Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная система класса как фактор социализации подростков

Поиск

 

 

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.

С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:

- информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;

- координация деятельности учителей-предметников и родителей;

- прогнозирование и мониторинг успеваемости;

- содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;

- планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

Социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом.

Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

Воспитательная система класса предполагает следующие функции:

- развивающую, направленную на развитие творческой ответствен-ной личности, на определение мотивации учебной деятельности,

- интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделе-ний как единого воспитательного пространства, расширение и углубле-ние внутришкольных и внешкольных связей,

- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений

ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание,

- компенсирующую, предполагающую создание в классе условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей в плане эстетической направленности, развития коммуникабельности необходимой для успешной совместной деятельности учеников, педагогов и

родителей,

- корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Этапы реализации воспитательной системы класса по социализации подростков.

I этап - Проблемно-диагностический предусматривает:

- проблемно-ориентационный анализ состояния воспитательной системы класса;

- составление на основе диагностических материалов и исследований выводов, которые помогут в решении выявленных проблем;

- изучение передового опыта и научно-теоретической литературы;

- разработка психолого-педагогического, диагностического и методического обеспечения;

- определение направлений работы по внедрению разработанной целостной воспитательной системы.

В процессе диагностики и совместного обсуждения с родителями, школьным психологом и социальным педагогом выявляются недостатки и проблемы в воспитательной системе классного коллектива:

- низкий уровень сформированности нравственной направленности личности ребёнка;

- слабое развитие индивидуальных особенностей подростка;

- неопределенность технологии мониторинга изменений в развитии личности школьника и классного коллектива.

Чтобы оценить, насколько классный руководитель ориентирован на индивидуализацию воспитательного процесса, выделяются основные объекты, за которыми будет осуществляться постоянное наблюдение. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

- кого я воспитываю? (характеристики ученика как субъекта воспитания)

- чему и с помощью чего воспитываю? (характеристика воспитательной и образовательной среды)

- как я воспитываю? (характеристики воспитательного и образовательного процесса)

Это преследует цели: уточнение идеального образа субъекта воспитания; сравнение с ним сегодняшнего состояния воспитанников; выработка плана действий по достижению идеального образа.

Отвечая на вопрос: «Кого я воспитываю?», необходимо изучить индивидуальные характеристики личности каждого ребёнка, от которых зависит воспитание, а именно: физиологические особенности; особенности интеллекта; познавательные интересы; увлечения; отношение к учёбе; самостоятельность; темп учебной деятельности (высокий, низкий).

Затем выделить те качества, на которые классный руководитель может оказать непосредственное влияние, и те, которые надо воспринимать как данное и искать средства для адаптации воспитательного процесса.

Качества, на которые возможно оказать непосредственное влияние Качества, для которых идёт адаптация воспитательного процесса
Отношение к учёбе Особенности интеллекта
Познавательные интересы Физиологические особенности
Самостоятельность Темп учебной деятельности
Увлечения  

 

После обработки данных и подробного анализа полученных результатов необходимо предположить возможные способы влияния на одни качества и способы адаптации воспитательного процесса к другим.

В планировании необходимо ориентироваться на личностные приращения у обучающихся, которые должны найти отражения, когда рассматриваются результаты воспитательного процесса после завершения учебного года: личностные качества, коммуникативные качества и качества организатора.

Следующий шаг диагностических мероприятий - это ответ на вопрос: Чему и с помощью чего воспитываю? Он включает характеристику воспитательной и образовательной среды. Всё, что окружает и непосредственно воздействует на человека, представляет собой воспитательную среду.

Из результатов педагогических исследований должно быть видно, что на школьника оказывают влияние следующие факторы:

- взаимодействие субъектов воспитательного процесса, эмоциональная атмосфера в школе, классе, дома;

- пространственно-предметное окружение ученика;

- организация воспитательного процесса;

В связи с этим выделяются основные характеристики, которым должны соответствовать атмосфера и стиль взаимодействия субъектов воспитательного процесса:

- обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых

- взаимное уважение, поддержка индивидуальности

- сотрудничество и сотворчество

- отношение педагогов к личности ребёнка и его мнению как к ценности

- признание особенностей ученика, значимости его интересов, склонностей.

Проводится оценивание, насколько атмосфера в школе, в классе, дома соответствует выделенным параметрам:

Характеристики атмосферы школы, класса, семьи присутствует частично присутствует не присутствует
Взаимодействие учитель-ученик-родитель базируется на демократической основе      
Взаимное уважение взрослых и детей      
Сотрудничество      
Поддержка индивидуальности      
Отношение педагогов, родителей к личности ребёнка и его мнению как к ценности      
Признание особенностей ребёнка, значимости его интересов, склонностей      

 

Выделяются причины несоответствия, если оно имеет место. Затем оценивается пространственно-предметное окружение ученика: материально-техническую базу (для проведения кружков, секций) и средства воспитания.

Главная проблема - как я воспитываю? Включает характеристики воспитательного и образовательного процесса, со следующими категориями:

- какие методы воспитания преобладают в деятельности - методы формирования сознания, стимулирования, организации деятельности и формирования опыта поведения, воздействия на интеллектуальную, волевую сферу.

- формы организации познавательной деятельности - коллективные, индивидуальные, групповые.

II этап – Проективный, он предполагает создание воспитательной системы класса

III этап – Деятельностный, предусматривает реализацию следующих направлений деятельности.

1 блок - усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности.

Основными формами работы класса являются: участие в соревнованиях, конкурсах; творческий отчёт класса с участием родителей; часы общения, диспуты, дискуссии, «круглые столы»; экскурсии, походы; участие в подготовке тематического классного часа; участие в школьных коллективных творческих делах. В ходе которых реализуются личностно-ориентрированные позиции всех участников классного сообщества: диалогическое общение взрослого и ребёнка; сотворчество и сотрудничество детей и взрослых; индивидуализация; свободное выражение учениками своего мнения без опасения критики; ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

В связи с этим строится педагогическая деятельность в режиме воспитательных событий. В жизнь ребят вводятся эмоционально значимые дела, творцами и участниками которых становятся сами подростки. Каждое мероприятие в этом случае для ребят становится своеобразным открытием, будь то посещение театра или час общения.

В работе с детьми классный руководитель выступает в роли старшего товарища, фасилитатора, способного оказать помощь ученикам в самопознании, самоопределении, самореализации. С этой целью уделяется внимание деловому и неформальному общению в детском коллективе, развитию коммуникативной культуры школьников. Тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и культуры позволяют не только значительно обогатить воспитательный процесс, но и способствует его эффективности.

2 блок - взаимодействие с семьёй.

Направление нацелено на вовлечение родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся.

Новая образовательная парадигма позволила родителям стать субъектами образовательного процесса, другими словами, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Многие качества личности школьника изначально формируются в семье, поэтому её роль трудно переоценить. Именно микроклимат семьи создаёт атмосферу, которая поддерживает интерес ребёнка к творчеству, самореализации, а, значит, и активной социализации.

Вовлечение родителей в жизнедеятельность класса привело к следующим результатам деятельности:

1) возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии с классным коллективом, и школой;

2) преодоление противоречий между семьёй и школой путём вовлечения родителей в совместную деятельность.

3 блок - социальное партнёрство.

В рамках развития государственно-общественного управления образовательными учреждениями в нашем классном и школьном сообществе происходит налаживание связей с социальными партнёрами, с представителями общественности.

Для более продуктивного процесса воспитания сформирована педагогическая команда класса - добровольное и неформальное объединение учителей, преподающих в классе, являющихся социальными партнёрами классного руководителями, обучающихся и их родителей. Такое взаимодействие педагогов в рамках команды позволяет обеспечить единство профессиональных взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного коллектива, а также актуализировать вопросы воспитательной деятельности в сознании педагогов.

Формами педагогического взаимодействия являются малые педсоветы; психолого-педагогические консилиумы; «круглые столы»; совместные консультации для родителей, а содержанием - ситуативное реагирование.

4 блок - работа классного самоуправления в системе детской организации.

Считается, что в режиме самоуправления формируются отношения, которые придают взаимодействию учеников характер сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и общения. А такое со-бытие детей в общности делает каждого из них самобытной личностью, творческой индивидуальностью.

В воспитательной системе используются следующие формы работы: наставничество; школа актива; волонтёрская работа.

За слабоуспевающими подростками закреплены ребята, которые способны оказать им реальную помощь. Раз в неделю проходит планёрка для актива класса, где каждый из отделов отчитывается перед мэром города о проделанной работе, представляет план на будущее, путём конструктивного диалога решаются текущие вопросы.

5 блок - Реализация направлений программы ОУ по духовно-нравственному развитию «Помоги себе сам».

По результатам диагностических материалов, вследствие недостаточной сформированности ценностных и нравственных ориентиров подростков возникла потребность сделать акцент на духовно-нравственное развитие каждого члена классного коллектива. В данной воспитательной деятельности развиваются у детей такие качества, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужественность, честность, благородство, толерантность, креативность, автономность, чтобы мои воспитанники выросли настоящими людьми. Ребёнок учится спрашивать с самого себя, тем самым, формируя голос внутреннего «Я».

6 блок - Реализация направлений программы ОУ «Школа - территория здоровья».

Главным считается использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Существенным является то, что ребята понимают важность здорового образа жизни и ответственность перед собой и своим будущим. Акцент ставится на примеры спортивных семей класса, где родители прививают ребятам основы ЗОЖ, занимают активную жизненную позицию.

Вместе с классным коллективом выступают в разработке и участии школьных Дней здоровья. Ведут просветительскую деятельность: занимаются организацией встреч со специалистами, выпуском тематических информационных буклетов.

IV этап - Аналитико-рефлексивный

Этап включает в себя: анализ и обработка данных; соотношение результатов с целью и задачами; корректировка воспитательной системы, критериев оценки результативности данной системы.

Результатом воспитательной системы класса является смена позиций (незаметных ни для подростка, ни для взрослого):

 

В результате данной воспитательной системы подросток становится улучшателем собственной жизни. Взрослый призван сохранить его индивидуальность, особенность и самобытность, подготовить к жизни в обществе.

Итак, ключение каждого члена классного сообщества в предложенную воспитательную систему приведёт к повышению значимости воспитания социально активной личности.

Создание общих смысловых доминант воспитательного пространства будет соответствовать нравственно-гуманистической парадигме образования.

Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на развитие потребности в формировании и воспитании качеств всесторонне развитой личности (таблица 1).

Таблица 1 - Формы воспитывающей деятельности в условиях воспитательной системы класса

Виды и формы воспитывающей деятельности Диагностика Направление воспитательной работы Работа с родителями
Классные собрания Классные часы Лекция Беседа Час общения Ролевые игры Диспуты Мозговой штурм Урок творчества Мероприятия КТД Викторины Конкурсы, КВН Экскурсии Походы Вечера Акции, проекты Исследование особенностей личности: Общие сведения Способности Самооценка Темперамент Уровень воспитанности Исследование межличностных отношений Социально психологический климат в классе Социометрия Коллектив Общение Здоровье Творчество Учение Анкетирование Беседы Консультации Родительские собрания Посещение семьи Родительский всеобуч Проведение совместных часов общения детей и родителей

 

В качестве предполагаемого результата выделяется формирование обучающегося как самостоятельной, развитой личности. Такой подросток способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся социуме. Эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других, принимать решения.

С этой целью совместно с родительской общественностью и педагогической командой класса на переговорной площадке должны быть выработаны индикаторы результативности воспитательного процесса:

- личностное развитие ребёнка, степень его изменения в сравнении с самим собой: каким был и каким стал;

- разработка и реализация индивидуальной программы перспективного развития каждого ребенка по достижению идеального образа;

- защищённость и комфортность ребёнка в классе;

- уровень развития классного коллектива;

- проявление индивидуальности класса, его репутация;

- положение ребёнка в детском коллективе;

- удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;

- сохранение и укрепление здоровья, воспитание ценностей здорового образа жизни;

- построение школьного мира, в котором подросток полноценно живёт, реализует свой интеллектуальный, духовный, творческий потенциал.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.012 с.)