Специальные методики обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные методики обучения



Начиная с 1991 года, в Ростовской СШ-83 учитель фи­зической культуры А. Г. Спалвис разработал специальные методики по развитию интеллекта в классах ППВ на уро­ках физкультуры. При помощи специальных упражне­ний и двигательных режимов создаются предпосылки


 


11*




для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адап­тации учащихся. В основу работы положен естественный интерес детей к играм, движениям, желание быть первым. Но это желание удовлетворяется при условии выполнения уп­ражнений по математике. Решение интеллектуальной зада­чи выступает своеобразным стимулом для выполнения физических упражнений и заданий. Все авторские задачи-игры А.Г. Спалвиса (а их более 25) выполняются по прин­ципу: «Сосчитай — выполняй физическое упражнение». Решение арифметического задания является стартовым сиг­налом к выполнению физического упражнения.

Получены интересные результаты. В контрольном классе через полтора месяца обучения скорость решений возрастает с 388 до 368 сек. на 15 задач, а в эксперимен­тальном — до 229 сек., или на 30%. При этом улучшает­ся и качество решения задач.

На II ступени обучения широко практикуется уровне-вая дифференциация, которая состоит в том, что к каждо­му уроку учитель готовит пакет дидактических материа­лов не менее чем в трех вариантах.

1 вариант заданий — самые простые. Они включают необходимый для освоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания для 2-й группы включают теоретические воп­росы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; пред­лагается также простой пример, который нужно решить

самостоятельно.

Задание для 3-й группы включает в себя проверку зна­ний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить не­стандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к последующей повыша­ется трудность выполнения задач: увеличивается число мыс­лительных операций в единицу времени, усложняются свя-


зи между отдельными элементами содержания. Такая орга­низация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую, более высокого интеллектуального развития, и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта. Описанная система обучения способствует формирова­нию психологически комфортной для учащихся среды, чув­ства уважения к себе и к окружающим. Она дает школьни­кам возможность и право, обучаясь в о_дном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их способностям.

6.23,3, Основы витагенной педагогики

Витагенная педагогика («vita» по-латински «жизнь») — это педагогика, использующая жизненный опыт учащих­ся. Выдающийся теоретик витагенной педагогике акад. АПСН А.С. Белкин различает два понятия:

Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью и не имеющая для него достаточной ценности.

Жизненный опыт — витагенная информация, ставшая достоянием личности и отложенная в резервах долговре­менной памяти в состоянии постоянной готовности к ак­туализации (востребованию) в адекватных условиях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность.

Переход опыта жизни в жизненный опыт проходит че­рез три стадии на трех уровнях:

1 стадия — первичное восприятие витагенной инфор­мации, недифференцированное.

2 стадия — оценочно-фильтрующая — личность опре­деляет значимость полученной информации.

3 стадия — установочная — появляется установка на запоминание значимой для нее информации.

Уровни усвоения:

• Операционный (запоминание на всякий случай).



Функциональный (установка на более длительное за­поминание с использованием в ситуациях выбора).

• Базовый (установка на длительное запоминание, наи­более значимая для самореализации в образовании).

Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:

1. Опора на жизненный опыт ученика — главный путь превращения знаний в ценность.

2. Жизненный опыт дает личности возможность реали­зовать потенциальные возможности в образовательном

процессе.

3. Жизненный опыт должен использоваться много­мерно.

4. Актуализация интеллектуального потенциала уче­ника должна базироваться на самоуважении личности.

Методы витагенной педагогики

• Ретроспективный анализ жизненного опыта с рас­крытием его связей в образовательном процессе (автобио­графическое описание).

• Стартовая актуализация жизненного опыта учащих­ся («Что вы знаете о...?»).

 

• Опережй%ающая проекция («Скоро вы узнаете о...»).

• Дополнительное конструирование незаконченной модели («Я предлагаю вам идею...»).

• Прием витагенной аналогии («Кто первый дал опи­сание русского бомжа?»).

 

• Творческий синтез идей и курсов.

• Творческое моделирование идеальных образователь­ных объектов («Если бы я был...»).

• Витагенное одухотворение объектов живой и нежи­вой природы («О чем пойдет разговор в лесу?» «О чем поет ручей?» «О чем думает травинка?»).

В зависимости от возраста учащихся уровни педагоги­ческого сотрудничества в системе «учитель — ученик» могут быть различными:

 

• Опека (дошкольный возраст).

• Наставничество (младший школьный возраст).

• Партнерство (мл. школьный — мл. подростковый).


 

• Сотрудничество (младший и старший подростковый возраст).

• Содружество (юношеский возраст).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.007 с.)