Особенности традиционных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности традиционных технологий



Термин «традиционное обучение» подразумевает преж­де всего классно-урочную организацию обучения, сложив­шуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулиро­ванных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преоб­ладающей в школах мира.


Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уров­
ня подготовки составляют класс, который сохраняет в ос­
новном постоянный состав на весь период школьного

обучения;

- класс работает по единому годовому плану и про­грамме согласно расписанию. Вследствие этого дети дол­жны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

 

- урок, как правило, посвящен одному учебному пред­мету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над од­ним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учеб­ного года принимает решение о переводе учащихся в сле­дующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются, в основном,

для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между урока­ми — атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры традиционного обучения

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная — с до­пущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры — инфор­мационная, ЗУН.

По характеру содержания; светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

 

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

8. Педагогика


По организационным формам: классно-урочная, ака­демическая.

По подходу к ребенку: авторитарная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюст­ративная.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

Цели обучения — подвижная категория, включаю­щая в зависимости от ряда условий те или иные состав­ляющие.

В советской педагогике цели обучения формулирова­лись так:

♦ формирование системы знаний, овладение основами наук;

♦ формирование основ научного мировоззрения;

♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

♦ воспитание идейно убежденных борцов за комму­низм, за светлое будущее всего человечества;

♦ воспитание сознательных и высокообразованных лю­дей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представ­ляют воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимуще­ственно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (все­стороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели не­сколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспи­тания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) оста­лась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остает­ся «школой знаний», сохраняет примат информирован­ности личности над ее культурой, преобладание рацио-


нально-логической стороны познания над чувственно-эмоцинальной.

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы пе­дагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

♦ природосообразности (обучение определяется разви­тием, не форсируется);

♦ последовательности и систематичности (последова­тельная линейная логика процесса, от частного к общему);

♦ доступности (от известного к неизвестному, от легко­го к трудному, усвоение готовых ЗУЕ);

♦ прочности (повторение — мать учения);

♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении комайд);

♦ принцип наглядности (привлечение различных орга­нов чувств к восприятию);

♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение — это процесс передачи знаний, умений и на­выков, социального опыта от старших поколений — под­растающему. В состав этого целостного процесса включа­ются цели, содержание, методы и средства.

Особенности содержания

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно опре­делялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духов­ности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические


 



8*



предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, не ва­риативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и ва­риативности. Планирование содержания обучения центра­лизовано. Базисные учебные планы основываются на еди­ных для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не вза­имосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его много­образными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, твор­ческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

♦ регламентации деятельности, принудительности обу­чающих процедур («школа насилует личность»);

♦ централизации контроля;

♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает та­ланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (ро­дитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

♦ сообщении готовых знаний;


 

♦ обучении по образцу;

♦ индуктивной логике от частного к общему; Ф механической памяти;

♦ вербальном изложении;

Ф репродуктивном воспроизведении.

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздейст­вие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение вре­мени урока На уроке обеспечивается лишь перво­начальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней пере­кладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активно­сти учащихся Слабая речевая деятельность (сред­нее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризу­ется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельно­сти ребенка:

Ф самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

Ф планирование деятельности ведется извне, навязыва­ется ученику вопреки его желанию;

Ф итоговый анализ и оценивание деятельности ребен­ка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его нега­тивными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уро­дует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пя­тибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся


по учебным предметам, требования к оценке: индивиду­альный характер, дифференцированный подход, система­тичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб­разие форм, единство требований, объективность, мотивиро­ванность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются от­рицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становит­ся средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уча­щихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентно­сти, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредствен­ным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является не­переводной оценкой, основанием второгодничества и отсе­ва, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом пред­ставляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения — классно-урочная.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: снача­ла учебный материал преподносится классу лекцион­ным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабора­торных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учеб-


ный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскур­сия и т. п. Деятельность студента направлена на получе­ние информации и узнавание, в результате чего формиру­ются «знания-знакомства».

2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студент сам, активно воспроиз­водит учебный материал: отвечает на вопросы, решает за­дачи и т. д., в результате формируются «знания-копии». Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность кото­рого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения матери­ала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами; 3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опо­ры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»; 4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания; 5) преобладание словес­ных методов изложения материала, создающих объектив­ные предпосылки рассеивания внимания; 6) затруднен­ность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материа­ла; 7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требу­ются, не применяются, и, с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную ин­формацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном


 




обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.022 с.)