Типы и структура форм организации творчески-практической и физкультурной деятельности школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и структура форм организации творчески-практической и физкультурной деятельности школьников



Третья группа форм обучения обеспечивает организацию твор­ческих, учебных, художественных, технических и физкультурно-спортивных занятий. Увеличение у людей свободного времени мож­но рассматривать не только как показатель общественно-экономи­ческого прогресса, увеличения богатства общества, но и как своеобразную необходимость. Свободное время предоставляется человеку обществом для развития творческих сил в интересах общества и всестороннего развития собственной личности. Поэтому обновление общественной жизни требует уделения особого внима­ния развитию форм обучения духовно-творческой, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности детей. С их помощью реализуются занятия искусством, физкультурой, частично наукой и трудом. Вся внеклассная работа, связанная с познавательной деятельностью школьников, формированием профессиональных ин­тересов и потребностей, знаний, умений и навыков, также опи­рается на эти формы обучения.

Основные функции этой группы форм обучения заключаются в обеспечении развития способностей и дарований детской личности и индивидуальности путем вовлечения ее в разнообразные свобод­но избираемые виды деятельности. Они призваны заполнить ду­ховный мир каждого ребенка общественно ценными увлечениями, обогатить духовными ценностями, научить глубоким коллективным и индивидуальным переживаниям, способствовать личностному са­моутверждению. Эти формы позволяют обеспечивать оптимистиче­ский и эмоциональный тон детской жизни, постоянно формировать позитивную жизненную перспективу.

Ведущими формами творческой деятельности являются круж­ки, творческие объединения, студии, факультативы, практические

занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К со­путствующим формам творческой деятельности относятся чита­тельские, зрительские, слушательские конференции, защита само­стоятельных докладов, ученические симпозиумы и диспуты, мас­совые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки 'детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экс­курсии, школьные клубные объединения, соревнования, кон­курсы, олимпиады. Основным системообразующим компонен­том деятельности в этих учебных формах является направляе­мое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуаль­ных интересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глу­биной содержания, созданием психологической установки у уча­щихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Заня­тия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их пред­варительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новы­ми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свобод­ное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопроса­ми, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится гос­подствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе сов­ременной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецен­зии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру Критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством фор­мирования культуры восприятия, воспитания подлинного художе­ственного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития твор­ческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и на­выков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности де-

тей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисо­ванию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать реше­ние учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслу­живают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая ра­бота по искусству и физкультуре становится обязательным про­должением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована.. главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гим­настические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спор­тивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельно­сти способствуют решению задач углубленного, дифференциро­ванного, профильного обучения школьников.

К сопутствующим формам организации обучающей творчески-практической деятельности детей относятся педагогически преоб­разованные формы выявления, открытия и пропаганды научного знания. В старших классах как в учебное, так и во внеурочное время проводятся защита самостоятельных докладов, учебные сим­позиумы, диспуты. Защиту положений доклада осуществляют один или двое учащихся, занимающихся в специальных кружках, твор­ческих объединениях. Его содержание, как правило, связано с проблемами обновления общества, научно-технического прогресса. Докладчики получают обстоятельные консультации учителей, уче­ных, производственников, специалистов в области науки, техники, сельского хозяйства. Учащиеся класса или параллели готовятся к обсуждению объявленной темы, знакомятся с рекомендованной литературой. Из их числа назначаются официальные критики-оп­поненты. На защите докладчики отвечают на замечания критиков и вопросы присутствующих. В обсуждении принимают участие все желающие. В заключение учитель, руководитель кружка, объеди­нения подводит итоги дискуссии. Он оценивает содержание докла­дов, выступления критиков и участников обсуждения.

Учебный ученический симпозиум подготавливается и проводит­ся на заключительном этапе изучения раздела, специальной темы. Это своеобразная форма организации подведения итогов и закреп­ления знаний учащихся. Все школьники получают тему для кратких выступлений, которые готовятся ими в письменном виде. На сим­позиуме вначале выступает учитель, формулирующий общую проб­лему. Затем следуют докладчики, выступления всех желающих и ответы на вопросы участников. В заключение учитель подводит

итоги, делает обобщения по теме, оценивает выступления, актив­ность учащихся, выставляет отметки.

Диспут как сопутствующая форма учебной работы помогает усилить проблемный, творческий характер обучения. Его органи­зуют в случае необходимости углубленного изучения вопросов, органично связанных с изученными темами, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов, законов, событий. Форма публич­ного спора особенно эффективна при усвоении детьми гумани­тарных предметов, освоения нравственно-эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Старшеклассники спорят о досто­инствах литературного героя, о новых подходах к оценке исто­рических событий и отдельных исторических деятелей, отстаивают свои точки зрения относительно значимости отдельных произведе­ний и изобразительного искусства, защищают свои позиции по вопросам любви, этики и психологии семейной жизни.

Диспут может предварять или завершать изучение темы. Мне­ния учащихся становятся для учителя либо отправным пунктом в изложении нового материала, либо предметом критической оценки. Подготовка к диспуту начинается с постановки проблемы. Учащи­еся знакомятся с дополнительной литературой, консультируются с педагогом. Вступительные сообщения школьников выражают противоположные позиции и оценки, побуждают ребят к изложе­нию и отстаиванию своего мнения. Полемика завершается оценоч­ным и разъясняющим выступлением педагога. Учитель делает педагогические наблюдения, учитывает для дальнейшей воспита­тельной работы уровень мышления и позиции своих учеников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разно­образные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники вни­мательно знакомятся с художественным произведением и проду­мывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и.вы­ступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важней­ших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в об­ласти труда, изобразительной деятельности, краеведческих и ту­ристических походов. Большое образовательно-воспитательное зна­чение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках высту­пают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, орга­низуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного вни­мания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели дет-

ской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

В качестве вспомогательных форм творческо-практического обучения в учебно-воспитательном процессе используются различ­ного рода соревнования, конкурсы, олимпиады, неформальные объ­единения по интересам, познавательные экспедиции. Соревнование в' усвоении детьми знаний, умений и навыков, как убеждают ис­следования и практический опыт, допустимо и эффективно лишь в условиях внеклассной познавательной деятельности, направленной на стимулирование интересов, способностей, дарований. Как форма организации таких разнообразных видов деятельности, соревнова­ние порождает полезную активность среди учащихся. Так, физкультурно-спортивные соревнования внутри школьного класса, параллели, школы и между школами дают-возможность закрепить полезные умения и навыки достигнутым успехом, пропагандиро­вать в детской среде физкультуру, спорт, здоровый образ жизни. Воспитательно-оздоровительный эффект соревнования зависит от тщательной подготовки, внимательного учета возможностей и со­стояния здоровья каждого ребенка.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии—дейст­венная форма развития талантов, выявления творческих возмож­ностей детей и их дарований. Подведение результатов таких кон­курсов, оглашение имен победителей происходит публично в тор­жественной обстановке.

В учебном процессе, в качестве вспомогательной формы, ис­пользуются объединения детей по интересам. Например,.изучение некоторых тем по географии может быть организовано и проведено как заседание клуба путешественников с заслушиванием самосто­ятельно подготовленных ребятами обобщений, выступлений специ­алистов, с просмотром документальных кинопрограмм, зачитыванием выдержек из записок путешественников и очевидцев. Занятие по зоологии или ботанике может быть проведено как семинар с участниками объединений «В мире животных», «В мире растений», непосредственно на животноводческой ферме, звероферме, в поле, саду или на огороде. Инициаторами таких занятий и главными действующими лицами являются школьники-специалисты, активи­сты клубов объединений по интересам. Они рассказывают о жизни животных и растений, показывают результаты своих опытов и наблюдений. Участники семинара делают записи, задают вопросы, делятся впечатлениями.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорно­го, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологи­ческой обстановки, вопросам развития производительных сил.

Вспомогательные формы организации обучения дают возмож-

ность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои твор­ческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополни­тельную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспи­тывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К вспомогательным формам обучения предъявляется ряд на­учно обоснованных требований:

— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогаще­нию,, творчеству и физическому развитию детской личности;

— в их использовании необходимо сочетание обязательности, са­модеятельности и добровольности, в котором увлекательность яв­ляется исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развле­кательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа то­варищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивиду­альности;

— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолю­бия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографиче­ском, литературном, музыкальном творчестве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.016 с.)