Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самобытная народная система физического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие виды народных физических упражнений и игр, возникнув в условиях первобытнообщинного строя, претерпевают существенные изменения в рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии, у сарматских и скифских племен. У древних народов Армении и Грузии (И—I вв. до н. э.) были распространены такие виды физических упражнений, как бег, метание копья, игры, отражающие процессы трудовой деятельности. Широкой популярностью у армян пользовалась борьба «кох». У грузинского народа были распространены игра с мячом «лело», борьба «чидаоба», конные скачки, джигитовка, конное поло, фехтование на палках, кулачные бои. Обычно игры проводились по праздникам. Например, в Древней Армении наиболее значительными праздниками были «Навасард» и «Вардавар». Они посвящались языческим обрядам, а после принятия христианства (IV в.)—христианским церковным праздникам. Праздники сопровождались национальной борьбой, играми, прыжками через костер, танцами,' скачками на лошадях.1^ Самобытные народные формы военно-физической подготовки существовали в VII—I вв. до н. э. у скотоводческих и земледельческих скифских и сарматских племен, населявших Северное Причерноморье и прикаспийские степи. Скифы и сарматы отлично владели различными видами наступательного и оборонительного оружия (луком, щитом, мечом, секирой). Они были прекрасными наездниками, их отличали высокий уровень воинского мастерства, дисциплинированность в бою, выносливость. Римский писатель Сидоний (IV в. н. э.) говорил о скифах: «У них страшные и верные руки, наносящие меткими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить непо-грешными ударами». Каждый из малых и больших народов и народностей, населявших территорию нашей страны в те далекие времена, внес свой вклад в развитие отечественной самобытной системы (физического воспитания.» т 'Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В своем развитии восточные слав.яне, жившие на территории европейской части СССР, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек —женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали «дома молодежи», проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых людей. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители, воспитывая и обучая своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрель-
бе из лука, метании корья, плавании. Дети обычно наследовали занятия своих родителей. %- Славянам часто приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетельству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, силой и выносливостью. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей». В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу Солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах («городки», «бабки» и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение. Молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения. В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового строя в древнеславярском обществе создались необходимые предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.
В Киевском государстве (VIII—XI вв.) в период феодальной раздробленности на Руси (XI-I—XIV вв.) и в эпоху русского централизованного государства (XV—XVIIвв.) народы бережно сохраняли и развивали самобытную систему физического воспитания, которая служила им средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей, отстаивавших в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость своей Родины. Только за XIII, XIV и первую половину XV в. русский народ вь!держал более 160 войн с татарами и монголами, литовцами и немецкими рыцарями, шведами, поляками и др. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, глубокий патриотизм, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. В «Слове о полку Игореве», в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, разных потехах, рубке саблями, стрельбе из лука. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении. В летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, Ипатьевская летопись упоминает, как в 972 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр, сообщив князю Святославу об опасности, грозящей Киеву.
В эпоху феодализма среди народных масс широкой популярностью пользовались многочисленные физические упражнения и игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). Эта народная забава отражена в древних пословицах: «Кулачный боец — добрый молодец», «Без борца да бойца нет венца». Групповые кулачные бои проводились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам, летом — на площадях, а зимой — на замерзших прудах, озерах, реках. С утра бой начинали подростки, затем выходили юноши и заканчивали бой зрелые, наиболее искусные в этом виде бойцы. Во время такого боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: «лежачего не бьют», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и других. Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. При Иване IV Грозном они принимают форму судебных поединков. Классический пример такого боя описан М. Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Широко распространены были та«же плавание, гребля, ходьба на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как гигиеническое средство. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет Степан Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» —на откос и «споветру» — в кручу волны. В каждом случае разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, править и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать... крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин был неплохим пловцом «саженками».
Значительную роль играли народные виды упражнений в системе военно-физической подготовки украинского казачества в Запорож- ской Сечи. Детей с раннего возраста обучали верховой езде и владению оружием. Много внимания уделялось играм, в которых надо было проявлять находчивость и ловкость, смелость и предприимчивость. Среди казаков особенной популярностью пользовались верховая езда, борьба, плавание, бег, упражнения с оружием. У Богдана Хмельницкого основную боевую силу составляли казаки. Это были смелые и мужественные воины. Сам Богдан Хмельницкий отлично стрелял из лука, управлял конем и плавал. Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В быту применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в древнем Новгороде. С середины XV в. лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М. В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков. В период феодализма дальнейшее развитие получили народные
Продолжали развиваться и совершенствоваться самобытные формы физического воспитания в период феодализма у народов Закавказья. Так, в сельской общине у армян существовала групповая форма обучения и воспитания молодежи. В некоторых местах создавались «общества холостых» или «дома молодежи». Основное внимание в них уделялось военно-физическому воспитанию, средствами которого являлись военные, трудовые, атлетические упражнения, игры и танцы. По праздникам устраивались соревнования по многим видам спорта (бег, поднятие тяжестей, борьба «кох», преодоление ирепятетвий и др.). Свои самобытные физические упражнения и игры имели народы Урала, Поволжья, Кубани, Прибалтики. В Белоруссии широкое распространение получил «игрышчы» «купальские» и «калядные», составными елементами которых были бег наперегонки, борьба, кулачные бои, прыжки, танцы, песни, хороводы. Они способствовали развитию ловкости и силы, мужества и выносливости.
Таким образом, каждый народ нашей страны в далеком прошлом имел свои самобытные формы физического воспитания, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом.
Процессу развития народных фи- ■ зических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в «еллинских беснованиях». Свод церковных положений «Стоглав» (1551 г.) и книга житейских и моральных правил «Домострой» (1580 г.) были направлены против народных игр, забав и развлечений. Большим тормо- Юноша играющий в свайку (на-зом в развитии физического воспи-тания среди народов Средней Азии выступал ислам. Мусульманская религия, являясь орудием угнетения народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения греховным делом. Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав. В указе говорилось, что тех людей, которые будут играть в «богомерзкие игры», "надлежит «бить батогами», а «ослушников... велено ссылать в украйные города в опалу». Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания. В играх и забавах русского народа, по словам В. Г. Белинского, со всей силой проявляются простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств. В XVIII и первой половине XIX в. игры и физические упражнения народов нашей страны по-прежнему отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе стали пользоваться физические упражнения и игры, имевшие спортивную, направленность. К ним относились игры и упражнения без
предметов (борьба, бег наперегонки, прыжки, «горелки», «гуси-лебеди» и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом). Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания, дополнявшуюся народными средствами закаливания: горячей баней и купанием в холодной воде, обтиранием снегом.
В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность, догадливость, мужество и храбрость. Высокие моральна-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе за социальную справедливость в отрядах Болотникова и Пугачева, в борьбе за независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г. Многие народные физические упражнения и игры нашли свое отражение в художественной литературе, поэзии, скульптуре, изобразительном искусстве. А. С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптуре «Парень, играющий в свайку» русского ваятеля А. В.Ла-гоновского (1836 г.): Юноша, полный красы, напряжений и усилия чуждый, Строен, легок и могуч —тешится быстрой игрой, Вот и товарищ тебе, дискобол, он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдохнуть. Великий русский поэт написал стихотворение, посвященное и другой скульптуре — «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова ( 1836 г.): Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другою подняв меткую кость,. Вот уж прицелился... Прочь раздайся, народ любопытный, Врозь расступись: не мешай русской удалой игре. Скульптура А. А. Иванова «Юноша, играющий в городки» (1834 г.) посвящена одной из самых любимых игр русского народа. Писатель С. Т. Аксаков, наблюдая в 1806 г. кулачные бои, так описал их в «Рассказе из студенческой жизни»: «Тогда ' в Казани происходили по зимам, на льду большого озера Кабана, знаменитые кулачные бои между татарскими слободами и русскими суконными слободами, состоявшими из крепостных крестьян помещика Осоки-на... Бои эти доходили иногда до ожесточения и, конечно, к обыкновенной горячности бойцов примешивалось чувство национальности». Писатель подчеркивает характерную сторону царской политики — натравливание одной нации на другую даже при проведении народных забав. Подробно описал кулачные бои Н. Г. Помяловский в романе.«По* речане»: «Для этого дела зимою, каждый праздничный день, часа з три пополудни, на дорогу, легшую поперек реки, собирались крючники и поречане (жители охоты) играть в старинную славянскую игру, называемую боем». Им же описана в «Очерках бурсы» народная игра в ножной мяч, носившая название «кила»: «На левой сторо-" не двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосами мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из учеников вел килу, медленно подвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре....Кила! — закричали ученики — это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на- свое место». Популярную игру сибирских и украинских казаков «Взятие снежного городка» красочно изобразил замечательный русский художник В. И. Суриков. С развитием капиталистических отношений в стране усиливается эксплуатация народных масс, их обнищание. Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происходит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытная система физического воспитания народа постепенно приходит в упадок. Но с другой —это способствовало распространению народных физических упражнений и игр среди жителей городов.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.017 с.) |