Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие естественнонаучной и педагогической мысли в области физического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рост и укрепление феодальной государственности, развитие земледелия, ремесла и торговли определили подъем культуры, усилили потребность в развитии науки и просвещения во всех областях жизни. Появляется медицинская и педагогическая светская литература^ в которой находят свое отражение и вопросы физического воспитания. Много внимания этим вопросам уделил в своем выдающемся труде «Канон врачебной науки» крупнейший ученый-медик Средней Азии Абу-Али Ибн-Сина (около 980—1037 гг.), известный под именем Авиценна. Город Бухара, около которого он родился, на рубеже X—XI вв. являлся крупнейшим ремесленным, торговым и культурным центром среди городов Востока. Авиценна обладал энциклопедическими познаниями. В круг его интересов помимо медицины входили философия, физика и химия,, астрономия и география, поэзия и музыка. В своем «Каноне» Авиценна, рассматривая правила охраны здоровья, гигиенических предписаний и диететики, подробно говорит о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Он первым из ученых дал определение физическим упражнениям: «Физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному- глубокому дыханию». Авиценна считал, что в режиме сохранения здоровья* самое главное — это занятия физическими упражнениями, а также режим пищи и режим сна. Он также утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режимы, то он не нуждается ни в каком лечении и ни в каких лекарствах. Бросивший заниматься физическими упражнениями, говорил он, часто чахнет, ибо сила его слабеет вследствие отказа от движения. Ученый справедливо считал, что физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, огражденные от опасности заболевания. В «Каноне» физические упражнения подразделяются на сильные и быстрые, слабые и медленные. К сильным и быстрым упражнениям относятся кулачный бой, стрельба из лука, быстрая ходьба, метание копья, подскоки, фехтование мечом и копьем, верховая езда. К очень сильным упражнениям причисляются бой с собственной тенью, прыжки, игра «чоу-гон» (конная игра с малым и большим шаром), борьба, поднятие камней, гоньба с осаживанием коня. К слабым и медленным упражнениям относятся: качания на качелях и в люльках стоя, сидя и лежа, катание на лодках и судах и др. При занятиях физическими упражнениями рекомендуется учитывать возраст и состояние здоровья человека. В «Каноне» подробно говорится, как и когда заниматься физическими упражнениями детям, юношам и лицам, «подвинутым в годах». Интересны высказывания Авиценны о времени начала и прекращения упражнений, о массаже, купании в бане и холодной воде, о содержании тела в чистоте и других гигиенических требованиях. Высоко оценивая теоретические высказывания Авиценны, следует иметь в виду, что в то время существовал большой разрыв между его мыслями и практическим применением их в жизни. Его рекомендациями в лучшем случае могла воспользоваться лишь феодальная верхушка общества, народные же массы, задавленные гнетом государства, церкви и местных феодалов, лишенные всяких прав, живущие в нищете, не могли и мечтать об использовании тех полезных советов, которые были высказаны Авиценной. Тем не менее книга «Канон врачебной науки» на протяжении многих столетий оставалась для медиков тем трудом, по которому они учились, следовали изложенным в нем советам, а также развивали их дальше. Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII столетия является книга, составленная Епифанием Славинец-ким (умер в 1676 г.), «Гражданство обычаев детских». Е. Славинец-кий был прогрессивным деятелем просвещения на Руси. При его активном участии в 1653 г. была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Он выступал сторонником реального образования, отстаивал идеи педагогического гуманизма и светского обучения детей. В своей книге, состоящей из вопросов-ответов, наряду с указаниями детям, как себя вести в школе, дома и в гостях, Е. Славинецкий много внимания уделил играм и упражнениям. На вопрос «что украшает играние?» дается ответ: «Постоянство, честное веселье, бор-зость (подвижность), крепость смысла, привычка играть истинно и правдиво, а не кознею (обманом) или ухищрением в игре побеждать». В книге перечислены упражнения, которые рекомендуются детям. К ним относятся игры с мячом, городки, бег, прыжки и подскоки на одной или двух ногах — «яко коник или саранча травная». Во время игр и упражнений дети должны проявлять сдержанность, внимательно относиться к слабым. Е. Славинецкий рассматривает упражнения и игры как средство воспитания и укрепления здоровья. Следуя требованиям педагогики, он делит игры и упражнения на пригодные и не пригодные для воспитания. К пригодным причисляются те, которые развивают силу, ловкость, смекалку и другие хоро- шие качества и навыки. Непригодными названы игры в кости, карты (на выигрыш и проигрыш), развивающие ложь, корысть, тщеславие, лукавство и другие гюроки. Проявляя осторожность, Е. Славинецкий к запретным упражнениям относил борьбу, плавание, лазание, считая их опасными для здоровья и жизни детей. В целом «Гражданство обычаев детских» — оригинальное педагогическое сочинение, в котором сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивается его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины в XVIII в. и первой половине XIX в. способствовали формированию научных основ физического воспитания, заложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов в предшествующий период. Ученый и государственный деятель В. Н. Татищев (1686— 1775 гг.), подразделяя все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование и стрельбу к наукам нужным, а танцы, вольтижировку и верховую езду — к наукам щегольским. Огромное значение для развития русской науки и педагогики имели труды и деятельность выдающегося ученого М. В. Ломоносова (1711 — 1765 гг.). А. С. Пушкин говорил, что М. В. Ломоносов — «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник». М. В. Ломоносов считал медицину «полезнейшей роду человеческому наукой». Он проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение. Он предполагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России, а одна из статей, которые М. В. Ломоносов собирался написать, названа «Олимпийские игры». Русские ученые и врачи стремились дать естественнонаучное обоснование физическому воспитанию. Академик А. П. Протасов в 1765 г. выступил в Академии наук с докладом «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья». Профессора П. А. Загорский и М. Я. Мудров, русский врач К. И. Грум в своих трудах утверждали, что физические упражнения являются важным средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания. Много внимания физическому воспитанию в своей педагогической деятельности уделял И. И. Бецкой (1704—1795 гг.). Прожив много лет во Франции, И. И. Бецкой подробно ознакомился с педагогическими идеями Руссо и Локка. По возвращении в Россию он стал сторонником Екатерины II, не скупившейся на обещания улучшить систему воспитания и образования. Бецкой выступил инициатором» создания воспитательных учреждений. В Москве и Петербурге, а за-" тем в некоторых других городах России открываются воспитательные дома для детей разных сословий, кроме крепостных крестьян. Путем воспитания И. И. Бецкой рассчитывал создать «новую породу людей» из дворян и разночинцев. Первые бы управляли государст- вом, а вторые — промышленностью, ремеслом и торговлей (при сохранении крепостного права в стране). В уставе и программе для воспитательных учреждений И. И. Бецкой устанавливает возрастные группы (от рождения до 18 лет), с учетом которых следует проводить физическое воспитание. К средствам физического воспитания он относил закаливание, купание в холодной воде, чистый воздух, режим питания и сна, «увеселение невинными забавами и играми», различные «телодвижения». В ходе воспитания И. И. Бецкой советовал «никогда и ни за что не бить детей», но «вкоренять в их души» страх божий». И. И. Бецкой, как представитель дворянской педагогики, в своей воспитательной системе выражал интересы господствующего класса крепостнической России. Значительное место физическое воспитание занимало в педагогической деятельности и трудах известного русского просветителя Н. И. Новикова (1744—1818 гг.), возглавлявшего общественное движение за создание школ для народа и оказание помощи учителям. Он издавал журналы-«Московские ведомости», «Живописец», «Трутень», в которых печатались статьи на педагогические темы. В статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков изложил свои взгляды на систему воспитания подрастающего поколения, выделив три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Н. И. Новиков впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». Он рекомендует начинать физическое воспитание детей с грудного возраста (закаливание, питание, режим). Затем -к средствам физического воспитания подключаются ходьба, подвижные игры, бег, борьба, народные танцы под музыку. Н. И. Новиков был против физического наказания детей. Он советовал воспитывать в них любовь и уважение к взрослым, трудолюбие, бережливость, скромность. Общественная и педагогическая деятельность Н. И. Новикова вызывала ненависть и раздражение правящих кругов России, особенно Екатерины II. Его обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Но преследования царского правительства не смогли приостановить распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н. И. Новикова, оказавших большое влияние на формирование и развитие передовых взглядов на проблемы воспитания вообще и физического воспитания в частности. Этим же проблемам значительное место отводил в своих философских и публицистических сочинениях представитель прогрессивной педагогической мысли А. Н. Радищев (1749—1802 гг.). Живя и творя в годы усиления крепостнического гнета в России, А. Н. Радищев выступал в защиту народных масс, разрабатывал теорию революционной борьбы крестьянства, отстаивал в философии материалистические взгляды на природу, рассматривал человека в единстве его психологического и физического развития. Борясь против дуализма и религиозно-идеалистического понимания природы человека, А. Н. Радищев указывал на тесную взаимосвязь и взаимозависимость умственного, нравственного и физического развития личности. I Он первым в нашей стране провозгласил идею о необходимости всестороннего воспитания человека для того, чтобы подготовить верного сына Отечества. В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев критикует дворянскую систему воспитания «щеголей» и требует от государства организации системы воспитания для детей всех сословий, благодаря которой можно подготовить истинного патриота Родины. Взгляды А. Н. Ридащева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека как существа социального, общественного. В отличие от Ж--Ж- Руссо А. Н. Радищев считал, что воспитание должно носить общественный характер и при этом надо учитывать условия, окружающие человека в жизни. С раннего возраста детей надо приучать к физическому труду, закаливать их организм, прививать им навыки гигиены, соблюдать режим сна и питания. Полезно научить юношей плавать не уставая, поднимать тяжести без натуги, бегать без устали, ездить верхом, стрелять. А. Н. Радищев рекомендовал приучать с детских лет к физическому труду — умению работать топором, косой, лопатой. Революционно-просветительские и педагогические идеи А. Н. Радищева оказали большое влияние на дальнейшую разработку педагогической теории физического воспитания в нашей стране. Огромный вклад в развитие этой теории внесли великие русские революционные демократы, представители прогрессивной педагогической мысли В. Г. Белинский (1811 — 1848 гг.) и А. И. Герцен (1812— 1870 гг.). В своих трудах они резко критиковали крепостнические порядки в России, выступали против самодержавия, произвола и насилия над человеком. В. Г. Белинский и А. И. Герцен подвергли критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики, -указывая, что «школы задавлены надзором и попами». Они требовали светского, общедоступного образования и воспитания. В. Г. Белинский и А. И. Герцен рассматривали природу человека в единстве духовного и физического, отстаивали идею всестороннего воспитания личности. Гармоническое развитие человека — основное положение их педагогических взглядов:* £. Г. Белинский утверждал, что нельзя упускать «из вида ни одной стороны воспитания». В его содержание на равных должны входить умственное развитие, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Главная цель воспитания — подготовка борца за народное счастье, за переустройство общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком и для всех людей будут созданы равные условия, обеспечивающие всестороннее духовное и физическое развитие. В. Г. Белинский указывал, что «развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». В. Г. Белинский и А. И. Герцен уделяли большое внимание воспитанию детей в" семье. Они считали, что основной акцент' в дошкольном возрасте следует делать на физическое воспитание, в результате которого, по словам В. Г. Белинского, лицо ребенка «должно носить отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности». В последующие годы жизни детей физическое воспитание ставит своей задачей развитие силы, ловкости, смелости, решительности и других физических, а также нравственных и моральных качеств. При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, прививать детям правила общественной и личной гигиены. В качестве средств физического воспитания следует широко использовать народные виды физических упражнений (бег, прыжки, борьбу, метания и др.), «гимнастические забавы» и особенно всевозможные игры. Прогрессивные педагогические мысли В. Г. Белинского и А. И. Герцена сыграли большую роль в общей борьбе передовых людей России за улучшение физического воспитания подрастающего поколения народных масс. Но в условиях крепостнического строя они не получили официального признания и широкого практического применения. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции идеи В. Г. Белинского и А. И. Герцена о физическом воспитании как неотъемлемой части всестороннего развития личности получили полное признание и нашли свое воплощение в советской системе физического воспитания. Краткие выводы Возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории СССР, относятся к самому раннему периоду человеческой истории. Многочисленные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой, военной и бытовой жизнью, прошли большой эволюционный путь. В этот период отечественной истории развитие физической культуры проходило По двум направлениям: физическая культура народных масс и ■ господствующего класса. Самобытная народная система физического воспитания отличалась разнообразием физических упражнений, игр, средств закаливания. Она служила одной из форм подготовки молодых людей' к трудовой деятельности и защите Родины от чужеземных завоевателей. Однако из-за феодального гнета и эксплуатации народные массы не имели возможности для систематических занятий играми и физическими упражнениями. Этому препятствовала и церковь, активно выступая против физических упражнений и игр крестьян и городских низов. Система военно-физического воспитания рабовладельцев и феодалов отражала их классовые устремления и была направлена на подготовку и воспитание людей, стоявших на страже интересов господствующего класса. Эта система располагала лучшими материальными возможностями для организации физического воспитания. Постепенно военно-физическая подготовка вводится в русской армии и на флоте. Физическое воспитание вводится в систему дворянского образования, становится обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Вопросы физического воспитания все чаще поднимаются в медицинской, педагогической и просветительской литературе. Глава 1!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.014 с.) |