Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система военно-физического воспитания господствующих классов

Поиск

В I тысячелетии до н. э. в Закавказье, Средней Азии, Северном

Причерноморье образовались ранние государства с рабовладельчес­кой формой правления. Господствующим классом в этих государствах являлась рабовладельческая аристократия. В рабовладельческом об­ществе воспитание и обучение носили ярко выраженный классовый характер. Физическое воспитание как часть общего воспитания рабо­владельцев по своим целям и задачам все больше обособлялось от народных форм физического воспитания.

Военно-физическое воспитание рабовладельцев носило организо­ванный характер и начиналось с раннего возраста; Воспитание детей поручалось наиболее опытным военачальникам, которые отличались меткостью в стрельбе из лука, мастерством в верховой езде, силой и ловкостью. В городах Северного гфичерноморья (Ольвия, Херсонес и др.) в VIII—IV вв. до н. э. существовали палестры и гимнасии, з которых молодые люди получали военно-физическое воспитание я участвовали в состязаниях. В государстве Великая Армения (II— I вв. до н. э.) для детей нахараров" (рабовладельцев) создавали шко­лы, в которых основное внимание уделялось военно-физич.ескому вос­питанию. После установления связей с рабовладельческими государ­ствами Греции и Рима армянские и грузинские атлеты принимали участие в некоторых греческих и римских играх. Так, сын армянско­го царя Вараздат вышел победителем в кулачном бою на 291-й Олим­пу


пиаде в 385 г. Грузинский царь Фарссман и его сын в 138 г. демон­стрировали свое умение в военных играх на Марсовом поле в Риме.

В рабовладельческой, а затем и феодальной системах военно-фи­зического воспитания в качестве основных средств использовались народные виды физических упражнений и игр (верховая езда, стрель­ба из лука, охота, игры). Но цель применения их была различной. В народе они служили одним из средств подготовки к трудовой дея­тельности, а у рабовладельцев и феодалов, которые не занимались физическим трудом,— средством лишь военной подготовки и развле­чения.

В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица («дядьки-песту­ны») * для воспитания и обучения детей. Это были главным обра­зом выходцы из народа, обладающие воспитательными навыками. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрас­те феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в «старшей» боярской дружине, а также и в быту—на охоте, конных «ристаниях» (турнирах, состязаниях), в военных играх и «потехах» (развлечениях).

Полезные советы о^том, как нужно воспитывать княжеских де­тей, даны в педагогическом сочинении конца XI в. «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха. Ставя на первое место внушение де­тям страха перед богом и духовенством, «Поучение» в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться «ни рати, ни зверя», но творить «мужское дело». В числе средств воспитания «Поучение» на­зывает верховую езду, охоту и другие упражнения. Советы Монома­ха имели целью обеспечить нормальное физическое развитие, умст­венное и нравственное воспитание подрастающего княжеского поко­ления. Они отвечали в первую очередь потребностям феодальной власти Киевской Руси. Вместе с тем «Поучение» Владимира Моно-. маха явилось замечательным педагогическим памятником, свидетель­ствующим о высоком уровне культуры в Киевском государстве. Оно способствовало дальнейшему развитию системы военно-физического воспитания феодалов.

В период феодальной раздробленности на Руси (XII—XIV вв.) и в русском централизованном государстве (XVXVII вв.) физиче­ское воспитание господствующего класса продолжает носить воен­ную направленность. Это было обусловлено многочисленными война­ми против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требовани­ями, предъявляемыми к службе в княжеских дружинах, поместном. войске (XV в.), в «стрелецких» и «городовых» полках (XVI в.). Командовали войсками выходцы из княжеских, боярских и дворян­ских семей. Их заранее готовили к несению воинской службы. По­скольку главным родом войск была конница, то в воспитании фео­далов основное внимание уделялось верховой езде, конному спорту

* От слова «пестовать» — воспитывать. 138


 


(скачки), конной охоте. Их обучали также искусству владеть копья­ми, луками, саблями, с появлением огнестрельного оружия — стрель­бе из ружей. В целях военно-физического воспитания использова­лись разные «потехи». К ним относились медвежья, соколиная и псовая охота, конские ристания, фехтовальные поединки.* В феодаль­ном быту значительное место занимали игры с мячом, катание на ка­челях и с гор на санях, игра в шахматы и шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались «потехи», на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акробаты, кулачные бойцы, фехтовальщики. Это были люди из народа, поте­шавшие феодальную знать за вознаграждение или по принуж­дению.

О наличии довольно стройной системы военно-физического вос­питания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литературному памятнику Шота Руставели «Витязь в тигровой шку­ре» (XII в.) и сочинению царя Арчила Багратиони, в котором опи­саны нравы Грузии XVII столетия. В поэме Шота Руставели отра­жены жизнь, культура и быт Грузии времен царицы Тамары. В ней воспет образ грузинского витязя, преданного своему царю, в совер­шенстве владеющего оружием. Рыцарь-воин обладает смелостью и мужеством, любит свою Родину, наделен исключительной физичес­кой и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях и в охоте, в играх и развлечениях, проявляя всюду доблесть, находчи­вость и справедливость.

Физическое воспитание в феодальных семьях начиналось с ранне­го детства. В поэме так говорится об этом:

С детства силу развивая, Был я славным акробатом, Перепрыгивал канавы, Ловко бегал по канатам.

Для проведения игр и занятий физическими упражнениями оборудо­вались специальные места:

На арене мечут копья, На лугу играют в мяч, На ристалищах огромных Лошадей пускают вскачь.

Военно-физическое воспитание феодалов складывалось из конно­спортивных игр («цхенбурти», «кабахи»), стрельбы из лука, гимнас­тических и акробатических упражнений, метания копья, бега и прыж­ков, различных видов забав и развлечений. Весь этот комплекс уп­ражнений воспитывал воинские, охотничьи, служебные и спортивные навыки, определяющие идеал развитого человека эпохи феодализма. Военно-физическое воспитание феодалов Грузии позднего феодализ­ма сравнительно полно представлено в сочинениях царя Арчила Баг­ратиони. В XVI—XVII вв. Грузия представляла собой своеобразный военный лагерь, главенствующее место в котором занимала фео­дальная знать. Для феодалов обязательным считалось систематичес­кое совершенствование в военном искусстве и физической подготов­ленности, что было необходимо для защиты классовых интересов, с одной стороны, и для борьбы с внешним врагом, с другой. Основ*


ные средства военно-физической подготовки феодалов, указанные в произведениях Арчила Багратиони, заимствованы из народных форм физического воспитания, которые культивировались в Грузии в более раннее время.

Разнообразные виды физических упражнений и игр были распро­странены и среди феодальной знати Армении. В XIII — XV вв. боль­шой популярностью пользовались рыцарские упражнения (верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др.). Наиболее знатные феода­лы устраивали состязания наподобие рыцарских турниров.

Определенное распространение имело военно-физическое воспи­тание феодалов в Средней Азии и других районах страны, где суще­ствовали феодальные отношения.

Государственные преобразования в Русском государстве в облас­ти экономики, военного дела и культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правитель­ство стало стремиться к повышению духовной и физической культу­ры дворян. В 1717 г. по указанию Петра I вышла в свет книга «Юно­сти честное зерцало», представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. В нем отмечалось: «Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерции своей совершенен, а наи­паче в языках, конной езде, в танцевании, в шпажной битве, и мо­жет добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным челове­ком быть». Для поднятия культуры дворянства учреждались ассам-.блеи, впоследствии дворянские собрания, с играми, танцами и дру­гими развлечениями. Особое внимание Петр I уделял обучению дворян парусному и гребному делу. При этом он преследовал прак­тическую цель — пополнение офицерскими кадрами военно-морско­го флота. По его указанию в 1719 г. создается так называемая «Нев­ская флотилия» и разрабатывается регламент по обучению парусно­му и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам было роз­дано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлять парусом и'изучали искусство гребли. После смерти Петра I (1725 г.) парусное и гребное дело пришло в упадок, Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, но успеха они не достигли. Лишь в 1846 г. в Санкт-Пе­тербурге открылся императорский яхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I.

В быту дворянской знати России, Украины, Белоруссии, Прибал­тики, Закавказья и Средней Азии широко были развиты фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лу­ка, ружей и пистолетов; охота пешая;" конная, псовая и с птицами; верховая езда как среди мужчин, так и женщин. Все эти упражне­ния были дворянскими, служили средствами развлечения. В то же время овладение ими способствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Распространение фехтования и стрельбы из пис­толетов было связано еще и с тем, что в дворянской среде часто1 происходили дуэли. Для обучения фехтованию и верховой езде при­глашались специалисты, чаще всего иностранцы: «фехтмейстеры» (учителя фехтования) и «берейторы» (учителя верховой езды).


В первой половине XIX в. получают распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные заведения, предназначенные для дворянских кругов. Их деятельность строилась на коммерческих началах. В большинстве своем они от­крывались иностранцами, приехавшими в Россию для обогащения. В газете «С.-Петербургские ведомости» и в журнале «Северная пче­ла» часто печатались объявления о том, что такой-то господин за такую-то плату берется обучить искусству фехтования, стрельбы, плавания и гимнастическим упражнениям (в лечебных целях). Иног­да устраивались соревнования*по стрельбе и фехтованию. Так, в од­ном из номеров газеты «С.-Петербургские ведомости» за 1808 г. поя­вилось следующее объявление: «В будущую субботу, 10 октября, в собрании любителей стрельбы будет дан генеральный фехтовальный бал, или так называемое «АССО», единственно для членов данного соб­рания. Те из любителей, кои намерены вписаться в оное, должны заплатить годовой взнос, состоящий из 50 рублей». Периодически Проводились состязания по конному спорту (бега, скачки) и на рус­ских тройках. Для занятий и развлечений строились специальные со­оружения: манежи, тиры, ипподромы, катальные горы.

В конце XVIII в. и первой половины XIX в. начали выходить по­собия, в которых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам физичес­ких упражнений. В 1796 г. учитель фехтования Балтазар Фишер на­писал книгу «Искусство фехтования во всем его пространстве». В 1808 г. вышла' книга Тевенота «Искусство плавать с рассуждени­ями». В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных посо-оия по фехтованию: Н. В. Соколова «Начертание правил фехтоваль­ного искусства» (1843 г.) и И. Е. Севербрика «Руководство к изуче­нию правил фехтования на рапирах и эспадронах» (1852 г.).

В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы и шашки. При Екатерине II был выписан из Франции «профессор мячиковой игры», который обучал дворянскую молодежь игре в «жёдепом» — прообраз современного тенниса. С увлечением играли в «волан», напоминавший бадминтон; «лапту», «горелки», «крокет» и другие игры.

Развитие физических упражнений и игр среди высших слоев об­щества входило в общую систему воспитания господствующего клас­са. По своим целям и задачам эта система коренным образом отли­чалась от самобытной народной системы физического воспитания и противопоставлялась ей. Классовая и военная направленность дво­рянской системы была призвана воспитывать людей, стоявших на страже защиты интересов русского царизма, его внутренней и внеш­ней политики.

Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях

Физическая подготовка в армии. К концу XVII в. Россия пред­ставляла собой обширное многонациональное централизованное фео­дально-абсолютистское государство. В стране произошли значитель­ные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все


еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была выз­вана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей. Перед нашей страной возникла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военного дела, усовершен­ствования государственного аппарата, росте науки и техники, прос­вещения.

'На решение этих исторических задач в начале XVIII в. были на­правлены большие экономические, административные, военные и просветительные преобразования, проводимые в стране при непосред­ственном участии Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться ме­таллургическая промышленность и мануфактурное производство; усиленно укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение; много внимания уделялось подъему рус­ской национальной культуры.

^Реформы, проведенные в начале XVIII в., глубоко затронули во­просы физического воспитания в области военного дела и просвеще­ния. До XVII в. в России регулярного обучения войск ратному делу не проводилось. В «стрелецких» и «городовых» полках обучение при­емам с оружием и строю не носили регулярного характера.* Лишь в 1647 г. в Москве издается руководство «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В нем говорилось о пользе повседнев­ных упражнений солдат и офицеров стрельбе, вербовой езде, бегу, бросанию копий, плаванию, закаливанию, преодолению «со оружием через огороды (изгороди) и через рвы, и через воды скакати и про­чая».

• Военная реформа конца XVII и начала XVIII в. оказала решаю­щее влияние на создание системы военно-физической подготовки рус­ской армии. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского «потешных» полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему социальному положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников. В первое время основное внимание уделялось военным «потехам» (играм). В ходе «потех» совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались про­ворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к бое­вым. Значительное время отводилось на овладение штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось вступать в руко­пашную схватку. В военных играх иногда участвовало до 30—40 тыс. солдат. С одной стороны выступали Семеновский и Преображенский полки, а с другой — стрелецкие полки. Особенно большие военные «потехи» проводились под селом Кожуховом в 1694 г. Петр I рас­сматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия, даже штурмовать монастырские стены. При Петре I закладываются основы русского военно-морско­го флота. Принимаются решительные меры по обучению военно-мор­скому искусству. Первые шаги в обучении парусному и гребному де­лу делались на реке Яузе, затем занятия перенесли на Переславское (Плещеево) озеро, а потом на Белое море под Архангельск.


После Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на обу­чение парадным приемам, на муштру солдат. Передовая часть рус­ского офицерства (П. А. Румянцев, Ф. Ф. Ушаков, А. В. Суворов и др.) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать петровские традиции. Особенно большая заслуга в этом принадлежит выдающемуся полко­водцу А. В. Суворову (1730—1800 гг.), поднявшему систему подго­товки войска на такую высоту, которой не достигла в те времена ни одна страна мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием А. В. Суворова. В своих сочинениях «Полковое учреждение» и «Нау­ка побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготов­ку солдат и офицеров. ■*

При жизни А. В. Суворова физическая подготовка еще не выде­лялась в самостоятельный раздел, а входила составной частью в общую боевую подготовку воинов. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплину), экзерцицию (обучение, упражнения), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу.*А. В. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо раз­вивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать реши­тельность и натиск. Суворовское выражение «пуля дура, штык мо­лодец» указывает на широкое применение в обучении приемов шты­кового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе А. В. Суворова важное место занимала морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, сме­лости. После А. В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М. И. Кутузов, П. И. Багратион и дру­гие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся в Отечест­венной войне 1812 г. Однако с окончанием этой войны и заключени­ем Священного союза (1815 г.) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспита­ния солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных ар­тикулов (приемов), палочную дисциплину. Все эго ослабляло бое­способность армии.

• В конце 30-х годов XIX в. предпринимаются попытки внести кое; какие,, изменения, направленные на улучшение физической подготов­ки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию..Физическая под­готовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. разрабатывается инструкция по приме­нению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны бы­ли обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья, и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнасти­ческом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого рас-


пространения в силу косности и реакционности военного командова­ния. В войсках по-прежнему продолжали заниматься муштрой и дрессировкой, заучиванием ненужных приемов. Гимнастические уп­ражнения проводились формально, сухо и не давали того эффекта, на который они были рассчитаны. Нередко гимнастика превраща­лась в дополнительный метод наказания солдат.

Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-Х го­дов XIX в. обнажило всю гнилость и бессилие крепостнических по­рядков в стране, а также вскрыло существенные недостатки в бое­вой и физической подготовке войск.

Физическое воспитание в учебных заведениях. В условиях больших преобразований, проводимых в России со времени Петра I, неизмери­мо возросли потребности и в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения, готовя­щие специалистов для промышленности, армии, флота и государст­венной службы. В 1701 г. в Москве открывается школа математичес­ких и навигационных наук. В этой школе, расположенной в Сухаре-во'й башне, впервые в качестве обязательного учебного предмета вводится физическая подготовка. В последующие годы физическое воспитание было введено в других учебнцх заведениях: в общеобра­зовательной гимназии Глюка (1703 г.), Морской академии (1715 г.), кадетских корпусах (1731 и 1752 гг.). Хотя учебные заведения глав­ным образом были рассчитаны на обучение дворянской молодежи, иногда в них принимали лиц из других сословий, проявивших склон­ность и интерес к учебе.

К основным средствам физического воспитания (в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заве­дения) относились фехтование («рапирная наука»), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Напри­мер, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обуча­ли «арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам».

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансиона­ты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь основное вни­мание обращалось на привитие учащимся внешних манер поведения, умения вести себя в «высшем свете». В гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам.

В начале XIX в. создается государственная система образования в стране. В 1802 г. учреждается министерство народного просвещения. Впоследствии В. И. Ленин справедливо на­звал его министерством народного затемнения. Министерство отста­ивало классовые интересы дворянства, помещиков и купцов. В 1804 г. принимается Устав учебных заведений, по которому оформляется система образования, включающая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Эта реформа, как и последующая (1828 и 1852 гг.), не внесла каких-либо существенных изменений в постановку физического воспитания в учебных заведениях. Реакци­онная антинародная политика царизма, направленная на укрепление сословной системы образования, привела к тому, что в приходских


и уездных училищах физическое воспитание детей даже не было пре­дусмотрено. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось прово­дить там, где есть возможность заниматься телесными упражнения­ми, но такие возможности (средства, помещения, учителя и др.) в подавляющем большинстве учебных заведений отсутствовали. Выска­зывания передовых представителей прогрессивной русской педагоги­ческой мысли (А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, Г. С. Сковороды, В. Г. Белинского) о необходимости и пользе физического воспитания в учебных заведениях наряду с другими предметами не только не поддерживались царским правительством, но и отрицались. Несколь­ко лучше физическое воспитание было поставлено в закрытых дво­рянских учебных заведениях — лицеях. Так, в Царскосельском ли­цее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими уп­ражнениями и играми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.011 с.)