Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделы учебного курса и виды занятийСодержание книги Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического курса. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История образования и педагогической мысли» в общей системе профессиональной подготовки учителя. Зарождение воспитания, его становление как особой сферы деятельности человека. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш. Летурно, П. Монро и др.). Воспитание в первобытном обществе, его особенности. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Значение инициации в воспитании подрастающих поколений. Характер воспитания в период разложения первобытнообщинного строя. Значение первобытнообщинного воспитания для последующего развития мирового историко-педагогического процесса. Общие и специфические особенности в развитии школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации (Египет, Китай, Индия). Религиозно-философские источники, характеризующие содержание образования и методы обучения в школах Древнего Востока. Педагогическое учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) как основа воспитания и образования в Древнем Китае. Историческое значение древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составного компонента. ТЕМА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АНТИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ Воспитание детей и юношества в гомеровскую эпоху (IX - VIII века до н.э.). Воспитание и педагогическая мысль в древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Спартанская система воспитания, ее особенности. Аристотель о спартанском воспитании. Афинская система воспитания и образования (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия). Теоретическое обоснование этой системы в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (470-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.)). Воспитание и обучение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.). Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении (Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Сенека (4-65 гг. н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. н.э.)). "Наставление оратору" Квинтилиана – педагогический памятник этого периода. Зарождение христианской традиции воспитания. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры. Значение античной школы и педагогики для последующего развития всемирного историко-педагогического процесса. ТЕМА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Система образования, воспитание и педагогическая мысль Византии. Видные христианские мыслители этого периода о воспитании и обучении (Иоанн Златоуст (ок.347-407), Василий Кесарийский (330-379), Иоанн Дамаскин (675-753)). Византийское влияние на развитие просвещения Западной Европы и Руси. Школа и воспитание в странах Западной Европы в период раннего средневековья. Программа средневекового образования (Августин (354-430)). Учебные пособия для школ, составленные Боэцием (480-524). "Введение в изучение божественных и мирских наук" Кассиодора (490-583). Развитие школы и образования в период Каролингского Возрождения. Альбин Алкуин (ок.735-804) – выдающийся деятель школьной реформы Карла Великого (768-814). Фрагмент из учебника А.Алкуина "Беседа с Пипином". Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого средневековья. Рыцарская система воспитания. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Гуго Сен-Викторский (1096-1141) "Дидаскаликон", Пьер Абеляр (1079-1142) "История моих бедствий", Иоанн Солсберийский (1115-1180) "Металогик", Винцент из Бове (1190-1264) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", Фома Аквинский (1225/26 - 1274) "Сумма теологии"). Значение средневековой школы и педагогики для последующего развития мирового образования и педагогической культуры. Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения. Педагогические идеи выдающихся гуманистов и ранних социал-утопистов этого периода (Франсуа Рабле (1483-1553), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1538-1592), Хуан Луис Вивес (1492-1540), Томас Мор (1478-1588), Томмазо Кампанелла (1568-1639)). Попытки практического осуществления программы гуманистического воспитания ("Дом радости" Витторино да Фельтре (1373-1446)). Значение работ Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" и Мишеля Монтеня "Опыты" для развития гуманистической концепции воспитания. Гуманизм Возрождения и его влияние на определение типа воспитания в Новое время. Реформация и политика ее сторонников в области образования и воспитания. Практика обучения и воспитания в "братских общинах". Иезуитская система воспитания в период Контрреформации. Воспитание, школа и образование у народов Ближнего и Среднего Востока. Ислам и система мусульманского образования и воспитания. Педагогические идеи ученых энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой педагогической культуры (Абу Юсуф Якуб Ибн Исхак Кинди (ок.800-ок.870), Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан Аль-Фараби (870- 950), Абу Али Хусейн Ибн Абделах Сина (980-1037), Абу Рейхан-Мухам-мед Ибн Ахмед Аль-Бируни (ок. 973-ок. 1050), Абу Хамид Мухаммед Аль-Газали (1056/59-1111), Ибн Рушд (1126-1198)). Взаимодействие арабской и западноевропейской педагогической традиции в эпоху средневековья. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху средних веков в Китае, Индии и Японии. Влияние средневековой школы и педагогики народов Востока на последующее развитие образования и педагогической мысли во всем мире. ТЕМА 4.ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII-XVIII ВЕКАХ Основные тенденции развития образования и педагогической мысли начала Нового времени. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В.Ратке. Я.А.Коменский (1592-1670) – великий чешский теоретик и практик образования. Педагогическая система Я.А.Коменского как органическая часть его плана переустройства человечества. Труд Я.А.Коменского "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" – итог его философско-педагогических и общественных планов по исправлению мирового сообщества. Мировоззрение Я.А.Коменского и его педагогическая деятельность. Теория всеобщего универсального образования "учить всех всему". Цель воспитания. Принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Я.А.Коменскому. Содержание образования, принципы, правила и методы обучения. Организация процесса обучения. Теоретическое обоснование урока как основной формы обучения. Нравственное воспитание и дисциплина в классе. Требования к учителю. Учебно-методическая литература Я.А.Коменского ("Детский мир", "Мир чувственных вещей в картинках", "Открытая дверь языков и всех наук", "Материнская школа"). "Великая дидактика" (1633-1638) Я.А.Коменского как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания. Значение педагогического наследия Я.А.Коменского для развития мирового педагогического процесса. Я.А.Коменский и современность. Джон Локк (1632-1704) – классический выразитель педагогических идей английского Просвещения. Мировоззрение Д.Локка. Система воспитания джентльмена. Цель, задачи, содержание и методы воспитания. Д.Локк о содержании образования джентльмена, о принципах и методах его обучения. Проект организации "рабочих школ". Трактат Д.Локка "Мысли о воспитании" (1693). Педагогика эпохи Просвещения во Франции. Педагогическое наследие Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Мировоззрение Ж.-Ж.Руссо. Концепция естественного и свободного воспитания: природосообразность воспитания, формирование опыта самого ребенка, уважение личности ребенка, необходимость учета его индивидуальных особенностей, воспитание органов чувств, связь обучения и воспитания с жизнью, метод естественных последствий. Факторы воспитания. Периодизация жизни ребенка и особенности его воспитания и обучения в каждый из возрастных периодов. Идея воспитывающей и обучающей среды. Значение педагогического романа Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании" (1762). Влияние идей Ж.-Ж.Руссо на развитие мировой школы и педагогики. Педагогические идеи крупнейших французских философов-материалистов К.-А.Гельвеция (1715-1771) и Д.Дидро (1713-1784). Взгляды К.-А.Гельвеция и Д.Дидро на воспитание и образование: роль воспитания, влияние общественной среды и наследственности на формирование человека, зависимость воспитания от общественного строя. Произведения К.-А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773), Д.Дидро "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1774), "План университета для России" (1775). Педагогические идеи и практика филантропистов. Педагогические взгляды И.Б.Базедова (1724-1790) и К.Г.Зальцмана (1744-1811): воспитание гармоничного человека, сочетание умственного и физического воспитания, подготовка детей к общественной гражданской жизни, формирование активности и самостоятельности детей, использование в процессе обучения наглядности, экскурсий, путешествий, учет детской психики, высокие требования к нравственным и профессиональным качествам учителя. "Элементарное руководство" – главное произведение И. Б.Базедова. Педагогическое наследие классической немецкой философии (Иммануил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)). Разработка ими важнейших проблем воспитания, образования и обучения: роль среды, наследственности, развития и обучения в формировании человека, соотношение филогенеза (истории человечества) и онтогенеза (истории индивида), принцип самоотчуждения, активный диалог человека с накопленной культурой, идея отношения к ребенку как к цели, а не как к средству, принцип активности человека, разработка содержания умственного, нравственного и волевого воспитания. Заметки И. Канта "О воспитании". Основные педагогические идеи представителей немецкого неогуманизма: культ человеческой личности, возрождение идеи всестороннего развития личности, необходимость расширения содержания образования, изучения древних языков, а также родного языка, подготовка учителей в университете. В.Гумбольдт (1767-1835) как виднейший представитель неогуманизма. Влияние прогрессивных идей представителей педагогической мысли Германии этого периода на дальнейшее развитие школы и педагогики во всем мире.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.01 с.) |