Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система военно-физического воспитания господствующих классовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В I тысячелетии до н. э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабовладельческой формой правления. Господствующим классом в этих государствах являлась рабовладельческая аристократия. В рабовладельческом обществе воспитание и обучение носили ярко выраженный классовый характер. Физическое воспитание как часть общего воспитания рабовладельцев по своим целям и задачам все больше обособлялось от народных форм физического воспитания. Военно-физическое воспитание рабовладельцев носило организованный характер и начиналось с раннего возраста; Воспитание детей поручалось наиболее опытным военачальникам, которые отличались меткостью в стрельбе из лука, мастерством в верховой езде, силой и ловкостью. В городах Северного гфичерноморья (Ольвия, Херсонес и др.) в VIII—IV вв. до н. э. существовали палестры и гимнасии, з которых молодые люди получали военно-физическое воспитание я участвовали в состязаниях. В государстве Великая Армения (II— I вв. до н. э.) для детей нахараров" (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное внимание уделялось военно-физич.ескому воспитанию. После установления связей с рабовладельческими государствами Греции и Рима армянские и грузинские атлеты принимали участие в некоторых греческих и римских играх. Так, сын армянского царя Вараздат вышел победителем в кулачном бою на 291-й Олимпу пиаде в 385 г. Грузинский царь Фарссман и его сын в 138 г. демонстрировали свое умение в военных играх на Марсовом поле в Риме. В рабовладельческой, а затем и феодальной системах военно-физического воспитания в качестве основных средств использовались народные виды физических упражнений и игр (верховая езда, стрельба из лука, охота, игры). Но цель применения их была различной. В народе они служили одним из средств подготовки к трудовой деятельности, а у рабовладельцев и феодалов, которые не занимались физическим трудом,— средством лишь военной подготовки и развлечения. В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица («дядьки-пестуны») * для воспитания и обучения детей. Это были главным образом выходцы из народа, обладающие воспитательными навыками. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в «старшей» боярской дружине, а также и в быту—на охоте, конных «ристаниях» (турнирах, состязаниях), в военных играх и «потехах» (развлечениях). Полезные советы о^том, как нужно воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении конца XI в. «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха. Ставя на первое место внушение детям страха перед богом и духовенством, «Поучение» в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться «ни рати, ни зверя», но творить «мужское дело». В числе средств воспитания «Поучение» называет верховую езду, охоту и другие упражнения. Советы Мономаха имели целью обеспечить нормальное физическое развитие, умственное и нравственное воспитание подрастающего княжеского поколения. Они отвечали в первую очередь потребностям феодальной власти Киевской Руси. Вместе с тем «Поучение» Владимира Моно-. маха явилось замечательным педагогическим памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры в Киевском государстве. Оно способствовало дальнейшему развитию системы военно-физического воспитания феодалов. В период феодальной раздробленности на Руси (XII—XIV вв.) и в русском централизованном государстве (XV — XVII вв.) физическое воспитание господствующего класса продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами против татар, немецких рыцарей, шведов и поляков и требованиями, предъявляемыми к службе в княжеских дружинах, поместном. войске (XV в.), в «стрелецких» и «городовых» полках (XVI в.). Командовали войсками выходцы из княжеских, боярских и дворянских семей. Их заранее готовили к несению воинской службы. Поскольку главным родом войск была конница, то в воспитании феодалов основное внимание уделялось верховой езде, конному спорту * От слова «пестовать» — воспитывать. 138
(скачки), конной охоте. Их обучали также искусству владеть копьями, луками, саблями, с появлением огнестрельного оружия — стрельбе из ружей. В целях военно-физического воспитания использовались разные «потехи». К ним относились медвежья, соколиная и псовая охота, конские ристания, фехтовальные поединки.* В феодальном быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игра в шахматы и шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались «потехи», на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акробаты, кулачные бойцы, фехтовальщики. Это были люди из народа, потешавшие феодальную знать за вознаграждение или по принуждению. О наличии довольно стройной системы военно-физического воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литературному памятнику Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.) и сочинению царя Арчила Багратиони, в котором описаны нравы Грузии XVII столетия. В поэме Шота Руставели отражены жизнь, культура и быт Грузии времен царицы Тамары. В ней воспет образ грузинского витязя, преданного своему царю, в совершенстве владеющего оружием. Рыцарь-воин обладает смелостью и мужеством, любит свою Родину, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях и в охоте, в играх и развлечениях, проявляя всюду доблесть, находчивость и справедливость. Физическое воспитание в феодальных семьях начиналось с раннего детства. В поэме так говорится об этом: С детства силу развивая, Был я славным акробатом, Перепрыгивал канавы, Ловко бегал по канатам. Для проведения игр и занятий физическими упражнениями оборудовались специальные места: На арене мечут копья, На лугу играют в мяч, На ристалищах огромных Лошадей пускают вскачь. Военно-физическое воспитание феодалов складывалось из конноспортивных игр («цхенбурти», «кабахи»), стрельбы из лука, гимнастических и акробатических упражнений, метания копья, бега и прыжков, различных видов забав и развлечений. Весь этот комплекс упражнений воспитывал воинские, охотничьи, служебные и спортивные навыки, определяющие идеал развитого человека эпохи феодализма. Военно-физическое воспитание феодалов Грузии позднего феодализма сравнительно полно представлено в сочинениях царя Арчила Багратиони. В XVI—XVII вв. Грузия представляла собой своеобразный военный лагерь, главенствующее место в котором занимала феодальная знать. Для феодалов обязательным считалось систематическое совершенствование в военном искусстве и физической подготовленности, что было необходимо для защиты классовых интересов, с одной стороны, и для борьбы с внешним врагом, с другой. Основ* ные средства военно-физической подготовки феодалов, указанные в произведениях Арчила Багратиони, заимствованы из народных форм физического воспитания, которые культивировались в Грузии в более раннее время. Разнообразные виды физических упражнений и игр были распространены и среди феодальной знати Армении. В XIII — XV вв. большой популярностью пользовались рыцарские упражнения (верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др.). Наиболее знатные феодалы устраивали состязания наподобие рыцарских турниров. Определенное распространение имело военно-физическое воспитание феодалов в Средней Азии и других районах страны, где существовали феодальные отношения. Государственные преобразования в Русском государстве в области экономики, военного дела и культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физической культуры дворян. В 1717 г. по указанию Петра I вышла в свет книга «Юности честное зерцало», представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. В нем отмечалось: «Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерции своей совершенен, а наипаче в языках, конной езде, в танцевании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть». Для поднятия культуры дворянства учреждались ассам-.блеи, впоследствии дворянские собрания, с играми, танцами и другими развлечениями. Особое внимание Петр I уделял обучению дворян парусному и гребному делу. При этом он преследовал практическую цель — пополнение офицерскими кадрами военно-морского флота. По его указанию в 1719 г. создается так называемая «Невская флотилия» и разрабатывается регламент по обучению парусному и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлять парусом и'изучали искусство гребли. После смерти Петра I (1725 г.) парусное и гребное дело пришло в упадок, Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, но успеха они не достигли. Лишь в 1846 г. в Санкт-Петербурге открылся императорский яхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I. В быту дворянской знати России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии широко были развиты фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; охота пешая;" конная, псовая и с птицами; верховая езда как среди мужчин, так и женщин. Все эти упражнения были дворянскими, служили средствами развлечения. В то же время овладение ими способствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Распространение фехтования и стрельбы из пистолетов было связано еще и с тем, что в дворянской среде часто1 происходили дуэли. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашались специалисты, чаще всего иностранцы: «фехтмейстеры» (учителя фехтования) и «берейторы» (учителя верховой езды). В первой половине XIX в. получают распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные заведения, предназначенные для дворянских кругов. Их деятельность строилась на коммерческих началах. В большинстве своем они открывались иностранцами, приехавшими в Россию для обогащения. В газете «С.-Петербургские ведомости» и в журнале «Северная пчела» часто печатались объявления о том, что такой-то господин за такую-то плату берется обучить искусству фехтования, стрельбы, плавания и гимнастическим упражнениям (в лечебных целях). Иногда устраивались соревнования*по стрельбе и фехтованию. Так, в одном из номеров газеты «С.-Петербургские ведомости» за 1808 г. появилось следующее объявление: «В будущую субботу, 10 октября, в собрании любителей стрельбы будет дан генеральный фехтовальный бал, или так называемое «АССО», единственно для членов данного собрания. Те из любителей, кои намерены вписаться в оное, должны заплатить годовой взнос, состоящий из 50 рублей». Периодически Проводились состязания по конному спорту (бега, скачки) и на русских тройках. Для занятий и развлечений строились специальные сооружения: манежи, тиры, ипподромы, катальные горы. В конце XVIII в. и первой половины XIX в. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам физических упражнений. В 1796 г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу «Искусство фехтования во всем его пространстве». В 1808 г. вышла' книга Тевенота «Искусство плавать с рассуждениями». В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных посо-оия по фехтованию: Н. В. Соколова «Начертание правил фехтовального искусства» (1843 г.) и И. Е. Севербрика «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах» (1852 г.). В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы и шашки. При Екатерине II был выписан из Франции «профессор мячиковой игры», который обучал дворянскую молодежь игре в «жёдепом» — прообраз современного тенниса. С увлечением играли в «волан», напоминавший бадминтон; «лапту», «горелки», «крокет» и другие игры. Развитие физических упражнений и игр среди высших слоев общества входило в общую систему воспитания господствующего класса. По своим целям и задачам эта система коренным образом отличалась от самобытной народной системы физического воспитания и противопоставлялась ей. Классовая и военная направленность дворянской системы была призвана воспитывать людей, стоявших на страже защиты интересов русского царизма, его внутренней и внешней политики. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях Физическая подготовка в армии. К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще отставала от передовых стран Европы. Ее отсталость была вызвана многолетним татаро-монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними междоусобицами, оторванностью от морских путей. Перед нашей страной возникла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военного дела, усовершенствования государственного аппарата, росте науки и техники, просвещения. 'На решение этих исторических задач в начале XVIII в. были направлены большие экономические, административные, военные и просветительные преобразования, проводимые в стране при непосредственном участии Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургическая промышленность и мануфактурное производство; усиленно укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение; много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. ^Реформы, проведенные в начале XVIII в., глубоко затронули вопросы физического воспитания в области военного дела и просвещения. До XVII в. в России регулярного обучения войск ратному делу не проводилось. В «стрелецких» и «городовых» полках обучение приемам с оружием и строю не носили регулярного характера.* Лишь в 1647 г. в Москве издается руководство «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В нем говорилось о пользе повседневных упражнений солдат и офицеров стрельбе, вербовой езде, бегу, бросанию копий, плаванию, закаливанию, преодолению «со оружием через огороды (изгороди) и через рвы, и через воды скакати и прочая». • Военная реформа конца XVII и начала XVIII в. оказала решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки русской армии. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского «потешных» полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему социальному положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников. В первое время основное внимание уделялось военным «потехам» (играм). В ходе «потех» совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось на овладение штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось вступать в рукопашную схватку. В военных играх иногда участвовало до 30—40 тыс. солдат. С одной стороны выступали Семеновский и Преображенский полки, а с другой — стрелецкие полки. Особенно большие военные «потехи» проводились под селом Кожуховом в 1694 г. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия, даже штурмовать монастырские стены. При Петре I закладываются основы русского военно-морского флота. Принимаются решительные меры по обучению военно-морскому искусству. Первые шаги в обучении парусному и гребному делу делались на реке Яузе, затем занятия перенесли на Переславское (Плещеево) озеро, а потом на Белое море под Архангельск. После Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на обучение парадным приемам, на муштру солдат. Передовая часть русского офицерства (П. А. Румянцев, Ф. Ф. Ушаков, А. В. Суворов и др.) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать петровские традиции. Особенно большая заслуга в этом принадлежит выдающемуся полководцу А. В. Суворову (1730—1800 гг.), поднявшему систему подготовки войска на такую высоту, которой не достигла в те времена ни одна страна мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием А. В. Суворова. В своих сочинениях «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. ■* При жизни А. В. Суворова физическая подготовка еще не выделялась в самостоятельный раздел, а входила составной частью в общую боевую подготовку воинов. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплину), экзерцицию (обучение, упражнения), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу.*А. В. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Суворовское выражение «пуля дура, штык молодец» указывает на широкое применение в обучении приемов штыкового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе А. В. Суворова важное место занимала морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А. В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М. И. Кутузов, П. И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 г. Однако с окончанием этой войны и заключением Священного союза (1815 г.) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все эго ослабляло боеспособность армии. • В конце 30-х годов XIX в. предпринимаются попытки внести кое; какие,, изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию..Физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья, и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого рас- пространения в силу косности и реакционности военного командования. В войсках по-прежнему продолжали заниматься муштрой и дрессировкой, заучиванием ненужных приемов. Гимнастические упражнения проводились формально, сухо и не давали того эффекта, на который они были рассчитаны. Нередко гимнастика превращалась в дополнительный метод наказания солдат. Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-Х годов XIX в. обнажило всю гнилость и бессилие крепостнических порядков в стране, а также вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск. Физическое воспитание в учебных заведениях. В условиях больших преобразований, проводимых в России со времени Петра I, неизмеримо возросли потребности и в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения, готовящие специалистов для промышленности, армии, флота и государственной службы. В 1701 г. в Москве открывается школа математических и навигационных наук. В этой школе, расположенной в Сухаре-во'й башне, впервые в качестве обязательного учебного предмета вводится физическая подготовка. В последующие годы физическое воспитание было введено в других учебнцх заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703 г.), Морской академии (1715 г.), кадетских корпусах (1731 и 1752 гг.). Хотя учебные заведения главным образом были рассчитаны на обучение дворянской молодежи, иногда в них принимали лиц из других сословий, проявивших склонность и интерес к учебе. К основным средствам физического воспитания (в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения) относились фехтование («рапирная наука»), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Например, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обучали «арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам». Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь основное внимание обращалось на привитие учащимся внешних манер поведения, умения вести себя в «высшем свете». В гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам. В начале XIX в. создается государственная система образования в стране. В 1802 г. учреждается министерство народного просвещения. Впоследствии В. И. Ленин справедливо назвал его министерством народного затемнения. Министерство отстаивало классовые интересы дворянства, помещиков и купцов. В 1804 г. принимается Устав учебных заведений, по которому оформляется система образования, включающая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Эта реформа, как и последующая (1828 и 1852 гг.), не внесла каких-либо существенных изменений в постановку физического воспитания в учебных заведениях. Реакционная антинародная политика царизма, направленная на укрепление сословной системы образования, привела к тому, что в приходских и уездных училищах физическое воспитание детей даже не было предусмотрено. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями, но такие возможности (средства, помещения, учителя и др.) в подавляющем большинстве учебных заведений отсутствовали. Высказывания передовых представителей прогрессивной русской педагогической мысли (А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, Г. С. Сковороды, В. Г. Белинского) о необходимости и пользе физического воспитания в учебных заведениях наряду с другими предметами не только не поддерживались царским правительством, но и отрицались. Несколько лучше физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях — лицеях. Так, в Царскосельском лицее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.011 с.) |