Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и структура форм организации трудовой деятельности школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Группа форм обучения знаниям, умениям и навыкам в области общественно полезного труда, привлечения школьников к производительному труду обеспечивает в органическом единстве решение задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. К ведущим среди них относятся: бригадно-групповая, урочная, индивидуальное ученичество и наставничество, производственная и строительная бригады или отряд, разнообразные виды подряда и кооперативных объединений, школьное лесничество, учебно-производственный комбинат, учебно-опытное хозяйство. В качестве сопутствующих форм трудового обучения широко используются семинары по обмену передовым опытом, собеседования по теории, практические зачеты. Вспомогательными формами организации труда детей являются ученические объединения рационализаторов, юннатов, технические кружки, работа в экспериментальных цехах, заводских лабораториях, конструкторских бюро. На уровне вспомогательных форм трудового обучения осуществляется тесное переплетение обязательных и добровольных занятий, обеспечивается воспитание творческого отношения к общественно полезному и производительному труду. Детскому труду в целях эффективного решения учебно-воспитательных задач необходимо придать ярко выраженный общественно полезный характер и иметь в результате положительный экономический эффект. Поэтому лучшие формы организации производительного труда взрослых в педагогически преображенном виде становятся и лучшими формами коллективного, группового и индивидуального трудового обучения, приобщающего детей к решению задач социально-экономического развития страны. Школа не только обеспечивает приобретение учащимися трудовых умений и навыков, но и профориентацию, подведение школьников к выбору профессии, а в ряде случаев — начальное профессиональное обучение. Из всего многообразия форм для каждой школы ведущей формой приобщения учащихся к производительному труду и первоначального профессионального обучения становится та, которая является наиболее типичной для данных конкретных хозяйственных условий. В районах сельскохозяйственного производства ведущими оказываются арендные и подрядные формы, производственные механизированные комплексные бригады; в местах интенсивного строительства новых городов- и поселков — наибольшее распространение получают формы строительных отрядов и бригад. В крупных городах и промышленных центрах преобладают учебно-производственные комбинаты, учебные научно-исследовательские лаборатории, индивидуально-бригадное ученичество. С помощью этих форм важно знакомить школьников с совершенствованием системы планирования и всего хозяйственного механизма, передовым опытом интенсификации производства, организации и методов труда. Заинтересовать детей трудом можно лишь с помощью современных, передовых, наиболее эффективных форм организации трудовой деятельности и совершенных технологий. В таком подходе заложена возможность достижения высшей эффективности обучающих и воспитательных воздействий форм организации трудовой деятельности школьников. Особенность форм трудовой деятельности детей заключается в том, что их общественно полезный и производительный труд организуется не только в стенах школы, но и на базовых предприятиях, фабриках и заводах, полях и фермах, стройках и в научных учреждениях. Содержание трудовой деятельности, форма организации труда определяют характер и способы обучения детей. Исходя из этого, ведущие формы организации детского труда и ведущие формы трудового обучения могут быть рассмотрены в их органическом единстве. Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках труда по специальной программе. Организационно они строятся с учетом нескольких основных структурных элементов. Вначале учитель психологически мобилизует учащихся на работу, дает установку, объясняет суть задания и показывает способы его выполнения. Дети задают вопросы, просят учителя повторить тот или иной прием. После этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению задания. По ходу работы школьники выясняют и уточняют приемы деятельности, просят об индивидуальной помощи. Педагог внимательно наблюдает за учащимися, в случае необходимости оказывает им помощь. В конце урока качество работы школьников анализируется совместными усилиями детей и педагога, организуется выставка детских поделок. На уроках труда в начальных классах большое воспитательное значение имеет органическое объединение трудовой и художественной деятельности детей, организация художественного труда. Это позволяет одновременно эффективно решать задачи обучения, общего развития и нравственно-эстетического воспитания детской личности. Что касается уроков по теории трудовой деятельности в средних и старших классах, то они по своей структуре и организации идентичны с типами и структурой уроков комбинированного, передачи-усвоения новых знаний, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков. Общественно полезный и производительный труд подростков, как более сложный и общественно значимый по содержанию и организации, требует близких к жизни разнообразных форм обучения и участия. Поскольку для подростков главная задача состоит в общетрудовом обучении (знакомстве с различными материалами, станками и инструментами, приобретении умений и навыков обработки дерева и металла, усвоении правил техники безопасности), то и формы организации труда приближены к учебному процессу в школе. Занятия в школьных или межшкольных мастерских проводятся в форме урока. Трудовые уроки в мастерских являются спаренными, что позволяет учителю труда уделить достаточное внимание теоретическим вопросам, технике безопасности, инструктажу, показу трудовых операций. Наиболее значительная часть времени расходуется на практическую работу, в ходе которой учитель, контролируя весь класс, осуществляет индивидуальное обучение. В заключение педагог оценивает результаты детского труда, выставляет урочный балл и в отдельных случаях дает задания для теоретической или практической самостоятельной работы. Трудовое обучение подростков, их трудовая практика, особенно в сельской, поселковой и пригородной школах, организуются так же, как общественно полезный, производительный труд на пришкольном участке, полях и фермах учебного хозяйства, в арендных или подрядных бригадах. Для освоения школьниками теоретических знаний используются уроки, факультативные занятия, кружки по биологии. Трудовые занятия по посадке семян и рассады, обработке почвы, прополке, уходу, сбору урожая, работы на животноводческой ферме по уходу за животными, санитарной обработке помещений школьники выполняют, разделившись попарно, по группам, по бригадам. В ходе работы учитель труда, работник производства, используя бригадно-индивидуальную форму обучения, показывает детям отдельные рациональные приемы, рассказывает об особенностях развития растений или животных, проводит индивидуальные беседы и инструктажи. К ведущим формам трудового обучения и трудовой практики подростков относится и работа в кустарных артелях народного промысла. В качестве преобладающей формы обучения здесь также используется бригадно-индивидуальное ученичество, в котором приоритет остается за индивидуальными формами передачи тонкостей мастерства и художественного воспитания каждого ученика. Трудовое и начальное профессиональное обучение, общественно полезный, производительный труд, трудовая практика старшеклассников осуществляются наиболее эффективно в условиях реального производства, включения юношей и девушек в настоящий промышленный или сельскохозяйственный процессы с их современным оснащением, оборудованием, планом, передовыми формами и методами организации труда. Это не исключает возможность создания специально в учебных целях таких форм организации труда, трудового обучения, трудовой практики старших и средних школьников, как школьные заводы, учебно-производственные комбинаты, ученические производственные бригады, стройотряды, школьные лесничества. Непосредственное участие юношей и девушек в производственном процессе обеспечивают специально выделяемые на базовых предприятиях, заводах и фабриках, в колхозах и совхозах фермы, пролеты, смены, цеха, машины, оборудование, станки для бригад и специализированных звеньев. Органической частью этих крупных и эффективных форм организации производственного труда школьников в качестве средств теоретического и практического обучения являются урок, бригадно-индивидуальное ученичество, наставничество. На уроках учащиеся усваивают теоретические знания и правила техники безопасности. В процессе практического труда учащиеся всей бригадой, звеном и в то же время индивидуально овладевают наиболее общими и профессиональными умениями и навыками. Для оказания помощи отдельным, остро нуждающимся школьникам используется такая форма обучения как наставничество—систематическое, воспитательно и обучающе-эффективное взаимодействие наставника-производственника с учеником в условиях реального производственного процесса. Сопутствующими формами трудового и начального профессионального обучения, производительного труда и трудовой практики являются собеседования по теории, практические зачеты, семинары, конференции и слеты по обмену опытом. Трудовое и профессиональное обучение требует систематического контроля за ходом усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Обратная информация, диагностика результатов обучения необходимы, поскольку трудовое и первоначальное профессиональное обучение требует своевременной корректировки действий учащихся. Большие возможности для этого имеют собеседования по теории. В процессе подготовки к нему учитель-мастер заранее знакомит ребят с вопросами, подлежащими обсуждению, консультирует их. Учащиеся мысленно соотносят теоретические сведения с личной практикой, готовятся к ответу на вопросы и более полному уяснению знаний, которые предстоит применить практически. Собеседование проводится в форме свободного общения. Учитель-мастер ставит вопросы, учащиеся добровольно отвечают на них, до- полняют друг друга, обмениваются мнениями. В заключение педагог, анализируя ход беседы и степень активности учеников, дает оценки и выставляет отметки. Непременная сопутствующая форма трудового обучения — практические зачеты. Для того, чтобы процесс трудового, начального профессионального обучения был четко организован, способствовал лучшему закреплению навыков и стимулировал на труд, учащимся важно видеть свои реальные успехи и недочеты, знать, как оценивается их практическая деятельность в целом. В этих целях проводятся практические зачеты. Комиссия из двух-трех специалистов-практиков внимательно изучает практические действия, результаты трудовых усилий каждого ученика и после краткого обмена мнениями объявляет мотивированные оценки. Специалисты отвечают на вопросы школьников по поводу недочетов в их трудовых действиях. Завершение крупных разделов трудового обучения, выполнение общественно значимых производственных заданий дают возможность использовать такие массовые формы усвоения школьниками социального опыта, как слеты и конференции. На них происходит обмен передовым опытом труда. Специальная подготовка к их проведению состоит в том, что учащиеся в докладах и выступлениях обобщают свой опыт, оформляются выставки, проводятся репетиции концертов художественной самодеятельности. Слеты и конференции дают возможность широкой пропаганды передового опыта, соединения обучения с производительным трудом школьников, стимулируют их трудовую деятельность и энтузиазм. В организации трудового и начального профессионального обучения старшеклассников широко используются разнообразные вспомогательные формы: кружки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, экспериментальные ученические лаборатории, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей. Широкое использование вспомогательных форм позволяет приобщить учащихся к свободной творческой деятельности в условиях научно-технического прогресса, компьютеризации, комплексной механизации, автоматизации, роботизации производства. Трудовое, начальное профессиональное обучение в школе вооружает учащихся готовыми знаниями, умениями и навыками, развивает их интеллект, физические сущностные силы, готовит к постоянному творческому поиску. К формам организации трудовой деятельности школьников предъявляются научно-педагогические требования: — соответствие форм организации детского труда условиям местного производства и потребностям в трудовых резервах; — обеспечение ими политехнизации, профориентации, начального профессионального обучения, подведения к выбору профессии; — обеспечение конкретной формой труда школьников экономической эффективности, важнейшего условия действенности обучения и воспитания в труде; — обеспечение возможности коллективного, группового, индивидуального обучения и широкого применения наставничества; — использование в форме организации трудового обучения передовых методов и способов, новаторского опыта планирования, педагогического нормирования, а также соревнования и методов стимулирования; — обеспечение в любой форме организации детского труда, развития творческих способностей, интеллектуальных, нравственных, физических сил и эмоционально-эстетического отношения к труду; — производственные, нравственные, деловые отношения школьников в формах трудового обучения необходимо строить на основе самоуправления. Выполнение научно-педагогических требований к формам детского труда позволит им вобрать в себя основные элементы процесса обучения и воспитания, проявить духовно-нравственные силы личности ребенка, обеспечить широкое поле для осуществления им свободного выбора поведения и принятия ответственных решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.) |