Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательных систем и диагностикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Количественная оценка Для оценки эффективности воспитательной системы, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе просветительного учреждения в целом. A.M. Рябченко и В.П. Добышева предлагают сопоставлять следующий перечень количественных показателей воспитательной системы: • число детей, участвующих в работе различных кружков, студий, секций, клубов как в школе, так и внешкольных учреждениях дополнительного образования; • социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и числе акций общественно полезных дел, милосердия, экологического движения; • степень участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных акциях и делах;
6* • количество преступлений и правонарушений, совершенных учащимися; • число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения. Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствуют характеристики педагогического коллектива — равноправного и не менее активного субъекта воспитательной системы. Слабость методики состоит и в том, что отдельные показатели (например, количество совершаемых учащимися правонарушений или число участников различных общественных акций и движений) легко подтасовывается в зависимости от конъюнктуры Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы, рекомендуется каждому классному руководителю вести социально-педагогический паспорт класса и дневник педагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Главный же критерий развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Отсюда возникает необходимость в определении сущности развития. П.П. Блонский считает, что развитие — способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления. Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская под развитием понимают обучаемость, т. е. способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения. Ю.А. Самарин определил развитие как сочетание системности и динамичности знаний, умение применять их в различных условиях. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определяют развитие как формирование теоретического мышления, в том числе способность к «внутреннему плану действий». Л.В. Занков под развитием понимает чувственный опыт, познание сущности явления, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее. И.Я. Лернер: «Развитие... мы обозначим как столкновение готовности человека к самостоятельной организации своей деятельности в соответствии с возникающими задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее усвоенных». А.В. Мудрик определяет развитие как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений. Обобщая эти определения, можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного. Развитие, таким образом, определяется: - фондом знания; - разнообразием способов деятельности; - степенью сложности решаемых проблем. Развитый человек должен: - продуктивно мыслить; - быстро обучаться; - уметь применять знания в разных условиях; - переносить усвоенные приемы в новые условия; - корректировать знания и способы деятельности; - находить новые способы деятельности; - иметь физические возможности формировать новые Качественная оценка Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов исследователя. Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системе основан на экспертной оценке сформированное™ нравственных и других личностных качеств субъектов системы. Разные авторы предлагают различные стержневые качества личности, которые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитанности. В
этом плане интерес представляет программа изучения развития учащихся и классного коллектива, предложенная М.И. Шиловой (табл. б). Таблица 5 Критерии воспитательной системы (по М.И. Шиловой)
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе: 1- качество не проявляется; 2 — качество проявляется редко; 3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива; 5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может. Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование правилам безопасности в работе»— это индекс воспитанности. Это, скорее, профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений культуры» и звучит довольно расплывчато, и несет в себе отголосок тоталитарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методика, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточнены. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, разработанной Е.В. Бондаревской, либо из перечня основных духовных ценностей, сформулированного В.А. Краковским (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классному руководителю Т.И. Олейниковой (земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек). Используют прием интеграции показателей воспитанности отдельных учащихся в рамках классных коллективов и даже школы. С этой целью в системе координат откладываются среднестатистические показатели компонентов воспитанности (см. диаграмму на стр. 168). Графическая интерпретация позволяет легче выявить «западающие звенья» в воспитательной работе и планировать оптимальные ее направления. Второй подход к качественной оценке динамики воспитательной системы предложен О.С. Газманом. Он предлагает трехуровневый опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончательный итог определяется как среднее арифметическое по категории опрашиваемых.
Динамика уровня нравственной воспитанности учащихся Тест-опросник «Мое мнение о классе» 1. Самочувствие в классе: а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей; б) есть отдельное друзья и товарищи, но далеко не все; в) скорее всего, я одинок. 2. Отношение к классу: а) дорожу классом; б) не задумываюсь о значении класса в моей жизни; в) хотел бы перейти в другой класс или в другую 3. Наличие цели работы в классе: а) думаю, что в классе проявляется забота о каждом б) считаю важным, что мы заботимся не только о бла в) не чувствую заинтересованности в моем благополу 4. Отношение к деятельности класса: а) в основном доволен работой класса; б) хотел бы внести существенные коррективы в дея в) полагаю, что следует в корне изменить работу класса* 5. Отношение к коллективным творческим делам: а) в классе проводятся коллективные творческие дела б) хотелось бы чаще проводить КТД в классе; в) нашему классу КТД не нужны. 6. Общение в классе: ( а) согласен, что большинство учеников класса стремит б) думаю, что дружба в классе слабо проявляется, и дру в) полагаю, что дружба всех в нашем классе невоз 7. Творческое самовыражение: а) доволен, что есть возможность проявить себя в классе; б) здесь, в классе, я открыл в себе некоторые способно в) думаю, что у меня есть способности, о которых в Тест-опросник «Мое мнение о классе» для учителя 1. Самочувствие в классе: а) думаю, что всем детям тепло и уютно в классе, они б) далеко не все чувствуют товарищескую поддержку; в) в классе есть одинокие дети. 2. Отношение к классу: а) в основном дети дорожат классом; б) основная масса детей не задумывается о значении в) думаю, что есть такие дети, которые хотели бы поме 3. Наличие цели работы в классе: а) чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике;
б) в своей деятельности класс выходит за рамки забо в) можно сказать, что класс беспокоят, в основном, вне 4. Отношение к деятельности класса: а) удовлетворен воспитательной работой в классе; б) воспитательная работа в классе может быть допол в) считаю, что надо коренным образом пересмотреть 5. Отношение к КТД: а) КТД в классе можно оценить положительно; б) надо бы почаще вводить в практику КТД; в) полагаю, что КТД классу не нужны. 6. Общение в классе: а) думаю, что в классе есть основа для общей дружбы; б) в основном дружат группами, общего не получается; в) дружба всех в классе не нужна. 7. Творческое самовыражение: а) большинство детей в классе проявляют свои способ б) в классе слишком ограничены возможности для в) есть немало учащихся, способности и интересы кото Тест-опросник «Мое мнение о классе» для родителей учащихся 1. Самочувствие в классе: а) мой ребенок в классе чувствует себя хорошо в окру б) дружит только с отдельными ребятами; в) часто чувствует себя одиноким. 2. Отношение к классу: а) ребенок дорожит классом; б) не задумывается о роли класса в своей жизни; в) хотел бы перейти в другой класс, в другую школу. 3. Наличие цели работы в классе: а) в классе заботятся о моем ребенке; б) класс помогает не только ученикам, но и окружаю в) не чувствую особой заботы о моем ребенке в классе. 4. Отношение к деятельности класса: а) в основном доволен воспитательной работой в классе; б) я бы внес существенные коррективы в работу класса; в) полагаю, что надо в корне изменить работу в классе. 5. Отношение к КТД: а) положительно отношусь к КТД в классе; б) пусть чаще проводятся интересные КТД; в) КТД нашему классу не нужны. 6. Общение в классе: а) большинство учеников настроено на дружеские от б) дружат, в основном, группами; в) полагаю, что дружба всех в классе невозможна. 7. Творческое самовыражение: а) в классе есть возможность проявить себя и моему ре б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет воз в) мой ребенок имеет способности, интересы, но в классе Подсчет баллов идет с помощью дешифратора. Дешифратор методики О.С. Газмана
При подсчете баллов наибольшее число в каждой анкете может составить 100, наименьшее (худший вариант) — 65. Главный недостаток методики О.С. Газмана, разработанной в годы советской власти, — преувеличенное внимание к коллективизму. Если человек образован, корректен, порядочен, но любит одиночество, можно ли считать его невоспитанным? А ведь в методике Газмана коллективные творческие дела и сплоченность классного коллектива — важнейшие критерии воспитанности. Не отрицая позитивных качеств изложенной выше методики, рекомендуем пересмотреть ее основополагающие принципы. Третий подход к выявлению эффективности воспитательной системы состоит в том, что уровень воспитанности оценивается интегрированным показателем — направленностью личности. Эта идея сформулирована такими видными психологами, педагогами, философами, как К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, З.П. Васильева, Л.П. Бу-ева. При этом под направленностью подразумевается психологическая подструктура, выражающаяся в системе доминирующих мотивов, потребностей, интересов и показывающая отношение человека к природе, обществу, самому себе. Обычно выделяют два типа направленности: гражданскую (общественную) и личностную (эгоцентрическую). В психологии и педагогике существует немало методик выявления потребностей, интересов, мотивов, отношений, которые позволяют оценить уровень воспитанности личности. Опираясь на принцип «свободного выбора», Н.Е. Щурко-ва предлагает целую серию диагностических методик проявления нравственных ориентации: недописанный тезис, сферограмма, недописанный диалог, тест-рисунок, фантастический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ. Сюда же можно отнести и рассказ с ошибками. К общим условиям применения этих методик Н.Е. Щур-кова относит: • соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к респонденту, сохранение тайны педагогической цели;
• исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последнего оценочного; • создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого респондента от влияния окружающих; • сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учениками; • разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемых и назначения теста на его форму; • единая математическая обработка результатов, производимая для каждой возрастной группы детей; • предварительное планирование диагностирования учащихся — от фиксирования отправного, исходного начала до выявления результатов на контрольный или завершающий момент. Ниже приводятся наиболее доступные и простые по обработке методики диагностирования воспитанности учащихся, описанные Н.Е. Щурковой. Недописанный тезис Каждому ученику выдаются карточки с недописанными фразами, которые он должен завершить. Если это технически трудно, то начало фразы произносится исследователем вслух, а дети письменно на своем листке завершают ее. Поиск содержания недописанной мысли производится с учетом ценности объекта, отношение к которому исследуется: • Хорошая жизнь — это... • Быть человеком — это... • Самое главное в жизни... • В хорошей школе всегда... • Если видишь недостатки человека,... • Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят,... • Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок,... • Наивысшая ценность для человека — это...
Формы недописанного рассказа могут быть разные. Например, «Письмо другу». Сферограмма Детям предлагается два вопроса: • Что бы ты хотел иметь больше всего на свете? • Что бы ты стал с ним делать, если бы у тебя было ?ТО СЛИШКОМ МНОГО? Можно приложить ко второму вопросу варианты ответов: «Продам», «Спрячу — пригодится», «Отдам» и др. Обработка результатов принимает четкую графическую картину: секторы вычерченных концентрических линий будут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности дотей к миру как таковому. Метод этот прост по технике исполнения и увлекателен для детей. Результаты желательно обсудить с учащимися. Используются преимущественно для выявления характера самооценки детей. Испытуемый должен схематически отразить свое место в очерченном круге социума. Он ставит жирную точку или крестик. Графическая картина, предложенная учащемуся, — некоторая система связей и качеств. Эта методика может быть использована при работе с детьми старше 12-13 лет, когда у них уже сформировалось представление о самоценности и появилось абстрактное мышление. Анализ тестирования производится так: подсчитывает-ся число детей, поставивших точку своего «Я» выше оси, и число тех, кто поставил точку ниже оси. Подсчитывается также число тех, кто указал крайнюю точку верха или низа, и процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств. «Я-позиция» — разновидность графического теста. Ее схематическое выражение может быть любым. Иногда круг — это коллектив, и респондент ищет свое место в нем или за его пределами: Анализ теста производится тем же способом. В последние годы формируется четвертый подход качественной оценки эффективности воспитательной системы, в основе которого — контекст культуры. К сожалению, технология еще не отработана. Авторы идеи — А.М. Рябченко и В.П. Добышева считают, что фундамент воспитанности и
ее главный результат заключается в гармонии внутренней и внешней культуры. Эта гармония определяет общую культуру человека, позволяющую ему быть не просто равнодушным потребителем и созерцателем культуры, но и активным ее носителем и созидателем. По мнению авторов этой концепции, внутренняя культура включает культуру умственного труда, культуру творчества, эмоционально-волевую, духовную и физическую культуру. Внешняя культура (гармония личности с обществом) — это отражение социальных факторов развития личности. Выражается она в уровне восхождения человека к социальным ценностям и нормам поведения и в приобретенных-им на этом пути качествах. Внешняя культура питается процессами социальной ориентации, самоутверждения, самореабилитации и проявляется в уровне самореализации личности. Внешняя культура включает в себя политическую, нравственную, эстетическую, экологическую, семейную культуру. Б. Битинас предложил свой вариант качественной оценки эффективности воспитательной системы. Основным методом выявления воспитанности он считает наблюдение за поведением учащихся. Оно должно осуществляться в естественной деятельности. Воспитанники не должны замечать, что являются объектом изучения. При этом не только фиксируются поведенческие акты ребят, но и определяются мотивы тех или иных поступков. Педагог должен также наметить пути улучшения поведения. Поэтому метод наблюдения, используемый педагогом-практиком, отличается от того же метода, применяемого в исследовательских целях. Воспитатель записывает свои наблюдения с учетом сформулированной основной воспитательной цели, однако в записях обычно отражается и иная информация о воспитаннике, которая может понадобиться учителю в дальнейшем. Фиксация наблюдений служит достижению более объективных выводов и предостерегает от «общего впечатления» о воспитаннике. Вариант наблюдения — ситуация свободного выбора. Это специально организованное наблюдение за воспитанником в ситуации, требующей от него принятия решения об определенном поступке. Ситуации могут быть естественными (например, во время экскурсий, турпоходов) и искусственно созданными (добровольное включение в деятельность на общую пользу, проявление милосердия, помощь товарищам и др.). Во всех случаях педагога должен интересовать вопрос о том, к чему приведет самоопределение воспитанника, и по этому показателю он судит о направленности позиции личности. Результаты наблюдения обязательно дополняются беседой. В старших классах действенным методом проникновения в позицию личности воспитанника является сочинение. Тему сочинения следует формулировать так, чтобы воспитанники излагали собственный опыт позитивного поведения, описывали ситуации, в которых им самим приходилось принимать решения или наблюдать за поведением других. Конечный результат диагностики воспитанности — решение воспитателя о ее уровне, педагогический диагноз. Путем такого решения педагог относит каждого воспитанника к одной из заранее выделенных групп воспитанности. Здесь, конечно же, не исключен некоторый субъективизм педагога, тем не менее, методика эта вполне допустима. Проф. Б. Битинас считает целесообразным выделить следующие четыре группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся. Активная позиция. Ею характеризуются воспитанники, которые интернализировали социально позитивную систему ценностей, причем своим поведением подтверждают ее устойчивость. Такие ученики активно отстаивают эту систему и стремятся ее распространять в доступной среде. Пассивная позитивная позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, также обладают устойчивой позитивной позицией личности, однако не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей в семье, классе. Задача воспитания в этом случае — побуждение ребят к реализации своей позиции.
Неустойчивая позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, — основной объект воспитательных действий. Направленность их позиций в целом позитивна, но их поведение, тем не менее, еще неустойчиво, во многом зависит от ситуации. Это свидетельствует о недостаточной сформированное™ внутренних движущих сил. Если же проявляется положительное поведение, то оно не соответствует характеру ценностей, воспринятых воспитанниками скорее на ступени «знаемого», чем эмоционально значимого. Негативная позиция. Воспитуемые этой группы являются объектом перевоспитания, так как нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается ими как норма. Им просто нравится совершать дурные поступки. Эта общая характеристика групп воспитанности остается в силе, когда речь идет о частной позиции личности, т.е. об отношении воспитанников к другим людям, к труду, к учебе. Проф. Б. Битинас считает, что методы анкетирования и тестирования, так популярные в педагогических исследованиях, в условиях диагностики воспитанности обычно оказываются малоэффективными. ВОПРОСЫ И' ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Охарактеризуйте основные парадигмы образования. 2. В чем отличие закономерностей и принципов воспитания? Охарактеризуйте наиболее важные закономерности и принципы воспитания. 3. Какие зарубежные концепции воспитания оказывают значимое влияние на педагогический процесс в России? Охарактеризуйте главные принципы каждой концепции воспитания. 4. В чем ценность гуманистической педагогики? Почему она не преобладает в массовой педагогической практике? 5. Какие педагогические ситуации эффективны в воспитательном процессе?
6. Охарактеризуйте подходы и направления воспиа тельной работы. 7. Какие типы неправильного семейного воспитания можно выделить и каковы причины неправильного родительского воспитания? 8. Какие методы воспитания используются? 9. Как можно оценить эффективность воспитательных систем? РАЗДЕЛ S ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА» По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором didaktikas означает «поучающий», a didasko — изучающий. Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский,публиковав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и др. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание» и др... Но, как теория образования и обучения, дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.013 с.) |