Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинения зарубежных педагогов

Поиск

Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1940. – 290 с.

Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956. – 260 с.

Коменский Я.А. Пед. соч.: В 2 т. – М., 1982.

Коменский Я.А. Дидактические принципы / Вступ. ст. А.А.Красновского. – М., 1940. – 140 с.

Коменский Я.А.,Локк Д., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.-Ж. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М., 1989. – 419 с.

Корчак Я. Избр. пед. соч. – М., 1979. – 473 с.

Локк Д. Пед. соч.: В З т. – М., 1988.

Локк Д. Пед. соч. / Под ред. И.Ф.Свадковского. – М., 1939. – 319 с.

Оуэн Р. Избранные отрывки из соч. / Вступ.ст. А.А.Анекштейн. – М., 1940. – 270 с.

Песталоцци И. Г. Избр. пед. произ.: В З т. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М., 1961-1965.

Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1981.

Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т./ Под ред. Г.Н.Джибладзе. – М., 1981.

Френе С. Избр. пед. соч. / Сост. И автор вступ. Ст. Б.Л.Вульфсон. – М., 1990. – 304 с.

АНТОЛОГИИ, ХРЕСТОМАТИИ

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. Г.М.Прохорова. – М, 1985. – 367 с.

Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия / Вступ. ст. О.Е.Кошелевой, Л.В.Мошковой. – М., 1993. – 252 с.

Антология педагогической мысли России XVIII вв. / Вступ. ст. И.А. Соловкова. – М., 1985. – 479 с.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Вступ. ст. П.А.Лебедева. – М., 1987. – 558 с.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. / Сост. и автор вступ. ст. П.А.Лебедев. – М., 1990. – 603 с.

Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке /Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – 447 с.

Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н.Кузьмин. – М., 1989.

История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. Заведений /Сост.С.Ф. Егоров.–М.,2002.–400 с.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1981. – 528 с.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. и автор вводных очерков С.Ф.Егоров. – М., 1986. – 432 с.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. А.Н.Алексеева, Н.П.Щербакова, М.И.Анисова. – М., 1972. – 467 с.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

История педагогики: В 2-х ч.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав./Под ред.А.И. Пискунова..–М., 2007. –512 с.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/Под ред.З.И. Васильевой.–М., 2002.–413 с.

Корнетов Г.Б. История педагогики.–М., 2003.–293 с.

Корнетов В.Г. История образования и педагогической мысли: программа и учебное пособие. – М., 2003.

Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 1998. – 584с.

Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Ч. 1 (с древнейших времен до Великой французской революции): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И.Салимовой. – М., 1988. – 203 с.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом: – Ч. 2 (XVII-XX вв.): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И.Салимовой. – М., 1989. – 265 с.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Ч. 3 (с начала XX века до наших дней): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И. Салимовой. – М., 1991. – 268 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. Э.Д.Днепров. – М., 1989. – 479 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII – первая половина XIX вв.) / Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М., 1973. – 605 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. – М., 1976. – 600 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX-начало XX вв.) /Отв.ред.Э.Д.Днепров. – М., 1991. – 445 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941 гг.) /Под ред. М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. – М., 1980. – 456 с.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. –М., 2003. –350 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.) / Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. – М., 1988. – 270 с.

Очерки истории школы и педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. – М., 1986. – 284 с.

Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. – М., 1988. – 198 с.

Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова, Н.Додде и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.

Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3 ч. / Под ред. З.И.Равкина. – М., 1990-1991.

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3 т. / Под ред. З.И.Равкина. – М, 1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Изучение истории образования и педагогической культуры Имеет важное методологическое значение в профессиональной подготовке будущего учителя. Историко-педагогическая образованность даёт учителю возможность ориентироваться в разнообразии вариантов общепедагогических подходов и моделей воспитания, открывает ему ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого использования в осознанно проектируемой педагогической деятельности. Без преувеличения можно сказать, что понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике – существенный компонент педагогического мышления учителя. Историческое сознание учителя проявляется, прежде всего, в отзывчивости на постижение разработанных на всех этапах существования мировой цивилизации общепедагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовное совершенствование учителя.

История образования (дальше для краткости будем говорить только об истории образования, но иметь в виду и историю образования, и историю развития педагогической мысли) охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально-культурных явлений в их историческом развитии. Поскольку она тесно связана с исторической наукой, то возросшее значение последней в познании корней, закономерностей и перспектив общественного развития правомерно отнести и к курсу "История образования".

Одна из самых существенных задач изучения курса "История образования и педагогической мысли" в вузе заключается в обеспечении научной объективности в оценке изучаемых педагогических явлений, что требует решительного отказа от однозначности, односторонности суждений о прошедшем, рассмотрения всех явлений и фактов строго в контексте конкретно-исторического времени. Все это в конечном счете составляет суть такого принципа исследования прошлого как принцип научного историзма, реализация которого не допускает какого-либо командования историей в угоду господствующей идеологии и политике.

Необходимо отметить, что принцип историзма предполагает изучение мировой педагогической науки в лице ее замечательных педагогов и их вклада во всемирное развитие теории и практики воспитания. При этом всегда надо иметь в виду, что исторические заслуги педагогов судятся не по тому, что они не дали с точки зрения современных требований, а потому, что они сделали по сравнению со своими предшественниками.

В современных условиях особое значение в историко-педагогическом познании приобретает фактор всемирности, выражающийся, с одной стороны, в тесной взаимосвязи процессов экономического, политического и культурного развития стран и народов, а с другой стороны, предполагающий раскрытие изучаемого процесса на основе общечеловеческих и национальных ценностей, соотношения достижений мировой педагогики с национальной спецификой конкретной страны или региона.

В данном пособии представлена программа по курсу "История образования и педагогической мысли", разработанная в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего педагогического образования. При ее составлении в качестве логико-структурной основы построения материала нами были избраны следующие позиции:

рассмотрение истории образования в едином потоке всемирной истории человеческой цивилизации (так называемый цивилизационный подход к изучению истории образования и педагогической культуры). История мирового образования – существенный компонент общей истории культуры, философии, науки, психологии, литературы, общественной мысли, органически включенный в процесс их исторического развития;

синхронное, то есть одновременное рассмотрение развития образования и воспитания в разных регионах и странах в каждый хронологический период согласно общепринятой в исторической науке периодизации. В соответствии с этим курс истории образования, воспитания и педагогики в данной программе представлен следующими разделами: «Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и в античную эпоху», «Школа и воспитание в эпоху Средневековья и Возрождения», «Школа и педагогика в Новое время», «Школа и педагогика в Новейшее время»;

объект изучения мирового историко-педагогического процесса закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи;

представление советского периода истории отечественного образования как неоднозначного и сложного;

раскрытие прогностической функции истории образования.

Новые подходы к разработке содержания курса "История образования и педагогической мысли" обуславливают необходимость внедрения инноваций в процесс изучения данного предмета. В связи с тем, что меняется парадигма обучения, согласно которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, особая роль должна отводиться использованию технологий активного обучения.

В результате анализа работы преподавателей кафедры педагогики СГПИ были выявлены следующие подходы к изучению курса "История образования и педагогической мысли":

необходимость учета специфики отделения и факультета;

краеведческий принцип изучения определенных разделов и тем в зависимости от национальных особенностей региона и местных условий. В настоящее время этот принцип пока не получил широкого распространения, но представляется особенно значимым в условиях множественности культур;

показ эволюции педагогических идей по наиболее актуальным проблемам воспитания и обучения (например, такие темы как "Принцип природосообразности в истории мировой педагогики", "Идея народности воспитания в истории отечественной педагогики", "Развитие теории "свободного воспитания" в мировой педагогике" и др.);

целесообразно сопровождать лекции по узловым разделам курса идентичными по содержанию семинарскими занятиями;

организация самостоятельной работы студентов. Преподаватель осуществляет индивидуальное научное руководство по изучению студентами истории вопроса, рекомендует дополнительно к учебным пособиям ознакомиться с новейшими публикациями в педагогической периодике, а также с научными монографиями. Материал учебно-исследовательской работы студентов помотает в организации историко-педагогических сцецсеминаров, в работе которых принцип дифференциаций курса истории образования может найти оптимальную форму; проведение коллоквиумов по истории мировой педагогики до XIX века включительно написание рефератов по проблемам истории образования и педагогической мысли в конце Х1Х-ХХ вв. Тематика рефератов связана в основном с этим периодом по той причине, что преобразования, происходящие в российском образовании, требуют знаний и учета различных проблем и тенденций развития современной зарубежной школы и педагогики. В связи с этим параллельно с курсом "История образования и педагогической мысли" студентам филологического факультета СГПИ читается спецкурс "Сравнительная педагогика".

Предлагаемую программу следует рассматривать лишь как примерную, в которой намечена логическая структура курса и его основное содержание. Каждый преподаватель имеет право самостоятельно определять содержание отдельных разделов, а также выделять темы или вопросы, которые предлагаются студентам для самостоятельного изучения.

При разработке данного учебного курса нами были использованы исследования таких выдающихся ученых в области истории педагогики как С.Ф.Егоров, В.М.Кларин, Г.Б.Корнетов, А.И.Пискунов, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин и др. Большую помощь в составлении программы нам оказало международное исследование, проведенное под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, профессора К.И.Салимовой (История педагогики как учебный предмет / Под ред. К.И.Салимовой. – М.: Изд-во Института теории образования и педагогики РАО. – 235 с.). В приложениях, имеющихся в данной работе, приведены программы по истории педагогики в ряде стран мира, в том числе примерная программа по истории педагогики, разработанная в Московском педагогическом университете под руководством академика РАО А.И.Пискунова. Мы также опирались на материалы учебника-справочника В.Г.Пряниковой и З.И.Равкина (История образования и педагогической мысли. - Москва: Новая школа, 1995. - 96 с.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

1.Проработать и законспектировать первоисточники:

Коменский Я.А. Великая дидактика

Локк Д. Мысли о воспитании

Руссо Ж-Ж. Эмиль или О воспитании

Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания.

Песталоцци И. Памятная записка парижским друзьям о сущности метода.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.

Лай А. Школа действия.

Дьюи Д. Школа и общество.

Кершенштейнер Г. Школа будущего-школа работы.

Толстой Л.Н. О народном образовании.

Ушинский К.Д. Родное слово.

Ушинский К.Д.Труд в его психическом и воспитательном значении.

Ушинский К.Д. Предисловие к работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.

Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Сухомлинский В.А. Письма к сыну.

Педагоги-новаторы (по выбору).

2.Составить таблицу «Педагогические идеи» (1 графа: основные труды и этапы деятельности педагога; 2 графа: основные идеи, теории, концепции; 3 графа: вклад того или иного педагога в развитие мировой педагогики).

3.Подготовка докладов:

Характеристика системы образования в одной из высоко развитых стран мира (по выбору);

Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы;

Основные направления развития современной зарубежной педагогики;

Педагогические идеи башкирских просветителей и ученых

4.Проведение коллоквиума: «Развитие современной школы и педагогической мысли»: проблемы, тенденции, перспективы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.01 с.)