Понятие, объект и предмет политологии. Политология в системе общественных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, объект и предмет политологии. Политология в системе общественных наук



Понятие, объект и предмет политологии. Политология в системе общественных наук

Политология- комплексная или интегрированная наука о политике, о закономерностях функционир-я полит-й власти в гос-ве. Объект -полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет - законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообществе.

Стр-ра. 1 блок-философско-методологические основы пол и пол отношений,сущность и сод политики и власти, их основополагающие признаки, ф-ии и закономерн развития

2 блок- теория пол систем 3 блок-теория упр-ия соц-пол процессами

4 блок-история пол учений и пол идеология 5 блок-теория междун-х отношений

Роль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:

1. демократиз-я общ. жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение

2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.

3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интересы (гражданами). 4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.

Имея собственный предмет исследования, П. взаимодействует с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни: -философия: рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках соц. философии развивается особое направление – философия политики, кот. занимается философским обоснованием политики как соц. явления; -политэкономия: экономически обосновывает политич. процессы, позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономич. интересов; -правоведение: руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм, изучает правовые механизмы принятия политич. решений; -социология: рассматривает влияние политики на жизнь людей и функционирование общества;

соц. психология: изучает общественно-психологич. явления в сфере политики. На стыке П. и соц. психологии возникла политич. психология, предметом которой являются психологич. факторы политич. поведения людей, влияние психологич особенностей людей на политич. процессы; -теория государства: совпадает с П. в области исследования роли государства, как основного элемента политич. системы общества: существует 2 глобальных взгляда на государство; -история: исследует процесс развития политич. жизни общества, гос. институтов, партий и движений. П. также связана с теми науками, объектом которых явл процессы и явления полит сферы общества: антропология, демография, этнография, логика.


2. Становление эволюция политологии. Политическое образование в РБ

3 периода формирования:

1. предыстория становления (от античности до 18 в.) 2. 19 в. (Новое время, Эпоха Просвещения) образуется из комплекса соц. наук и становится самостоятельной

3. современный период (история пол науки)

Попытки осмысления полит жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. политика выделяется как предмет самостоят-го исследов-я В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1903г. начала работать Америк-я ассоциация полит. наук. В 1948г. ЮНЕСКО рекомен-ет курс полит-гии во все высш уч. Завед-я в своих странах и нач-ет функ-ть Медунар. Ассоц-я пол наук. В 1988-89гг. Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е её как уч. дисциплины. С 20в. она активно разв-ся странах США ЗЕ. Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия (исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология. Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности. Полит-я как уч. дисц-на базируется на политологии-науке! У них общий предмет изучения, но различные цели. Цель полит. как уч. дисц-ны: полит. образ-е и воспит. членов общ-ва. В бывших социалистических странах преподавание науки о полити­ке практиковалось лишь в Югославии. В нашей стране становление и развитие политологии искусственно сдерживалось по идеологическим соображениям - она оценивалась в официальных партийно-государст­венных структурах как проводник буржуазной и ревизионистской идео­логии, поэтому ей не находилось места в системе советского общество­ведения. В РБь изучение политологии ведется с 1969г.


Функции и методы политологии.

Функции:

1.Информационно-познавательная. Человек изуч. Новую для себя социальную информ., объясняющую сущность изучаемых проблем, познает теорию и практику мирового общественного развития.

2.Мировоззренческая, или идейно-воспитательная. Исслед. и подвергает критическому анализу различ. социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления.

3.Прогностическая.

4.Регулятивная, или прагматическая. Регулир. полит. отношения. Помогает оценить политическую действительность.

5.Методологическая. Выработка представлений об поведении человека в различ. политических ситуациях, системах.

6.Социально-культурная

7.Инструментальная. Определяет действия, которые нужно принять для реш. задачи.

Методы:

Общие: 1. Диалектико-материалестический. (Раскрывает связь политики с обществом, экономикой, культурой. Позволяет понять события в движении, развитии.) 2.Анализ. 3.Синтез. 4.Аналогия. 5.Моделирование. 6.Системный метод. 7.Исторический

Частные: 1.Социологический. 2.Статистический. 3.Библиографический анализ. 4.Прогнозирование. 5.Изуч. повед. человека, группы, класса в полит. системе.


Зарожд. и развит. полит. знаний в эпоху антич. Полит. мысль средневековья.

Античность.

Мировая полит. мысль стала развив. с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю с его антагонистическими классами и государством.

Платон (427-347гг. до н.э.) – идеолог афинской аристократии. Идеалист.

Труды: «Государство», «Законы».

Делил людей на 3 начала: разумное (философы), аффективное(воины), вожделеющее (ремесленники, землевладельцы)

Взгляды на гос-во: 1. Предназначение человека – служить гос-ву. Общественные интересы выше индивидуальных.2. Идеальная форма гос. устройства – правление аристократии (мудрых) и монархия. Наихудш. Форма правл. – демократия и тирания.

Аристотель (384-322 гг. до. н.э.) – идеолог землевладельческой аристократии. Материалист.

Труды: трактаты «Политика» и «Никомахова этика»

Взгляды на гос-во.: 1. Гос-во должно всецело служить интересам и развитию личности. 2. Выступал за частную собств., рабовладение, моногамную семью. 3. 3-и правильных формы гос. управл: монархия, аристократия, полития.; 3-и неправильных формы гос. управл: тиранию, олигархию, демкратию.

Средневековье.Эпоха феодализма. Возвышение роли церкви.

Епископ Аврелий Августин.

Концепция 2-ух общностей: 1.«Град Божий» -Церковь. Основан на любви к Богу, справедливости, общей пользе. 2.«Град земной» - государство. Осн. на любви к себе, насилии, разбое, принуждении. Чтобы гос-во оправдало свое существование, оно должно всецело служить церкви.

Аврелий считал, что приобщить к христианству можно насильно; а еретизм нужно карать.

Монах Фома Аквинский 1. Считал, что общественное неравенство и эксплуатация установлены Богом. 2. монархическая власть тоже от Бога. 3. Отстаивал инквизицию.


Государство

Государство – это универсальная политич. организация общества, созданное для обеспечения его целостности, единства, решения общих дел, регулирования взаимоотношений между правительством и народом.

Гос-во – это отношение господства людей над людьми, опирающиеся на насилие, как средство.

Признаки гос-ва:

1) Территория – пространство, на кот. распространяется юрисдикция данного госуд-ва;

2) Население – совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающей как верховный источник власти;

3) Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость во вне;

4) Монопольное право на применение принуждения, исключительное право на легальное насилие;

5) Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всго населения;

6) Монопольное право на взимание налогов.

Функции государства:

1) внутренние:

- защита существующей соц. экон-ой и полит-ой системы;

- регулирование соц. отношений;

- обеспечение законности и правопорядка;

- культурно-воспитательные функции;

2) внешние:

- защита интересов данного госуд-ва на международной арене

- развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в международном разделении труда.

Государственный механизм:

1. представительные органы гос. власти:

а) высшие (парламент), обладающие законодательной властью;

б) местные органы представительской власти;

2. исполнительные органы гос. власти:

а) высшие (правительство);

б) центральные (министерства и ведомства);

в) местные органы исполнительной власти (райисполком);

3. органы судебной власти

4. органы прокуратуры

5. органы гос. контроля

6. силовые ведомства:

а) органы охраны общ-го порядка;

б) органы гос. безопасности;

в) вооруженные силы.


16. Формы гос. правления и их хар-ка.

Форма правления организ. верх. гос. власти, кот предопред. структуру высших гос. органов, порядок их формирования и принципы взаимод. м/у собой и другими S политики. Все гос-ва делятся на монархии и республики. Монархия - такой способ правления, при кот верховная гос власть юридически принадлежит 1-ому лицу (по наследию). 2 разн. монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная предполагает всевластие монарха, неогранич. его полномочий (С.Аравия, Бруней, Оман, Катар, ОАЭ). Конституц огранич полномоч монарха конституцией. От ограничения различ. дуалистич. и парламентские. В дуалистической полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания) В парламентской (Англия, Швеция, Дания, Япония) полномочия главы гос-ва (монарха) ограничены и в сфере исполн. власти. Прав-во формируется парлам. Монарх обладает только представит. ф-ми. В республ. источн. власти явл народное больш-во, высшие органы гос-ва избир. гражданами. Сущ. три осн. разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отлич. друг от друга разным распред. ф-ций полномочий м/у през. и парл. В парламентских ( Италия, ФРГ, Австрия)осн. властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент — высший представ. и законодат. орган гос-ва — избир. гражд. страны. Он формирует прав-во, контролирует его деят., обладает правом его отставки. Прав-во владеет законодат. инициативой. Хотя руководитель прав-ва официально не явл главой гос-ва, реально он — 1-ое лицо в стране. Глава прав-ва — президент. Он может избираться парламентом и обычно огранич. представит. и церемониальными ф-ми. Президентская респ. характер. тем, что президент в ней одноврем. и глава гос-ва, и глава правит. Он избирается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией выборщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента. Он руководит внутрен и внешней политикой, явл Верховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует прав-во. Существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, их значительная самостоятельность. Парламент не вправе вынести прав-ву вотум недоверия, президент не может распустить парламент. Отношения м/у парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимости. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Смешанныеполупрезидентские респ. (Ирландия, Франция, Польша). Главная отличит черта — двойная ответственность прав-ва и перед президентом, и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой прав-ва явл президент, он формирует прав-во, учитывая расклад пол сил в парламенте. При этом всю ответственность за деятельность правительства несет премьер-министр.


17. Правовое территориально-государственное устройство

Государственно-территориальное устройство – это национально-территориальная организация государства, харак. Соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она даёт ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы отношения и взаимосвязи центр-х и регион-х органов власти. Различают 2 основ. Формы территор-гос устройств: унитарную(простую), сложную(составная). Унит-ое гос-во –такое, кот. Не имеет внутри себя обособленных террит.-гос. Образований, польз-ся суверенными правами, полит. Самостоят-ю. Унит. Го-ва построены по принципу культ-нац автономии, т.к. они состоят из граждан одной нац-сти, имеют внутри себя административно-террит деление(районы и области).Унит гос-во имеет одну для всей страны конститутию, один представ орган, одно прав-во, единые вооружённые силы, единую бюракрат систему. Примеры: Англия, Франц, РБ. Во многих унит го-вах в последнее дес-летие наметилась тенденция к децентрализации. Центр. Унитар го-вами явл Швеция, Дания, РБ. Децентрализ-Франция, Испания, Италия. Крупные регионы в децент го-вах облад широкой автономией и даже имеют собств законод собрание, но ограничения в сфере налогообложения ставят их сильноую зависимость от центра. Сложные го-ва подраздел на конфедерацию и федерацию. Федерация- единое союзное го-во, в состав которого входят опред. Го-ва или гос образования, облад. Властью и полномочиями в отношении тех вопросов, кот не входят в компетенцию федерац власти. Федеративн гос-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Федерация облад единой террит и единым гражданством. Признаки федерации:единая валюта, единая охрана границ, единая судебная си-ма, единая си-ма прав граждан, на основе общей конституции каждый субъект создаёт свою кон-цию, наличие двухпалатного парламента. Примеры: Россия, США, Канада. Конфедерация – это не единое го-во, а союз самост го-в. Конфедер - форма при которой состовляющие конфедер го-ва, сохраняя свой суверинитет и законодательн временно передаю часть своих полномочий для осуществления совместных целей. Го-во, обра-щее конфед полностью сохраняет свою независ имеет совместные органы власти и управления.Она не обладает единой террит и единым гражданством.Эта форма объед. обычно либо переходит федер либо распад. Пример: СНГ


Глава государства (ГГ) и его роль в структуре высших органов

ГГ олицетворяет единство нации, выполняет представительские ф-ции на международной арене, во внутриполитической деятельности – высшие структуре высших органовего роль гос акты.

В монархии ГГ – король, император и т.д. его пост передается по наследству и пожизненно. Ключевую роль в жизни общества играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В парламентских монархиях монарх – дань традициям и он носит формальный хар-р.

В республике ГГ является президент. Процедура избрания и полномочия отличаются разнообразием. В большинстве стран президента избирают всенародно, в некоторых коллегией выборщиков, парламентом.

Срок полномочий: 4 года – США, РФ; 5 – РБ; 7 – Франция.

Полномочия ГГ определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является ГГ формально, его ф-ции носят чисто представительский хар-р.

В президентских республиках президент – ключевая фигура. Он одновременно является и ГГ и главой правительства. Им осуществляется:

-Формирование правительства и контроль за его деятельностью

-решение вопросов использования вооруженных сил; -прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов

-назначение судей (США)

-обращение к парламенту с посланиями; -роспуск парламента в случаях предусмотренных конституцией (РФ, РБ); -контроль за исполнением законов; -ведение переговоров и заключение международных соглашений; -подписание законов; -право вето на отдельные законодательные акты; -введение чрезвычайного положения в случаях предусмотренных конституцией


Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни

Бюрократы не отвечают за полит. курс. Они действуют за полит. сценой

1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают

2 бюрократия постоянно стре­мится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чис­то инструментальной функции.

3 многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина.

4 сложились существенные различия между чиновни­ками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов. Бюрократы — кадровый состав органов государственной влас­ти. Они формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на пос­тоянной основе.

Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие

Бюрократизация ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными форма­ми, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту

Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:

1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ства

2. Перестройка гос. аппарата в направлении ограниче­ния роста государства, децентрализация и деконцентрация власти, введение контроля за самоуправ­лением.

3. Дальнейшее совершенств-ие мех-ма сдержки противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Перестройка в направлении уст-ия контроля как за деят-ью, так и за проф. пригодностью гос. служащих.

 


24. Понятие, типы и стадии полит процесса. Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти. Полит процесс раскрывает эволюцию полит явлений – развитии и изменении их их состояний о врмени и пространстве. Структура полит процесса включает субъекты и объекты политики, полит интересы и отношения, ср-ва и методы полит деятельности.

Полит процесс условно разделяют на 5 осн-х стадий:

-1-определ-е полит приоритетов

-2-включение этих приоритетов в «повестку дня» практической политики

-3-изыскани ресурсов для удовлетворения насущных и перспект-х интересов общ-ва

-4-принятие полит решений

-5-действия суб. пол. по реализацииполит воли гос-ва и интересов общ-ва, оценка их соц эф-ти.

Полит процессы могут быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены происх-ми переменами) и революционные (радик-е изменения в общ-ве с использованием преимущ-но насильств-х методов и ср-в).

2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неуст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).


Решение политическое»

один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Пол решение может иметь форму политич сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все об-во.

Для повышения эффективности альтернативный набор вариантов готовят различные структуры, а выбор варианта решения осуществляют представители элиты в результате разнообразных процедур принятия, которые зависят от конкретной ситуации, свойств политического пространства, положения данной элиты и т. д. В системе <Паблик рилейшнз> работа над решением осуществляется гласно и демонстративно на основе доверия участников процесса. Подобная система политического менеджмента и маркетинга превращает процесс выработки и принятия решения в полисубъектный, в котором может принять участие любой активистски ориентированный политический или гражданский субъект.


Пол. деятельность

Под пол. деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Термин "пол. деятельность" нередко связывается с гос. органами, пол. элитами, пол. партиями, пол. лидерами. Цели, кот ставят перед собой субъекты пол. деят-ти различны. Они могут быть направлены на укрепление пол. системы, её реформирование или разрушение.

Пол. деят-ть реализуется в практических действиях, направленных на реал-цию пол. целей, выполнение пол. программ. Эти действия осуществляются в опр. формах. Обычно выделяют две формы пол. действия — мирную (ненасильственную) инасильственную.

Важнейшим мирным пол. действием явл. реформация кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..

К мирным способам пол. действия примыкает конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы собственные позиции.

К мирной, ненасильственной форме пол.действия можно отнести парламентские способы и методы решения пол. проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов.

Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).

Революция — это качественное изменение в развитии природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

Диктатура — система пол. господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы.

Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — расправа с пол противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий). Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др.

Органы гос-ва и др. субъекты политики используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: СМИ и пропаганды, пол. науки,, лит-ру и иск-во, тесно взаимодействующие с гос. органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.

 


Политическое участие (ПУ)

ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ на Западе и в нашей стране: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Пол бездействие может проявляться в: 1) неучастии в пол деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (в заброшенных селениях) 2) пол выключенность из-за низкой эффективности пол деятельности, разочарования в политич системе 3) пол апатии как форме неприятия пол системы (после чужеземных завоеваний, оккупации) 4)пол бойкот – выражение враждебности к пол системе. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) удовлетворение властных потребностей.

Пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение.

Впервые право участия граждан в политике было закреплено в конституциях Франции 1946 и Италии 1947. Но на практике оно сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров. Это в 60-70е гг обострило внимание к данной проблеме, кот было вызвано неудовлетворенностью существующим строем. В решение проблемы участия включились не только социалистич и социал-демократич партии, но и либералы и консерваторы. Различие: консерваторы боятся угрозы чрезмерного участия, а либералы – неучастия. Они вместе против любых форм протеста, кот выходит за рамки политич правил. В Белар в годы, предшествовавшие событиям октября 1917г и в перв годы советск власти наблюд участие части населения в пол деят-ти на плюралистической идеологической основе. После создания командно-административн системы и тоталитарного режима преследовалось инакомыслие. ПУ стало носить формальн характер. ПУ для многих являлось своеобразн страховкой (для занятия служебн должности) или навязанной обязанностью.

Психология “винтика”, “маленького чел-а” сохранилась до сих пор и обуславливает наличие большого количества политически пассивных людей. Но есть и категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением пол интересов изменить существующие порядки.


29 Полит. конфликт толкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;

-борьба 1 субъектов с другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Полит. кризис - состояние полит системы общ-ва, кот. выраж-ся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении полит. напряженности.

Объектом и субъектом является гос. Власть, обладание ею, устройство властных институтов, полит статус соц групп, политико-культ ценности, являющиеся базой полит власти.

Причины, источники конфликтов:

1)несовпадение статусов субъектов политики, их роли, ф-ций, интересов, потребностей во власти и т.п.(элита-котрэлита) 2)расхождение людей в базовых ценностях и полит. идеалах, оценка истор. и др. событий. 3)соц., этнич., религ. Идентификация граждан.

Типология: По зонам и масштабам их проявл-я:

- внутриполит- внутри общ-ва, полит. системы, полит. партии и др. общественно-полит. организаций - межсистемный- между разл. Соц-полит. системами (разл. идеологии…)

По временным хар-кам:

Долго- и кратковременные конфликты

По динамике развития:

Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты

По ур-ню конфл. отношений:

«глубокие», «неглубокие», «с нулевой суммой»(победа 1 стороны-полное поражение другой)

По ур-ню публичности:

Открытые(гласные-митинги,манифестации, забастовки) и закрытые(латентные-внутри правящей элиты)

По субъектам конфликта:

- вертик -между разл. ур-нями власти

- горизонт.- внутри правящей элиты и между ветвями власти

Ложные конфликты- вымышлен,надуман.

Подходы к решению:

1)отрицание или замалчивание 2)репрессии конфл-х сторон 3)реформы по устран-ю предпосылок конф. 4)устранение непоср. Причин 5)копромисс

Этапы:

1)Подготовительный: анализ проблемной ситуации,сбор инфы о субъектах и причинах,выделение рес-в(преимуществ и аргументов),форм-е правильного восприятия сторон конфл. 2)Переговоры: непосредственный контакт участников конфликта или их доверенных лиц,дискуссия и поиск оптим. Решений по проблемам. 3)Оформление: опред-ся способы и ср-ва контроля за реализ. принятых решений


30 элита – это самобытная соц.группа, обладающая монополией на принятие решений, самосознанием и привилегиями.

Пол элита – часть класса или соц.слоя,кот. наиболее активно и влиятельно опред-т способы и усл-я реализации интер-в большой обществ.группы как целого.

Концепции элит:

Макиавелли -правящая группа,осущ-я руководство обществом

Парето -соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):элиты рождаются из низшего класса,в процессе борьбы переходят в высшие,расцветают и вырождаются.

2 слоя элит:

Высший(ядро элит)- приниает решения Низший проводит решения в жизнь, резерв для пополнения высшего

Экономическая- решение проблем зарплаты,занятости,уровень жизни

Политическая -высшие посты в гражданской бюрократич.системе.

Бюрократическая- контроль за работой разл. Админ.органов Военно-бюрократическая- милитаризация страны

Идеологическая (информационная)- представители науки, культуры,религии,образования

Типология:

Моска- форма и особ-ти организации власти: склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам.

Парето- методы реализации элитами собственной власти: элиты"лис"(полаг-ся на свои ум и хитрость), "львов"(руководств-ся категориями насилия)

Арон- 1) сплоченная, представл. собой структуру с высоким уровнем централизации внутр. отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, арена доминирования одной группы в общем управленческом слое(нацистская Германия); 3) разделенную; плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

К.Бек и Дж.Мэлой – 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Г.Филд и Дж.Хигли- 1) идеологически сплоченная, высокий уровень внутр. интеграции и проведение в жизнь ценностей только 1 идеологии; 2) разобщенная, миним.ур-нь структурирования и жесткой конкур. между элитными группами; 3) частично сплоченная, наличие наиб. Влият. фракции в элитной группе, внутри кот. устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно, широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, с идеологич. и полит.различиями.

Рекрутирование- один из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе кот. происходит выявление и заполнение полит. значимых позиций; данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.


Пол. культура

Под «пол. кул-рой понимается совокупность пол. знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, соц. и пол. общностями в опр. пол. системе. В качестве основных структурных элем-ов выделяют истор. опыт и пол. традиции, культуру пол. сознания и культуру пол участия.К структурным элементам пол.культуры относят также символику, язык, мифы и этику.

Политико-исторический опыт — это совок-ть пол. навыков, знаний, норм поведения, нак



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.109 с.)