Ян коменский как выдающийся педагог всех эпох 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ян коменский как выдающийся педагог всех эпох



Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содер­жанию и актуальную до сих пор. Над своим капиталь­ным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество род­ного языка перед иностранным, режим и порядок школь­ного образования, значение физических упражнений, обя­зательность музыки в числе школьных предметов, чередо­вание занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обяза­но ему». Его известность и мировое признание, педагогиче­ские идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое вни-


мание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отли­чие от схоластической школы, не отвращал детей от заня­тий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»), Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосооб-разности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он пи­сал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, по­этом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие бо­лее склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образова­ния (учить на протяжении всей жизни), разработал систе­му дошкольного и школьного обучения и воспитания, го­ворил о том, что в каждом государстве должны быть ака­демии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравствен­ного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способ­ных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, кото­рые, подавая другим вредный пример бездействия и рос­коши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усер­дно занимающийся"».

В плане совершенствования обучения Коменский пер­вый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстри­рованный учебник «Мир чувственных вещей в картин­ках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики,


 




механики, естественно-исторических наук, кабинет биоло­гии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрознен­ные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая мог­ла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося уни­версально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времерш и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподавае­мо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

ПЕДАГОГИКА XVIII ВЕКА

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джин Локк (1632—1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712—1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776—1841) и Адольф Дистерверг (1790—1866) в Германии.

В своем труде «Мысли о воспитании» Джон Локк уде­лял большое внимание психологическим основам воспи­тания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Джон Локк в своей теории воспитания утвер­ждал, что если ребенок не может получить в обществе не­обходимые идеи и впечатления, то значит надо менять об­щественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобре­тает знания, полезные для общества. Локк утверждал, что


добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добро­вольное подчинение человеческой воли законам общества и природы, которые находятся в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и об­щественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж­но мешать развитию этого совершенства, а потому следу­ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи­ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса­ми и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книж­ный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником раз­вития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому вос­питанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.

1. Содержание и методика обучения должны способ­ствовать развитию самодеятельности и активности учени­ка. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в по­ложение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не за­учивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует


 



3. Педагогика



его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непо­средственного общения с природой, жизнью, практикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.007 с.)