Физическое воспитание в гражданских учебных заведениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание в гражданских учебных заведениях



После проведения школьной реформы в 1864 г. в средних учебных заведениях было разрешено преподавание гимнастики для желаю­щих во внеурочное время. Лишь накануне принятия закона о всеоб­щей воинской повинности правительство начало интересоваться воп­росами физической подготовки в школе. За несколько месяцев до проведения реформы 1874 г. издается руководство по гимнастике для сельских школ. Во вступительной части этого руководства совершен­но откровенно говорилось, что гимнастика вводится для подготовки мальчиков к будущей военной службе. Для руководства занятиями гимнастикой предлагалось привлекать отставных унтер-офицеров и солдат. Фактически в сельских школах ввести гимнастику не удалось. Несколько лучше обстояло дело в городах, где в качестве преподава­телей приглашали офицеров, а иногда иностранцев, приезжавших в Россию на заработки. Лишь в некоторых, главным образом частных, учебных заведениях работали квалифицированные преподаватели.

Передовая русская общественность пыталась компенсировать от­сутствие полноценного физического воспитания в учебных заведениях устройством площадок для игр. В различных городах стали созда­ваться общества содействия физическому развитию учащихся (в 1892 г. — в Одессе и Петербурге, в 1893 г. — в Киеве и Москве). К 1910 г. насчитывалось 80 таких обществ, члены которых устраива­ли прогулки и экскурсии для учащихся, организовывали подвижные игры и катание на коньках.

Серьезным препятствием для развития физического воспитания детей служило отсутствие квалифицированных преподавателей. Уже с конца XIX в. со стороны некоторых лиц и общественных организа­ций предпринимаются попытки создания хотя бы краткосрочных кур­сов преподавателей. Наиболее известными были курсы П. Ф. Лесгаф-та, Е. Н. Залесовой, общества «Богатырь», общества «Маяк», общества «Сокол» и некоторые другие. Лишь незадолго до первой мировой войны стали создаваться государственные курсы при учеб­ных округах. Однако подавляющее большинство из них ограничива­лось двухмесячным сроком обучения, за исключением Одесского и Рижского округов, где срок обучения достигал одного года.

После поражения в войне с Японией и подавления революции 1905 г. правительству нужно было восстановить военный престиж им­перии, воспитать у молодежи верноподданические чувства и одновре­менно готовить ее к новой войне.

Одним из средств для достижения этой цели была соответствую­щая «воспитательная» работа в учебных заведениях и создаваемых для этой цели организациях молодежи. Особенно большое значение придавалось внешкольным занятиям с молодежью.

Царские чиновники министерства просвещения, офицеры и пред­ставители буржуазии теперь не только стали поддерживать старые гимнастические и спортивные кружки молодежи, но начали усиленно поощрять создание новых, а также различных полувоенных органи­заций молодежи. Наибольшее распространение в эти годы получили


 



6—1591



отряды скаутов, кружки сокольской гимнастики и спортивные круж­ки, руководимые всевозможными буржуазными культурными обще­ствами. В начале 1908 г. по инициативе военного министерства, при личном участии Николая II в России стали создаваться полувоенные отряды мальчиков, получившие название «потешных».

Один из первых организаторов «потешных» статский советник Луцкевич говорил, что «перед потешными отрядами ставится задача уберечь народные школы, зараженные революционным движением 1905 г., от политических пропагандистов».

В «потешных» отрядах мальчики обучались военному строю, зау­чивали гимнастические упражнения, принятые в армии, и играли в различные игры, главным образом в военные. Для того чтобы заин­тересовать мальчиков и их руководителей, Николай II в течение трех лет созывал лучшие отряды в Петербург и Москву для участия в спе­циальных парадах.

Однако в связи с началом нового революционного подъема в Рос­сии правительство стало опасаться большого количества юношеских организаций в народных школах, тем более что осуществлять конт­роль за их деятельностью становилось все труднее. Возникло опасе­ние, что под видом «потешных могут готовиться, как говорилось в официальных донесениях, «отряды революционной милиции». К тому же постоянная муштра перестала интересовать мальчиков. Появились возражения и передовой интеллигенции. Не видя большой пользы от «потешных», царь перестал устраивать смотры и парады, и отряды быстро распались.

Несколько иное положение было в средних учебных заведениях, где по английскому образцу создавались отряды бойскаутов. По­скольку для вступления в отряд скаутов требовалось разрешение от учебного начальства, нужно было платить членские взносы, приобре­тать на собственные средства форму, вступать в эти организация могли только дети благонадежных и обеспеченных родителей. Скауты проходили политическую, военную и физическую подготовку. Они за­нимались сокольской гимнастикой, легкой атлетикой, подвижными и спортивными играми, совершали военизированные походы. Создание отрядов скаутов было направлено на подготовку будущих офицеров запаса.

Одновременно с этим создавались и другие гимнастические и спор­тивные кружки, поощряемые правительством. Руководители этих ор­ганизаций также считали своей главной задачей отвлечь внимание молодежи от политической жизни страны, переключить все интересы учащихся на гимнастику и спорт, с тем чтобы «уберечь молодежь от нездоровых влияний улицы и преждевременного политиканства».

Больше всего были распространены кружки сокольской гимнасти­ки, которые министерство народного просвещения всячески поощря­ло. Оно устраивало гимнастические сокольские праздники учащихся, 'приглашало опытных руководителей из-за границы, снабжало круж­ки дорогостоящим инвентарем. Все это создавало благоприятные ус­ловия для развития сокольской гимнастики, которая к тому же была значительно привлекательнее преподававшейся в школе военной гим­настики.


Значительное развитие получили и кружки по различным видам спорта при учебных заведениях. В отдельных случаях эти кружки являлись отделениями спортивно-гимнастических обществ взрослых, иногда это были специальные детские общества. Министерство народ­ного просвещения поддерживало эти общества материально, видя в них «средство против моральной неустойчивости».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.19.62 (0.006 с.)