Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции, структура школьных программ и учебников

Поиск

 

Программа учебного предмета средней общеобразовательной школы представляет собою государственный документ, очерчива­ющий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих ус­воению учащимися. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок тео­рий, событий, фактов. В программе обусловлена структура распо­ложения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися есть основной критерий успешности и эф­фективности процесса обучения. Типовая программа очерчивает

наиболее обобщенный круг общеобязательных знаний, умений и навыков.

Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний:

специалистов конкретной науки, определяющих основной круг зна­ний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного

усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе акку­мулирован историко-педагогический опыт, отражены требования достижений педагогической и психологической наук. Критерием совершенства является успешная учебно-воспитательная практи­ка. По мере развития общества, научно-технического прогресса, педагогической науки периодически возникает необходимость пе­ресмотра содержания образования, заложенного в программах.

Помимо задач обогащения учащихся знаниями, умениями и навыками, можно отметить две наиболее важные функции учебных программ—содержательная, идейно-воспитательная, состоит в том, что знания, включенные в программы, направлены на фор­мирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Взаимосвязь и взаимодействие программ по отдельным предметам, а также интегративные программы создают общую и единую ми­ровоззренческую, научную картину мира, формируют духовно-цен­ностное отношение к явлениям реальной действительности.

Вторая функция программ — организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и дина­мичных форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной инфор­мации.

Общая структура программы содержит в основном три элемен­та. Первый — объяснительная записка или введение, определяю­щее основные воспитательные, образовательные, развивающие за­дачи, исходные научные позиции преподавания. Второй — собст­венно содержание образования: основные темы, обязательные уме­ния и навыки. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений и навыков. Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обуслов­ливает вариативность программных структур. Так, в структуре программы по алгебре для 7-го класса фигурируют: тема, прак­тическая работа, требования к знаниям и умениям учащихся, меж­предметные связи. Программа по химии для 9-го класса включает тему, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия, экранные пособия. Обществоведение в 10-м классе: тема, повторение, основные понятия, законы, межпредмет­ные связи, опорные понятия. Биология, 7-й класс: тема, межпред­метные связи, демонстрации, лабораторные работы, экскурсия, экранные пособия. Труд в 8-м классе: тема («Обработка метал­лов»), примерный перечень изделий, технико-технологические све­дения, межпредметные связи с курсом физики, практические работы, демонстрации. Изобразительное искусство, 3-й класс:

практическая работа (композиционная деятельность, цвет, форма, пропорции, конструкции, пространство); восприятие (эстетическое восприятие действительности, восприятие искусства); основные требования к знаниям и умениям учащихся, демонстрации, меж-

предметные связи. Наконец, музыка, 5-й класс. Требования к зна­ниям, умениям и навыкам учащихся, слушание музыки, хоровое пение, пение по нотам, импровизация, движение под музыку, меж­предметные связи. Каждая структура программы в ее специфике призвана обеспечить эффективное формирование обязательных знаний, умений и навыков по данному предмету.

Особое значение в системе общего среднего образования при­дается формированию общих учебных умений и навыков, что обус­ловило необходимость создания специальной программы.1 В ней с последовательным развитием и усложнением для каждого класса рассматриваются 4 группы умений и навыков. «Учебно-организа­ционные умения и навыки предполагают овладение учеником:

а) способами выполнения каждого компонента учебной деятельно­сти (учебной задачей, учебными действиями, самоконтролем и са­мооценкой), а также способами самостоятельного перехода от од­ного компонента или этапа учебной работы к другому; б) спосо­бами внешней организации своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.); в) способами передачи знаний своим товарищам по классу или младшим школьникам. Учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя способы выполнения мыслительной дея­тельности, постановки и решения проблем, а также приемы логи­ческого мышления (на основе формальной и диалектической логи­ки). Учебно-информационные умения и навыки заключаются в ов­ладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информации, ее хранения. Учеб­но-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учени­ком способами построения устной и письменной речи в зависимо­сти от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстником) в ходе учебной работы». Овладение этими группами умений и навыков позволяет не только обеспечить активность детей в ходе учебных занятий, но и создать условия для их самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем.

Важнейшим элементом содержания и организации учебного процесса является школьный учебник. По своему содержанию и структуре он обязательно соответствует программе по данному предмету. Учебник содержит изложение основ наук и одновремен­но организует самостоятельную деятельность школьников по усво­ению учебного материала, учит учиться. К нему предъявляются серьезные требования. Он должен быть краток, лаконичен, содер­жать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он одновременно должен содержать изложение подлинной науки, быть доступным детям, учитывать особенности их интересов, вос­приятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практи-

Воспитание ученика. Книга для учителя.—М., 1990.—С. 77—91.

ческий интерес, потребность в знаниях и практической деятельно­сти. Учебник отражает в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета. Хороший учебник инфор­мативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообра­зованию и творчеству.

Текст учебника, формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое зна­чение имеет не только популярность, но и увлекательность, про­блемность изложения, его способность возбуждать интерес и за­ставлять думать. На помощь здесь приходит искусство слова. Материал любой науки, даже математики и физики, не говоря уже о биологии, истории, географии или литературе, может быть изложен с привлечением художественных образов. К этому при­мыкают и требования эстетического оформления учебника, кото­рые тесно переплетаются с гигиеническими и психологическими требованиями к восприятию материала и работе над ним. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстра­циями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Функции школьного учебника разносторонне определены ис­следователем проблем школьного учебника Д. Д. Зуевым'. К ним относится прежде всего информационная функция — обеспечение детей необходимой и достаточной информацией, формирующей ми­ровоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и прак­тического освоения мира. Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематичного и последовательного из­ложения материала в логике учебного предмета. Функция за­крепления материала и осуществления детьми самоконтроля вид­на в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Суть интегрирующей функции в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Одновре­менно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, на­тура). Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-цен­ностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мысли­тельная активность, творческая способность. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения

' Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1983.— С. 59 и далее.

и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Работа с учебной книгой — такой же важный элемент процесса обучения, как объяснение учителя, лабораторные и практические занятия, ответы учащихся. Усвоение материала учебника школь­никами, развитие у них навыков самообразования организуется передовыми учителями на уроках, в процессе лабораторных заня­тий, на семинарах, в домашних условиях. Работая с учебником самостоятельно, ученик развивает свою способность чтения, совер­шенствует память, учится излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять изучаемый текст с привлечением дополни­тельной литературы.

Структура учебника включает в себя текст как главный ком­понент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д. Д. Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествова­ния, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Таким образом, программы учебных предметов и учебники яв­ляются важнейшим элементом содержания образования и органи­зации процесса обучения. Они определяют круг знаний, умений и навыков, с их помощью обеспечивается формирование духовной сущности детской личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.14.150 (0.009 с.)