Психология и педагогика: Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей / Авт.- сост. к.ф.н. Станкевич А.Р. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – _ 19 __ с. | |
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «__ 08 _» _ ноября _ 2012 г. № _ 3 _ | |
Автор: Станкевич А.Р. | |
© Станкевич А.Р., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка.
Учебная программа по дисциплине «Психология и педагогика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция», по направлению 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» заочной формы обучения на первом курсе. В данном курсе рассматриваются вопросы, касающиеся жизнедеятельности личности, семьи, профессиональных коллективов и общества в целом, следовательно, знание этих наук должно войти в мировоззрение, мышление, в практическую деятельность будущих специалистов, помочь им обоснованно организовать взаимоотношения в обществе, коллективе, семье.
Особую значимость эти знания приобретают в современных условиях. Построение цивилизованного гуманного государства – сложная проблема, решение которой зависит не только от государственных и общественных деятелей, но и от каждого человека, что обуславливает потребность в высоком профессионализме, базирующемся на глубоких познаниях в области психологии и педагогики. Общий процесс гуманитаризации высшего образования в России также определяет важную роль дисциплины «Психология и педагогика» в становлении будущего специалиста.
Цель курса – усвоение будущими специалистами психолого-педагогических знаний в интересах их эффективного использования в учебной и профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- формирование у студентов мировоззренческих установок о роли и значении курса в их профессиональном становлении и развитии;
- вооружение обучаемых системой психолого-педагогических знаний и умений, необходимых им для успешной учебной и профессиональной деятельности;
- формирование у студентов профессионально ориентированного мышления на основе усвоенных знаний и умений;
- ориентация обучаемых на заинтересованное самостоятельное овладение материалом учебной дисциплины.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине «Педагогика и психология» студенты должны
иметь представление:
- о роли и месте психологии и педагогики в системе других учебных дисциплин;
- об истории становления и развития психолого-педагогических идей;
- о природе психики человека;
- об основных научных направлениях в мировой психологии и педагогике;
структуре психологической и педагогической науки;
- об основных методах психолого-педагогического изучения личности и коллектива и способах представления научных результатов;
- о целях и задачах современного образовательного и воспитательного процессов, о роли и значении национальных, культурно-исторических, семейно-бытовых факторов в образовании и воспитании.
Знать:
- основополагающие положения психологии и педагогики, их объект, предмет, функции, закономерности, методы исследования;
- природные и социальные основы психики, ее структуру, развитие психики, психические свойства, состояния, процессы, соотношение психики, поведения и деятельности, психологию личности;
- особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения;
- основные категории педагогики, специфику педагогического процесса, содержание и методы обучения и воспитания, формы организации образовательного процесса, управление им;
- возможности самообразования и самовоспитания;
сферы применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни.
Уметь:
- дать психологическую характеристику личности, ее направленности, темперамента, характера, способностей;
- использовать результаты психологического анализа подчиненных, сотрудников и трудового коллектива в интересах повышения эффективности работы;
- анализировать социально-психологические явления в группах, закономерности межличностных отношений в быту и коллективе;
- интерпретировать собственное психологическое состояние, владеть приемами психологической саморегуляции;
- анализировать учебно-воспитательные ситуации; решать педагогические задачи в семье, в учебной и профессиональной деятельности;
- работать с психолого-педагогической литературой;
- практически использовать полученные знания по психологии и педагогике в различных условиях деятельности;
- проектировать использование психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности.
В результате обучения у студента-юриста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
В результате обучения у студента-экономиста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).
Профессиональные компетенции (ПК):
- организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- педагогическая деятельность способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате обучения у студента-менеджера формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК- 4);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).
Учебная программа рассчитана на подготовку студентов юридической и экономико-управленческих специальностей в течение одного семестра обучения. Курс включает в себя 12 тем.
Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической и педагогических наук, в тесной связи со всем комплексом гуманитарных дисциплин, и прежде всего с философией, социологией и культурологией, с практической деятельностью. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
Преподавание дисциплины студентам заочной формы обучения осуществляется в форме лекций, а также самостоятельной работы студентов. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах психологии и педагогики.
Форма итогового контроля – экзамен.
Содержание дисциплины
Тема 8. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Педагогический процесс.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Социокультурные функции образования. Теоретические парадигмы образования. Модели образования в современном обществе. Общемировые тенденции развития образования. Образовательные системы зарубежных стран. Образовательная система России. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования.
Педагогический процесс: сущность и основные закономерности. Организация и управление педагогическим процессом. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
для студентов заочной формы обучения:
1. Составить конспект ответов на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология и педагогика», иметь конспект лекций.
2. Владеть теоретическим материалом курса (см. перечень вопросов для подготовки к экзамену).
3.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
1. Предмет, функции, цель и задачи учебной дисциплины «Психология и педагогика».
2. Объект, предмет, задачи и отрасли психологии.
3. Психические явления, их сущность и классификация.
4. Историческое развитие взглядов на предмет психологии.
5. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.
6. Принципы и методы исследования в психологии.
7. Понятие «психика», различные теоретические воззрения на природу психики.
8. Развитие психики в филогенезе, её функции.
9. Психика и мозг.
10. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Анализатор, его строение и виды.
11. Общие психофизиологические закономерности ощущений.
12. Восприятие, его виды и типы.
13. Особенности восприятия.
14. Внимание как ограничение поля восприятия, его функции и виды.
15. Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания.
16. Воображение, его функции и виды.
17. Воображение и деятельность.
18. Память, основные процессы памяти.
19. Виды памяти.
20. Мышление, его виды и формы.
21. Общая характеристика мыслительных операций.
22. Мышление и речь, требования к содержанию и форме речи юриста.
23. Основные эмоциональные состояния. Стресс и его особенности.
24. Воля, ее характеристика. Структура и этапы волевого действия.
25. Волевые качества личности.
26. Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность.
27. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
28.Характер как система отношений личности. Классификация черт характера.
29. Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность.
30. Категория деятельности в психологии, её структура и виды.
31. Общение - основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения.
32. Конфликты, их виды.
33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов.
34. Малая группа, её виды.
35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров.
36. Предмет и объект педагогики.
37. Функции и задачи педагогики.
38. Основные научные категории педагогики.
39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками.
40. История зарождения и развития педагогического знания.
41. Методы педагогического исследования.
42. Структура педагогики.
43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс.
44. Социокультурные функции образования.
45. Модели образования в современном обществе.
46. Общемировые тенденции развития образования.
47. Образовательные системы зарубежных стран.
48. Образовательная система России.
49. Основные направления реформирования образования на современном этапе.
50. Педагогические образовательные технологии.
51. Управление образовательными системами.
52. Непрерывное образование.
53. Педагогический процесс: сущность и основные закономерности.
54. Организация и управление педагогическим процессом.
55. Сущность, содержание и цели обучения.
56. Принципы обучения.
57. Методы, средства и формы процесса обучения.
58. Контроль качества результатов обучения.
59. Особенности проблемного обучения.
60. Особенности развивающего обучения.
61. Воспитание как педагогическое явление. Цели и задачи воспитания.
62. Общие закономерности и основные направления воспитания.
63. Принципы воспитания.
64. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса.
65. Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье.
66. Семья как способ педагогического воздействия.
67. Неблагополучные семьи: характеристика, предпосылки возникновения. Помощь неблагополучным семьям.
68. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
69. Самосовершенствование личности в системе современного образования.
70. Социализация личности.
Список литературы
Основная:
1. Лысаков Н. Д., Лысакова Е. Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: РУИ, 2007.
2. Островский В. Э., Чернышева Л. И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006.
3. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
4. Реан А. А., Бордовская Н. Н., Розум С. И. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная:
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – М.-С.-Пб.: Олма-Пресс, Прайм-Еврознак, 2004.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001.
3. Введение в психологию./ Под ред А.В.Петровского. –М.,1997.
4. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М.: ИЦ, 1999.
5. Вербицкий А.А, Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу Психология и педагогика. - Жуковский. 1999.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.
7. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. ИЦ, 1999.
8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: ИЦ, 2000.
9. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.
11. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. – М.: Мир, 1992.
13. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. –СПб., 1988.
14. Громкова М. Т. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2002.
15. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.
16. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
17. Жуков В. И. Образование ХХI века. – М.: МГСУ, 2001.
18. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. –М., 1990.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.
20. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.
21. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М.:, 1993.
22. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
23. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. –М., 1997.
24. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. - М., 1997.
25. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М. 1977.
26. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
27. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – С.-Пб.: Питер, 2006.
28. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Владос, 2002.
29. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997.
30. Майерс Д. Психология. – Минск: ООО «Попурри», 2001.
31. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: изд-во АСВ, 2000.
32. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999.
33. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999.
34. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. –М, 1997.
35. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005.
36. Педагогика /под ред Л. П. Крившенко.– М.: Проспект, 2006.
37. Педагогика /под ред. П. И. Пидкасистого – М.: Высшее образование, 2007.
38. Педагогика. Большая современная энциклопедия. – Минск, Современное слово, 2005.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирного С.А. М. Академия, 1998.
40. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1994.
41. Подласый И. П. Педагогика.– М.: Просвещение, 1996.
42. Психология и педагогика //для технических вузов/ под ред. В. С. Кукушина – М.-Ростов-на- Дону: Март, 2005.
43. Психология и педагогика. Учебное пособие /под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
44. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М., 1996.
45. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М.1998.
46. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.: Смысл, 1997.
47. Психология. Учебник /под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1999.
48. Психология: Учебник / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб, 2000.
49. Пудов Л. С. Психология и педагогика (учебно-методическое пособие). – М.: МФЮА, 2004.
50. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т.1,2. – М.,1989.
52. Сатир В. Как построить себя и свою семью. - М., 1992.
53. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2007
54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.
55. Смирнов В. И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2003.
56. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.,1995.
57. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу Введение в психологию, Учебное пособие. - М.: Смысл, 1997
58. Социальная психология /под ред. А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2001.
59. Столяренко А. М. Психология и педагогика. – М.: Юнити, 2005.
60. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону Феникс, 2001.
61. Сухомлинский В. Л. О воспитании. – М.: 1990.
62. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. - М.: ИЦ ПКПС, 1999.
63. Теории учения. Хрестоматия, ч.1./ Ред. состав. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. - М. 1996.
64. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
65. Хрестоматия по общей психологии. Т.1. Введение в психологию /под общей ред. В. В. Петухова. – М., 1988
66. Хрестоматия по общей психологии. Т.2. Субъект деятельности /под общей ред. В. В. Петухова. – М., 1988
67. Хрестоматия по общей психологии. Т.3. Субъект познания /под общей ред. В. В. Петухова. – М., 2000.
68. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
69. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - Интерпракс, 1995.
70. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. - М.: Логос, 1999.
71. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. 2-ое издание. – М, 1974.
Глоссарий
Авторитарное воспитание - тип воспитания, применяющий формы взаимодействия взрослого и ребенка в педагогическом процессе, имеющие элемент долженствования.
Авторитарность (от лат. аutoritas – влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
Адаптация социальная - гибкое приспособление индивида к условиям социума.
Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разнообразных способностей и возможностей, включающая в себя весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических. Впервые создана Е.А.Ямбургом в форме многопрофильного комплекса № 109 г.Москвы.
Аккредитация – право образовательного учреждения (в соответствии с Законом об образовании РФ от 1992 г.) на выдачу своим выпускникам сертификата государственного образца об определенном уровне образования, на включение в систему централизованного государственного финансирование и на пользование гербовой печатью. Свидетельство об аккредитации выдается на основании лицензии и свидетельства об аттестации образовательного учреждения.
Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Активность личности (от лат. Activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества: проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
Актуализация – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
Алгоритм – предписание, задающееся на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
Андрогогика – 1) новое название педагогики; 2) раздел педагогики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.
Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека. Основоположник - К.Д.Ушинский, он ввел этот термин в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Антропоцентризм – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией. Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н.Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационной, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности.
Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогами (организаторами внеклассной работы) разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом.
Воспитание – 1) в широком социальном смысле – социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов; 2) в широком педагогическом смысле – целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами (в этом смысле понятие «воспитание» тождественно понятию «образование»); 3) в узком педагогическом смысле – специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего – нравственных. В этом смысле употребляется как «чистое» воспитание (термин А.С.Макаренко).
Воспитательная система школы – совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления.
Восприятие - это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Государственный образовательный стандарт – 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся.
Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания. Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманистическое воспитание – воспитание, в основе которого – опора на мотивационный компонент психики, - либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).
Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Движущие силы процесса воспитания – постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия между возможностями развивающейся личности и требованиями со стороны социума, ближайшего окружения (внешние противоречия); либо между возможностями и потребностями личности (внутренние противоречия).
Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Дифференциация в обучении и воспитании - выделение определенных типологических групп учащихся и разработка применительно к этим группам специфических приемов, способов, методов обучения и воспитания, построение определенной логики изучения учебного материала, применение специфических методов контроля, оценивания и т.д.
Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновации педагогические классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие, дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций педагогических); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методик, технологий, программ и пр.).
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется.
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основании учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т.д.
Коллектив (от лат. сollectivus –собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, определенной структурой. А.С.Макаренко выделены признаки, этапы и принципы развития коллектива.
Коменский Ян Амос (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, основоположник педагогики как науки. Основные труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Разработал возрастную периодизацию (детство – до 6 лет, отрочество – до 12 лет, юность – до 18 лет, возмужалость – до 24 лет), дал научное и теоретическое обоснование педагогических принципов (природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала), разработал научные основы классно-урочной системы, создал первые в мировой практике учебники для первоначального обучения «Открытая дверь всех языков», «Чувственный мир в картинках».
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог, автор работ «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского. Является основоположников теории и методики формирования детского коллектива.
Методы воспитания – общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.015 с.)