Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физические и нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинового воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во имя здоровья человека и общества в нашей стране развернулась борьба против пьянства и алкоголизма. Принимаются решительные меры для преодоления негативных традиций, которые складывались и насаждались веками. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления спиртного, наркотических средств, табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики. Только здоровые, лишенные дурных привычек дети, вступая в общественную жизнь, способны надежно вытеснять вредные привычки, утверждать новые традиции здорового быта. Алкоголизм представляет собой заболевание, наступающее в результате употребления алкоголя. Оно выражается в патологическом пристрастии к спиртным напиткам, в психической деградации и различных психозах, снижении работоспособности, утрате социально ценных личностных качеств. Своеобразным заболеванием, имеющим вредные физические и психические последствия, является и привычное пристрастие к курению, особенно наркотикам. Организованная борьба против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения представляет собой систему антиотравляющего воспитания. Антиотравляющее сознание включает в себя глубокое понимание школьником опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом. Такое сознание становится действенным, когда подкрепляется привычным органическим и нравственно-эстетическим отвращением как к самим наркотикам, алкоголю, никотину, так и к лицам, их употребляющим. Антиотравляющее общественное и индивидуальное сознание имеет важные функции. Здравоохранительная состоит в формировании у школьников убеждения относительно того, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому маразму, утрате работоспособности, радости человеческого общения, полноценности духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной. Воспитательная функция заключается в развитии у детей полезных привычек использования сво- бедного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Суть дела не только в формировании негативного отношения к пьянству, наркомании, токсикомании, но и в развитии стремления к активной борьбе с этим общественным злом. Просветительская функция направлена на то, чтобы раскрыть школьникам подлинную губительную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их становлению в качестве активных пропагандистов трезвого образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством. Антиотравляющее воспитание есть целенаправленное формирование у детей ясного осознания вреда, опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики; организация здорового образа жизни; развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, употреблению ядохимикатов. Перед антиотравляющим воспитанием стоит ряд педагогических задач. Исходная заключается в развитии у детей сознания и убежденности относительно разрушающего организм и психику действия наркотика, яда, алкоголя, никотина, их асоциального значения. Однако осознание вреда и безнравственности пьянства, курения, наркотического кайфа не является полной гарантией воздержания. Развитие антиотравляющего сознания необходимо органично связать с формированием нравственно-эстетического чувства отвращения к наркотику, яду, вину, табаку. Но и чувство может оказаться недостаточно сильным тормозом вне тесной связи с воспитанием твердой нравственной воли, способности к надежному самоконтролю и самозапрету. Наконец, важная воспитательная задача заключается в формировании у детей социальной активности, стремления участвовать в антиотравляющей пропаганде, в организованной борьбе с токсикоманией, наркоманией, пьянством и табакокурением. Все эти задачи кристаллизуются в общей цели формирования физически и морально-эстетически здоровой личности, свободной от вредных привычек и пороков. Процесс антиотравляющего воспитания осуществляется в преодолении противоречий. Объективное противоречие образуется и проявляется в социально-культурной сфере. С одной стороны, существуют реальные условия для всестороннего развития личности, ее полнокровной культурной жизни, удовлетворения разумных потребностей- и интересов, эффективного участия в производстве и общественно-политической сфере. С другой,— вековые традиции быта, недостаток у части людей общей культуры, примитивное препровождение свободного времени. Все это сужает сознание, способствует подмене духовных потребностей и способов их удовлетворения одурманиванием сознания. Субъективно для отдельных людей пониманию вредности наркотиков, алкоголя, никотина противостоят сложившиеся социальные привычки, привычные ритуалы праздников и торжеств. Существенное значение в среде некоторых групп подростков имеет престижность курения, употребления токсических средств, придающих ощущение взрослости и пол- ной раскованности. Эти жизненные противоречия и несоответствия порождают пьянство и алкоголизм, психические, легочные, сосудистые заболевания не только у зрелых, но и молодых людей. Алкоголь и никотин особенно опасны в детском, подростковом возрасте. Несозревший организм быстрее и сильнее подвергается воздействию ядов. Систематическое отравление алкоголем, наркотиком, никотином девичьего организма резко отрицательно сказывается на сексуальной активности, способности вынашивать и рождать нормального ребенка, воспитывать его в нормальной атмосфере. Антиотравляющее воспитание имеет свои механизмы и стимулы. Действенным механизмом является психологическое воздействие на сознание ребят. К употреблению наркотиков, вина и табака школьников толкает любопытство, нездоровый интерес, ложно понимаемое самоутверждение. Затем вступает в действие пораженное сознание, воображение, состояние эйфории. Образуется потребность, парализующая волю. В целях предотвращения этого необходимо создавать в сознании ребенка психологические барьеры. Среди них такие, как опасение осуждения общественным мнением постыдных пороков, боязнь наказания за безнравственное поведение; твердые личные волевые решения самого подростка, его самозапреты, существенное противостояние ложным традициям, нажиму со стороны приятелей. Эффективность психологического воздействия во многом обусловлена включением детей в разнообразную общественно полезную и досуговую деятельность. Сознанию и воле ребенка трудно противостоять соблазняющему влиянию «запретных плодов» в обстановке безделья, безнравственного поведения взрослых и сверстников, отсутствия содержательного духовного общения. Вот почему разнообразная трудовая, общественная, физкультурная, художественная деятельность, здоровая среда не только удовлетворяют физические и духовные потребности детей, но и являются важным средством укрепления их нравственного сознания и воли. Общественно полезная деятельность отвлекает от соблазнов, дурных помыслов и ложных импульсивных действий. Для антиотравляющего воспитания, наряду с деятельностью, большое значение имеет и такой механизм формирования личности, как общение. В представлениях и сознании детей оно и есть сама жизнь. Поэтому важно, чтобы организованное и свободное общение детей вырастало на почве содержательной разнообразной культурной, общественно полезной деятельности: труда, физкультуры, самодеятельного технического и художественного творчества. ) Механизмы антиотравляющего воспитания приводятся в действие благодаря целенаправленным усилиям взрослых, внутренним стимулам самих детей. Среди внутренних стимулов — постепенно вызревающая в детском сознании мысль о том, что наркотики, вино и табак—непреодолимая преграда на пути достижения жизненных целей: успехов в учебе и овладении профессией, счастья в любви, в семье, в общении с друзьями, достижений в спорте, науке, искусстве. Действенным стимулом с отрицательным знаком являются тяжелые впечатления, которые производят алкоголики: раннее одряхление, пустота в глазах, утрата личностных качеств, болезненное пристрастие к спиртному и полная утрата человеческого облика в состоянии опьянения. Антиотравляющее воспитание должно пронизывать все виды учебно-воспитательной работы. Оно имеет естественно-научный, нравственный, эстетический, трудовой, физкультурно-спортивный аспекты и начинается в семье. В ней коренятся истоки и пьянства и трезвости. Условием воспитания трезвости в семье является неупотребление в ней спиртного. Но главное — в содержательной духовной жизни: насыщении праздников самодеятельной программой; выходных дней — прогулками, походами и экскурсиями, совместным чтением вслух, просмотром и обсуждением телепередач, коллекционированием, вырезанием из дерева, выжиганием, рисованием. Большая работа по антиотравляющему воспитанию может быть проведена в школе на уроке. В процессе преподавания обществоведения подчеркивается, что употребление алкоголя, наркотиков, никотина препятствует всестороннему развитию личности, преграждает человеку путь к активному и творческому участию в производительном труде, общественно-политической и культурной жизни. Уроки истории дают примеры спаивания трудящихся в целях отвлечения их от участия в борьбе за свои права. Литература изобличает социальную опасность алкоголизма. Вред алкоголя, наркотика, никотина для человеческого организма вскрывается в содержании биологических дисциплин. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, в таких темах, как кровообращение, дыхание, пищеварение, высшая нервная деятельность ярко показано вредное действие алкоголя и никотина на сердце, сосуды, легкие, кишечный тракт, нервную систему, психическую деятельность. Важное значение имеет общая организация жизни детей в школе. Твердый режим, недопустимость курения в стенах и на территории школы, четкое дежурство, посты и рейды, увлечение всех детей общественными делами и физкультурой — вот тот фундамент, на котором произрастает эффективная пропаганда трезвости и воздержания от курения. Большую работу в этом плане могут проводить органы ученического самоуправления. Успеха добиваются там, где ребята связаны с обществом борьбы за трезвость, сами участвуют в антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде на предприятиях, в колхозах и совхозах, в семьях. В сфере свободного общения для старших школьников сдерживающим началом является нравственно-эстетическое развенчание употребления вина и табака. Атмосфера презрения и нетерпимости к пьянству, брезгливое отношение к винно-табачному зловонию оказывает действенное воздействие на взаимоотношения юношей и девушек. Ребята больше всего опасаются быть презираемыми, осмеянными, униженными, потерять уважение товарищей. В качестве критериев антиотравляющей воспитанности выступают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также социальная активность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьянства, курения среди товарищей, в предотвращении пьянок в семье. Вопросы и задания: 1. Раскройте противоречия, лежащие в основе физического воспитания детей, а также механизмы и стимулы их преодоления. 2. Какие виды физкультурной деятельности детей составляют систему их физического воспитания? 3. Расскажите о взаимосвязи полового воспитания детей с их нравственным и эстетическим развитием. 4. Как Вы оцениваете практическое значение курса «Этика и психология семейной жизни»? 5. Каковы, на Ваш взгляд, причины зарождения вредных привычек, употребления алкоголя, наркотиков, токсических средств и табака юношами и девушками? 6. В ходе педагогической практики попробуйте выявить курящих старшеклассников и убедить их начать борьбу с вредной привычкой. Литература для самостоятельной работы: 1. Колосов Д. В. Здоровье и физическое воспитание школьников//Народное образование в СССР.— М., 1985.— С. 226—236. 2. К о песо в Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников.—М., 1982. 3. К о лесов Д. В. Беседы о воспитании.—М., 1986. 4. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.— М., 1983.— Т. 4.— С. 102—108. 5. X р и п к о в а А. Г., К о л е с о в Д. В. Девочка — подросток — девушка.— М 1981.. / 6. Хрипкова А.Г.,Колесов Д. В. Мальчик—подросток—юноша.—М., 1982. Лекция XVIII СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СУЩНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматривается как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса. Организованность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха реформ, решения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе общественных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, трудовой, технологической, исполнительской. Сознательная дисциплина—интегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А. С. Макаренко подчеркивал, что; дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое, нарушитель ее требований по существу выступает против интересов коллектива, общества и своих собственных. Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, сознательного отношения к труду и бережного — к общественному достоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характеризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина, по выражению В. И. Ленина, есть дисциплина товарищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А. С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний. В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная обязаловка, как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А. С. Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений. Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду, общественно- му богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление. Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы может быть различным. Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует о их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам. Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью. В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени. спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел. К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний, дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, к общению, к представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности. Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, овладение профессией, ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное неконтролируемое поведение. ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации буквально всех видов детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, физкультурной, игровой, творческой. Вместе с тем процесс дисциплинирования детей, его педагогическая инструментовка имеют свою специфику и особенности. А. С. Макаренко подчеркивал, что поскольку развитое гражданско-правовое, нравственное, эстетическое сознание является целью и результатом воспитания, что его становление происходит постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, овладения привычными формами социально значимого поведения, оно не может явиться основанием, духовной базой формирования сознательной дисциплины. Понимание значения дисциплины не может вырастать из несформированного, неокрепшего, не обогащенного социальным опытом детского сознания, не имеющего возможности критически переработать всю поступающую информацию, контролировать собственные спонтанные побуждения и осознанно направлять поведение. Реально действительным основанием развития сознательной дисциплины у детей является педагогическое руководство, осуществляемое в форме разумного, инструментованного, предъявляемого с учетом возраста и интересов ребенка требования. Это, конечно, не командно-административный нажим педагога, не стремление к бездумному и беспрекословному подчинению детей воле воспитателя. Дисциплинирующее педагогическое требование в разнообразных формах выражает необходимость разумного, осмысленного и жизненно оправданного действия, поведения. Оно мобилизует мысли, чувства, волю Детей в нужном, педагогически целесообразном направлении. Важно добиваться того, чтобы требование как выражение жизненной необходимости не только предъявлялось педагогом и исполнялось детьми, но по ходу дела глубоко осознавалось и принималось внутренне, становилось личным внутренним стимулом деятельности. Требование как жизненная необходимость и стимул целесообразного действия используется во всей системе детской деятельности, отношений, общения, предъявляется педагогами к детям, детьми друг к другу, коллективом к личности и к педагогу. Система дисциплинирующих требований касается буквально всех сто- рон жизни школьников: отношения к ученью, труду, общественной работе, товарищу, коллективу, самому себе, общественному достоянию, учителям и родителям, поведению в быту. Дисциплинирующие требования стимулируют, организуют детскую деятельность, всемерно способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли. Роль расширяющегося, углубляющегося детского сознания в процессе дисциплинирования школьников любого возраста заключается в том, что оно обеспечивает им возможность понимания справедливости и разумности предъявляемых педагогических требований, восприятия их не как насилия, произвола взрослых, а как жизненной неизбежности, как стимула приятной или неприятной, но необходимой и полезной для них деятельности. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда ребенок не хочет рано вставать, учить уроки, трудиться. Только под влиянием неукоснительных требований семьи, школы, коллектива он вынужден поступать именно так, а не иначе. Он может протестовать, оказывать сопротивление, надеясь на послабление требований, и все же, при правильной педагогической инструментовке, будет включаться в работу, понимая ее как жизненную необходимость, подчиняясь неизбежности выраженных педагогом требований. Сознание школьника может быть ленивым, поддерживающим деморализованное состояние организма, чувств, воли, может быть формально развитым, но оторванным от практики, не являющимся стимулом для чувств и волевого действия. И в том, и в другом случае между сознанием и поведением образуется разрыв, противоречие, которое разрешается с помощью именно педагогического требования и четкой организации деятельности. Исходя из этого, А. С. Макаренко делал вывод о том, что основанием дисциплины является требование, его выполнение, сопровождающееся пониманием детьми его полезности, необходимости, жизненной неизбежности. За счет этого понимания и происходит развитие, расширение, углубление детского сознания, формирование сознательной дисциплины, превращение ее в стимул самостоятельного, волевого, целеустремленного, дисциплинированного действия. Развитие сознания и сознательной дисциплинированности не совершается само по себе, как накопление эмпирического опыта и его проявления. Сознательная дисциплина эффективно формируется, когда наряду с накоплением опыта, в органической связи с ним ведется специальная, систематическая просветительная работа по углублению и расширению гражданского и эстетического сознания детей. В этом случае осознание личного опыта сливается с освоением требований общественного сознания, с формирующимися гражданско-правовыми убеждениями. Духовно-нравственное просвещение в целях углубления сознательной дисциплины осуществляется в двух направлениях. Во-первых, необходимо широкое духовно-ценностное просвещение по осмыслению нового общества, его основных задач и вовлечение школьников в посильное и доступное их решение. Речь идет о понимании проблем демократизации и гласности, построения правового демократического государства, его политических целей и первоочередных задач; о развитии у учащихся нравственного и правового сознания, знаний правовой основы общественной жизни; о долге, ответственности, дисциплине, добросовестности в труде и формировании национальной гордости, высоких патриотических, интернационалистических чувств. Всем этим обосновывается в сознании ребят высшая жизненная необходимость и неизбежность сознательной дисциплины. Во-вторых, специальная просветительная работа организуется в целях осознания детьми духовных ценностей, порождаемых самой сознательной дисциплиной. А. С. Макаренко, исходя из своего опыта, выдвинул ряд идей относительно полезности дисциплины, которые нужно внушать детям. Эти идеи развиваются и обогащаются в опыте современного воспитания. На первое место А. С. Макаренко выдвигал мысль о том, что детям необходимо четко осознать цель своей многообразной деятельности, что поддержание дисциплины самими детьми есть лучший способ решения любых задач. Всякая безалаберность и неорганизованность отдаляют цель, делают ее достижение нереальным. Этим достигается понимание школьниками необходимости и важности организованности, целеустремленности, четкого взаимодействия, дисциплины, требуемых воспитателем. Для учащихся большое значение имеет и то, что выполнение всеми ими требований и правил поведения, подчинение воле коллектива ставит всех в равноправное и защищенное положение. Моральная сила общественного мнения коллектива уравновешивает физические силы ребят, дает реальную возможность каждому участвовать в демократическом решении всех вопросов, пользоваться гласностью, добиваться справедливости. Следующая аксиома А. С. Макаренко состоит в важности осознания каждым ребенком на основе практического опыта того очевидного факта, что интересы коллектива по принципиальным вопросам стоят впереди интересов отдельной личности. Не потому, что коллективная жизнь требует каких-то жертв, а потому, что, только укрепляясь и развиваясь, духовно и материально обогащаясь, он становится способным создать условия для удовлетворения потребностей и интересов, для всестороннего развития каждого своего члена. Как в обществе, для того, чтобы добиться социальной справедливости, лучше жить духовно и материально, надо лучше работать, так и в детском воспитательном коллективе, чтобы иметь возможность полноценно пользоваться общественными благами духовного общения и материальной обеспеченности, надо учиться отдавать свои силы и творческие способности общему делу. Огромное воспитательное значение придавал А. С. Макаренко показу детям красоты сознательной дисциплины. Он стремился к развитию в детском сознании не только нравственно-политического, но и эстетического отношения к ней. Всякая расхлябанность, распущенность, бескультурье порождают дисгармонию, хаос и безобразие в общественной и личной жизни. Глубокое профессио- нальное знание дела, исполнительское мастерство, культура общения, подтянутость, собранность, ритмичность в работе, чистота и опрятность в одежде — все это не только внешне украшает жизнь, но делает ее по существу прекрасной. Дети прочно усваивают мысль, что дисциплина ведет к красоте жизни, а красота повышает жизненный тонус, стимулирует продуктивную деятельность. А. С. Макаренко настойчиво предлагал обращать внимание детей на то, что приятное для себя дело каждый может выполнить без всякой дисциплины. Дисциплина начинается там и тогда, где и когда приятное или неприятное для себя, но важное, необходимое для коллектива дело ребенок делает с удовольствием, получая морально-эстетическое удовлетворение от сознания его полезности и нужности другим людям. Осуществление перемен в нашем обществе требует подчеркнуть и ту очевидную аксиому, что высокое качество работы, сознательная дисциплина в труде, ученье, спорте для молодежи есть форма выражения своего отношения к происходящим переменам, своей реальной общественной ответственности, гражданской сознательности. Дисциплинарная ответственность ближе всего подводит старшеклассника как к нравственной, так и правовой гражданской ответственности. Сознательная дисциплина, сделавшись качеством личности, дает ей возможность сосредоточить сознательные волевые усилия на развитии собственных способностей, своей индивидуальности. Наконец, для всех детей важно сделать абсолютно понятной и ясной мысль о том, что обладание сознательной дисциплиной позволяет молодому человеку безболезненно включаться в систему разнообразных общественных отношений, в жизнь любого трудового коллектива, становиться его полноправным, свободным, активным членом. Таким образом, сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей. Вопросы и задания: 1. Какую роль играет сознательная дисциплина трудящихся в стабилизации социально-экономического положения в стране? 2. Охарактеризуйте сущность сознательной дисциплины и объясните, почему она является результатом воспитательного процесса. 3. Что является основанием воспитания сознательной дисциплины, как взаимодействуют между собой методы педагогического требования и убеждения. 4. В ходе педагогической практики установите уровень сознательной дисциплинированности учащихся класса, в котором Вы работаете. 5. Напишите реферат на тему: «Идеи А. С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины в современной школе». Литература для самостоятельной работы: 1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников/Под ред. И. С. Марьенко.—М., 1982. 2. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.—М., 1984.—Т. 4. Часть II ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) Лекция XIX СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Одно из ведущих противоречий современного мира непосредственно касается образования. С одной стороны, в обществе существует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в человека закладывается и духовно-ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу его духовной жизни. С другой стороны, противоречие обусловлено и усугубляется тем, что продолжает господствовать приоритет инвестиций в промышленно-строительные сферы, школа резко снижает качество общеобразовательной подготовки, падает интерес школьников к знаниям и труду, растет отсев учащихся, множатся ряды малограмотных и социально индифферентных, инфантильных молодых людей. Противоречие обусловлено историческими объективными тенденциями. Образование как общественно-историческое явление возникло из практико-прагматической потреб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.014 с.) |