Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности традиционных технологийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: - учащиеся приблизительно одного возраста и уров обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы. Классификационные параметры традиционного обучения По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная — с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры — информационная, ЗУН. По характеру содержания; светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. 8. Педагогика По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребенку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской педагогике цели обучения формулировались так: ♦ формирование системы знаний, овладение основами наук; ♦ формирование основ научного мировоззрения; ♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; ♦ воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; ♦ воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цели ТО представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рацио- нально-логической стороны познания над чувственно-эмоцинальной. Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским: ♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); ♦ природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется); ♦ последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); ♦ доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУЕ); ♦ прочности (повторение — мать учения); ♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении комайд); ♦ принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); ♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний); ♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей. Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства. Особенности содержания Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические
8* предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания. Традиционная система остается единообразной, не вариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий. Особенности методики Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: ♦ регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); ♦ централизации контроля; ♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на: ♦ сообщении готовых знаний;
♦ обучении по образцу; ♦ индуктивной логике от частного к общему; Ф механической памяти; ♦ вербальном изложении; Ф репродуктивном воспроизведении.
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка: Ф самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель; Ф планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; Ф итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уродует личность»). Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность. Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция). Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой. Традиционная форма обучения — классно-урочная. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Традиционные технологии обучения используют два метода. 1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учеб- ный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность студента направлена на получение информации и узнавание, в результате чего формируются «знания-знакомства». 2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студент сам, активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются «знания-копии». Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам. Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения материала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами; 3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»; 4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания; 5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания; 6) затрудненность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала; 7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются, и, с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном
обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.009 с.) |