Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействия и причины неэффективного общения

Поиск

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном пе­дагогическом общении:

конструктивная — педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по пред­мету;

организационная — организация совместной учеб­ной деятельности преподавателя и студента, взаимной лич­ностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательной деятельности;


 

коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (ин­дивидуальной, групповой, фронтальной), организация вза­имопомощи с целью педагогического сотрудничества; ос­ведомленность студентов о том, что они должны узнать, по­нять на занятии, чему научиться;

информационно-обучающая — показ связи учебно­го предмета с производством для правильного миропони­мания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональ­ным изложением учебного материала, опорой на нагляд­но-чувственную сферу студентов;

эмоционально-корригирующая — реализация в про­цессе обучения принципов «открытых перспектив» и «по­бедного» обучения в ходе смены видов учебной деятельно­сти; доверительного общения между преподавателем и студентом; i

контрольно-оценочная — организация взаимокон­троля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой.

Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогиче­ского общения между преподавателем и обучаемыми:

♦ педагог не считается с индивидуальными особенно­стями студента, не понимает его и не стремится к этому;

♦ студент не понимает своего преподавателя и пото­му не принимает его как наставника;

♦ действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуа­ции;

♦ преподаватель высокомерен, задевает самолюбие сту­дента, унижает его достоинство;

♦ студент сознательно и упорно не принимает требова­ний преподавателя или, что еще серьезнее, — всего коллек­тива.


 




8,7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

С АУДИТОРИЕЙ

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потреб­ности и умений общения, общительность, коммуникатив­ные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания лю­дей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспе­чивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индиви­дуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своим психическим состо­янием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышеч­ные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной ком­муникации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

 

8) хорошие вербальные способности: культура, разви­тость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естествен­ных переживаний педагога и педагогически целесообраз­ных переживаний, способных повлиять на студентов в тре­буемом направлении;

10) способность к педагогической импровизации,
умение применять все разнообразие средств воздействия


(убеждение, внушение, заражение, применение различ­ных приемов воздействия, «приспособлений» и «при­строек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

♦ «приспособления» — система приемов (мимичес­ких, речевых, психологических): одобрение, совет, недоволь­ство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, до­верие, пожелание и пр. (до 160 видов);

♦ «пристройки или достройки»,— приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому чело­веку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

♦ усиление воздействия через повышение голоса в на­чале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; рез­кая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизацион­ные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление воз­никшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное ук­лонение педагога от преодоления неожиданной педагоги­ческой ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконт­рольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управ­лять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесо­образные переживания и действия.


 




8.8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Проблема познания педагогом личности учащегося яв­ляется жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчер­кивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен прежде всего узнать его во всех отношениях, по­нять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана резуль­тативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований СВ. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно всоприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истин­ные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих це­лей и мотивов поведения учащихся, объективность оценоч­ных суждений.

Одним из самых простых способов понимания друго­го человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реаль­ных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на

его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприя­тия другого человека. Только здесь имеется в виду не ра­циональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоцио­нально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять дру­гого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмо­циональному отражению у разных людей неодинакова.


Выделяют три уровня развития: первый уровень — низ­
ший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобраз­
ную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям со­
беседника; второй уровень — по ходу общения у челове­
ка возникают отрывочные представления о переживаниях
другого человека; третий уровень — отличает умение сра­
зу войти в состояние другого человека не только в отдель­
ных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаи­
модействия..,

Логическая форма познания личностных особеннос­тей себя и других людей — рефлексия, она предполага­ет попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодей­ствия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются невер­ными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлени­ем рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осозна­ние действующим индивидом того, как он воспринимает­ся партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отраже­ний друг друга, глубокое, последовательное взаимоотраже­ние, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правиль­но воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеж­дений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соот­ветствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся


 




к определенной категории и формируется установка, на­правляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем полу­чена исчерпывающая и достоверная информация. Некото­рые люди, например, имеют «готовое» суждение о челове­ке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого че­ловека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первона­чальное отношение к какой-то одной частной стороне лич­ности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдель­ных качеств. Если общее впечатление о человеке благо­приятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицатель­но, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются древратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что
другому человеку приписываются по аналогии с собой
свои собственные качества и эмоциональные состояния.
Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логичес­
ки предположить:«все люди подобны мне» или «другие
противоположны мне». Упрямый подозрительный человек
склонен видеть эти же качества характера у партнера по
общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый,
отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять
незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому,
если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жад­
ные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что пер­вая услышанная или увиденная информация об человеке или событии, является очень существенной и малозабыва-


емой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите инфор­мацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первич­ную информацию. На восприятие другого влияет и настро­ение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впе­чатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собствен­ное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках лю­дей, происходящих со временем по естественным причи­нам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказан­ные суждения и мнение о человеке не меняются, несмот­ря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в
том, что если вы получили негативную последнюю инфор­
мацию о человеке, эта информация может перечеркнуть
все прежние мнения об этом человеке.

Механизмом межличностного восприятия являются проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества), децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точ­ки зрения другого человека), идентификация (неосознан­ное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого), эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания).

Стереотипизация представляет собой один из важней­ших механизмов межличностного познания. Под влияни­ем окружающих и в силу взаимодействия с ними у каж­дого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов


 




протекает незаметно для самого человека. Возможно, что в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приоб­ретают такую власть над людьми. Можно выделить 6 групп социально-перцептивных стереотипов "(А. Реан): 1 — ант­ропологические, 2 — этнонациональные, 3 — социально-статусные, 4 — социально-ролевые, 5 — экспрессивно-эсте­тические, 6 — вербально-поведенческие. Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита ин­формации о человеке, когда вынуждены судить о нем по первому впечатлению.

Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств челове­ка, оценка его личности зависит от особенностей его физи­ческого облика.

Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредова­на его принадлежностью к той или иной расе, нации, этни­ческой группе (например, «немец-педант», «темперамент­ный южанин» и т. п.).

Социально-статусные стереотипы состоят в зависимо­сти от оценки личностных качеств человека, от его соци­ального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в за­висимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого ро­ста казался человек).

Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависи­мости оценки личностных качеств человека от его социаль­ной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного челове­ка, стереотип профессора как умного, рассеянного и т. п.).

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекатель­ности человека («эффект красоты»: чем более привлека­тельной кажется внешность оцениваемого, тем более пози­тивными личностными качествами он наделяется).

Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зави­симостью оценки личности от внешних особенностей (экс-


прессивные особенности, особенности речи, мимики, панто­мимики и т. п.).

В процессе познания педагогом личности учащегося механизм «стереотипизации «работает во всех направле­ниях: и социальные стереотипы, и эмоционально-эстети­ческие, и антропологические и пр. У педагога под влияни­ем своего педагогического опыта складываются специфи­ческие социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим ха­рактеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств. Среди преподавателей чрез­вычайно распространен стереотип о связи хорошей успе­ваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится — значит, способный, добросовестный, че­стный, дисцигашнированнный; успевает плохо — значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т. п. Распространен и такой стереотип у педагогов, что «неблагополучными детьми», склонными к асоциальному поведению, чаще все­го являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, кото­рые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчи­ненно реагировать на замечания, способны вступить в пре­рекания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний пе­дагога, оцениваются польщенным педагогом как благопо­лучные.

. Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического об­щения: оценивая свое отношение к незнакомым учени­кам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговид­ных поступков), педагоги оказались более снисходительны­ми к тем, у кого была более привлекательная внешность (А.А. Бодалев).

В межличностном познании стереотипы играют не­гативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Исполь­зование стереотипов может быть частично приемлемо, если педагог, опираясь на них, дает лишь вероятностную


 




оценку личности учащегося («Возможно, он доставит мне много хлопот»), если педагог «знает себя» и отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов; если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопере­живанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, поло­жительных взаимоотношений с учащимися.

В работе с трудными подростками проявление эмпа­тии имеет особое значение, так как для многих из них со­переживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Так, по данным исследований, 92% подро­стков, состоящих на учете в инспекции по делам несовер­шеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии пси­хологической изоляции в своих учебных коллективах. Экспериментально доказано, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля лич­ности обычно напрямую связаны с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Большин­ство делинквентных подростков испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: дефицит любви, недостаток родительской заботы и пр. И в школе они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но и подвергаются еще большему давлению, чем в семье. В некоторых случаях неспособность к про­явлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс не­гативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям — негативному психическому состоя­нию учащегося, вызванному нарушением такта со сторо­ны педагога и в высшей степени отрицательно сказыва­ющемся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.


Механизмы эмпатии, децентрации и идентификации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения уча­щегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возмож­но не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным рефлексивно-перцептив­ным умениям, которые связаны со специфической чув­ствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эф­фективность познания педагогом самого себя и личнос­ти другого человека.

Рефлексивно-перцептивные умения педагога образу­ют органичный комплекс: познать собственные индивиду­ально-психологические особенности, оценить свое психи­ческое состояние, а также осуществить разносторонне вос­приятие и адекватное познание личности учащегося. Как и любые умения, они основаны на системе соответствую­щих знаний (закономерностей и механизмов межличнос­тного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков. В структу­ру навыков входят три типа: социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Последние предпола­гают автоматизацию способов решения отдельных педа­гогических задач на самопознание и познание личности учащегося.

В свете современных исследований (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев) имеется прямая связь между полноценнос­тью, когнитивной сложностью, дифференцированностью Я-концепции субъекта и отражением им личностных особен­ностей других людей. Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленно­сти педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивиду­альных особенностях реагирования в различных педагоги­ческих ситуациях. Стереотипное восприятие учащихся


 




усиливается при столкновении с различными трудностя­ми в работе. Так, чем больше трудностей испытывает пе­дагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, ме­нее осознанно выбирающими профессию ему представля­ются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявля­ется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективны­ми причинами: «трудный контингент, безответственные личности, случайные для профессии люди, лентяи» и т. п. Исследования показали, что профессионализм позна­ния учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного «Я» и с проницательностью в познании кол­лег. Познание учащихся предполагает два направления: восприятие как личности и как субъекта учебно-позна­вательной деятельности. Анализируя особенности учаще­гося как субъекта учебной деятельности, следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять со­вершенно различные свойства: например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельно­сти, развитый самоконтроль, ответственность, целеустрем­ленность и инициативность и устойчивую учебную моти­вацию в практическом обучении и прямо противополож­ные качества в теоретическом обучении.

Педагог, пытаясь понять состояние и поведение уча­щихся, дает свою интерпретацию и оценку происходяще­го, считая при этом, что его интерпретация почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия при­чин и методов поведения других людей. Объяснение при­чин поведения человека может быть через внутренние


причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека), либо через вне­шние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведе­ния:

—постоянное поведение — в сходных ситуациях пове­дение однотипно;

—отличающееся поведение — в других случаях пове­дение проявляется иначе;

—обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное — объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное по­ведение, а в других случаях — другое, отличающееся пове­дение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так все вынуждены себя вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, лроанализировал «психологию здравого смысла», посред­ством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные ин­терпретации. Но человек склонен приходить к заключе­нию, будто намерения и диспозиции других людей соответ­ствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следу­ющим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровож­дают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рас­сматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной при­чиной совершенного поступка.


3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлага­ющий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать,что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями,их индивидуальными осо­бенностями личности и характера («это человек со слож­ным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситу­ацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. За­
падное мировоззрение склонно считать, что люди, а не си­
туации являются причиной событий. Но индусы в Индии
с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют по­
ведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут
большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипыпри­вычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информа­цией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой при­надлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств мас­совой информации. Стереотипы стираются, если люди раз-


ных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубежденияэмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установ­кинеосознанная готовность человека определен­ным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, зара­нее сформированным образом без полного анализа кон­кретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

— когнитивное измерение — мнения, убеждения, кото­рых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

— аффективное измерение — положительные или от­рицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

— поведенческое измерение — готовность к определен­ным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:!) под влиянием других лю­дей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся си­туациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он вос­принимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-раз­ному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стой­костью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после ди­скредитации доказательства, которое их породило. Неверное


 




мнение о других людях или даже о себе может продол­жать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убеди­тельные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого об­щения не могут существовать теплые и близкие отноше­ния с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями дру­гих людей на его поступки в конкретных ситуациях, учи­тывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь воз­можность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспе­чение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только со­ответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресо­ванное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня^его поведение. Правила обратной связи:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек. Когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства,

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном че­ловеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить. 3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представ­ляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспри­нимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

В некоторых исследованиях отмечается связь эффек­тивного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например, с такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом пе-


дагоги интровертированного типа более полно и адек­ватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А. Реан обна­ружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием «самоуверенности» (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением «самоуверенности», тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие признаки успешного педагогического обще­ния? i

2. Охарактеризуйте возможные стили и типы педаго­гического общения.

3. Рассмотрите основные этапы педагогического об­щения.

4. Укажите основные причины неэффективного об­щения.

5. Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?

6. Какие стили педагогического управления выделяют?

7. Почему педагог не всегда понимает правильно сво­их учеников?



ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.013 с.)