учебная дискуссия нуждается в четкой методической аранжи­ровке и ограничении во времени. Ее участники в своих выступле­ниях не должны выходить за рамки 1,5—2 минут. А окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса. Дискуссия в учебном процессе, как пра­вило, является элементом обучающего взаимодействия, а не само­стоятельной формой обучения. Обучающее значение дискуссии со­стоит в том, что она создает оптимальное условие для преду­преждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения ими изу­чаемого материала. Развивающий эффект дискуссии — в напря­жении всех психических сил детей, в овладении ими приемами аргументации, научного доказательства. Воспитательный резуль­тат участия школьников в дискуссиях проявляется в формирова­нии у них стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Дискуссия позво­ляет учителю диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость,

умение слушать других, соблюдать правила спора, а "также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на товарищей. В условиях демократии и гласности все это приоб­ретает особый смысл.

Учебный лабораторный эксперимент является методом обуча­ющего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизве­дения ими в условиях учебной лаборатории естественных процес­сов и результатов, полученных ранее наукой. Таким путем обес­печивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процес­сах в природе и на производстве, их результатах. Личное участие школьников в воспроизведении различных процессов в лабора­ториях создает условия для проявления ими самостоятельности, для организации деловых обсуждений, принятия совместных ре­шений. Этот метод применяется прежде всего при изучении пред­метов естественного цикла—биологии, физики, химии.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, по­каз отдельных элементов исполнения, выполнение работы детьми с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное осуж­дение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями. Обучающе-развивающий эффект лабораторной работы проявляется в активной мобилизации учащимися своих творческих сил, в выработке умения подходить к изучаемому объекту с раз­личных исследовательских позиций. Воспитательное значение ла­бораторных занятий обнаруживается в познавательной активности школьников, их самостоятельности, ответственности за ход и итоги

опытной работы.

В диагностическом аспекте участие школьников в лабораторной

работе дает учителю богатую информацию не только о степени их теоретической подготовленности, но и об умении применять знания

на практике.

Вторая подгруппа — методы закрепления.

Закрепление знаний, умений и навыков в учебном процессе представляет собою такой этап воспроизведения изучаемого ма­териала, в результате осуществления которого он становится проч­ным, органичным достоянием сознания, мышления, памяти, нерв­ной системы учащихся.

Упражнение, по существу, есть единственный способ система­тической и эффективной отработки умения или навыка путем рит­мично повторяющихся умственных действий, манипуляции, прак­тических операций в процессе обучающего взаимодействия уча­щихся с учителем или в специально организованной индивидуаль­ной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и на­выки, обеспечить ему возможность умелого практического дейст­вия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает возмож­ность овладения прочными умениями и навыками. Упражнения

 

 

являются обязательной частью любого изучаемого детьми пред­мета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщатель­ный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необ­ходимых для образования навыка, мыслительных операций с по­степенным их усложнением, повышением уровня трудности, добав­лением элемента индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение упражнения. В заключитель­ной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вносят поправки.

Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Вос­производящие способствуют выработке и закреплению навыка или умения, творческие — совершенствованию способностей и дарова­ний детей. Обучающий результат упражнений проявляется в во­оружении системой приемов, способов практического действия в интеллектуальной, физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования разнообразных способностей. Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объ­ективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо за­висит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.

Взаимообучение — специфический метод обучения взаимодейст­вия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способ­ностей и заключающийся в обмене основной, дополнительной изу­чаемой информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Педагогическая функция вза­имообучения состоит в развитии активности и самодеятельности учащихся на уроках, в совершенствовании усвоения учебного ма­териала, в стимулировании интереса к учению возможностью ис­полнения роли учителя. Парное взаимообучение позволяет каждо­му школьнику попеременно исполнять роль учащего и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету для группы товарищей по классу. Коллективное взаимообучение предполагает поочеред­ное выступление консультантов по специальным вопросам перед коллективом всего класса. В отдельных случаях наиболее осве­домленные в той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний взаи­модействующих партнеров, а также консультанта и консультируе-

мого. Одновременно дети обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно специально для обучающего общения и осуществления функций консультанта.

Взаимообучение способствует интенсивному психическому раз­витию школьников, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования. Воспитательное значение вза­имообучения проявляется в формировании у школьников чувства коллективизма, собственного достоинства, товарищеской взаимо­помощи, самоутверждения. Ребята стремятся добиться успеха в обучении, завоевать право быть консультантом, утвердить свое положение в коллективе, встать вровень с тем, кто занимает по­зиции лидера по освоению знаний, умений, навыков. В возрастном аспекте взаимообучение, при активной помощи учителя или стар­шеклассников, возможно и в младших классах. Однако продук­тивное парное или групповое обучающее взаимодействие наиболее эффективно прежде всего в среде подростков и старших школь­ников. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесо­образно, если включено в систему других методов, интенсивно взаимодействует с ними. В диагностическом аспекте взаимообуче­ние активно помогает учителю в деле распознания интересов, склонностей, способностей, увлечений учащихся, осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.

Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимо­действие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «разверты­вания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Уче­ническая шпаргалка составляется на тех же принципах и пред­ставляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое приме­нение опорный конспект получил в опыте учителя В. Ф. Шатало­ва. Функция этого метода состоит в обеспечении учебного процесса эффективными подсобными средствами с кодированным изучае­мым материалом, способствующими его прочному усвоению и точ­ному воспроизведению. Составление опорных конспектов органи­зует самостоятельную работу учащихся под руководством педаго­га. Метод широко применим при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математи­ческого, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увле­чение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может схематизировать, формализовать знания, привести к их без­думному механическому усвоению. Кодирование учебного материа­ла осуществляется в условных формулах, схемах, таблицах, отра­жающих сущность явлений, их взаимозависимости, закономерно­сти, хронику событий.

Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность раз­вертывать учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за

счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей де­ятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свер­тывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по со­ставлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность одолеть, освоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Метод эффективен, начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают кон­спектированием, умением кодирования, составления графиков, схем, таблиц. Старшеклассники, владея первичными навыками кодирования, вовлекаются в систематическую работу с опорным конспектом, методом, необходимом в системе непрерывного обра­зования, в повышении квалификации и самообразования, переучи­вании на другую профессию.

Целенаправленное усвоение неорганизованной информации (ЦУНИ) стало возможным в современных условиях как способ накопления учащимися сведений, извлекаемых из средств массо­вой информации по заданной учителем теме, с последующим ее воспроизведением на различных этапах обучения. Функция осмыс­ления неорганизованной информации заключается в том, чтобы активно использовать в учебно-познавательном организационном процессе информационную среду, циркулирующие знания, которые учащиеся в изобилии получают вне школы с помощью средств массовой информации. Взаимосвязь и взаимодействие между орга­низованным школьным обучением и стихийным познанием необхо­димо расширять и вводить в рамки процесса обучения путем целенаправленного сбора учащимися фактов по той или иной изу­чаемой теме из газет, научно-популярных журналов, специальных телевизионных учебных программ, из передач типа «Клуб путеше­ственников», «В мире растений»: «В мире животных», «От шест­надцати и старше», «Информационнные выпуски», «9-я студия», «Международная панорама», из радиопередач и кинофильмов, книг, театральных постановок, из художественных выставок и кон­цертов. На основе сведений, полученных из этих источников, уча­щиеся могут готовить краткие сообщения, рефераты, доклады, делать специальные дополнения к рассказам учителя и ответам учащихся. Обучающий результат метода ЦУНИ проявляется в расширении кругозора школьников за счет целенаправленного анализа и организации свободной стихийной информации. Разви­вающий эффект достигается за счет включения всех интеллекту­альных сил в процесс свободного самостоятельного познания. Вос­питательное значение анализа учащимися неорганизованной ин­формации состоит в укреплении убеждений, в моральной подго­товке к непрерывному самообразованию. В возрастном аспекте, с учетом возможностей, метод ЦУНИ применяется уже в работе с младшими школьниками. Но во всей полноте широко используется как способ привлечения дополнительной информации в учебный процесс в старших классах. Диагностическое значение ЦУНИ в

том, что оно раскрывает перед учителем картину адаптированно-сти учащихся к информационной среде, их способности извлекать из нее полезные знания, развиваться в этой среде и применять в жизни навыки самообразования, творческого освоения действи­тельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.047 с.)