Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики



Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической и политической реформ, преодо­ление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей, подвергли острокритическому взгляду все области на­шей общественной и личной жизни. Система народного образова­ния является органической частью нашего общественно-политиче­ского строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством образования и культуры личность может получить возможность организовать общественную жизнь, социальную сфе­ру и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех общественных отношений и саму себя.

На основе государственно-общественного подхода к проблеме образования создаются условия для обеспечения интересов каждой личности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравственного совершенствования и одновременно подготовки к выбору профессии, активному творческому участию в обществен­ной жизни и производстве.

Школа имеет в виду интересы государства и общества, дает подрастающему поколению такой уровень общего среднего обра­зования, который необходим для овладения любой профессией в условиях НТР, совершенствования технологий и организации про­изводства, а также совершенствования общественных отношений и самого человека. Содержание образования одновременно должно быть превращено в средство всестороннего развития личности, ее способностей и дарований, обеспечения возможностей творческой самореализации. Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способности и творческие возможности, реализует себя в общественно значимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех своих материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органи­ческого единства и взаимосвязи интересов общества, коллектива и личности в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В ряду научных принципов организации школьного дела прин­цип гражданско-общественной целеустремленности.

Речь идет о конкретизации общей формулы всестороннего раз­вития в различных видах культуры современного человека нашего общества. Интеллектуальная культура включает в себя требова­ние образованности; духовного богатства; самостоятельности диа­лектического мышления, понимания приоритета общечеловеческих

 

 

ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их; активного стремления и умения пополнять знания, учиться учение и труду; творческого подхода к любому делу. Политическая культура человека складывается из умения жить и работать в условиях демократии, гласности, самостоятельности и ответствен­ности; умелого сочетания интересов общества, коллектива и лич­ности; социально-политической активности и инициативы; духовной стойкости, преодоления трудностей. Нравственно-правовая, эстети­ческая и физическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципиальность, честность, добросовестность, трудолю­бие, дисциплинированность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, со­действие инициативе, гуманизм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепления здорового образа жизни.

Все это четко определяет конкретно-историческую наполняемость принципа целеустремленности и всестороннего развития личности в период перехода к обновленному обществу.

Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образова­ния как средства осуществления социальной справедливости, раз­вития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базового для непрерывного образования. Общее среднее об­разование — социально-экономическая необходимость. Оно являет­ся важнейшим условием всестороннего развития личности в соот­ветствии с революционными требованиями социального и научно-технического прогресса; дает базисный уровень научного, духовно-ценностного и культурного развития. Ф. Энгельс утверждал, что школа гуманного общества — это всеобщее обучение на государ­ственный счет всех детей без исключения, обучение, одинаковое для всех, вплоть до того возраста, когда человек способен высту­пать как самостоятельный член общества. Вводя и осуществляя средний всеобуч, демократическое государство защищает права детей, проявляет подлинный гуманизм, подводит их к возможности на основе необходимой образованности и опыта сознательно опре­делить для себя пути выбора профессии. Параллельно государство решает проблемы подготовки высокоразвитых производительных сил общества, высокосознательного, духовно богатого гражданина. Отмена добровольного всеобщего среднего образования, как об этом говорилось на III Всесоюзном съезде работников народного образования, привела бы к сужению реальной материальной базы и кадрового обеспечения общего среднего образования, сделала бы для значительной части населения декларацию о праве на среднее образование иллюзорной, резко снизила бы уровень обра­зованности в обществе и поставила под угрозу идею непре­рывности образования. Она снизила бы также и общий уровень культуры народа, его политического, экономического, трудового, правового, нравственного, эстетического сознания, привела к по-

терям талантов. Вместе с тем возросла бы элитарность среднего образования, усилилась социальная селекция, культивирующая уже на уровне средней школы психологию социальной исключи­тельности. Она, наконец, резко снизила бы уровень духовной мо­рально-психологической защищенности детей от воздействия мас­совой культуры и негативных, застойных явлений в общественной жизни. Всеобщая единая, трудовая, политехническая общеобразо­вательная средняя школа должна стать школой жизни, мужания гражданина, органичным комплексом учебы, соединенной с произ­водительным трудом, творчеством в искусстве и технике, физкультурно-спортивным развитием.

На III Всесоюзном съезде работников народного образования отмечалось, что трудности осуществления всеобщего среднего об­разования связаны с отсутствием механизмов демократии в обнов­лении школьного дела, что педагогика не определила доступный всем уровень базового содержания среднего образования, не раз­работала его концепцию, эффективных методов обучения и воспи­тания. И, что особенно важно, школа не имеет элементарно необ­ходимой материальной базы, финансируется на основе остаточного принципа, а учителя, в массе своей, слабо подготовлены в педа­гогическом отношении. Школьники выражают нежелание учиться не потому, что их заставляют, а потому, что школа отстала от уровня развития и потребностей многих из них, не учитывает многообразия их склонностей и интересов. Все еще продолжают оказывать влияние на учащихся застойные и негативные явления в нашем обществе, подрывающие в их глазах престиж образо­вания.

Активному обсуждению на съезде работников народного об­разования был подвергнут принцип возрастающей роли педагоги­ческого руководства, соединенного с развитием детской самодея­тельности и спонтанным самопроявлением детей. Одной из вечных педагогических истин является идея педагогического руководства детьми, соединенного с самодеятельностью, с учетом их способно­стей, интересов, потребностей. Старшие поколения берут на себя биологически и социально детерминированную ответственность за формирование человеческой личности на основеосознания требо­ваний к людям в обществе и глубокого понимания детской при­роды, ее возможностей и запросов. Диалектика и закономерность воспитания заключается в том, что ребенок постепенно становится подлинным субъектом педагогического процесса благодаря тому, что является его объектом, сосредоточием всех усилий педагога, родителей, других воспитателей на развитие в нем самодеятельной, оригинальной, инициативной личности и индивидуальности. Основ­ными аксиомами научной педагогики являются: необходимость глубокого научного познания и упражнения сущностных сил каж­дого ребенка, создания условий для их проявления и развития в многообразной деятельности, отношениях и общении; обеспечение обоснованного педагогического руководства жизнью в соответствии с требованиями общества, на основе педагогического мастерства,

 

 

вовлечения детей в разнообразные виды педагогически обоснован­ного взаимодействия; завоевание гражданского, нравственного, че­ловеческого авторитета у детей, их любви в целях эффективного обеспечения целенаправленного педагогического руководства и до­стижения целей гуманистического воспитания. Словом, ребенок одновременно является объектом и субъектом воспитания. Но по­длинным объектом он становится тогда, когда все педагогические воздействия и взаимодействия осуществляются через его «субъект-ность» путем развития его сущностных сил, потребностей, да­рований в соответствии с требованиями общества.

Целенаправленное педагогическое руководство жизнью детей в сочетании с глубоким знанием их природы, развитием в социально ценном направлении их сущностных сил, способностей и дарова­ний — есть главное условие успешного решения проблем граж­данского, демократического воспитания. Предоставление ребенка самому себе на основе его собственного знания о самом себе есть не что иное, как капитуляция перед стихией его спонтанного са­мопроявления в хаосе, отказ от планомерного и организованного развития всех его сущностных сил и способностей.

Наиболее актуальный принцип современной школы и педаго­гики — принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу органи­зации школы была положена идея диалектического сочетания по­лучения детьми общего среднего образования с развитием их ин­дивидуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ре­бенка является важной движущей силой совершенствования де­мократизированной школы. Общее образование, необходимое для становления личности и упрочения базовой основы развития ин­дивидуальности, включает в себя комплекс естественнонаучных, гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, фи­зического и трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специальную, отвечающую их интересам, требующую углублен­ного проникновения в суть дела, разнообразную деятельность. Об­щее и специальное развитие — не противоположны и не взаимо­исключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обо­гащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется особенный, индивидуальный интерес, который, раз­виваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Инте­грация учебных дисциплин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных предметов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего образования. Дифференциация, углублен­ное изучение отдельных предметов школьниками не должны вести в старших классах к тотальному вытеснению общеобразовательных предметов. Их ущемление, как убеждает опыт школы развитых капиталистических стран, превращает школу из средней обще-

образовательной и общеразвивающей, обеспечивающей широкие возможности для проявления разнообразных способностей моло­дежи, в профильную школу, неизбежно загоняющую школьников в прокрустово ложе избранной специализации. Научный принцип органического взаимодействия общего и особенного отвергает замену общего развития специализированным, тем более профес­сиональным, подмену общего образования формированием профес­сионально-индивидуальных качеств и свойств. Он предполагает сочетание, поиски оптимальной меры взаимодействия общего и индивидуального развития, дающего наибольший эффект в формировании всесторонне развитой личности и индивидуаль­ности.

В истории советской школы ситуация складывалась так, что

время обязательного обучения отводилось для общеобразователь­ной подготовки, а проблемы индивидуального развития выносились за рамки основного учебного времени. Оно осуществлялось в кружках, за счет так и не получивших широкого распространения факультативов, в Дворцах и Домах школьников, технических стан­циях, в домах для одаренных детей, в студиях, музыкальных, хореографических и художественных школах, в центрах эстетиче­ского воспитания, клубах и школах-комплексах, в неформальных объединениях, спортивных и физкультурных школах, в трудовых объединениях, в специальных классах с углубленным изучением отдельных предметов и в специализированных школах.

Вся сеть организаций и учреждений индивидуального развития страдает целым рядом недостатков. Среди них — бессистемность в единой системе, стихийность и неуправляемость всех этих форм индивидуального развития каждого ребенка, получающего общее среднее образование. Недемократизм этой сети, не являющейся всеобщей и всеохватывающей, оставляет значительную часть школьников неохваченной средствами индивидуального развития. Современная школа, успешно осуществляющая всеобщее среднее образование, стоит перед острой проблемой осуществления всеобу­ча индивидуального развития каждого ребенка. Оно требует как глубокого изучения особенностей детей, проявления в раннем воз­расте их способностей и дарований, так и создания всеохватыва­ющей, управляемой системы форм и методов индивидуального развития. Гуманистической педагогикой заявлена научная пози­ция, исходящая из признания способности каждого ребенка, в результате упорного труда овладеть общим средним образованием как общественно необходимой базой получения специального и осуществления непрерывного образования, овладения современной профессией и индивидуального развития. Ключевым направлением развития современной школы является сосредоточение главного внимания на развитии индивидуальных способностей школьников. Школа, являясь единой, призвана давать всем своим выпускникам полноценное среднее образование и открывать перед ними равные возможности. Единство целей и задач образования должно орга­нически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных пла-

нов и программ, опираться на передовую педагогическую прак­тику, новаторские методы обучения и воспитания. При этом необ­ходимо усилить борьбу за качество упорного учебного труда, вос­становления его престижа как общественно значимого развития педагогического методического творчества и новаторского опыта, создания различных моделей школ, развития детских и юношеских дарований и талантов. Идея развития индивидуальных способно­стей учащихся будет реализоваться не только за пределами ос­новного обязательного учебного времени, как это было в основном до сих пор, а займет свое законное место в процессе учебных занятий, подвинет вперед дело создания единой системы всеобщей средней общеобразовательной подготовки в единстве с всеобучем индивидуального развития.

Важнейшим современным научным принципом средней обще­образовательной школы остается политехнизм и соединение обу­чения школьников с производительным трудом на современной технической и технологической основе. Речь идет не просто об общественно полезном труде детей. Политехнизм необходимо осу­ществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как нового способа мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными учреждениями, агропро­мышленными государственными, колхозными, арендными, подряд­ными объединениями. Это обеспечивает не только современный уровень среднего образования, но и воспитания интеллектуально-развитого типа личности. Суть политехнизма — в органическом единстве общеобразовательных и политехнических знаний, в при­менении этих знаний на современном производстве. Научно-тео­ретическая сущность современного производства становится орга­нической частью общеобразовательного знания. Политехнические сведения пронизывают естественнонаучные предметы и, наряду с этим, могут быть сконцентрированы в специальной учебной дис­циплине. Кроме того, необходимо применение учащимися политех­нических знаний в условиях современного производства, более глу­бокое постижение через производство этих знаний, формирование каждым учащимся в себе характера современного индустриаль­ного рабочего.

В реформе 1984 г. была взята на вооружение идея первона­чального профессионального всеобуча в средней общеобразова­тельной школе в целях подготовки по операциональным или прос­тейшим профессиям. Профессиональный всеобуч в средней школе в условиях современных технологий и усложняющейся техники есть способ обеспечения доступа всем школьникам к современному производству, соединения их обучения с политехнизмом и произво­дительным трудом. Элементы профессии для школьника имеют значение важнейшего средства политехнического обучения, орга­нической связи всеобщего среднего образования с всеобщим тру­довым развитием индивидуальности каждого школьника.

Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педа­гогики — гуманитаризации и гуманизации.

4?8

Важнейшим направлением его осуществления является гума­низация образования и воспитания. Соотношение естественнонауч­ного и гуманитарного образования в средней школе зависит от требований к человеку, предъявляемых социально-экономическими условиями жизни общества, также от той роли, которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности. Разумная гуманитаризация не направлена на вытеснение естест­венно-математического образования или снижение уровня образо­ванности. Суть гуманитаризации образования — в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, важности и нужности их не только для производства, но и для развития, для жизни каждого

человека.

Важное значение приобретает принцип государственно-обще­ственного управления народным образованием. Школа — учрежде­ние идеологическое, направленное на решение задач по граждан­скому, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколе­ния. Государственные органы с помощью общественности и науки определяют основное содержание учебно-воспитательного процес­са, принципы построения организационных структур, учета ин­тересов всех классов, социальных групп, всего народа.

Таковы самые основные и главные, научно обоснованные прин­ципы организации современной школы и педагогики.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переход к целостной системе непрерывного образования обус­ловлен нарастающим темпом изменений материальных и духовных условий жизни, динамизмом и подвижностью современного знания. Важнейшим звеном всей системы непрерывного образования явля­ется средняя общеобразовательная школа, призванная дать каж­дому ребенку общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры, за­калить нравственно и физически. В ней учащиеся должны полу­чить полноценное среднее образование, развить свои способности и дарования, потребности и навыки самообразования, приоб­щиться к производительному труду, осознанно, с учетом потреб­ностей общества, выбирать профессию и пути продолжения об­разования.

Обновление общества всколыхнуло общественно-педагогическую

мысль, породило ряд направлений в понимании путей развития современной средней школы. В процессе подготовки к III съезду работников народного образования различными научно-педагоги­ческими коллективами был создан ряд концепций современной средней школы. Наиболее существенными среди них, вобравшими в себя передовые идеи реорганизации общего среднего образова­ния и, вместе с тем, достаточно четко обозначившими различия в педагогических подходах к проблеме, являются концепции Оргко-

митета съезда1, рабочей группы АПН" СССР2 и коллектива НИИ общих проблем, впоследствии—теории и методов воспитания АПН СССР3. Все эти концепции создавались, обсуждались и до­рабатывались до съезда в условиях широкой гласности, опреде­ленного идейного влияния друг на друга, и первая — официально, две другие — неофициально были внесены для обсуждения съездом.

Анализ структуры каждой концепции показывает единство всех авторов в отборе основных вопросов развития общего среднего образования, их структурном расположении. Это дает возможность сконструировать обобщенную, единую для всех концепций струк­туру. Основных структурных блоков три:

— введение, посвященное анализу актуальных проблем школы;

— реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы; содержание среднего общего образования; педа­гогический процесс; проблемы воспитания;

— условия обновления школы: современный учитель, демокра­тизация управления народным образованием и финансирование;

педагогическая наука.

Сравним концептуальные подходы всех трех коллективов к на­званным проблемам, выявим общее, особенное, единичное, проти­воречивое, противоположное в них.

Во введении концепции Оргкомитета Всесоюзного съезда, по­священном проблемам современной школы, сосредоточивается ос­новное внимание на негативных оценках в ее становлении и со­стоянии. Отмечается отход от сложившейся концепции школы как социального института, в равной мере обеспечивающий образова­тельные потребности личности, общества и государства. Подчер­кивается ее бюрократическая сущность, отчуждающая школу от общества и национальных культур, ученика от школы, учителя от ученика; функционирующая в режиме единообразия, единомыслия, единоначалия. Цели среднего всеобуча, обучения шестилеток, мас­совой профессиональной подготовки учащихся объявляются глоба-лизированными и вовсе не свойственными общеобразовательной школе. Ключевыми позициями обновления школы объявляются опора на национально-культурные традиции, ее демократизация и гуманизация, реализм школьной политики. '

Во вводной части концепции рабочей группы АПН СССР да­ется глубокий анализ важнейших факторов, вызвавших обновление школы. Среди них — ускорение темпов научно-технической рево-

Концепция общего среднего образования как базового для последующей под­готовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего разви­тия личности. Распространена на съезде работников народного образования 20 декабря 1988 г.

Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. Всесоюзный съезд работников народного образования.— М., 1988. Распространена на съезде 20 декабря 1988 г.

Концепция всеобщего среднего образования.—АПН СССР, НИИ ОПВ (ТМВ).-М., 1988 (ротапринт).

люцни; радикальные изменения экономического механизма; де­мократизация общества; высокая степень информированности об­щества; необходимость формирования нового экологического мыш­ления, воспитания нравственной устойчивости; понимание взаимо­зависимости существования людей всего мира на единой планете Земля. Одновременно дается критика негативных явлений в шко­ле: декларативность вместо живого творческого дела, безразличие к подлинному новаторству, командно-административные методы руководства, остаточное финансирование и слабая материально-техническая база. В концепции осуществлен обстоятельный анализ противоречий, обостривших положение дел в школе: между ростом информации и отсутствием гибкости учебных планов, между по­требностями общества в людях с развитыми способностями и от­сутствием дифференциации в обучении, между демократизацией школы и авторитарным стилем управления. Авторы четко форму­лируют основные принципы перестройки школьного дела: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, демократизация, интеграция.

Во введении концепции НИИ ОПВ АПН СССР сначала речь идет о необходимости осуществления всеобщего среднего образо­вания, включающего в себя общее первоначальное и профессио­нальное (специальное) образование. Без этого невозможно движе­ние к идеалу всестороннего и. гармонического развития каждой личности. Только всеобщее среднее образование способно обеспе­чить демократизацию школы, социальную справедливость и гармо­ническое сочетание интересов общества, государства, личности. Особенно подчеркивается важность таких принципов организации школы, как соединение обучения и воспитания с производительным трудом на политехнической основе, гуманизация и демократиза­ция, развитие самодеятельных начал, учет национальных и. мест­ных особенностей.

Как видно, принципиальные подходы к оценке состояния и

необходимости реформы школы во всех трех концепциях имеют много общего. Особенно в критической оценке положения дел в школе и в принципах ее обновления. И вместе с тем есть некоторые нюансы, отличающие их друг от друга. Первые две концепции во введении акцентируют внимание на проблемах общего образова­ния вне неразрывной связи его с идеей всеобщего среднего об­разования. Третья концепция ставит идею всеобщности и единства среднего образования во главу угла как гарантию осуществления всей системы непрерывного образования. Она нацеливает на орга­ническую преемственность и взаимосвязь общего, профессионального и специального образования. Этим объясняется тот факт, что в третьей концепции, в отличие от первых двух, подчеркивается значение для средней школы принципа соединения обучения и воспитания с производительным трудом на политехнической основе. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что введение в концепцию АПН СССР написано на глубоко продуманной научной основе, обстоятельно включает читателя в проблемы средней школы, всей системы непрерывного образования.

За введением следует важнейший блок проблем перестройки педагогической системы школы. Во всех концепциях в начале этого центрального блока выделяются специальные разделы, посвящен­ные целям и задачам общего среднего образования.

Вариант Оргкомитета съезда, отмечая декларативность идеи всестороннего и гармоничного развития личности, сосредоточивает внимание прежде всего на необходимость развития ребенка как природного и социального существа. Школа призвана способство­вать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, ут­верждать научное мировоззрение, гуманизм, обеспечивать условия для раскрытия индивидуальности, самообразования, саморазви­тия учащихся. Авторы предостерегают от понимания цели только как «подготовки к жизни» и недооценки обеспечения детям пол­ноценной жизни на каждом возрастном этапе, в тесной связи с окружающей действительностью. Такое противопоставление полно­ценной жизни, подготовке к ней несколько надуманно, поскольку содержанием подготовки и должна быть полноценная жизнь.

Более обстоятельно цели и задачи общего среднего образования разработаны в концепции рабочей группы АПН СССР. Наиболее четко просматриваются три момента. Во-первых,— среднее образо­вание как фундамент непрерывного призвано заложить основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконрав­ственной гражданской позиции. Во-вторых,— идеал всестороннего развития на каждом этапе жизни общества обогащается. В-треть­их,—цели воспитания, обучения, развития конкретизируются на всех ступенях среднего общего образования, что позволяет найти наиболее действенные средства формирования личности.

В концепции коллектива НИИ ОПВ особенно подчеркивается, что всеобщее среднее образование — решающее условие движения к идеалу всестороннего и гармонического развития личности, что средней общеобразовательной школе необходимо создать условия для всемерного развития творческих сил и способностей личности каждого учащегося.

Сравнивая подход к целям и задачам общего среднего обра­зования в концепциях, нетрудно заметить, что авторы всех трех в той или иной мере опираются на идею всестороннего, гармоничного развития личности ребенка. Некоторые различия состоят лишь в том, что концепция Оргкомитета делает упор на всемерном раз­витии индивидуальных способностей и дарований личности, не свя­зывая напрямую этот процесс с политехническим обучением и соединением обучения и воспитания с современным высокоразви­тым производительным трудом. В концепциях же АПН и ОПВ органично такая связь подчеркивается как закономерная и рас­крывается широкий спектр задач (особенно в концепции АПН) по обеспечению общекультурного, образовательного, политехническо­го.уровня подготовки молодежи, по реализации самовоспитания, самообразования, саморазвития.

В полном соответствии с пониманием конкретных целей и задач

в каждой концепции выстраивается структура средней школы. Прин­ципиально важной особенностью подходов к структуре современ­ного общего среднего образования является введение в ее состав звена дошкольного воспитания. Это обусловлено тем, что дошколь­ный возраст имеет определяющее значение для всего последую­щего развития человека. Вместе с тем сегодня достаточно опре­деленно обозначились основные формы и содержание подготовки ребенка к школе: домашняя, общественная (детский сад) и сме­шанная, когда воспитывающиеся дома дети посещают группы физи­ческого воспитания, изучения иностранного языка, музыки, рисования.

Во всех концепциях начало обучения в первой ступени школы предусматривается с 6—7 лет, в зависимости от состояния здо­ровья, степени подготовленности и желания родителей. Все схо­дятся на том, что учебные предметы в начальной школе дают первоначальные представления о природе, обществе, человеке, труде с помощью интегрированных курсов, а также первоначаль­ные учебные и общетрудовые умения и навыки. Уже на этом этапе предусматриваются элементы дифференциации за счет разных темпов изучения учебного материала, выбора видов деятельности в области труда, физкультуры, искусства. Большое значение при­дается учету индивидуальных особенностей детей. В зависимости от времени поступления в школу и уровня развития обучение в начальной школе может продолжаться три или четыре года.

Вторая ступень средней общеобразовательной школы в концеп­циях Оргкомитета и АПН рассматривается как основная, закла­дывающая фундамент общеобразовательной подготовки, а в кон­цепции НИИ ОПВ толкуется как неполная средняя школа. Суть различия заключается в том, что основная, обязательная для всех детей школа-девятилетка, а в перспективе—десятилетка, как бы завершает общеобразовательную подготовку и вместе с тем не является полноценной общеобразовательной школой, поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ. После нее от­крываются следующие каналы завершения общего среднего об­разования:

— старшие классы общеобразовательной школы, которые, по су­ществу, будут не общеобразовательными, а профильными, пред­профессиональными;

— средние профтехучилища;

— средние специальные учебные заведения;

— вечерние школы и школы экстернатного типа для работающей молодежи.

Основная школа ориентируется на государственный стандарт образования. Примерно 70—80% учебного времени в ней отводится усвоению основ наук на предметной основе. Остальное время расхо­дуется на предметы по выбору и изучению национальной и регио­нальной специфики. Развитие способностей учащихся достигается также за счет их участия в факультативных занятиях, кружках, студиях, секциях. Здесь же начинается и профориентационная ра­бота с детьми.

Неполная средняяя школа концепции НИИ ОПВ заметно от­личается от основной школы тем, что она рассматривается как неотъемлемое и органическое звено единой всеобщей общеобразо­вательной школы, не существующее само по себе и отдельно от нее. В принципе, все учащиеся из неполной средней школы дол­жны переходить для завершения полноценного среднего образо­вания в старшие классы, на базе и после окончания которых происходит осуществление всеобщего профессионального обучения в системе непрерывного образования. В неполной средней школе обучение строится на предметной основе. Наряду с основами наук оно дает общие учебные умения и навыки, формирует культуру мышления и потребность в самообразовании.

Более заметно и ощутимо начинает осуществляться дифферен­циация и индивидуализация обучения. Но в основном не за счет предметов по выбору, которые возможны при наличии условий в количестве одного, двух, а путем внесения в программы и учебники всех предметов дополнительного материала разной степени труд­ности. Особое внимание в неполной средней школе уделяется уси­лению политехнической направленности обучения, связи с базовы­ми предприятиями и окружающей средой, трудовому обучению с включением в производительный труд, а также эстетическому и физическому воспитанию.

Во всех трех концепциях третья ступень средней школы рас­сматривается с позиций дифференцированного обучения на основе развития интересов, способностей и дароваяий школьников. Но степень дифференциации, соотношение между общеобязательными и профильными дисциплинами — различны.

Самая широкая и глубокая дифференциация намечается в кон­цепции Оргкомитета съезда. В ней подчеркивается, что большая доля учебного времени должна быть отдана изучению предметов по выбору. Меньшая доля — общеобразовательным интегрирован­ным курсам, дающим мировоззренческое освещение таким сферам жизнедеятельности, как взаимоотношения людей, их отношение к природе, обществу, производству. Понятно, что эти курсы будут иметь очень общий общекультурный и общеобразовательный ха­рактер. Не исключена ситуация, когда учащийся, избравший гу­манитарный или сельскохозяйственный профиль, больше уже ни­когда не встретится с математикой в общеобразовательном аспек­те. А школьник, увлекшийся физико-математическим направлени­ем, навсегда расстается с более или менее глубоким освоением проблем современной биологии. Все это дает основания харак­теризовать старшую ступень школы концепции Оргкомитета съез­да как профильно-предпрофессиональную, а не общеобразователь­ную школу, снижающую уровень общеобразовательной подготовки практически до уровня основной школы.

Дифференциация и индивидуализация обучения на старшей ступени в концепции АПН осуществляется по выбору групп учеб­ных предметов, по классам углубленного изучения предметов и программ для особо одаренных учащихся, по выбору факультати-

bob, кружков, студий, а также по темам обучения. При этом подчеркивается недопустимость снижения уровня обязательной об­щеобразовательной подготовки, определенного едиными государст­венными требованиями. Наряду со старшей ступенью школы рас­сматриваются другие каналы завершения среднего образования, такие, как единые общеобразовательные, профессионально-поли­технические школы, лицеи, социально-педагогические комплексы, вечерние, экстернатные школы. Несмотря на достаточно глубокую дифференциацию, в этой концепции старшей ступени школы уде­лено более серьезное внимание общеобразовательной подготовке. Ее можно было бы охарактеризовать как профильно-общеобразо­вательную ступень.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.044 с.)