Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание в процессе обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется прежде всего в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Литература как обобщающий, собирательный учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе — литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений; истории, теории музыки и музыковедения; а также приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся, с художественными произведениями; элементами искусствознания, теорией изобразительной деятельности; способствует формированию навыков практического изображения, изобразительной грамо ты и творческого самовыражения. Основным содержательным элементом литературы как учебного предмета являются произведения художественного слова. На занятиях по литературе ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализу эстетического освоения литературных произведений, усваивает их идейно-нравственное содержание. Одновременно он развивает свои психические силы: воображение, чувства, мышление, речь. Главная цель изучения литературы — идейно-нравственное и эстетическое воспитание детской личности. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления—решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. История литературы, литературоведение существенно расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, учат ориентироваться в современном литературном процессе. Детское литературно-художественное творчество занимает в учебных программах скромное место. Но и оно, развивая творческие способности школьников, помогает решать главную педагогическую задачу. Восприятие и постижение художественного литературного произведения доставляют юному читателю эстетическое наслаждение, влияют на его духовный мир, формирование потребностей, мотивов поведения; способствуют развитию мыслительных процессов, расширяют кругозор, углубляют знания. Роль литературы в современной духовно-ценностной ориентации людей особенно велика. Педагогам важно знать, какие произведения попадают в круг детского чтения, какова их идейно-художественная ценность, нравственная направленность. Познание жизни с помощью высокохудожественных произведений русской и мировой классики помогает школьникам глубже проникнуть в процесс демократического обновления общества, получить социальную ориентировку, сформировать свое идейно-эстетическое отношение к изменениям в обществе. «Музыка и пение» как предмет художественного цикла включает в себя собственно музыку, искусство хорового исполнения; элементы теории и истории музыки; музыковедение. На уроках учащиеся слушают, воспринимают и анализируют звучащую музыку, разучивают и исполняют хоровые произведения, усваивают нотную грамоту и элементы музыковедения, овладевают навыками игры на простейших музыкальных инструментах, развивают свои способности к музыкальной импровизации. Основой предмета «музыка» являются хоровое пение, слушание музыки и элементы нотной грамоты. Этим достигается оптимальное сочетание всех основных элементов школьного музыкального образования. Осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферы детской личности; обучение школьников основным видам музыкальной деятельности; единство их воспитания, обучения, развития и образования. Такой комплексный подход обусловлен ценностными ориентациями, нравственными и эстетическими воспитательными задачами. Содержание разучиваемых песен, пафос их музыкального звучания имеет народную и классическую основу, яркую общественно ценную направленность. К принципам отбора музыкальных произведений для занятий с учащимися относятся: идейность, народность, художественность, разнообразие жанров музыки, привлекательность и доступность для детей выраженных в произведении мыслей и чувств. Музыкальное воспитание способствует формированию у школьников музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке, звучащей вокруг. Наряду с положительным влиянием существует реальная опасность музыкального «оглушения» учащихся. Не имея достаточного жизненного опыта, ребенок беззащитен перед переменчивой музыкальной модой, особенно образца массовой культуры. Это требует, особенно в работе с подростками, юношами, девушками, усиления мировоззренческих, идеологических аспектов в анализе музыки, интенсивного развития их музыкальных вкусов, использования в ходе обучения лучших образцов различных музыкальных жанров. На всех этапах работы с детьми упор следует делать на хоровом пении, а также на накапливании знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. «Изобразительное искусство» как обобщающий предмет художественного цикла включает в себя собственно изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета «изобразительное искусство» включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства; освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности; детское художественное мышление и творчество. Изобразительное искусство отображает жизнь, запечатлевает в ярких художественных образах ее наиболее типичные и выдающиеся явления. Художественное полотно заставляет переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. На занятиях по рисованию школьники овладевают навыками грамотного изображения, познают законы художественно-изобразительного творчества, развивают свои творческие духовные силы. Они приобретают умение подходить с художественно-творческой мерой к любому делу, оценивать сделанное с позиций общественных идеалов, видеть единство художественной формы и идейного содержания. Творческая изобразительная деятельность развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Она формирует эстетическое чувство, духовную потребность, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Ребенок в большей или меньшей степени становится художником с развитым зрительным анализатором и свойствами, умением творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Чтобы учащиеся могли полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии, объединения по литературе, музыке, изобразительному искусству, театру и кино. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации. В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность. Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать услов-
ности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию. Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест. Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий — научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждает у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащает духовный мир учащихся, формирует их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача—духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности. В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии. В творческих фондах — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей—активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например, «Художники — малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино. Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник. Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.168 (0.008 с.) |