Вопрос № 9 Составляющие воспитательной системы школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 9 Составляющие воспитательной системы школы.



Составляющие воспитательной системы школы. Организаторы воспитательной работы в школе и их функции. Классный руководитель в воспитательной системе. Условия эффективности деятельности классного руководителя. Виды внеучебной деятельности детей как средство воспитания. Уровни воспитательных результатов в свете требования Программы воспитания и социализации обучающихся. Планирование воспитательной работы.

Составляющие воспитательной системы школы

Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И.А. Карпюк).

Воспитательная система школы имеет сложную структуру.

Ее компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых система создается); 2) деятельность, обеспечивающая ее реализацию; 3) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; 4) среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты: 1) теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система; 2) содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы; 3) субъекты деятельности как ее участники и организаторы;4) развитые формы общения и гуманистические отношения; 4 ) управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие; 5 ) внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

 

Организаторы воспитательной работы в школе и их функции.

Организацией воспитательной работы в школе занимаются не только классные руководители, все учителя-предметники в процессе обучения, но и специально выделенные для этих целей лица. Это, прежде всего, заместитель директора по воспитательной работе (организатор воспитательной работы). Его функции: он осуществляет руководство педагогами: помощь в планировании воспитательной работы, ее организации и оценке результативности. Координацию всей воспитательной работы в образовательно-воспитательном учреждении. Способствует повышению квалификации воспитателей и раскрытию их потенциальных воспитательных возможностей.

Социальный педагог. Реализуемые им функции: он обеспечивает взаимодействия всех институтов социализации, активизирует воспитательные функции общества, семьи, личности. Помогает в установлении контактов между личностью и микросредой, семьей и социумом, между детьми и взрослыми. Социальный педагог, прежде всего, выявляет в образовательном учреждении неблагополучные семьи, сложных воспитанников, воспитанников, попавших в трудные условия. Он оказывает помощь семьям и всем детям, нуждающимся в защите прав и попечительстве.

Школьный психолог ( Психологическая служба). Функции: осуществляет диагностику индивидуального развития школьников, особенности развития отношений в детском коллективе. Осуществляет коррекционную работу в пределах своей компетенции. Также школьный психолог помогает учителям и воспитателям определить причины трудностей в установлении контактов с детьми, в решении тех или иных проблемных или конфликтных ситуаций.

Омбудсмен. Сравнительно новая должность. Функции заключаются в защите прав детей, их разъяснении и пропаганде. Омбудсмен не подчиняется администрации образовательного учреждения.

 

Классный руководитель в воспитательной системе

 

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

• воспитательная (социальная защита ребенка);

• организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

• координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);

• управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

 

 

Условия эффективности деятельности классного руководителя.

 

Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических проблем класса. От личных качеств воспитателя зависит стиль отношений с воспитанниками, система педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися.

Классный руководитель успешно работает, если у него сформирована положительная Я-концепция, основанная на твердой уверенности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности, чувстве собственной значимости (Р. Берне).

Выделяют 2 группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя:

1 Группа. Результативные критерии. Они показывают, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Эти критерии отражают тот уровень, которого достигают школьники в своем соц. Развитии.

2 Группа. Процессуальные критерии. Критерии, которые позволяют оценить управленческие функции классного руководителя:

- как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога.

- как реализуется в процессе труда его личность.

- каковы его работоспособность и здоровье.

- какие процессы деятельности и процессы общения учащихся он организует.

Эффективным считается такой труд к.р., в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.

 

Виды внеучебной деятельности детей как средство воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.006 с.)