Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Весенний семестр 2014-2015 учебного года СЕМИНАР № 1 Воспитательная система Ш.А. Амонашвили Лена Б. • основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы): Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом. Гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется, во-первых, в стремлении к развитию, во-вторых, в страсти к свободе и, в-третьих, в потребности взросления. Перед учителем стоит задача не игнорировать актуальные состояния ребенка, а наоборот, максимально полно согласовывать педагогическую организацию развития ребенка с его собственными намерениями и интенциями. • цель и содержание воспитания в системе: Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. В своей педагогической системе Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами». На содержательном уровне содержанием образования выступает широкое использование различных религиозных и культурно-исторических источников без заведомого навязывания одной единственно правильной теории, или обладающего абсолютной истиной Учения. • преобладающие виды деятельности: Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).
• особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач: Основные методические подходы: технология обучения детей с шестилетнего возраста; все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей; обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию; формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Основные принципы образовательного процесса: продолжение жизни ребенка на уроке; установление деловых отношений с детьми; ведение урока в соответствующем темпе; проведение занятий в виде игры; предоставление учащимся свободы выбора. Занятия строились по принципу самостоятельного решения детьми проблемы, которую учитель ставил в ходе урока. Благодаря созданной в классе домашней обстановке, дети свободно учились думать, размышлять и анализировать информацию, не страшась осуждения и насмешек. Уроки сами по себе представляли естественную жизнь, в которой ребенку можно спокойно творить, думать, мечтать.
• специфика взаимоотношений участников педагогического процесса: Подлинная глубинная духовная общность наставника и воспитанника. Именно она лежит в основе образовательного процесса, базирующегося на взаимопонимании, взаимодействии, сотрудничестве. Принимая ребенка таким, каков он есть, гуманный воспитатель делает важнейший шаг к обеспечению целостности педагогического процесса, которая будет проистекать из естественного многообразия реальной жизни детей. Парадигма гуманной педагогики ориентирует учителя на то, чтобы сделать ребенка своим единомышленником, добровольным и заинтересованным сотрудником, соратником, превратить в равноправного участника, соавтора собственного образования. Взаимоотношения между участниками педагогического процесса должны строиться на началах любви, уважения, понимания, т.е. иметь выраженный гуманный характер. • характер взаимодействия воспитательной системы с социумом;
Школа открытая, ограничений контактов с социумом нет. Предполагается, что гуманная педагогика приведет к гуманизации системы образования, а затем – и к постепенной гуманизации социума. • «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка): Анализируя позицию Ш. А. Амонашвили, в центре внимания которого находятся авторитарно-императивная и гуманная педагогика, важно иметь в виду, что в ней нашли свое концентрированное выражение те ожесточенные дискуссии, которые во второй половине 1980-х гг. велись вокруг бездетности официальной советской педагогики и авторитаризма массовой советской школы, путей их преодоления и перспектив радикальной гуманизации отечественного образования. Амонашвили выступал за педагогику сотрудничества - один из вариантов гуманной педагогики, которая по самой своей сути противостоит авторитарно-императивной (где педагог, руководствуясь своими императивными образовательными установками, стремится продиктовать ребенку всю его жизнь – и знания, и ценности, и убеждения, и нормы поведения).
СЕМИНАР № 2 СЕМИНАР № 3 Педагогика межнационального общения / Под ред. Д.И. Латышиной. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. - 168 с. Пособие не имеет аналогов, оно оригинально по замыслу и построению. В нем впервые в педагогической литературе обобщены данные исследования этнокультур и этнопедагогики народов России, проживающих в различных регионах – в Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири и на крайнем Севере. Изучение будущими педагогами представленных в пособии материалов должно способствовать развитию у учителя и детей благожелательного интереса к различным народам, научить их гордиться национальными богатствами своей Родины.
Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 47-53; Сударина С. С. Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе // Молодой ученый. — 2014, №6. — С. 822-824. В статьях рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей. Весенний семестр 2014-2015 учебного года СЕМИНАР № 1 Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы Ответить на вопросы: 1. Понятие «воспитательная система» Дилара
Начнем с цитаты: «Воспитательная (учебно-воспитательная, если речь идет о воспитании в системе учебно-образовательного учреждения) система создается в рамках структуры педагогического учреждения, организации для целенаправленного развертывания во времени и пространстве воспитательных процессов. Воспитательная система - это система живая, развивающаяся, она выстраивается и существует в конкретной ситуации, имеет конкретные цели, сформированные внутри этой системы в соответствии с ее потребностями и уровнем развития. Она динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации» [6, с.382].
2. Структура и функции воспитательной системы школы. Дилара Воспитательная система школы - это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется воспитательными мероприятиями и системой организационных условий. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы - система ценностных ориентиров, возникших в результате согласования жизненных смыслов учителей, учащихся, родителей. Как отмечает А.В. Мудрик, «в любой воспитательной организации происходит процесс относительно социально контролируемой социализации ее членов. […]Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система» [5, с.114]. Педагогическая эффективность воспитательной системы во многом коррелирует с ее уникальностью, а последняя определяется уникальными, индивидуальными особенности ее субъектов, в первую очередь педагогов. Е.И. Казакова прямо пишет об «индивидуальном лице», «духе» школы: «В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная совокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, Может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть предметом самого пристального внимания при теоретическом и практическом проектировании новых направлений развития»[2, с.23-25]. И далее отмечает, что принципы и идеи являются проекцией личного опыта создателей воспитательной системы. Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров: • наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации; • совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации; • упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями; • гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства; • управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов [5, с.115].
3. Этапы развития воспитательной системы школы. Нина
Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. В то же время надо отметить, что целостность воспитательной системы относительна. И это естественно, ибо в любой воспитательной организации идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, иметь возможность вносить в нее что-то свое, новое. Существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется внутренними свойствами самой системы, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления (он может как соответствовать этапу становления самой школы, так и не соответствовать). Одной из важнейших побудительных причин, приводящих к созданию воспитательной системы является возникновение оригинальной идеи у педагога или группы педагогов, которая поначалу носит достаточно аморфный характер. Впоследствии начинает оформляться системообразующая деятельность. На пути формирования будущего коллектива как правило возникают сложности - часть учителей и учеников может занять пассивную или даже деструктивную позицию. Доминируют эмоционально-личностные отношения, деловые отношения только начинают складываться. Второй этап развития воспитательных систем связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы, деятельность усложняется, приобретает более четкую структуру. Общешкольный коллектив начинает дифференцироваться, из него выделяются временные и разновозрастные коллективы. Структурируются и приходят в соответствие деловые и эмоционально-психологические отношения. Взаимодействие системы с внешкольной средой в этот период складывается весьма сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний. Между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика. Третий этап знаменуется окончательным оформлением системы. «Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью» [9]. Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. (Вообще развитие творчества на всех этапах становления системы – ее характерная черта). Формируется новый тип учителя-исследователя. Завершающий этап в развитии воспитательной системы вместе с тем не конец процесса системообразования. Всякая воспитательная система имеет свойство старения. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива. Значит, возникает необходимость говорить о четвертом этапе - обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущих к изменениям системы. Она переходит в четвертый этап - обновления и перестройки, который может иметь черты кризиса. Причем перестройка системы может иметь не только прогрессивный, но консервативный, разрушающий характер. Этот этап может закончиться как новым витком развития системы, так и ее смертью.
5. Определение уровня сформированности воспитательной системы. Даша
Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы - становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются - от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Анализируя развитие воспитательных систем, Г. А. Филиппов приходит к выводу, что всем структурным нововведения в развитии воспитательных систем предшествуют и сопровождают их изменения в культуре. Причем, согласно мнению автора нельзя говорить об эволюционном развитии культур, «так как это развитие ситуативно. В одном и том же образовательном учреждении на протяжении истории культура может пульсировать от гомоцентризма к социоцентризму, от авторитаризма норм к демократическим ценностям... и т. д.» [13]. Фактически повторяет выводы Г. А. Филиппова П. Т. Ширяев «Субкультура общешкольного коллектива, являясь интегративной характеристикой воспитательной системы школы, формируется в процессе жизнедеятельности школьного сообщества и несет на себе отпечаток культивируемых в этом сообществе отношений. Ведущий принцип организации жизнедеятельности в школе - ориентация на общечеловеческие ценности: Отечество, Человек, Знания, Культура, Труд, Семья. Процесс жизнедеятельности организуется через найденные в процессе педагогического поиска и принимаемые всем сообществом формы»[12, с.33]. В качестве признаков такой субкультуры Ширяев П. Т. выделяет: специфические наборы ценностных ориентиров (школа - семья - отношения - знания); наличием, сохранностью и преемственностью школьных традиций; школьным фольклором как комплексом словесных, музыкальных, игровых видов творчества; способностью к диалогу с субкультурами других воспитательных систем в процессе совместной жизнедеятельности коллективов во временных объединениях (летний палаточный лагерь). Среди последних исследований, продолжающих это направление необходимо отметить работы Н. Б. Крыловой, которая вводит понятие культурной модели школы: типа организации школьной жизни, в котором находят выражение совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, благодаря чему каждый ребенок получает возможность и гарантированные условия для своего свободного культурного развития, а также такая форма школьной жизни, в которой соорганизуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений [4, с. 65]. Пожалуй, в этом определении наиболее ярко проступает рядоположенность понятий «школьной культуры» и «воспитательной системы».
6. Характеристика авторских воспитательных систем. Задания: 1. Изучите одну из авторских воспитательных систем (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, И.П. Иванова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга). 2. Сделайте ее аналитическое описание по схеме. • основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы); • цель и содержание воспитания в системе; • преобладающие виды деятельности; • особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач; • специфика взаимоотношений участников педагогического процесса; • характер взаимодействия воспитательной системы с социумом; • «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.01 с.) |