Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физические и нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинового воспитания

Поиск

Во имя здоровья человека и общества в нашей стране раз­вернулась борьба против пьянства и алкоголизма. Принимаются решительные меры для преодоления негативных традиций, ко­торые складывались и насаждались веками. Решающим страте­гическим участком борьбы против употребления спиртного, нар­котических средств, табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики. Только здоровые, лишенные дурных привы­чек дети, вступая в общественную жизнь, способны надежно вы­теснять вредные привычки, утверждать новые традиции здорового быта.

Алкоголизм представляет собой заболевание, наступающее в результате употребления алкоголя. Оно выражается в патологи­ческом пристрастии к спиртным напиткам, в психической дегра­дации и различных психозах, снижении работоспособности, утрате социально ценных личностных качеств. Своеобразным заболевани­ем, имеющим вредные физические и психические последствия, яв­ляется и привычное пристрастие к курению, особенно наркотикам. Организованная борьба против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения представляет собой систему антиотравляющего воспитания. Антиотравляющее сознание включает в себя глубокое понимание школьником опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств чело­века, а также для общества в целом. Такое сознание становится действенным, когда подкрепляется привычным органическим и нравственно-эстетическим отвращением как к самим наркотикам, алкоголю, никотину, так и к лицам, их употребляющим.

Антиотравляющее общественное и индивидуальное сознание имеет важные функции. Здравоохранительная состоит в форми­ровании у школьников убеждения относительно того, что упот­ребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому маразму, утрате работоспособности, радости чело­веческого общения, полноценности духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной. Воспитательная функция заключа­ется в развитии у детей полезных привычек использования сво-

бедного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Суть дела не только в формировании негатив­ного отношения к пьянству, наркомании, токсикомании, но и в развитии стремления к активной борьбе с этим общественным злом. Просветительская функция направлена на то, чтобы рас­крыть школьникам подлинную губительную сущность отравляю­щих организм веществ, способствовать их становлению в качестве активных пропагандистов трезвого образа жизни, борцов с нарко­манией и пьянством.

Антиотравляющее воспитание есть целенаправленное форми­рование у детей ясного осознания вреда, опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики; организация здорового образа жизни; развитие нравствен­но-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, употреблению ядохимикатов.

Перед антиотравляющим воспитанием стоит ряд педагогиче­ских задач. Исходная заключается в развитии у детей сознания и убежденности относительно разрушающего организм и психику действия наркотика, яда, алкоголя, никотина, их асоциального значения. Однако осознание вреда и безнравственности пьянства, курения, наркотического кайфа не является полной гарантией воз­держания. Развитие антиотравляющего сознания необходимо орга­нично связать с формированием нравственно-эстетического чувства отвращения к наркотику, яду, вину, табаку. Но и чувство может оказаться недостаточно сильным тормозом вне тесной связи с воспитанием твердой нравственной воли, способности к надежному самоконтролю и самозапрету. Наконец, важная воспитательная задача заключается в формировании у детей социальной активно­сти, стремления участвовать в антиотравляющей пропаганде, в организованной борьбе с токсикоманией, наркоманией, пьянством и табакокурением. Все эти задачи кристаллизуются в общей цели формирования физически и морально-эстетически здоровой лично­сти, свободной от вредных привычек и пороков.

Процесс антиотравляющего воспитания осуществляется в пре­одолении противоречий. Объективное противоречие образуется и проявляется в социально-культурной сфере. С одной стороны, су­ществуют реальные условия для всестороннего развития личности, ее полнокровной культурной жизни, удовлетворения разумных по­требностей- и интересов, эффективного участия в производстве и общественно-политической сфере. С другой,— вековые традиции быта, недостаток у части людей общей культуры, примитивное препровождение свободного времени. Все это сужает сознание, способствует подмене духовных потребностей и способов их удов­летворения одурманиванием сознания. Субъективно для отдельных людей пониманию вредности наркотиков, алкоголя, никотина про­тивостоят сложившиеся социальные привычки, привычные ритуа­лы праздников и торжеств. Существенное значение в среде неко­торых групп подростков имеет престижность курения, употребле­ния токсических средств, придающих ощущение взрослости и пол-

ной раскованности. Эти жизненные противоречия и несоответствия порождают пьянство и алкоголизм, психические, легочные, сосу­дистые заболевания не только у зрелых, но и молодых людей. Алкоголь и никотин особенно опасны в детском, подростковом возрасте. Несозревший организм быстрее и сильнее подвергается воздействию ядов. Систематическое отравление алкоголем, нарко­тиком, никотином девичьего организма резко отрицательно сказы­вается на сексуальной активности, способности вынашивать и рож­дать нормального ребенка, воспитывать его в нормальной атмо­сфере.

Антиотравляющее воспитание имеет свои механизмы и стиму­лы. Действенным механизмом является психологическое воздейст­вие на сознание ребят. К употреблению наркотиков, вина и табака школьников толкает любопытство, нездоровый интерес, ложно по­нимаемое самоутверждение. Затем вступает в действие поражен­ное сознание, воображение, состояние эйфории. Образуется по­требность, парализующая волю. В целях предотвращения этого необходимо создавать в сознании ребенка психологические барь­еры. Среди них такие, как опасение осуждения общественным мнением постыдных пороков, боязнь наказания за безнравственное поведение; твердые личные волевые решения самого подростка, его самозапреты, существенное противостояние ложным традици­ям, нажиму со стороны приятелей.

Эффективность психологического воздействия во многом обус­ловлена включением детей в разнообразную общественно полезную и досуговую деятельность. Сознанию и воле ребенка трудно про­тивостоять соблазняющему влиянию «запретных плодов» в обста­новке безделья, безнравственного поведения взрослых и сверстни­ков, отсутствия содержательного духовного общения. Вот почему разнообразная трудовая, общественная, физкультурная, художест­венная деятельность, здоровая среда не только удовлетворяют физические и духовные потребности детей, но и являются важным средством укрепления их нравственного сознания и воли. Обще­ственно полезная деятельность отвлекает от соблазнов, дурных помыслов и ложных импульсивных действий.

Для антиотравляющего воспитания, наряду с деятельностью, большое значение имеет и такой механизм формирования лично­сти, как общение. В представлениях и сознании детей оно и есть сама жизнь. Поэтому важно, чтобы организованное и свободное общение детей вырастало на почве содержательной разнообразной культурной, общественно полезной деятельности: труда, физкуль­туры, самодеятельного технического и художественного творчества. ) Механизмы антиотравляющего воспитания приводятся в действие благодаря целенаправленным усилиям взрослых, внутренним сти­мулам самих детей. Среди внутренних стимулов — постепенно вы­зревающая в детском сознании мысль о том, что наркотики, вино и табак—непреодолимая преграда на пути достижения жизнен­ных целей: успехов в учебе и овладении профессией, счастья в любви, в семье, в общении с друзьями, достижений в спорте, науке,

искусстве. Действенным стимулом с отрицательным знаком явля­ются тяжелые впечатления, которые производят алкоголики: ран­нее одряхление, пустота в глазах, утрата личностных качеств, болезненное пристрастие к спиртному и полная утрата человече­ского облика в состоянии опьянения.

Антиотравляющее воспитание должно пронизывать все виды учебно-воспитательной работы. Оно имеет естественно-научный, нравственный, эстетический, трудовой, физкультурно-спортивный аспекты и начинается в семье. В ней коренятся истоки и пьянства и трезвости. Условием воспитания трезвости в семье является неупотребление в ней спиртного. Но главное — в содержательной духовной жизни: насыщении праздников самодеятельной програм­мой; выходных дней — прогулками, походами и экскурсиями, со­вместным чтением вслух, просмотром и обсуждением телепередач, коллекционированием, вырезанием из дерева, выжиганием, рисо­ванием.

Большая работа по антиотравляющему воспитанию может быть проведена в школе на уроке. В процессе преподавания общество­ведения подчеркивается, что употребление алкоголя, наркотиков, никотина препятствует всестороннему развитию личности, пре­граждает человеку путь к активному и творческому участию в производительном труде, общественно-политической и культурной жизни. Уроки истории дают примеры спаивания трудящихся в целях отвлечения их от участия в борьбе за свои права. Ли­тература изобличает социальную опасность алкоголизма. Вред ал­коголя, наркотика, никотина для человеческого организма вскры­вается в содержании биологических дисциплин. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, в таких темах, как кровообраще­ние, дыхание, пищеварение, высшая нервная деятельность ярко пока­зано вредное действие алкоголя и никотина на сердце, сосуды, легкие, кишечный тракт, нервную систему, психическую деятельность.

Важное значение имеет общая организация жизни детей в школе. Твердый режим, недопустимость курения в стенах и на территории школы, четкое дежурство, посты и рейды, увлечение всех детей общественными делами и физкультурой — вот тот фун­дамент, на котором произрастает эффективная пропаганда трез­вости и воздержания от курения. Большую работу в этом плане могут проводить органы ученического самоуправления. Успеха до­биваются там, где ребята связаны с обществом борьбы за трез­вость, сами участвуют в антиалкогольной и антиникотиновой про­паганде на предприятиях, в колхозах и совхозах, в семьях.

В сфере свободного общения для старших школьников сдер­живающим началом является нравственно-эстетическое развенча­ние употребления вина и табака. Атмосфера презрения и не­терпимости к пьянству, брезгливое отношение к винно-табачному зловонию оказывает действенное воздействие на взаимоотношения юношей и девушек. Ребята больше всего опасаются быть прези­раемыми, осмеянными, униженными, потерять уважение това­рищей.

В качестве критериев антиотравляющей воспитанности высту­пают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также со­циальная активность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьянства, курения среди товарищей, в предотвраще­нии пьянок в семье.

Вопросы и задания:

1. Раскройте противоречия, лежащие в основе физического воспитания детей, а также механизмы и стимулы их преодоления.

2. Какие виды физкультурной деятельности детей составляют систему их физиче­ского воспитания?

3. Расскажите о взаимосвязи полового воспитания детей с их нравственным и эстетическим развитием.

4. Как Вы оцениваете практическое значение курса «Этика и психология семейной жизни»?

5. Каковы, на Ваш взгляд, причины зарождения вредных привычек, употребления алкоголя, наркотиков, токсических средств и табака юношами и девушками?

6. В ходе педагогической практики попробуйте выявить курящих старшеклассников и убедить их начать борьбу с вредной привычкой.

Литература для самостоятельной работы:

1. Колосов Д. В. Здоровье и физическое воспитание школьников//Народное образование в СССР.— М., 1985.— С. 226—236.

2. К о песо в Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников.—М., 1982.

3. К о лесов Д. В. Беседы о воспитании.—М., 1986.

4. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.— М., 1983.— Т. 4.— С. 102—108.

5. X р и п к о в а А. Г., К о л е с о в Д. В. Девочка — подросток — девушка.— М 1981.. /

6. Хрипкова А.Г.,Колесов Д. В. Мальчик—подросток—юноша.—М., 1982.

Лекция XVIII

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СУЩНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматрива­ется как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса.

Организованность, дисциплинированность как качества лично­сти ответственного человека — важное условие успеха реформ, ре­шения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе обще­ственных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, тру­довой, технологической, исполнительской. Сознательная дисципли­на—интегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А. С. Макаренко подчеркивал, что;

дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое,

нарушитель ее требований по существу выступает против интере­сов коллектива, общества и своих собственных.

Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, созна­тельного отношения к труду и бережного — к общественному до­стоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление оп­ределяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характе­ризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина, по выражению В. И. Ленина, есть дисциплина то­варищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей.

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса вос­питывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А. С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится ору­дием, средством воспитания лишь после того, как рождается, ук­репляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспита­тельных влияний.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздей­ствия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, вос­принимается ими как скучная и неприятная обязаловка, как стес­нение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограни­чение и подавление активности. А. С. Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.

Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Дру­гие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду, общественно-

му богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сво­дится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек по­ведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисципли­нированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усва­ивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы может быть различным.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключа­ется в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской де­ятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодея­тельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздей­ствия, сколько организатором собственной жизни, субъектом вос­питания. Осуществление подростками самовоспитания и самоор­ганизации убедительно свидетельствует о их продвижении к само­организации и сознательной дисциплине. Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознатель­ных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным обще­ственно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникнове­нию и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и само­стоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое со­стояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в

первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени. спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и не­послушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих по­требностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспек­тивами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтан­ный интерес и коллективные побуждения необходимо под­держивать, развивать, включать в систему педагогически орга­низованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных от­ношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стре­мится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний, дисциплинарному воздействию. Под­росток остро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, ос­корбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и ост­рота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и дейст­вия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, тре­бующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к тру­ду, общественным делам, к общению, к представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарища­ми, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организацион­ной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практиче­ской деятельности и воспитания сознательной дисциплины макси­мум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дис­циплины дает возможность широко использовать присущие моло­дежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, са­мовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабаты­вать мужественные черты характера. Организуя деятельность, об­щение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной

дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, овладение профессией, ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дис­циплины, формируется дисциплинированность как морально-поли­тическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и без­ответственность, негативное неконтролируемое поведение.

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации буквально всех видов детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, физ­культурной, игровой, творческой. Вместе с тем процесс дисциплинирования детей, его педагогическая инструментовка имеют свою специфику и особенности. А. С. Макаренко подчеркивал, что по­скольку развитое гражданско-правовое, нравственное, эстетическое сознание является целью и результатом воспитания, что его ста­новление происходит постепенно, по мере накопления знаний, уме­ний и навыков, овладения привычными формами социально зна­чимого поведения, оно не может явиться основанием, духовной базой формирования сознательной дисциплины. Понимание значе­ния дисциплины не может вырастать из несформированного, не­окрепшего, не обогащенного социальным опытом детского созна­ния, не имеющего возможности критически переработать всю по­ступающую информацию, контролировать собственные спонтанные побуждения и осознанно направлять поведение. Реально действи­тельным основанием развития сознательной дисциплины у детей является педагогическое руководство, осуществляемое в форме разумного, инструментованного, предъявляемого с учетом возраста и интересов ребенка требования. Это, конечно, не командно-адми­нистративный нажим педагога, не стремление к бездумному и беспрекословному подчинению детей воле воспитателя. Дисципли­нирующее педагогическое требование в разнообразных формах вы­ражает необходимость разумного, осмысленного и жизненно оправ­данного действия, поведения. Оно мобилизует мысли, чувства, во­лю Детей в нужном, педагогически целесообразном направлении. Важно добиваться того, чтобы требование как выражение жизнен­ной необходимости не только предъявлялось педагогом и испол­нялось детьми, но по ходу дела глубоко осознавалось и принима­лось внутренне, становилось личным внутренним стимулом дея­тельности.

Требование как жизненная необходимость и стимул целесо­образного действия используется во всей системе детской деятель­ности, отношений, общения, предъявляется педагогами к детям, детьми друг к другу, коллективом к личности и к педагогу. Система дисциплинирующих требований касается буквально всех сто-

рон жизни школьников: отношения к ученью, труду, общественной работе, товарищу, коллективу, самому себе, общественному досто­янию, учителям и родителям, поведению в быту. Дисциплини­рующие требования стимулируют, организуют детскую деятель­ность, всемерно способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли. Роль расширяющегося, углубляющегося дет­ского сознания в процессе дисциплинирования школьников любого возраста заключается в том, что оно обеспечивает им возможность понимания справедливости и разумности предъявляемых педаго­гических требований, восприятия их не как насилия, произвола взрослых, а как жизненной неизбежности, как стимула приятной или неприятной, но необходимой и полезной для них деятельности. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда ребенок не хочет рано вставать, учить уроки, трудиться. Только под влиянием неукосни­тельных требований семьи, школы, коллектива он вынужден по­ступать именно так, а не иначе. Он может протестовать, оказывать сопротивление, надеясь на послабление требований, и все же, при правильной педагогической инструментовке, будет включаться в работу, понимая ее как жизненную необходимость, подчиняясь неизбежности выраженных педагогом требований. Сознание школь­ника может быть ленивым, поддерживающим деморализованное состояние организма, чувств, воли, может быть формально разви­тым, но оторванным от практики, не являющимся стимулом для чувств и волевого действия. И в том, и в другом случае между сознанием и поведением образуется разрыв, противоречие, которое разрешается с помощью именно педагогического требования и четкой организации деятельности. Исходя из этого, А. С. Ма­каренко делал вывод о том, что основанием дисциплины является требование, его выполнение, сопровождающееся пониманием деть­ми его полезности, необходимости, жизненной неизбежности. За счет этого понимания и происходит развитие, расширение, углуб­ление детского сознания, формирование сознательной дисциплины, превращение ее в стимул самостоятельного, волевого, целеустрем­ленного, дисциплинированного действия.

Развитие сознания и сознательной дисциплинированности не совершается само по себе, как накопление эмпирического опыта и его проявления. Сознательная дисциплина эффективно форми­руется, когда наряду с накоплением опыта, в органической связи с ним ведется специальная, систематическая просветительная ра­бота по углублению и расширению гражданского и эстетического сознания детей. В этом случае осознание личного опыта сливается с освоением требований общественного сознания, с формирующи­мися гражданско-правовыми убеждениями.

Духовно-нравственное просвещение в целях углубления созна­тельной дисциплины осуществляется в двух направлениях. Во-первых, необходимо широкое духовно-ценностное просвещение по осмыслению нового общества, его основных задач и вовлечение школьников в посильное и доступное их решение. Речь идет о

понимании проблем демократизации и гласности, построения пра­вового демократического государства, его политических целей и первоочередных задач; о развитии у учащихся нравственного и правового сознания, знаний правовой основы общественной жизни;

о долге, ответственности, дисциплине, добросовестности в труде и формировании национальной гордости, высоких патриотических, интернационалистических чувств. Всем этим обосновывается в со­знании ребят высшая жизненная необходимость и неизбежность сознательной дисциплины.

Во-вторых, специальная просветительная работа организуется в целях осознания детьми духовных ценностей, порождаемых самой сознательной дисциплиной. А. С. Макаренко, исходя из своего опыта, выдвинул ряд идей относительно полезности дисциплины, которые нужно внушать детям. Эти идеи развиваются и обогаща­ются в опыте современного воспитания. На первое место А. С. Ма­каренко выдвигал мысль о том, что детям необходимо четко осоз­нать цель своей многообразной деятельности, что поддержание дисциплины самими детьми есть лучший способ решения любых задач. Всякая безалаберность и неорганизованность отдаляют цель, делают ее достижение нереальным. Этим достигается пони­мание школьниками необходимости и важности организованности, целеустремленности, четкого взаимодействия, дисциплины, требуе­мых воспитателем. Для учащихся большое значение имеет и то, что выполнение всеми ими требований и правил поведения, под­чинение воле коллектива ставит всех в равноправное и защищен­ное положение. Моральная сила общественного мнения коллектива уравновешивает физические силы ребят, дает реальную возмож­ность каждому участвовать в демократическом решении всех воп­росов, пользоваться гласностью, добиваться справедливости. Сле­дующая аксиома А. С. Макаренко состоит в важности осознания каждым ребенком на основе практического опыта того очевидного факта, что интересы коллектива по принципиальным вопросам стоят впереди интересов отдельной личности. Не потому, что кол­лективная жизнь требует каких-то жертв, а потому, что, только укрепляясь и развиваясь, духовно и материально обогащаясь, он становится способным создать условия для удовлетворения по­требностей и интересов, для всестороннего развития каждого сво­его члена. Как в обществе, для того, чтобы добиться социальной справедливости, лучше жить духовно и материально, надо лучше работать, так и в детском воспитательном коллективе, чтобы иметь возможность полноценно пользоваться общественными благами ду­ховного общения и материальной обеспеченности, надо учиться отдавать свои силы и творческие способности общему делу. Ог­ромное воспитательное значение придавал А. С. Макаренко пока­зу детям красоты сознательной дисциплины. Он стремился к раз­витию в детском сознании не только нравственно-политического, но и эстетического отношения к ней. Всякая расхлябанность, рас­пущенность, бескультурье порождают дисгармонию, хаос и бе­зобразие в общественной и личной жизни. Глубокое профессио-

нальное знание дела, исполнительское мастерство, культура обще­ния, подтянутость, собранность, ритмичность в работе, чистота и опрятность в одежде — все это не только внешне украшает жизнь, но делает ее по существу прекрасной. Дети прочно усваивают мысль, что дисциплина ведет к красоте жизни, а красота повышает жизненный тонус, стимулирует продуктивную деятельность. А. С. Ма­каренко настойчиво предлагал обращать внимание детей на то, что приятное для себя дело каждый может выполнить без всякой дисциплины. Дисциплина начинается там и тогда, где и когда приятное или неприятное для себя, но важное, необходимое для коллектива дело ребенок делает с удовольствием, получая мо­рально-эстетическое удовлетворение от сознания его полезности и нужности другим людям. Осуществление перемен в нашем обще­стве требует подчеркнуть и ту очевидную аксиому, что высокое качество работы, сознательная дисциплина в труде, ученье, спорте для молодежи есть форма выражения своего отношения к проис­ходящим переменам, своей реальной общественной ответственно­сти, гражданской сознательности. Дисциплинарная ответственность ближе всего подводит старшеклассника как к нравственной, так и правовой гражданской ответственности. Сознательная дисципли­на, сделавшись качеством личности, дает ей возможность сосре­доточить сознательные волевые усилия на развитии собственных способностей, своей индивидуальности. Наконец, для всех детей важно сделать абсолютно понятной и ясной мысль о том, что обладание сознательной дисциплиной позволяет молодому челове­ку безболезненно включаться в систему разнообразных обществен­ных отношений, в жизнь любого трудового коллектива, становиться его полноправным, свободным, активным членом.

Таким образом, сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, пред­ставляет собой организационное воплощение нравственного духов­ного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и ка­чественного достижения намеченных целей.

Вопросы и задания:

1. Какую роль играет сознательная дисциплина трудящихся в стабилизации соци­ально-экономического положения в стране?

2. Охарактеризуйте сущность сознательной дисциплины и объясните, почему она

является результатом воспитательного процесса.

3. Что является основанием воспитания сознательной дисциплины, как взаимодей­ствуют между собой методы педагогического требования и убеждения.

4. В ходе педагогической практики установите уровень сознательной дисципли­нированности учащихся класса, в котором Вы работаете.

5. Напишите реферат на тему: «Идеи А. С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины в современной школе».

Литература для самостоятельной работы:

1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников/Под ред. И. С. Марьенко.—М., 1982.

2. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.—М., 1984.—Т. 4.

Часть II ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Лекция XIX

СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одно из ведущих противоречий современного мира непосред­ственно касается образования. С одной стороны, в обществе су­ществует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходи­мыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внед­рение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в чело­века закладывается и духовно-ценностная программа: система ми­ровоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетиче­ских представлений, составляющих основу его духовной жизни.

С другой стороны, противоречие обусловлено и усугубляется тем, что продолжает господствовать приоритет инвестиций в промышленно-строительные сферы, школа резко снижает качество общеобразовательной подготовки, падает интерес школьников к знаниям и труду, растет отсев учащихся, множатся ряды ма­лограмотных и социально индифферентных, инфантильных моло­дых людей.

Противоречие обусловлено историческими объективными тен­денциями. Образование как общественно-историческое явление во­зникло из практико-прагматической потреб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.014 с.)