Возникновение и развитие естественнонаучной и педагогической мысли в области физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие естественнонаучной и педагогической мысли в области физического воспитания



Рост и укрепление феодальной государственности, развитие земле­делия, ремесла и торговли определили подъем культуры, усилили потребность в развитии науки и просвещения во всех областях жиз­ни. Появляется медицинская и педагогическая светская литература^ в которой находят свое отражение и вопросы физического воспи­тания.

Много внимания этим вопросам уделил в своем выдающемся тру­де «Канон врачебной науки» крупнейший ученый-медик Средней Азии Абу-Али Ибн-Сина (около 980—1037 гг.), известный под име­нем Авиценна. Город Бухара, около которого он родился, на рубеже X—XI вв. являлся крупнейшим ремесленным, торговым и культур­ным центром среди городов Востока. Авиценна обладал энциклопе­дическими познаниями. В круг его интересов помимо медицины вхо­дили философия, физика и химия,, астрономия и география, поэзия и музыка. В своем «Каноне» Авиценна, рассматривая правила охра­ны здоровья, гигиенических предписаний и диететики, подробно го­ворит о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Он первым из ученых дал определение физичес­ким упражнениям: «Физическое упражнение есть произвольное дви­жение, приводящее к непрерывному- глубокому дыханию». Авиценна считал, что в режиме сохранения здоровья* самое главное — это за­нятия физическими упражнениями, а также режим пищи и режим сна. Он также утверждал, что если человек умеренно и своевремен­но занимается физическими упражнениями и соблюдает режимы, то он не нуждается ни в каком лечении и ни в каких лекарствах. Бро­сивший заниматься физическими упражнениями, говорил он, часто чахнет, ибо сила его слабеет вследствие отказа от движения. Уче­ный справедливо считал, что физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою


работу, огражденные от опасности заболевания. В «Каноне» физи­ческие упражнения подразделяются на сильные и быстрые, слабые и медленные. К сильным и быстрым упражнениям относятся кулач­ный бой, стрельба из лука, быстрая ходьба, метание копья, подско­ки, фехтование мечом и копьем, верховая езда. К очень сильным упражнениям причисляются бой с собственной тенью, прыжки, игра «чоу-гон» (конная игра с малым и большим шаром), борьба, подня­тие камней, гоньба с осаживанием коня. К слабым и медленным уп­ражнениям относятся: качания на качелях и в люльках стоя, сидя и лежа, катание на лодках и судах и др. При занятиях физическими упражнениями рекомендуется учитывать возраст и состояние здо­ровья человека. В «Каноне» подробно говорится, как и когда зани­маться физическими упражнениями детям, юношам и лицам, «под­винутым в годах». Интересны высказывания Авиценны о времени начала и прекращения упражнений, о массаже, купании в бане и хо­лодной воде, о содержании тела в чистоте и других гигиенических требованиях.

Высоко оценивая теоретические высказывания Авиценны, следует иметь в виду, что в то время существовал большой разрыв между его мыслями и практическим применением их в жизни. Его рекомен­дациями в лучшем случае могла воспользоваться лишь феодальная верхушка общества, народные же массы, задавленные гнетом госу­дарства, церкви и местных феодалов, лишенные всяких прав, живу­щие в нищете, не могли и мечтать об использовании тех полезных советов, которые были высказаны Авиценной. Тем не менее книга «Канон врачебной науки» на протяжении многих столетий остава­лась для медиков тем трудом, по которому они учились, следовали изложенным в нем советам, а также развивали их дальше.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII столетия является книга, составленная Епифанием Славинец-ким (умер в 1676 г.), «Гражданство обычаев детских». Е. Славинец-кий был прогрессивным деятелем просвещения на Руси. При его ак­тивном участии в 1653 г. была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Он выступал сторонником реального образования, отста­ивал идеи педагогического гуманизма и светского обучения детей. В своей книге, состоящей из вопросов-ответов, наряду с указаниями детям, как себя вести в школе, дома и в гостях, Е. Славинецкий много внимания уделил играм и упражнениям. На вопрос «что укра­шает играние?» дается ответ: «Постоянство, честное веселье, бор-зость (подвижность), крепость смысла, привычка играть истинно и правдиво, а не кознею (обманом) или ухищрением в игре побеж­дать». В книге перечислены упражнения, которые рекомендуются детям. К ним относятся игры с мячом, городки, бег, прыжки и под­скоки на одной или двух ногах — «яко коник или саранча травная». Во время игр и упражнений дети должны проявлять сдержанность, внимательно относиться к слабым. Е. Славинецкий рассматривает упражнения и игры как средство воспитания и укрепления здоровья. Следуя требованиям педагогики, он делит игры и упражнения на пригодные и не пригодные для воспитания. К пригодным причисля­ются те, которые развивают силу, ловкость, смекалку и другие хоро-


шие качества и навыки. Непригодными названы игры в кости, карты (на выигрыш и проигрыш), развивающие ложь, корысть, тщеславие, лукавство и другие гюроки. Проявляя осторожность, Е. Славинецкий к запретным упражнениям относил борьбу, плавание, лазание, счи­тая их опасными для здоровья и жизни детей.

В целом «Гражданство обычаев детских» — оригинальное педа­гогическое сочинение, в котором сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивает­ся его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастаю­щего поколения.

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и меди­цины в XVIII в. и первой половине XIX в. способствовали формиро­ванию научных основ физического воспитания, заложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов в предшествующий период. Ученый и государственный деятель В. Н. Татищев (1686— 1775 гг.), подразделяя все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование и стрельбу к на­укам нужным, а танцы, вольтижировку и верховую езду — к наукам щегольским. Огромное значение для развития русской науки и педа­гогики имели труды и деятельность выдающегося ученого М. В. Ло­моносова (1711 — 1765 гг.). А. С. Пушкин говорил, что М. В. Ломо­носов — «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник». М. В. Ломоносов счи­тал медицину «полезнейшей роду человеческому наукой». Он прояв­лял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохра­нения здоровья и физического развития имеет движение. Он предпо­лагал поставить перед правительством вопрос о государственных ме­роприятиях по развитию физического воспитания в России, а одна из статей, которые М. В. Ломоносов собирался написать, названа «Олимпийские игры».

Русские ученые и врачи стремились дать естественнонаучное обо­снование физическому воспитанию. Академик А. П. Протасов в 1765 г. выступил в Академии наук с докладом «О физическом воспи­тании детей» и «О необходимости движения для сохранения здо­ровья». Профессора П. А. Загорский и М. Я. Мудров, русский врач К. И. Грум в своих трудах утверждали, что физические упражнения являются важным средством сохранения здоровья, укрепления орга­низма, закаливания.

Много внимания физическому воспитанию в своей педагогической деятельности уделял И. И. Бецкой (1704—1795 гг.). Прожив много лет во Франции, И. И. Бецкой подробно ознакомился с педагогичес­кими идеями Руссо и Локка. По возвращении в Россию он стал сто­ронником Екатерины II, не скупившейся на обещания улучшить систему воспитания и образования. Бецкой выступил инициатором» создания воспитательных учреждений. В Москве и Петербурге, а за-" тем в некоторых других городах России открываются воспитатель­ные дома для детей разных сословий, кроме крепостных крестьян. Путем воспитания И. И. Бецкой рассчитывал создать «новую породу людей» из дворян и разночинцев. Первые бы управляли государст-


вом, а вторые — промышленностью, ремеслом и торговлей (при сох­ранении крепостного права в стране). В уставе и программе для вос­питательных учреждений И. И. Бецкой устанавливает возрастные группы (от рождения до 18 лет), с учетом которых следует прово­дить физическое воспитание. К средствам физического воспитания он относил закаливание, купание в холодной воде, чистый воздух, ре­жим питания и сна, «увеселение невинными забавами и играми», раз­личные «телодвижения». В ходе воспитания И. И. Бецкой советовал «никогда и ни за что не бить детей», но «вкоренять в их души» страх божий». И. И. Бецкой, как представитель дворянской педагогики, в своей воспитательной системе выражал интересы господствующего класса крепостнической России.

Значительное место физическое воспитание занимало в педаго­гической деятельности и трудах известного русского просветителя Н. И. Новикова (1744—1818 гг.), возглавлявшего общественное дви­жение за создание школ для народа и оказание помощи учителям. Он издавал журналы-«Московские ведомости», «Живописец», «Тру­тень», в которых печатались статьи на педагогические темы. В ста­тье «О воспитании и наставлении детей для распространения обще­полезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков изложил свои взгляды на систему воспитания подрастающего поколения, вы­делив три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Н. И. Новиков впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». Он рекомендует начинать физическое вос­питание детей с грудного возраста (закаливание, питание, режим). Затем -к средствам физического воспитания подключаются ходьба, подвижные игры, бег, борьба, народные танцы под музыку. Н. И. Но­виков был против физического наказания детей. Он советовал вос­питывать в них любовь и уважение к взрослым, трудолюбие, береж­ливость, скромность.

Общественная и педагогическая деятельность Н. И. Новикова вызывала ненависть и раздражение правящих кругов России, осо­бенно Екатерины II. Его обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Но преследования царского правительства не смогли приостановить распространение прогрес­сивных педагогических и просветительских идей Н. И. Новикова, оказавших большое влияние на формирование и развитие передовых взглядов на проблемы воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Этим же проблемам значительное место отводил в своих фило­софских и публицистических сочинениях представитель прогрессив­ной педагогической мысли А. Н. Радищев (1749—1802 гг.). Живя и творя в годы усиления крепостнического гнета в России, А. Н. Ради­щев выступал в защиту народных масс, разрабатывал теорию рево­люционной борьбы крестьянства, отстаивал в философии материали­стические взгляды на природу, рассматривал человека в единстве его психологического и физического развития. Борясь против дуализ­ма и религиозно-идеалистического понимания природы человека, А. Н. Радищев указывал на тесную взаимосвязь и взаимозависи­мость умственного, нравственного и физического развития личности.

I


Он первым в нашей стране провозгласил идею о необходимости все­стороннего воспитания человека для того, чтобы подготовить верно­го сына Отечества. В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев критикует дворянскую систе­му воспитания «щеголей» и требует от государства организации си­стемы воспитания для детей всех сословий, благодаря которой мож­но подготовить истинного патриота Родины.

Взгляды А. Н. Ридащева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека как существа социального, общественного. В отличие от Ж--Ж- Руссо А. Н. Радищев считал, что воспитание должно носить общественный характер и при этом надо учитывать условия, окружающие человека в жизни. С раннего возраста детей надо приучать к физическому труду, закаливать их организм, прививать им навыки гигиены, соблюдать режим сна и питания. Полезно научить юношей плавать не уставая, поднимать тяжести без натуги, бегать без устали, ездить верхом, стрелять. А. Н. Радищев рекомендовал приучать с детских лет к физическому труду — умению работать топором, косой, лопатой. Революционно-просветительские и педагогические идеи А. Н. Радищева оказали большое влияние на дальнейшую разработку педагогической теории физического воспитания в нашей стране.

Огромный вклад в развитие этой теории внесли великие русские революционные демократы, представители прогрессивной педагоги­ческой мысли В. Г. Белинский (1811 — 1848 гг.) и А. И. Герцен (1812— 1870 гг.). В своих трудах они резко критиковали крепостни­ческие порядки в России, выступали против самодержавия, произво­ла и насилия над человеком. В. Г. Белинский и А. И. Герцен подвер­гли критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики, -указывая, что «школы задавлены надзором и попами». Они требова­ли светского, общедоступного образования и воспитания.

В. Г. Белинский и А. И. Герцен рассматривали природу человека в единстве духовного и физического, отстаивали идею всестороннего воспитания личности. Гармоническое развитие человека — основное положение их педагогических взглядов:* £. Г. Белинский утверждал, что нельзя упускать «из вида ни одной стороны воспитания». В его содержание на равных должны входить умственное развитие, нрав­ственное, эстетическое и физическое воспитание. Главная цель вос­питания — подготовка борца за народное счастье, за переустройство общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком и для всех людей будут созданы равные условия, обеспечивающие все­стороннее духовное и физическое развитие. В. Г. Белинский указы­вал, что «развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний».

В. Г. Белинский и А. И. Герцен уделяли большое внимание вос­питанию детей в" семье. Они считали, что основной акцент' в до­школьном возрасте следует делать на физическое воспитание, в результате которого, по словам В. Г. Белинского, лицо ребенка «дол­жно носить отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности». В по­следующие годы жизни детей физическое воспитание ставит своей


задачей развитие силы, ловкости, смелости, решительности и других физических, а также нравственных и моральных качеств. При заня­тиях физическими упражнениями необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, прививать детям правила общественной и личной гигиены. В качестве средств физиче­ского воспитания следует широко использовать народные виды фи­зических упражнений (бег, прыжки, борьбу, метания и др.), «гимна­стические забавы» и особенно всевозможные игры.

Прогрессивные педагогические мысли В. Г. Белинского и А. И. Герцена сыграли большую роль в общей борьбе передовых людей России за улучшение физического воспитания подрастающего поколения народных масс. Но в условиях крепостнического строя они не получили официального признания и широкого практического применения. Только после победы Великой Октябрьской социалисти­ческой революции идеи В. Г. Белинского и А. И. Герцена о физиче­ском воспитании как неотъемлемой части всестороннего развития личности получили полное признание и нашли свое воплощение в со­ветской системе физического воспитания.

Краткие выводы

Возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории СССР, относятся к самому раннему периоду человечес­кой истории. Многочисленные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой, военной и бытовой жизнью, прошли боль­шой эволюционный путь. В этот период отечественной истории раз­витие физической культуры проходило По двум направлениям: физи­ческая культура народных масс и ■ господствующего класса.

Самобытная народная система физического воспитания отлича­лась разнообразием физических упражнений, игр, средств закалива­ния. Она служила одной из форм подготовки молодых людей' к тру­довой деятельности и защите Родины от чужеземных завоевателей. Однако из-за феодального гнета и эксплуатации народные массы не имели возможности для систематических занятий играми и физи­ческими упражнениями. Этому препятствовала и церковь, активно выступая против физических упражнений и игр крестьян и го­родских низов.

Система военно-физического воспитания рабовладельцев и фео­далов отражала их классовые устремления и была направлена на подготовку и воспитание людей, стоявших на страже интересов гос­подствующего класса. Эта система располагала лучшими материаль­ными возможностями для организации физического воспитания.

Постепенно военно-физическая подготовка вводится в русской армии и на флоте. Физическое воспитание вводится в систему дво­рянского образования, становится обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.

Вопросы физического воспитания все чаще поднимаются в меди­цинской, педагогической и просветительской литературе.


Глава 1!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.148 (0.023 с.)