Самобытная народная система физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самобытная народная система физического воспитания



Многие виды народных физических упражнений и игр, возникнув в условиях первобытнообщинного строя, претерпевают существенные изменения в рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии, у сарматских и скифских племен.

У древних народов Армении и Грузии (И—I вв. до н. э.) были распространены такие виды физических упражнений, как бег, мета­ние копья, игры, отражающие процессы трудовой деятельности. Ши­рокой популярностью у армян пользовалась борьба «кох». У грузин­ского народа были распространены игра с мячом «лело», борьба «чидаоба», конные скачки, джигитовка, конное поло, фехтование на палках, кулачные бои. Обычно игры проводились по праздникам. Например, в Древней Армении наиболее значительными праздника­ми были «Навасард» и «Вардавар». Они посвящались языческим обрядам, а после принятия христианства (IV в.)—христианским цер­ковным праздникам. Праздники сопровождались национальной борь­бой, играми, прыжками через костер, танцами,' скачками на ло­шадях.1^

Самобытные народные формы военно-физической подготовки су­ществовали в VII—I вв. до н. э. у скотоводческих и земледельческих скифских и сарматских племен, населявших Северное Причерноморье и прикаспийские степи. Скифы и сарматы отлично владели различ­ными видами наступательного и оборонительного оружия (луком, щитом, мечом, секирой). Они были прекрасными наездниками, их отличали высокий уровень воинского мастерства, дисциплинирован­ность в бою, выносливость. Римский писатель Сидоний (IV в. н. э.) говорил о скифах: «У них страшные и верные руки, наносящие мет­кими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить непо-грешными ударами». Каждый из малых и больших народов и на­родностей, населявших территорию нашей страны в те далекие вре­мена, внес свой вклад в развитие отечественной самобытной системы (физического воспитания.»

т 'Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних сла­вян. В своем развитии восточные слав.яне, жившие на территории европейской части СССР, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VIII вв. восточные сла­вяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ре­меслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Маль­чиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек —жен­щины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, су­ществовали «дома молодежи», проводились инициации, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых лю­дей. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители, воспитывая и обучая своих де­тей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрель-


 



 


     
   
 
 

бе из лука, метании корья, плавании. Дети обычно наследовали за­нятия своих родителей. %-

Славянам часто приходилось вести войны, отражать набеги коче­вых племен (аваров, хазаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетель­ству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, си­лой и выносливостью. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочис­ленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недо­статок в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью и днем и ночью, изо­бретая много разнообразных способов. Опытны они также и в пе­реправе через реки, превосходя в этом всех людей».

В воспитательной системе славян важное место занимали игри­ща, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу Солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, из разнообразных игр и физи­ческих упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, мета­нии камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах («го­родки», «бабки» и др.). В жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение. Молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения.

В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового строя в древнеславярском обществе создались необходимые предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.

В Киевском государстве (VIII—XI вв.) в период феодальной раздробленности на Руси (XI-I—XIV вв.) и в эпоху рус­ского централизованного государства (XV—XVIIвв.) народы бережно сохраняли и развивали самобытную систему физи­ческого воспитания, которая служила им средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей, отстаивавших в тя­желых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость своей Родины. Только за XIII, XIV и первую половину XV в. русский народ вь!держал более 160 войн с татарами и монголами, литовцами и немецкими рыцарями, шведами, поляками и др. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, глубокий патриотизм, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. В «Слове о полку Игореве», в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, разных потехах, рубке саблями, стрельбе из лука. Эти упражнения часто сопровож­дались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении. В летопи­сях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Так, Ипатьевская летопись упоминает, как в 972 г. из осажденного пе­ченегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр, сообщив князю Святославу об опасности, грозящей Киеву.


 

Лыжи на Руси (XVI в.)

В эпоху феодализма среди на­родных масс широкой популяр­ностью пользовались многочис­ленные физические упражнения и игры, связанные с трудовой и во­енной деятельностью. Повсемест­ное распространение получили кулачные бои: групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). Эта народная забава от­ражена в древних пословицах: «Кулачный боец — добрый моло­дец», «Без борца да бойца нет венца». Групповые кулачные бои проводились улица на улицу, де­ревня на деревню, слобода на слободу с соблюдением возраст­ного деления участников. Бои устраивались обычно по праздни­кам, летом — на площадях, а зи­мой — на замерзших прудах, озе­рах, реках. С утра бой начинали подростки, затем выходили юно­ши и заканчивали бой зрелые, наиболее искусные в этом виде бойцы. Во время такого боя уча­стники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: «лежачего не бьют», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и других.

Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопро­сов, конфликтов. При Иване IV Грозном они принимают форму су­дебных поединков. Классический пример такого боя описан М. Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Широко распространены были та«же плавание, гребля, ходьба на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали пла­вание как гигиеническое средство. Гребля как способ передвижения по воде широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была постав­лена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет Степан Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» —на откос и «споветру» — в кручу волны. В каждом случае разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, править и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать... крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин был неплохим пловцом «саженками».

Значительную роль играли народные виды упражнений в системе военно-физической подготовки украинского казачества в Запорож-


ской Сечи. Детей с раннего возраста обучали верховой езде и вла­дению оружием. Много внимания уделялось играм, в которых надо было проявлять находчивость и ловкость, смелость и предприимчи­вость. Среди казаков особенной популярностью пользовались верхо­вая езда, борьба, плавание, бег, упражнения с оружием. У Богдана Хмельницкого основную боевую силу составляли казаки. Это были смелые и мужественные воины. Сам Богдан Хмельницкий отлично стрелял из лука, управлял конем и плавал.

Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охот­ничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В быту применяли лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологи­ческие раскопки в древнем Новгороде. С середины XV в. лыжи начи­нают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались в отрядах Ермака. В на­чале XVII в. русский полководец М. В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

В период феодализма дальнейшее развитие получили народные
виды физических упражнений и игр в Средней Азии. К подлинно
народным видам конного спорта относились «байга» и «аламан-бай-
га» — скачки, проводившиеся на больших праздниках, а также игры
с мячом на конях с применением специальных палок — «гуйбози».
Широкое распространение получила и игра в шахматы. Узбекский
поэт Алишер Навои считался хорошим шахматистом. Среди народ­
ных игр было много таких, которые включали в себя элементы борь­
бы, бега, метаний и прыжков. Особой популярностью пользовалась
борьба на поясах («кураш»). Туркмены и узбеки успешно выполня­
ли сложнейшие акробатические упражнения на высоко натянутом
канате, носившем название «дарваз». В средневековой жизни наро­
дов Средней Азии почетное место занимала охота с ловчими птица­
ми: соколами, ястребами, кречетами. Между охотниками иногда уст­
раивались состязания..

Продолжали развиваться и совершенствоваться самобытные фор­мы физического воспитания в период феодализма у народов Закав­казья. Так, в сельской общине у армян существовала групповая форма обучения и воспитания молодежи. В некоторых местах соз­давались «общества холостых» или «дома молодежи». Основное вни­мание в них уделялось военно-физическому воспитанию, средствами которого являлись военные, трудовые, атлетические упражнения, иг­ры и танцы. По праздникам устраивались соревнования по многим видам спорта (бег, поднятие тяжестей, борьба «кох», преодоление ирепятетвий и др.).

Свои самобытные физические упражнения и игры имели народы Урала, Поволжья, Кубани, Прибалтики. В Белоруссии широкое рас­пространение получил «игрышчы» «купальские» и «калядные», сос­тавными елементами которых были бег наперегонки, борьба, кулач­ные бои, прыжки, танцы, песни, хороводы. Они способствовали раз­витию ловкости и силы, мужества и выносливости.


 

Таким образом, каждый народ нашей страны в далеком прошлом имел свои самобытные формы фи­зического воспитания, обусловлен­ные особенностями экономического и культурного развития, географи­ческими условиями, традициями и бытом.

р чало

Процессу развития народных фи- ■ зических упражнений и игр, особен­но в условиях феодального общест­ва, во многом препятствовала рели­гия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Христианская религия, борясь с языческими традициями, объявляла греховным участие в «еллинских беснованиях». Свод церковных по­ложений «Стоглав» (1551 г.) и кни­га житейских и моральных правил «Домострой» (1580 г.) были на­правлены против народных игр, за­бав и развлечений. Большим тормо- Юноша играющий в свайку (на-зом в развитии физического воспи-тания среди народов Средней Азии выступал ислам. Мусульманская религия, являясь орудием угнете­ния народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения гре­ховным делом.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Ми­хайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении на­родных игр и забав. В указе говорилось, что тех людей, которые бу­дут играть в «богомерзкие игры», "надлежит «бить батогами», а «ослушников... велено ссылать в украйные города в опалу». Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физичес­кого воспитания.

В играх и забавах русского народа, по словам В. Г. Белинского, со всей силой проявляются простодушная суровость его нравов, бо­гатырская сила и широкий размах его чувств.

В XVIII и первой половине XIX в. игры и физические упражне­ния народов нашей страны по-прежнему отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе стали пользоваться физические упражнения и игры, имевшие спор­тивную, направленность. К ним относились игры и упражнения без


 
 

предметов (борьба, бег наперегон­ки, прыжки, «горелки», «гуси-лебе­ди» и др.) и с предметами (город­ки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом). Весь этот комплекс игр и упраж­нений составлял самобытную на­родную систему физического воспи­тания, дополнявшуюся народными средствами закаливания: горячей баней и купанием в холодной воде, обтиранием снегом.

Парень, играющий в бабки (на­чало XIX в.)

В процессе игр и физических уп­ражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность, до­гадливость, мужество и храбрость. Высокие моральна-волевые и физи­ческие качества народные массы показывали в борьбе за социальную справедливость в отрядах Болотни­кова и Пугачева, в борьбе за неза­висимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г.

Многие народные физические упражнения и игры нашли свое от­ражение в художественной литературе, поэзии, скульптуре, изобра­зительном искусстве. А. С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптуре «Парень, играющий в свайку» русского ваятеля А. В.Ла-гоновского (1836 г.):

Юноша, полный красы, напряжений и усилия чуждый, Строен, легок и могуч —тешится быстрой игрой, Вот и товарищ тебе, дискобол, он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдохнуть.

Великий русский поэт написал стихотворение, посвященное и другой скульптуре — «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова ( 1836 г.):

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другою подняв меткую кость,. Вот уж прицелился... Прочь раздайся, народ любопытный, Врозь расступись: не мешай русской удалой игре.

Скульптура А. А. Иванова «Юноша, играющий в городки» (1834 г.) посвящена одной из самых любимых игр русского народа.

Писатель С. Т. Аксаков, наблюдая в 1806 г. кулачные бои, так описал их в «Рассказе из студенческой жизни»: «Тогда ' в Казани происходили по зимам, на льду большого озера Кабана, знаменитые кулачные бои между татарскими слободами и русскими суконными слободами, состоявшими из крепостных крестьян помещика Осоки-на... Бои эти доходили иногда до ожесточения и, конечно, к обыкно­венной горячности бойцов примешивалось чувство национальности». Писатель подчеркивает характерную сторону царской политики —


натравливание одной нации на другую даже при проведении народ­ных забав.

Подробно описал кулачные бои Н. Г. Помяловский в романе.«По* речане»: «Для этого дела зимою, каждый праздничный день, часа з три пополудни, на дорогу, легшую поперек реки, собирались крюч­ники и поречане (жители охоты) играть в старинную славянскую игру, называемую боем». Им же описана в «Очерках бурсы» народ­ная игра в ножной мяч, носившая название «кила»: «На левой сторо-" не двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, наби­тый волосами мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из учеников вел килу, медленно под­вигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре....Кила! — за­кричали ученики — это означало, что город взят. Победители в вос­торге и с гордостью возвращались на- свое место». Популярную игру сибирских и украинских казаков «Взятие снежного городка» красоч­но изобразил замечательный русский художник В. И. Суриков.

С развитием капиталистических отношений в стране усиливается эксплуатация народных масс, их обнищание. Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происхо­дит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытная система физического воспитания народа постепенно приходит в упадок. Но с другой —это способствовало распространению народных физических упражнений и игр среди жителей городов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.018 с.)