Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объем учебного курса и виды учебной работы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение I. Объем дисциплины и виды учебной работы II. Содержание дисциплины 2.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий 2.2.Содержание разделов дисциплины III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 3.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 3.2.Примерный перечень вопросов к зачету 3.3.Примерная тематика докладов и рефератов IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1.Рекомендуемая литература 4.2.Средства обеспечения освоения дисциплины 4.3.Материально-техническое обеспечение дисциплины РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка I. Содержание дисциплины 1.1.Содержание разделов дисциплины. 1.2. Тематика лекций. 1.3.Тематика семинарских занятий II. Учебно-методическое обеспечение дисциплины III. Методические рекомендации для преподавателей IV. Методические указания для студентов 4.1.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов 4.2.Перечень вопросов к зачету 4.3.Тематика докладов и рефератов V. Требования к уровню освоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля. VI.Тестовые задания для проверки остаточных знаний по курсу ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение Изучение истории образования и педагогической культуры имеет важное методологическое значение в профессиональной подготовке будущего учителя. Понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике – существенный компонент педагогического мышления учителя. Историческое сознание учителя проявляется, прежде всего, в отзывчивости на постижение разработанных на всех этапах существования мировой цивилизации общепедагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовное совершенствование учителя. Одна из самых существенных задач изучения курса «История образования и педагогической мысли» в вузе заключается в обеспечении научной объективности в оценке изучаемых педагогических явлений, что требует решительного отказа от односторонности суждений о прошедшем, рассмотрения всех явлений и фактов строго в контексте конкретно-исторического времени. Все это в конечном счете составляет суть такого принципа исследования прошлого как принцип научного историзма, реализация которого не допускает какого-либо командования историей в угоду господствующей идеологии и политике. Необходимо отметить, что принцип историзма предполагает изучение мировой педагогической науки в лице ее замечательных педагогов и их вклада во всемирное развитие теории и практики воспитания. При этом всегда надо иметь в виду, что исторические заслуги педагогов судятся не по тому, что они не дали с точки зрения современных требований, а потому, что они сделали по сравнению со своими предшественниками. В современных условиях особое значение в историко-педагогическом познании приобретает фактор всемирности, выражающийся, с одной стороны, в тесной взаимосвязи процессов экономического, политического и культурного развития стран и народов, а с другой стороны, предполагающий раскрытие изучаемого процесса на основе общечеловеческих и национальных ценностей, соотношения достижений мировой педагогики с национальной спецификой конкретной страны или региона. История образования и педагогической мысли охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально-культурных явлений в их историческом развитии. Поскольку она тесно связана с исторической наукой, то возросшее значение последней в познании закономерностей и перспектив общественного развития правомерно отнести и к курсу «История образования и педагогической мысли». Особо значимыми для данного курса являются межпредметные связи с такими науками как философия, история, психология, социология, культурология, литература, этнография. Учебно-методический комплекс по курсу «История образования и педагогической мысли» разработан в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего педагогического образования. При его составлении в качестве логико-структурной основы построения материала нами были избраны следующие позиции: · рассмотрение истории образования в едином потоке всемирной истории человеческой цивилизации (так называемый цивилизационный подход к изучению истории образования и педагогической культуры). История мирового образования – существенный компонент общей истории культуры, философии, науки, психологии, литературы, общественной мысли, органически включенный в процесс их исторического развития; · синхронное, то есть одновременное рассмотрение развития образования и воспитания в разных регионах и странах в каждый хронологический период согласно общепринятой в исторической науке периодизации. В соответствии с этим курс «История образования и педагогической мысли» в данной программе представлен следующими разделами: «Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и в античную эпоху», «Школа и воспитание в эпоху Средневековья и Возрождения», «Школа и педагогика в Новое время», «Школа и педагогика в Новейшее время»; · объект изучения мирового историко-педагогического процесса – закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи; · представление советского периода истории отечественного образования как неоднозначного и сложного; · раскрытие прогностической функции истории образования. Предлагаемое содержание учебного курса следует рассматривать лишь как примерное, в котором намечена логическая структура изучаемого предмета. Каждый преподаватель имеет право самостоятельно определять содержание отдельных разделов, а также выделять темы или вопросы, которые предлагаются студентам для самостоятельного изучения. Учитывая краеведческий принцип, мы включили тему по истории школы и педагогической мысли Республики Башкортостан. В педагогических учебных заведениях разных регионов дополнительно могут читаться специальные курсы по истории школы и педагогической мысли отдельных народов. При разработке данного учебно-методического комплекса мы опирались на законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан, Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования, исследования таких выдающихся ученых в области истории образования и педагогики, как С.Ф.Егоров, В.М.Кларин, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова и др. Большую помощь в составлении комплекса нам оказали следующие источники: · программа по истории педагогики, разработанная в Московском педагогическом государственном университете под руководством академика РАО А.И. Пискунова; · международные исследования под руководством член-корр. РАО К.И. Салимовой (Педагогика народов мира: история и современность.–М., 2000.–576 с. История педагогики как учебный предмет. – М.: Изд-во Института теории образования и педагогики РАО. – М., 1995. – 235 с..); · программы и учебные пособия, разработанные известным исследователем В.Г. Корнетовым (История образования и педагогической мысли: программа и учебное пособие. – М., 2003). Цель у чебного курса «История образования и педагогической мысли» – обеспечить развитие педагогической культуры студентов, их педагогического мировоззрения и педагогического мышления. В ходе ее достижения решаются следующие задачи: · ознакомить с процессом развития теории и практики воспитания и образования в истории мировой культуры; · показать культурно-историческую обусловленность педагогических представлений и моделей воспитания; · научить выявлять общее и особенное, традиционное и инновационное в развитии мирового историко-педагогического процесса; · формировать понимание основных тенденций и противоречий в развитии мирового историко-педагогического процесса; · дать знания о специфике и ведущих традициях российского воспитания и образования; · научить применять полученные историко-педагогические знания и исследовательские умения для анализа современных проблем воспитания и образования, понимания их истоков и путей решения; · представить ретроспективу педагогических средств и перспективу их дальнейшего творческого использования; · формировать историко-педагогическое мышление студентов в условиях множественности культур;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В результате изучения учебного курса студент должен знать: · духовный и практический опыт человечества в сфере воспитания и образования в различные исторические периоды с древнейших времен и до наших дней; · условия, факторы, движущие силы и тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, единство и многообразие историко-педагогического процесса, а также источники и методы изучения и понимания педагогических феноменов прошлого; · трактовки природы педагогического знания, способы постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи у разных народов; · педагогический опыт персоналий, роль и место того или иного педагога-мыслителя для современной педагогической науки и практики; Уметь · сознательно ориентироваться в многообразных подходах к постановке целей и организации образования, идентифицировать их с конкретными педагогическими традициями, соотносить с различными представлениями о природе человека, общества, познания, с нравственными ценностями и эстетическими идеалами; · определять целостность историко-педагогического процесса в различные исторические эпохи, опираясь при этом на философские концепции, национальные традиции, культуру и региональные особенности; · самоценность прошлого педагогического опыта и его значение для современной науки и практики; владеть навыками: · работы с архивными, документальными, статистическими источниками, первоисточниками изучаемых авторов, научными публикациями по истории педагогики; · сравнительного анализа и обобщения. В результате анализа работы преподавателей кафедры педагогики гуманитарных факультетов Стерлитамакской государственной педагогической академии были определены следующие подходы к изучению курса «История образования и педагогической мысли»: · необходимость учета специфики отделения и факультета; · краеведческий принцип изучения определенных разделов и тем в зависимости от национальных особенностей региона и местных условий. В настоящее время этот принцип пока не получил широкого распространения, но представляется особенно значимым в условиях множественности культур; · показ эволюции педагогических идей по наиболее актуальным проблемам воспитания и обучения (например, такие темы как «Принцип природосообразности в истории мировой педагогики», «Идея народности воспитания в истории отечественной педагогики», «Развитие теории «свободного воспитания» в мировой педагогике» и др.); · целесообразно сопровождать лекции по узловым разделам курса идентичными по содержанию семинарскими занятиями; · организация самостоятельной работы студентов. Новые подходы к разработке содержания курса «История образования и педагогической мысли» обуславливают необходимость внедрения инноваций в процесс изучения данного предмета. В связи с тем, что меняется парадигма обучения, согласно которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, особая роль должна отводиться использованию технологий активного самостоятельного обучения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического курса. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История образования и педагогической мысли» в общей системе профессиональной подготовки учителя. Зарождение воспитания, его становление как особой сферы деятельности человека. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш. Летурно, П. Монро и др.). Воспитание в первобытном обществе, его особенности. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Значение инициации в воспитании подрастающих поколений. Характер воспитания в период разложения первобытнообщинного строя. Значение первобытнообщинного воспитания для последующего развития мирового историко-педагогического процесса. Общие и специфические особенности в развитии школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации (Египет, Китай, Индия). Религиозно-философские источники, характеризующие содержание образования и методы обучения в школах Древнего Востока. Педагогическое учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) как основа воспитания и образования в Древнем Китае. Историческое значение древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составного компонента. В XVII-XVIII ВЕКАХ Основные тенденции развития образования и педагогической мысли начала Нового времени. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В.Ратке. Я.А.Коменский (1592-1670) – великий чешский теоретик и практик образования. Педагогическая система Я.А.Коменского как органическая часть его плана переустройства человечества. Труд Я.А.Коменского "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" – итог его философско-педагогических и общественных планов по исправлению мирового сообщества. Мировоззрение Я.А.Коменского и его педагогическая деятельность. Теория всеобщего универсального образования "учить всех всему". Цель воспитания. Принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Я.А.Коменскому. Содержание образования, принципы, правила и методы обучения. Организация процесса обучения. Теоретическое обоснование урока как основной формы обучения. Нравственное воспитание и дисциплина в классе. Требования к учителю. Учебно-методическая литература Я.А.Коменского ("Детский мир", "Мир чувственных вещей в картинках", "Открытая дверь языков и всех наук", "Материнская школа"). "Великая дидактика" (1633-1638) Я.А.Коменского как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания. Значение педагогического наследия Я.А.Коменского для развития мирового педагогического процесса. Я.А.Коменский и современность. Джон Локк (1632-1704) – классический выразитель педагогических идей английского Просвещения. Мировоззрение Д.Локка. Система воспитания джентльмена. Цель, задачи, содержание и методы воспитания. Д.Локк о содержании образования джентльмена, о принципах и методах его обучения. Проект организации "рабочих школ". Трактат Д.Локка "Мысли о воспитании" (1693). Педагогика эпохи Просвещения во Франции. Педагогическое наследие Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Мировоззрение Ж.-Ж.Руссо. Концепция естественного и свободного воспитания: природосообразность воспитания, формирование опыта самого ребенка, уважение личности ребенка, необходимость учета его индивидуальных особенностей, воспитание органов чувств, связь обучения и воспитания с жизнью, метод естественных последствий. Факторы воспитания. Периодизация жизни ребенка и особенности его воспитания и обучения в каждый из возрастных периодов. Идея воспитывающей и обучающей среды. Значение педагогического романа Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании" (1762). Влияние идей Ж.-Ж.Руссо на развитие мировой школы и педагогики. Педагогические идеи крупнейших французских философов-материалистов К.-А.Гельвеция (1715-1771) и Д.Дидро (1713-1784). Взгляды К.-А.Гельвеция и Д.Дидро на воспитание и образование: роль воспитания, влияние общественной среды и наследственности на формирование человека, зависимость воспитания от общественного строя. Произведения К.-А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773), Д.Дидро "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1774), "План университета для России" (1775). Педагогические идеи и практика филантропистов. Педагогические взгляды И.Б.Базедова (1724-1790) и К.Г.Зальцмана (1744-1811): воспитание гармоничного человека, сочетание умственного и физического воспитания, подготовка детей к общественной гражданской жизни, формирование активности и самостоятельности детей, использование в процессе обучения наглядности, экскурсий, путешествий, учет детской психики, высокие требования к нравственным и профессиональным качествам учителя. "Элементарное руководство" – главное произведение И. Б.Базедова. Педагогическое наследие классической немецкой философии (Иммануил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)). Разработка ими важнейших проблем воспитания, образования и обучения: роль среды, наследственности, развития и обучения в формировании человека, соотношение филогенеза (истории человечества) и онтогенеза (истории индивида), принцип самоотчуждения, активный диалог человека с накопленной культурой, идея отношения к ребенку как к цели, а не как к средству, принцип активности человека, разработка содержания умственного, нравственного и волевого воспитания. Заметки И. Канта "О воспитании". Основные педагогические идеи представителей немецкого неогуманизма: культ человеческой личности, возрождение идеи всестороннего развития личности, необходимость расширения содержания образования, изучения древних языков, а также родного языка, подготовка учителей в университете. В.Гумбольдт (1767-1835) как виднейший представитель неогуманизма. Влияние прогрессивных идей представителей педагогической мысли Германии этого периода на дальнейшее развитие школы и педагогики во всем мире. В РОССИИ до ХVIII в. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа "учения книжного". Основные педагогические произведения Киевской Руси ("Изборник" Святослава (XI век), "Поучение детям" князя Мономаха (XII век)). Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. Рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова. "Домострой" (XVI век) как свод взглядов на воспитание. Братские школы на Украине и Белоруссии. Киевская академия и ее влияние на распространение просвещения. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Возникновение греко-латинских школ. Славяно-греко-латинская академия (1687) и ее роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная литература. Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680) и Епифания Славинецкого (1600-1675). "Гражданство обычаев детских" как педагогическое произведение XVII века. Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Педагогические взгляды и деятельность В.Н.Татищева (1686-1750). Деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765) в области просвещения. Педагогические идеи М.В.Ломоносова: идея народности воспитания, связь обучения и воспитания, подход к человеку как к деятельной личности, необходимость формирования у ребенка высоких нравственных качеств. Дидактические взгляды великого русского ученого. М.В.Ломоносов о педагогической этике. Роль М.В.Ломоносова в создании Московского университета (1755). Учебники, написанные М.В.Ломоносовым (Риторика", "Российская грамматика", "Экспериментальная физика"). Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Реформаторские идеи И.И.Бецкого (1704-1795). Проект И.И.Бецкого "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола" (1764). Вопросы народного образования в деятельности комиссии по составлению нового Положения. Устав народных училищ (1786). Главные и малые народные училища. Педагогическая деятельность Ф.И.Янковича де Мириево (1741-1814). "Руководство для учителей народных училищ I и II классов". Открытие Петербургской учительской семинарии. Просветительская деятельность Н.И.Новикова (1744-1818). Н.И.Новиков как редактор первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума". Пропаганда прогрессивных педагогических идей. Статья Н.И. Новикова "О воспитании и наставлении детей". А.Н.Радищев (1749-1802) – зачинатель русского революционного просветительства. Критика сословной системы школьного и семейного воспитания. Основные педагогические идеи А.Н.Радищева: воспитание "сына отечества", обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, способного бороться за счастье своего народа, роль общественного воспитания, взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового воспитания, необходимость реального образования. Сочинение А.Н.Радищева "Беседа о том, что есть сын отечества". Влияние А.Н. Радищева на развитие в целом русской революционно-демократической педагогической мысли. В XIX ВЕКЕ Основные направления развития школы Западной Европы в Х1Х веке. Становление и развитие массовой школы. Исторические условия формирования педагогической системы великого швейцарского педагога И.Г.Песталоцци (1746-1827). Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци, ее демократический характер. Общий характер его мировоззрения. Цель, сущность и природосообразность воспитания. Теория элементарного образования, ее основные понятия. Идея развивающего обучения. Вклад И.Г.Песталоцци в разработку дидактики и методики первоначального обучения детей. Его мысли о содержании и методах нравственного воспитания. Роль семьи в воспитании детей. Значение работ И.Г.Песталоцци "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода", "Лебединая Песнь". Влияние прогрессивных идей И.Г.Песталоцци на развитие мировой педагогической теории и школьной практики. Социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы и ее основные черты. Общие закономерности и противоречия становления новой образовательной системы Западной Европы (Англия, Германия, Франция и др.). Позитивистская концепция Герберта Спенсера (1820-1903). Идея поощрения духа частной инициативы, прагматический подход к знаниям. Виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Содержание образования и методы обучения. Нравственное воспитание. Критика системы массового образования философами иррационалисгического направления XIX века (Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900)). Основные педагогические идеи представителей иррационалистическрго индивидуализма: стадии (состояния) становления индивида ("отдельного человека") С.Кьеркегора, способы нравственного совершенствования человека ("гения") А. Шопенгауэра, идеал "сверхчеловека" Ф. Ницше. Педагогическое наследие иррационализма и современность. Представители утопического социализма (Клод Анри Сен-Симон (1770-1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1 772-1837)) о проблемах воспитания и обучения подрастающего поколения. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера, о свободном развитии ребенка. Социально-педагогический опыт Р.Оуэна в Нью-Ленарке, опыт соединения обучения с производительным трудом в учрежденных им коммунистических общинах Нью-Гармонии (США) и Гармони-Холл (Англия). Педагогические идеи Ш.Фурье, вытекающие из его учения о страстях. Содержание и методы воспитания при строе гармонии. Вклад Ш.Фурье и Р.Оуэна в разработку идей трудового воспитания. Критика педагогической идеологии массовой школы. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) о воспитании и образовании: социально-историческая сущность воспитания, идея о взаимозависимости материального и духовного, учение о формировании всесторонне и гармонически развитых людей, разработка концепции политехнического образования, концепция соединения обучения с производительным трудом, воспитание коммунистической морали, обоснование программных требований пролетариата в области образования. Работа К.Маркса "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам". И.Ф.Гербарт (1776-1841) – великий немецкий педагог. Философско-психологическое обоснование педагогики как науки. Учение о сущности, цели и составных компонентах педагогического процесса (управление детьми, обучение, нравственное воспитание). Идея воспитывающего обучения. Разработка Гербартом проблем дидактики: теория многостороннего интереса, структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания по Гербарту. Работы Гербарта "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания". Влияние педагогического наследия Гербарта на последующее развитие мировой педагогики. Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866) – "учителя немецких учителей". Идея общечеловеческого воспитания. Принципы природосообразности, кудьтуросообразности и самодеятельности воспитания. Дидактическое учение Ф.В.А.Дистервега: разработка содержания образования, законы, правила и методы обучения, идея развивающего и стимулирующего обучения. Его роль в подготовке немецких учителей. Работа Ф.В.А.Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" (1835). Влияние идей Ф.В.А.Дистервега на дальнейшее развитие мировой педагогики и школьной практики. Теория дошкольного воспитания немецкого педагога Ф.В.А.Фребеля (1782-1852). Открытие первого детского сада (1837). Основная цель детского сада. Разработка эффективных методов воспитания и обучения в дошкольный период. "Детские дары" Ф.В.А.Фребеля. Подготовка воспитателей для детских садов. Педагогическое наследие Ф.В.А.Фребеля и современность. ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX ВЕКЕ Школа, воспитание и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Устав учебных заведений 1804 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Их программные требования в области образования. Устав гимназий и училищ 1828 г. Усиление роли государства в организации школьного дела. Педагогические институты при университетах. Русская революционно-демократическая педагогика первой половины XIX века (В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870)) и ее основные положения: народность воспитания, идея гармонического развития человека, "реальная личность" как цель воспитания, связь образования и нравственности. Содержание и методы умственного, нравственного и эстетического воспитания. В.Г.Белинский о значении детской литературы. Вопросы семейного воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Проект школьной системы. Идеи общечеловеческого воспитания, общего и профессионального образования. Обоснование путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Проблемы дисциплины учащихся. Статья Н.И.Пирогова "Вопросы жизни" (1856) и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) о проблемах воспитания, формирования и развития личности. Всестороннее развитие личности как цель воспитания, роль среды и наследственности в формировании человека, преодоление разрыва между умственным и физическим трудом, общее образование как основа будущей деятельности человека, воспитание самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, сущность сознательной дисциплины, требования к учебникам и детской литературе, проблемы женского образования. Работа Н.Г.Добролюбова "О значении авторитета в воспитании". Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х годов XIX века ("Положение о начальных народных училищах" (1864), "Устав гимназий и прогимназий" (1864)). Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х годов ("Устав гимназий и прогимназий" (1871), "Положение о начальных народных училищах" (1874)). Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования. Педагогическая мысль России во второй половине XIX века. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник русской национальной школы и педагогики. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского, ее демократический характер. Мировоззрение К.Д.Ушинского, источники его педагогического учения. Идеи народности и природосообразности воспитания. Антропологический принцип как важнейший принцип его педагогической теории. Разработка К.Д.Ушинским основ теоретической педагогики. Педагогика как наука и искусство воспитания. Человек как предмет воспитания. Дидактическое учение К.Д.Ушинского: решение вопроса о формальном и материальном образовании, родная культура и родной язык как основа содержания образования, требования к уроку, принципы и методы обучения. Учебные книги К.Д.Ушинского "Детский мир", "Родное слово". Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Цели и средства нравственного воспитания. Учитель и содержание его подготовки. Значение работ К.Д.Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857), "О пользе педагогической литературы" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860), "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" (1867-1869). Влияние К.Д.Ушинского на развитие отечественной школы и педагогики. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого (1828-1910). Деятельность Л.Н.Толстого в яснополянской школе. Л.Н.Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Теория "свободного воспитания" и основные ее положения: образование как важное средство развития духовных сил человека, преклонение перед ребенком, идея приспособления воспитательного процесса к природе ребенка, доверительные отношения между детьми и учителями, благоприятная атмосфера воспитания и обучения ("дух класса"), творческое отношение к педагогической деятельности. Учебные книги Л.Н. Толстого ("Азбука", "Новая азбука", "Русские книги для чтения" и др.). Статья Л.Н.Толстого "О народном образовании" (1874). Педагогическое творчество Л.Н.Толстого и современное воспитание. ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИКИ В США, РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена (1887-1950), В.В.Зеньковского (1881-1962), Н.А.Бердяева (1874-1948), И.А.Ильина (1882-1954). Предназначение человека и смысл его жизни, примат духовных ценностей, ценностей культуры, соотношение нравственности и религии, взаимоотношение культуры и мировоззрения. Концепция "диалога культур" С.И.Гессена как методология историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции, взаимосвязей, выявления целостной педагогической картины мира: Проблемы введения педагогического наследия эмиграции в общий российский историко-педагогический процесс. Работа С.И.Гессена "Основы педагогики: введение в прикладную философию" (1923). В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Прогрессивные идеи, заложенные в реформе, воплощенной в Законе "Об образовании" (1992): гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация, индивидуализация, компьютеризация обучения, усиление демократических черт в управлении народным образованием, личностно-ориентированные цели и методы учебно-воспитательного процесса, определенный простор для творческой инновационной деятельности учителя, возможность развития негосударственной (частной) школы и др. Противоречия, возникшие в процессе практического осуществления данного Закона. Пути создания условий для демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Стратегические приоритеты развития образования в России: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума. Приоритетные направления развития педагогической науки нашей страны: комплексные исследования систем "человек-космос", "человек-компьютер", "личность и рынок", разработка моделей социально-педагогической, медико-экологической, социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности, направленных на воспитание главных гуманистических ценностей: взаимообщение, взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека. В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Воспитание, школа и педагогическая мысль Башкирии до октябрьской революции 1917 года. Преобладающие типы учебных заведений с X века до начала XX века (мектебы, медресе). Появление в первой половине XVIII века светских начальных школ, цифирных школ. Открытие горнозаводской школы при Верхоторском заводе в 1752 году. Создание малых и главных народных училищ по уставу 1786г. Появление городских и уездных училищ по уставу 1804 г. О
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.027 с.) |