Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и структура форм организации творчески-практической и физкультурной деятельности школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Третья группа форм обучения обеспечивает организацию творческих, учебных, художественных, технических и физкультурно-спортивных занятий. Увеличение у людей свободного времени можно рассматривать не только как показатель общественно-экономического прогресса, увеличения богатства общества, но и как своеобразную необходимость. Свободное время предоставляется человеку обществом для развития творческих сил в интересах общества и всестороннего развития собственной личности. Поэтому обновление общественной жизни требует уделения особого внимания развитию форм обучения духовно-творческой, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности детей. С их помощью реализуются занятия искусством, физкультурой, частично наукой и трудом. Вся внеклассная работа, связанная с познавательной деятельностью школьников, формированием профессиональных интересов и потребностей, знаний, умений и навыков, также опирается на эти формы обучения. Основные функции этой группы форм обучения заключаются в обеспечении развития способностей и дарований детской личности и индивидуальности путем вовлечения ее в разнообразные свободно избираемые виды деятельности. Они призваны заполнить духовный мир каждого ребенка общественно ценными увлечениями, обогатить духовными ценностями, научить глубоким коллективным и индивидуальным переживаниям, способствовать личностному самоутверждению. Эти формы позволяют обеспечивать оптимистический и эмоциональный тон детской жизни, постоянно формировать позитивную жизненную перспективу. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, ученические симпозиумы и диспуты, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки 'детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений. Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру Критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса. Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности де- тей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации. Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована.. главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников. К сопутствующим формам организации обучающей творчески-практической деятельности детей относятся педагогически преобразованные формы выявления, открытия и пропаганды научного знания. В старших классах как в учебное, так и во внеурочное время проводятся защита самостоятельных докладов, учебные симпозиумы, диспуты. Защиту положений доклада осуществляют один или двое учащихся, занимающихся в специальных кружках, творческих объединениях. Его содержание, как правило, связано с проблемами обновления общества, научно-технического прогресса. Докладчики получают обстоятельные консультации учителей, ученых, производственников, специалистов в области науки, техники, сельского хозяйства. Учащиеся класса или параллели готовятся к обсуждению объявленной темы, знакомятся с рекомендованной литературой. Из их числа назначаются официальные критики-оппоненты. На защите докладчики отвечают на замечания критиков и вопросы присутствующих. В обсуждении принимают участие все желающие. В заключение учитель, руководитель кружка, объединения подводит итоги дискуссии. Он оценивает содержание докладов, выступления критиков и участников обсуждения. Учебный ученический симпозиум подготавливается и проводится на заключительном этапе изучения раздела, специальной темы. Это своеобразная форма организации подведения итогов и закрепления знаний учащихся. Все школьники получают тему для кратких выступлений, которые готовятся ими в письменном виде. На симпозиуме вначале выступает учитель, формулирующий общую проблему. Затем следуют докладчики, выступления всех желающих и ответы на вопросы участников. В заключение учитель подводит итоги, делает обобщения по теме, оценивает выступления, активность учащихся, выставляет отметки. Диспут как сопутствующая форма учебной работы помогает усилить проблемный, творческий характер обучения. Его организуют в случае необходимости углубленного изучения вопросов, органично связанных с изученными темами, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов, законов, событий. Форма публичного спора особенно эффективна при усвоении детьми гуманитарных предметов, освоения нравственно-эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Старшеклассники спорят о достоинствах литературного героя, о новых подходах к оценке исторических событий и отдельных исторических деятелей, отстаивают свои точки зрения относительно значимости отдельных произведений и изобразительного искусства, защищают свои позиции по вопросам любви, этики и психологии семейной жизни. Диспут может предварять или завершать изучение темы. Мнения учащихся становятся для учителя либо отправным пунктом в изложении нового материала, либо предметом критической оценки. Подготовка к диспуту начинается с постановки проблемы. Учащиеся знакомятся с дополнительной литературой, консультируются с педагогом. Вступительные сообщения школьников выражают противоположные позиции и оценки, побуждают ребят к изложению и отстаиванию своего мнения. Полемика завершается оценочным и разъясняющим выступлением педагога. Учитель делает педагогические наблюдения, учитывает для дальнейшей воспитательной работы уровень мышления и позиции своих учеников. Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и.выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях. Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности. Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели дет- ской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами. В качестве вспомогательных форм творческо-практического обучения в учебно-воспитательном процессе используются различного рода соревнования, конкурсы, олимпиады, неформальные объединения по интересам, познавательные экспедиции. Соревнование в' усвоении детьми знаний, умений и навыков, как убеждают исследования и практический опыт, допустимо и эффективно лишь в условиях внеклассной познавательной деятельности, направленной на стимулирование интересов, способностей, дарований. Как форма организации таких разнообразных видов деятельности, соревнование порождает полезную активность среди учащихся. Так, физкультурно-спортивные соревнования внутри школьного класса, параллели, школы и между школами дают-возможность закрепить полезные умения и навыки достигнутым успехом, пропагандировать в детской среде физкультуру, спорт, здоровый образ жизни. Воспитательно-оздоровительный эффект соревнования зависит от тщательной подготовки, внимательного учета возможностей и состояния здоровья каждого ребенка. Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии—действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке. В учебном процессе, в качестве вспомогательной формы, используются объединения детей по интересам. Например,.изучение некоторых тем по географии может быть организовано и проведено как заседание клуба путешественников с заслушиванием самостоятельно подготовленных ребятами обобщений, выступлений специалистов, с просмотром документальных кинопрограмм, зачитыванием выдержек из записок путешественников и очевидцев. Занятие по зоологии или ботанике может быть проведено как семинар с участниками объединений «В мире животных», «В мире растений», непосредственно на животноводческой ферме, звероферме, в поле, саду или на огороде. Инициаторами таких занятий и главными действующими лицами являются школьники-специалисты, активисты клубов объединений по интересам. Они рассказывают о жизни животных и растений, показывают результаты своих опытов и наблюдений. Участники семинара делают записи, задают вопросы, делятся впечатлениями. Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил. Вспомогательные формы организации обучения дают возмож- ность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера. К вспомогательным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований: — они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению,, творчеству и физическому развитию детской личности; — в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость; — введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи; — осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности; — обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.009 с.) |