Краткое знакомство с историей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое знакомство с историей



ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Как только воспитание стало выделяться в самосто­ятельную общественную функцию, люди начали задумы­ваться над обобщением опыта воспитательной деятель­ности. На одном из древнеегипетских папирусов запе­чатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобраз­ная педагогическая идея, определенный подход к воспи­танию. Уже в трудах древнегреческих философов Фале-са из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н. э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н. э.), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое проис­хождение и многие другие педагогические понятия и тер­мины, например, школа (schole), что означает досуг, гимна­зия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная шко-


ла физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Родоначальником педагогики Древней Греции счита­ется Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, по­лемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего уче­ника последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правиль­ный путь и подводил к выводам. Этот метод искания ис­тины и обучения получил название «сократовский». Глав­ное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа — философ Платон — основал соб­ственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «акаде­мия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, по­этому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а до­суг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно де­лать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетиче­скую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Арис­тотель имел обыкновение во время чтения лекций прогули­ваться в ликее со своими слушателями. Аристотель напи­сал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и ри­торики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педаго­гику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспи­тание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и


 




общественное воспитание он рассматривал как части цело­го. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стре­мимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предпо­лагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родитель­ской семьи, в суровых условиях выживания, физических ис­пытаний, тренировочных боев и сражений, физических на­казаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, ос­тальное подчинялось одной цели — беспрекословному по­слушанию, выносливости и науки побеждать.

3.2= ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль иг­рало сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жиз­ни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдель­ных сословий (в зависимости от их положения в феодаль­ной иерархии) различалось по своему содержанию и ха­рактеру.


Дети светских феодалов получали так называемое ры­царское воспитание. Его программа сводилась к овладе­нию «семью рыцарскими добродетелями»: умением ез­дить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему подготов­ки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского Звания расписал­ся монах такой-то...» В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребо­вала давать и светским феодалам определенную общеоб­разовательную подготовку с тем, чтобы они могли зани­мать командные государственные и церковные должности.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабаты­вались свои специфические взгляды и подходы к воспита­нию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всесторон­нем развитии личности была предана забвению. В соот­ветствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь ре­лигиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания боже­ственного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI века) идея о всесто­роннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политичес­ких оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о созда­нии нового общества, ставили вопрос о необходимости все­стороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспита­ния с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происхо­дило разложение феодализма и начиналось развитие бур­жуазного общества.


 




Педагогические работы появлялись в рамках филосо­фии, теологии, художественной литературы.

Виднейшие деятели той эпохи — итальянский гума­нист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский фи­лософ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), француз­ский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и др. — выд­вигали немало оригинальных и прогрессивных для сво­его времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отно­шение к детям, за освобождение личности от оков фео­дального угнетения и религиозного аскетизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.005 с.)