![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема : «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К практическому занятию для студентов 2 курса По специальности педиатрия
Дисциплина: Введение в специальность Тема: «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»
Саратов - 2012
Понятие внутренней картины болезни Одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отношение к болезни. ВКБ в определенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а в ряде случаев и определяет это поведение. Это весь тот огромный внутренний мир больного, который представляет собой сложное сочетание восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм. Поэтому в практической работе мед. персонала необходимо учитывать закономерности формирования и функционирования ВКБ. Факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни Среди факторов, влияющих на отношение человека к болезни, выделяют природу самого заболевания и различные социально-психологические свойства. Возрастные особенности - играют существенную роль при формировании определенного типа реагирования на болезнь. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид больного, делают его непривлекательным (например, кожные, аллергические заболевания), калечащие травма (ожоги) и операции. Это связано с системой жизненных ценностей, расстановкой приоритетов у молодого человека, для которого большую ценность имеет удовлетворенность собственной внешностью. Профессиональный статус - значимой становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа. Например, оперный певец психологический может тяжелее воспринимать ангину или бронхит, чем гастрит или язву желудка. Особенности темперамента - с темпераментом связаны переносимость боли и ограничения активности. Особенности восприятия боли у разных людей зависят от их личных «болевых порогов». У одного – порог низкий, вследствие чего болевые ощущения возникают даже при незначительном повреждении, тогда как у другого – высокий порог боли и он ощущает боль лишь при серьезных травмах. Низкий болевой порог характерен для холериков и меланхоликовпо сравнению с сангвиниками и флегматиками. Известно, экстраверты и интроверты по-разному реагируют на боль. По мнению Г. Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции, в т.ч. болевой, менее интенсивно, чем интроверты.
Особенности воспитания - личное восприятие заболевания формируется на основе семейного воспитания отношения к болезням в целом, способам их перенесения, определения места понятия здоровье – болезнь в иерархии ценностей ребенка. Особенности личности. Верующие люди нередко психологически более стойко реагируют на болезни с летальным исходом, им несвойственно агрессивное реагирование, а вера в загробную жизнь облегчает подготовку к уходу. Типы отношения к болезни Отношение к болезни, как и всякое другое отношение, является индивидуальным, избирательным, сознательным (или способным стать таковым), т.е. отражает личностный уровень больного. Сбор жалоб Опрос ребенка и его родителей начинают с выяснения жалоб. Выделяют ведущие (главные) жалобы. Каждая жалоба уточняется путем дополнительных вопросов. Например, при наличии жалоб на приступы одышки необходимо выяснить, в какое время суток эти приступы возникают, с какой частотой, чем провоцируются и чем купируются, какое положение занимает ребенок во время приступа, какая фаза дыхания при этом затруднена, имеются ли хрипы, слышные на расстоянии (дистантные хрипы). Нередко пациент называет не все свои жалобы. Заподозрив ту или иную патологию, необходимо спросить и о других симптомах, характерных для данного заболевания. Например, ребенок жалуется на боли в эпигастрии. Задав дополнительные вопросы, выясняем, что кроме всего прочего больного беспокоят изжога, отрыжка кислым, запоры. То есть, кроме абдоминального болевого синдрома у пациента имеет место диспепсический синдром. Проведенный расспрос должен касаться функционального состояния всех органов и систем организма (возможна сопутствующая патология, полисистемность поражения). При изложении жалоб в истории болезни лучше излагать каждую жалобу одним предложением в виде распространенного, детально описанного определения. Например, в истории болезни раздел «жалобы» может быть записан так:
Жалобы больного при поступлении в клинику: · боли в эпигастральной области, умеренной интенсивности, натощак или через 30 минут после приема пищи (особенно острой), проходящие после приема гастал; · изжога, которая провоцируется употреблением кофе, шоколада, купируется приемом молока или гастала; · чувство быстрого насыщения во время еды; · запоры (стул 2 раза в неделю). Жалобы, изложенные компактно, имеют высокую информативность, указывают на высокую вероятность наличия у больного гастродуоденита с повышенной кислотностью (ранние боли в эпигастрии и чувство быстрого насыщения свойственны гастриту, голодные боли в пилородуоденальной зоне типичны для дуоденита, а эффективность приема антацидов, наличие изжоги и склонности к запорам свидетельствуют о гиперацидности). Анамнез заболевания Большинство студентов испытывают трудности, излагая этот раздел в истории болезни, ориентируясь лишь на предшествующие диагнозы и даты госпитализаций пациента. Анамнез болезни должен включать: · описание начала заболевания или первого дня болезни; · динамику симптомов и синдромов; · проведенное ранее обследование и его результаты (желательно указать сначала выявленные патологические изменения и затем кратко представить цифровые данные); · проводимое ранее лечение (препараты, дозы и длительность приема) и его эффективность, причины госпитализации; Пример. Боли в эпигастральной области отметил впервые в возрасте 8 лет, которые возникали спустя 2-3 часа после приема острой пищи. При соблюдении диеты боли исчезали. В возрасте 12 лет после стрессовой ситуации в семье появились интенсивные боли в подложечной области натощак, после длительных перерывов в еде, а также через 2-3 часа после еды, к которым присоединились изжога, отрыжка кислым желудочным содержимым, запоры. Временное облегчение приносил прием альмагеля. Поступает на обследование и лечение. Пример. Отмечает плохую переносимость физических нагрузок, предпочитает спокойные игры, часто болеет ОРВИ, отстает в физическом развитии (имеет дефицит массы тела). Диагноз ВПС установлен с рождения, наблюдается детским кардиологом и кардиохирургом. Получает курсы кардиотрофической терапии не реже 2 раз в год. Последняя госпитализация год назад. Поступает на плановое обследование и коррекцию терапии. Анамнез жизни Сбор анамнеза у детей разного возраста имеет некоторые нюансы. У детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям течения пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов. Примерная схема сбора анамнеза жизни ребенка раннего возраста Возраст родителей на момент рождения ребенка (слишком юный возраст матери, поздние роды – после 40 лет, большая разница в возрасте родителей повышают риск врожденных аномалий развития или рождения ребенка с отклонениями в состоянии здоровья). Наследственность (генеалогический анамнез). Необходимо составить схему генеалогического древа пациента. Сначала удобнее отразить наследственность по линии матери, затем отца. Слева от генетической карты римской цифрой обозначают номер каждого поколения: I поколение – дедушки и бабушки, II поколение – отец, мать, тети, дяди, III – пробанд (обследуемый ребенок), его братья, сестры, в том числе двоюродные. Слева направо арабскими цифрами, начиная с 1, обозначают порядковый номер внутри каждого поколения. Делается заключение о состоянии здоровья родственников пациента.
Пример. Наследственность отягощена по заболеваниям системы органов кровообращения (дед и бабка больного по материнской линии страдали гипертонической болезнью, дед умер в 65 лет от инсульта), пищеварения (язвенная болезнь у тетки по отцовской линии), по аллергическим заболеваниям (нейродермит у матери пациента). Если родители не могут вспомнить болезни и причины смерти родственников, это отражают в истории болезни. По крайней мере, эта фраза подтвердит, что студент интересовался данными вопросами. Зная патогенез заболевания, желательно спрашивать о конкретных болезнях, которые могли быть у родственников. Например, при подозрении на аутоиммунный процесс, необходимо спросить у родителей ребенка, не было ли у родственников ревматоидного артрита, ревматизма, системной красной волчанки, инсулинзависимого сахарного диабета и т.д. При подозрении на вегетативную дисфункцию по ваготоническому типу спросить о таких заболеваниях у родственников, как бронхиальная астма, язвенная болезнь, гастрит и т.п. (вагозависимые болезни). Антенатальный анамнез. · Какая по счету беременность. · Срок между этой беременностью и предшествующей (или абортом) – для рождения здорового ребенка необходим интервал между беременностями не менее 2-3 лет, при промежутке менее 1 года выше риск рождения больного ребенка из-за нарушенного функционирования фетоплацентарного барьера. Как протекали предыдущие беременности и чем закончились (выкидыши, мертворождения, недоношенные дети). · Желанность ребенка, планирование беременности. · Как протекала данная беременность: токсикозы (тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, анемия) или заболевания матери во время беременности (в какие сроки), прием лекарств. · Профессиональные вредности беременной, использование декретного отпуска. · Патология плода или плаценты по данным УЗИ. Интранатальный анамнез. · Роды своевременные, преждевременные, переношенная беременность. · Длительность родов (стремительные или затяжные). · Физиологические или патологические (в тазовом предлежании, кесарево сечение). · Акушерские пособия, осложнения. · Период новорожденности. · Сразу ли закричал ребенок. · Оценка по шкале Апгар – удовлетворительное состояние – 8-10 баллов. · 3 степени асфиксии новорожденного.
· Легкая асфиксия – 6-7 баллов. · Средней тяжести – 4-5 баллов. · Тяжелая – 0-3 балла. · Вес и рост при рождении. Физическое состояние недоношенных детей оценивают по специальным таблицам, определяют соответствие параметров массы и роста гестационному возрасту. У доношенного ребенка оценивают массо-ростовой коэффициент (МРК): масса в граммах делится на рост ребенка в сантиметрах (норма 60-80). При МРК менее 60 делают заключение о наличии пренатальной гипотрофии. I степень – МРК=59-56. II степень – МРК=55-50. III степень – МРК=49 и менее. Наличие родовой травмы, пороков развития. Время приложения к груди, убыль массы и время восстановления веса новорожденного. Желтуха новорожденного (физиологическая или патологическая: появилась в первые сутки, держалась более 10 дней). Заживление пупочной ранки. Состояние кожи. Резус и АВО-конфликты, другие заболевания. Сроки выписки из родильного дома. Вскармливание: · естественное – до какого возраста, активность сосания, время пребывания ребенка у груди, режим кормлений, меры по борьбе с гипогалактией; · смешанное или искусственное, правильность введения докорма, прикормов, соков. Объективное обследование (status praesens) Объективное обследование больного начинается с оценки общего состояния. Тяжесть состояния пациента определяет очередность, объем и место проведения лечебных мероприятий, необходимость, возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов обследования. Status praesens objectivus (данные объективного исследования). Общее состояние ребенка (удовлетворительное, средней степени тяжести, тяжелое, крайне тяжелое). Критерии тяжести состояния 1. Наличие объективных жалоб. 2. Степень выраженности интоксикационного синдрома: · изменения поведения (возбуждение с эйфорией, возбуждение с негативизмом, возбуждение с сомнолентностью, сомнолентность); · нарушения сознания (сомнолентность, ступор, сопор), потеря сознания (кома): · сомнолентность – вялость и сонливость, сон поверхностный, короткий, постанывание вместо плача, слабая реакция на осмотр, снижение кожной чувствительности и рефлексов; · ступор – после энергичного воздействия ребенок выходит из оцепенения, реакция на боль отчетливая, но непродолжительная, рефлексы снижены; · сопор – нет кожной чувствительности, реакция на боль неотчетливая, сохранены зрачковые и роговичные рефлексы и глотание; · кома – нет рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на внешнее воздействие, угасание роговичного и корнеального рефлексов вплоть до их исчезновения, нарушения ритма дыхания; · изменения витальных показателей (изменения ЧД, ЧСС, АД); · нарушения гомеостаза – изменения КЩС, ЭКГ, гематокрита, коагулограммы, содержания в крови сахара, электролитов, токсических веществ. 3. Степень выраженности нарушений функций органов и систем, угроза жизни и здоровью по данным врачебного осмотра, обследования, лабораторно-инструментальным показателям. 4. Положение: активное; вынужденное положение исключает удовлетворительное состояние;
пассивное положение (не может самостоятельно изменить позу), как правило, свидетельствует о тяжелом состоянии больного. Степени тяжести состояния: • Удовлетворительное – отсутствие жалоб, нет нарушений со стороны внутренних органов. • Средней тяжести – наличие жалоб, сознание сохранено, положение активное, но активность снижена, компенсированные нарушения функций внутренних органов. • Тяжелое – нарушение сознания (ступор, сопор, кома), декомпенсация деятельности органов и систем, полисистемность поражения с полиорганной недостаточностью. • Крайне тяжелое – появление симптомов, угрожающих жизни. Не следует путать понятия «состояние» и «самочувствие» – последнее может быть удовлетворительным при нарушенном состоянии ребенка (например, у ребенка фебрильная лихорадка, а он активен, весел – состояние средней тяжести, самочувствие удовлетворительное). У ребенка, получающего курс химиотерапии по поводу острого лейкоза, при отсутствии активных жалоб состояние будет расцениваться как тяжелое по заболеванию. Или «состояние тяжелое по выраженности тромбоцитопенического синдрома», или «состояние тяжелое по совокупности патологии». Или состояние средней тяжести по наличию артериальной гипертензии 1 степени. Или состояние тяжелое по нарушению функции почек (у ребенка с ХПН). Состояние средней тяжести по наличию сердечной недостаточности II А стадии. Состояние тяжелое по выраженности анемического синдрома (при тяжелой анемии). Затем описывают: - самочувствие больного, контакт с окружающими; - положение (активное, пассивное, вынужденное); - сознание (ясное, сомнолентное, сопорозное); - настроение (уравновешенное, лабильное, подавленное); - сон; - аппетит. Стигмы дизэмбриогенеза: перечислить выявленные дизморфии, указать уровень стигматизации (повышен, в пределах допустимого) – важно при подозрении на врожденную патологию, пороки развития органов. Внимание! Все системы описывают по следующим 4 признакам и только в определенной последовательности: - осмотр; - пальпация; - перкуссия; - аускультация. Система, в которой найдены патологические изменения, описывается подробно (по схеме ниже), краткое изложение допустимо только при отсутствии патологии. СХЕМЫ. Г. Семейный анамнез 1. Возраст родителей. 2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца (туберкулез, сифилис, токсоплазмоз, алкоголизм, психические, нервные, эндокринные и аллергические заболевания). 3. Состояние генеалогического дерева в пределах трех поколений, начиная с больного ребенка до дедов и бабушек по вертикали и до братьев и сестер по горизонтали. 4. Сколько в семье детей и состояние их здоровья; если умирали, то от каких причин? Полученные данные отражаются в генетической карте. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Темперамент человека считают наиболее устойчивой его характеристикой. Проанализировав различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших родителей вы можете найти причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях. Темперамент определяет степень энергичности человека, влияет на его отношение к болезни. Меланхолик Холерик Легко расстраивающийся Чувствительный Тревожный Беспокойный Склонный к рассуждениям Агрессивный Пессимистичный Изменчивый Сдержанный Импульсивный Необщительный Оптимистичный Тихий Активный Интроверт- Экстраверт- Баллов 24 балла Флегматик Сангвиник Пассивный Общительный Рассудительный Разговорчивый Управляемый Спокойный Осмотрительный Лидирующий Внушающий доверие Контактный Доброжелательный Отзывчивый Миролюбивый Жизнерадостный ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 2. Этический кодекс Российского врача. 3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – С - Пб., 2006. 4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология – М. - 2006. (фонд кафедры философии, гуманитарных наук и психологии). 5. Биоэтика. Учебное пособие. - Саратов - 2007. – 244 с. Дополнительная: 1. Глыбочко П.В., Жданов Г.Г., Хижняк Д.Г. Правовые аспекты медицины.- Саратов 2006,- 93с 2. Седова Н., Эртель Л. Право и этика в педиатрии: проблема информированного согласия в педиатрии. Москва, 2004 3. Лакостина Н.д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакостина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс – информ, 2005. – 416 с. – С. 97 – 105; С. 139 – 168; С. 364 – 378. 4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш.: Учебн. пособие для студ. вузов под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд – во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264 с.: илл. 5. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебн. Для студ. сред. мед.учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с. 6. Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php 7. Педагогическая библиотека – http://pedlib.ru 8. Биоэтический форум www.bioethics.ru/rus/whatbio/ 9. Интернет – ресурс - http://eduscan.net/standart/060103\ 10. Методические пособия, рекомендации, изданные кафедрой кафедры философии, гуманитарных наук и психологии:
Составитель:_к.м.н. ассистент Воротникова Н.А. «________»________________2012 г.
Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол №____9__ от «_26_»_января__2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К практическому занятию для студентов 2 курса По специальности педиатрия
Дисциплина: Введение в специальность Тема: «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»
Саратов - 2012
Тема: «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком» 1. Место проведения: учебная комната кафедры госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии, палата для детей младшего возраста (палата для детей старшего возраста). 2. Продолжительность семинара: 4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа –50 мин.) 3. Цель занятия:- привить студенту навыки практического общения с пациентамиразличных возрастных групп (грудного, младшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов) в стационаре соматического профиля.Развивать знания основ психологической и педагогической наук, научных дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве врача, продолжать формирование мировоззрения, развитие профессиональных способностей и качеств студентов как будущих врачей-педиатров. Применять на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности. 4.Мотивационная характеристика занятия: Болезнь оказывает психогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она заставляет изменять свои планы на будущее, вносит коррективы в настоящее, в ряде случаев возникает трансформация системы жизненных ценностей.При тяжелой и/ или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает целый каскад фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может провоцировать социальную и психологическую беспомощность. Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. Взаимоотношения врача и больного, а также врача и родственников больного или его доверенных лиц было и всегда будет основой медицинской практики. Даже самая совершенная техника не заменит взаимодействия врача и больного. Хороший результат в практической медицине может дать только сочетание доверительных человеческих отношений между врачом и пациентом с применением новейших достижений в диагностике и лечении. 5.В результате занятия: Студент должен знать: 1. Организацию работы и роль режима детского соматического стационара; 2. Суть педагогического аспекта профессиональной деятельности врача и медицинского воспитания; 3. Принятые в обществе моральные и правовые нормы; правила врачебной этики; законы и нормативные правовые акты по работе; сохранять врачебную тайну; 4. Этапы психического развития ребенка; 5. Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь; 6. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ); 7. Классификацию типов реакции личности на болезнь; 8. Психологические аспекты общения с больным ребенком (варианты подходов к ребенку); 9. Типы темперамента и методику его определения; 10. Основные типы акцентуаций характера и методику определения. Студент должен уметь: 1. Использовать коммуникативные техники при общении с больными детьми; 2. Применять полученные знания в практике воспитания пациентов; 3. Собрать жалобы у больного (его родителей); 4. Собрать анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет); 5. Собрать анамнез жизни ребенка старшего возраста; 6. Собрать и изучить семейный анамнез; 7. Полученные данные семейного анамнеза отобразить графически – составить генеалогическую карту данного пациента; 8. Собрать данные о материально-бытовых условиях семьи, где живет и воспитывается данный пациент; 9. Дать заключение по анамнезу жизни и заболевания; 10. Уметь предположить – какая система поражена у больного, острое или хроническое заболевание имеет место в данной ситуации, какие отрицательные факторы могли спровоцировать формирование настоящего заболевания или отягощать его; 11. Оценить состояние больного, положение в постели, сознание, настроение, сон; 12. Провести осмотр больного по органам и системам, дать предварительное заключение. 13. Определить искомую акцентуацию характера по данным проведенного тестирования (по Г. Шмишеку) 14. Определить темперамент пациента (по Г. Айзенку) 15. Выступить с публичной речью, вести дискуссии и полемики, редактировать тексты профессионального содержания; 16. Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в условиях клиники; 17. Сотрудничать с больным ребенком; обучать детей, подростков правилам медицинского поведения, гигиеническим процедурам; 18. Формировать навыки здорового образа жизни; 19. Разрешать возможные конфликтные ситуации в условиях детского стационара. Студент должен ознакомиться: 1. С перечнем необходимых документов и правилами госпитализации ребенка в соматический стационар; 2. С правилами санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре; 3. С больными различного профиля и их родственниками; выявлять предпочтения с учётом индивидуальных особенностей, психоэмоционального и психологического статуса больного. 6.Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:
Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные изменения, которые позволяют индивидууму с определенной степенью успешности адаптироваться в окружающей среде. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личности является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности. Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами деятельности. На этом этапе вначале (3—5 лет) приобретаются более простые, а затем (9—12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физической и социальной среды. К концу 3-го года у ребенка уже появляются представления о действительности и о себе, но он еще не выделяет полностью себя из происходящих событий. В возрасте 3-5 лет ребенок осваивает категории пространства и времени и это выражается в том, что он начинает пользоваться в речи предлогами, союзами, местоимением «я» и глаголами в первом лице. В это время возникают богатые возможности для использования представлений настоящего и некоторых представлений пережитого, сохраняющихся в памяти более длительный срок. С 7 лет дети начинают довольно определенно дифференцировать правую и левую стороны тела, причем сначала на себе, а затем на собеседнике. Этот важный этап в формировании представления о «схеме тела» в развитии самосознания ведет к расширению и углублению представления ребенка о своем «я». Продолжается созревание временных представлений, и это проявляется в том, что ребенок начинает ориентироваться в днях недели. В возрасте 7—11 лет ребенок приобретает способность, наряду с практическим оперированием непосредственно существующими объектами, строить план действия в уме. Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15—16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в значительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное переживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С данного периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего. Третий этап (интеграция) — это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16—21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношескомвозрасте.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.220.221 (0.02 с.) |