Выборы и демократия. Избирательное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы и демократия. Избирательное право.



Полит.выборы-это способ формирования органов гос.власти и управления обществом с помощью выражения полит.воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы гос.власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, муниципальные, очередные, внеочередные, дополнительные. Сущность полит. выборов проявляется в их функциях:1) смена власти мирным путём. 2) осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партий и отдельные кандидаты. 3) легитимация и стабилизация полит.системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти.4)полит.социализация граждан, повышение их активности. 5) рекрутирование полит.элиты. Избирательное право-совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого(косвенного) и тайного голосования. Термин "демократия" переводится буквально "власть народа, или, по словам американского президента Линкольна, "правление народа, избранное народом и для народа. Он имеет несколько толкований: 1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. 2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии её членов, периодической выборности, принятии решений в них по принципу большинства. 3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважение закона и прав человека, плюрализм и т.д. 4) социальные и полит.движения, целью которых является реализация демократического идеала. Демократия-организация полит. и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.
33: Избирательная сис-ма - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура.

Три типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

1. Мажоритарная( принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей).

Три разновидности:

1.1.Абсолютного большинства. Избир. кандидат, собравш. абсолютное бол-во голосов – 50% +1 голос, устанавл. нижний порог участия избират. в голос-ии(если никто не набирает, то проводится 2-ой тур, во 2-ом туре побеждает тот, кто набрал больше всего голосов)(в РБ).

1.2. Относительного большинства. Достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и не обязательно больше половины.(Англия, США). Не устанавл. min участия избирателей. Следствием применения - двухпартийность.

1.3. Квалифицированного большинства. Избир. кандидат, получ. квалифиц. больш-во голосов(2/3; 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавл. законод-ом страны. Применяется редко (менее результативна).

2. Пропорциональная. Депутатские мандаты распред-ся не между инд. кандидатами, а между партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за парт. списки.

2.1. Жест. списки. (Исп., Греция, Израиль). Избир. выбир. партию, проголос. за список целиком.

2.2. Полужест. списки. (Австрия, Дания, Нидерланды). Голос-ие за парт. список целиком; кандидат, возглавляющий список, обязательно получает мандат; остальные мандаты распределяются в соотв. с получ. преференциями.

2.3. Свободные списки. (Дания). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) опред. кандидату или кандидатам.

Избирательная квота – число голосов, необх. для избрания 1 депутата.

3. Смешанная. (Болгария, Германия, Литва)Часть мандатов распределяется на основе принципов мажор. сис-мы, а другая – в соотв. с принципами пропорциональной.

Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Причины: 1. аполитичность, безразличие к общественным делам, 2. протест части избирателей против существующих порядков.

Методы борьбы: Обязательное голосование за уклонение от которого налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность и т.д.


34. В РБ - мажоритарная избир. система. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избир. права при тайном голосовании.

Активное избир. право - с 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не участвуют лица, в отношении кот. в порядке, установленном уголовно-процессуальным законод-вом, избрана мера пресечения - заключение под стражу.

Пассивное избирательное право

Президент. С рок - 5 лет. Кандидат: гражданин РБ, не моложе 35 лет, обладающий избир. правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку кот. собрано не менее 100.000 подписей избирателей. Кол-во сроков законом не ограничивается.

Парламент (Национальное собрание) Верхняя палата (Совет Республики) - 64 члена, 56 из кот. избираются на 4-летний срок на основе косвенного избир. права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом. Кандидат: гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Нижняя палата (Палата представителей) - 110 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Кандидат: достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории гос-ва.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидат: обладающий пассивным избир. правом гражданин РБ (РФ), достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.


Пол. культура

Под «пол. кул-рой понимается совокупность пол. знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, соц. и пол. общностями в опр. пол. системе. В качестве основных структурных элем-ов выделяют истор. опыт и пол. традиции, культуру пол. сознания и культуру пол участия.К структурным элементам пол.культуры относят также символику, язык, мифы и этику.

Политико-исторический опыт — это совок-ть пол. навыков, знаний, норм поведения, накопленных в процессе пол практики. Опыт, накопленный в процессе эволюции пол. отн-ний в общ-ве, приобретает устойчивость и трансформируется в пол.традиции

Пол. сознание- это совок-ть пол.знаний, идейно-пол. убеждений, пол.ценностей, ориентаций и установок, кот.определяется отн-ние людей к пол. системе, пол. процессам и явлениям.

Показателями культуры пол участия явл сознательная пол. деят-ть на благо общ-ва, борьба с войнами, терроризмом, коррупцией, нарушениями гражданских прав и свобод.

Существенным структурным элем-ом пол. кул-ры является пол. символика Символ — это образ, знак, в кот. заключен опр. смысл.

Главные гос.символы – гос. Флаг, герб и гимн. Пол. символами явл. столицы стран.

К элементам пол культуры относятся мифы.. Миф— это коллективное фантастическое представление о прошлом.

Ч/з культуру политика взаимодействует с этикой, моралью.

Пол.культура выполняет ряд функций, важнейшими из кот явл познавательная, коммуникативная, интегративцая, нормативно-регулятивная, воспитательная. Познавательная функция

предполагает усвоение.знаний о политике и пол. власти, о пол. системах и режимах, явлениях пол. жизни..

Назначение интегральной функциии — достижение согласия в обществе на основе общепринятых пол ценностей, согласования инт-сов различных общес­тве. групп.

Нормативно-регулятивная функция обеспечивает регулирование пол. отношений на основе пол.решений гос.органов и сформировавшихся у граждан. ориентации и ценностей.

Воспитательная функция проявляется в целенаправленном воздействии на пол. сознание и поведение граждан и соц. групп со стороны разл. пол. институтов.

Клас-ция. Классической явл. клас-ция, согласно кот. выделяются 3 типа пол. кул-ры:патриархальную, подданническую и активистскую.

Патр. кул-ру характеризует пол. неразборчивость, отсутствие инт-са к пол-ке, пол. системе, а отсюда и неучастие в пол.жизни.

Подд. кул-ра отлич-ся от патр. Тем, что в ней присутствует интерес к политике и пол. институтам, но нет стремления воздействовать на власть

Актив. к-ра харак-ся активной позицией, стремлением граждан учавствовать в пол. жизни.

Также сущ-ют 2 осн. модели пол. к-ры: либер.-демократ(хар-ют свобода, права человека, правовое гос-во, плюрализм мнений) и авторит-тоталит(единая идеология, диктатура правящей партии и т.д._



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.009 с.)