Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации



Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

Основные дидактические единицы: Сущность и возможности проблемно-целевого анализа ситуации. Понятие ситуации и основные составляющие. Структура социокультурной ситуации и содержание ее основных разделов (“полей” и сфер жизнедеятельности). Социально-культурная среда как область проектной деятельности. Образ жизни как единица анализа ситуации и область проектной деятельности. Сфера жизнедеятельности как элемент анализа ситуации. Проблема как единица анализа ситуации: понятие, классификация, технология анализа. Социально-культурные проблемы и задачи проектирования. Специфика проблемного поля проектирования на федеральном уровне (тенденции и противоречия сегодняшней социокультурной ситуации). Социокультурные проблемы и приоритетные области проектирования. Содержание проблем и варианты их проектных решений в ведущих областях проектной деятельности: в сфере художественной, духовно-нравственной, социально-психологической, общественно-политической, профессиональной, физической и психической культуры. Содержание “отраслевых” проблем и возможности их проектных решений.

Сущность проблемно-целевого анализа

В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые проекты и программа представляют собой относительно самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность мероприятий и акций, ориентированных в конечном счете на разрешение (или оптимизацию) проблем, характерных для определенных социальных группы или территории в целом, первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, — принцип, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем позволяет:

— точно определить области проектной деятельности (или приоритетные направления социально-культурного проектирования) и четко определить аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей — носителей проблем);

— квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем;

— определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования). Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции реальности осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности культурной политики — ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти.

Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта[1]. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

Содержание социально-культурных проблем И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Как уже отмечалось, наиболее значимыми в контексте задач проектирования являются социально-культурные проблемы, которые определяются и характеризуются как бы с двух точек зрения:

во-первых, они рассматриваются как объективно фиксируемые факты неблагополучия в социокультурной среде, сферах жизнедеятельности и образе жизни (утраты ценностно-нормативного, предметного характера, различного рода препятствия, затрудняющие процесс культурного развития личности, социальной группы или общества в целом);

во-вторых, формулировка социально-культурных проблем есть результат субъективно переживаемого (автором проекта, субъектом культурной политики) несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатом, т.е. интерпретация определенного противоречия субъектом, принимающим на себя ответственность за положение дел.

Основу классификации социокультурных проблем (а также их последующей характеристики и ранжирования) составляет модель ситуации, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих определенным сегментам культуры.

В таком случае всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологическая культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры (культура труда).

Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Причем, если при анализе образа жизни понятием “культура” характеризуется личностный уровень развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный, ценностно-ориентационный, институциональный[15].

Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями социокультурного проектирования. Каждая из них, во-первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в-третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и форм поведения большинством населения (массовый уровень культуры), так и наличием в той или иной сфере культурной жизни «опережающих групп» — субъектов, задающих потолок культурной активности и определяющих ее вертикаль.

Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют основные смысловые разделы проекта: приоритетную область проектирования, цели и задачи проекта, содержание и виды деятельности, которые в рамках социокультурного проектирования рассматриваются в качестве средства решения социально-культурных и личностных проблем, определивших актуальность проекта.

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения, представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально-психологической, педагогической и др. Поэтому в данном разделе пособия в учебных целях предлагается примерный (“рабочий”) перечень проблем и краткое обоснование проектов, способствующих их разрешению[16].

Предложенные ниже формулировки проблем и обоснования замыслов их проектных решений можно рассматривать в качестве тех первичных “кирпичиков”, из которых и будет складываться проблемно-целевой блок разрабатываемых проектов. Автору программы необходимо идентифицировать те проблемы, которые определили актуальность его проекта, т.е. привести доказательства их значимости, проиллюстрировав их конкретными данными, характеризующими ситуацию; четко определить носителя проблем (социальную категорию или группу населения); обосновать возможности их решения с учетом имеющихся ресурсов.

Художественная культура. Проблемы формирования художественной культуры уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают довольно противоречивую картину. С одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством (частота и продолжительность контактов) вполне благополучны и не вызывают особой тревоги. Однако уровень художественной воспитанности населения (и особенно детей и подростков) на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий в процессе восприятия. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественного воспитания, в низком уровне развития фольклора и домашних форм музицирования, а также в характере социально-культурных изменений российского общества.

В формализованном виде наиболее актуальными проблемами развития художественной культуры являются: снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления); невостребованность потенциала профессионального искусства, традиционной народной культуры как средства художественного развития личности; недоступность для жителей города художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры; недоступность для населения региона богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; экспансия массовой художественной культуры, денационализированной по форме и содержанию; ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающая массового зрителя и вызванная необходимостью поиска средств существования; резкое сокращение в репертуаре произведений театральной и музыкальной классики, современного высокопрофессионального искусства; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, церковной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; утрата форм и традиций устного народного художественного творчества; снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.

Социально-культурные программы в этой области проектной деятельности должны решать задачи массового эстетического воспитания населения: формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник); содействовать воспитанию любви к подлинному фольклору путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных ансамблей, стремящихся к «вживанию» в самобытную народную культуру и ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на импровизированность пения, игры, танца; способствовать возрождению и пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций; воспитывать историческое сознание и формировать у неселения чувство идентичности с образом местной культуры. Формирование интереса к народному искусству лежит в основе эстетического воспитания детей и подростков, оно тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви «к малой родине», своему родному краю. С этой целью можно планировать проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических экспедиционных походов.

Идеи проектов в сфере художественной культуры:

Программа “Народное творчество”.

Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города; пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона; создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных объектов, памятников.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских экспедиций "Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и изучение");

— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора "Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников, цикла мероприятий "В гостях у мастера";

— Организация детских клубных объединений и группп раннего эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров, обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;

— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;

— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное искусство;

Проект "Радуга камня”.

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки камня; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-петрографов; использование потенциала ярмарки как средства обогащения экономической и культурной жизни города; содействие профессиональному общению народных умельцев, обмену технологиями, материалами, опытом; формирование интереса у населения к творчеству мастеров Заполярья; расширение межрегиональных и международных культурных и экономических связей; создание дополнительных рабочих мест.

Форма реализации проекта: традиционная региональная ярмарка художественных изделий из камня.

Основные мероприятия в рамках проекта: разработка концепции ярмарки; формирование оргкомитета ярмарки; учреждение Целевого Фонда “Радуга камня”, его регистрация и формирование финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, международных фондов и др.); финансовое, информационное и инфраструктурное обеспечение проекта.

Программа “Мир прекрасного”.

Задачи программы: содействие художественному развитию одаренных детей, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; создание условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, приобщения их к духовным ценностям; использование в работе с детьми воспитательного потенциала различных видов культурной деятельности; развитие социально-культурной активности детей и родителей.

Направления деятельности в рамках программы:

— Создание в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах школ групп раннего эстетического развития;

— Организация тематических выставок для детей младшего возраста ("Расти, малыш!" и "Сказка за сказкой");

— Организация "Игр-путешествий", Игровых программ "Родословная вещей", персональных выставок “Не от скуки на все руки”, выставок-вернисажей местных художников;

— Подготовка циклов мероприятий для всей семьи ("Филармония школьника", "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая семья", лекции-концерты, музыкальные вечера и др.);

— Разработка программы и проведение занятий по истории мировой художественной культуры со школьниками;

— Организация смотров, конкурсов, фестивалей: Всероссийская неделя музыки и детской книги; "Конкурс юных художников"; Конкурс военной и эстрадной песни; Фестиваль театральных миниатюр. Проект “Среда обитания” (организация системы конкурсов проектов оформления улиц, площадей, домов; конкурсы детского рисунка и создание уличных "Картинных галерей" (во дворах, на площадях), уличных художественных панно (на "пустых" стенах домов, ограждениях строек, промышленных предприятий и т.п) на основе сюжетов, отражающих историю района, города.

Проект "Юные дарования”.

Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований);

— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;

— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований;

— Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты Заполярья";

— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.

Проект "Умелец" (специализированный детский и подростковый клуб). Задачи клуба: возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства;

Содержание деятельности: овладение технологиями народных ремесел и промыслов; организация встреч с народными умельцами; создание мастерской для совместного труда детей и родителей; поисково-исследовательская деятельность по изучению технологий "уходящих" ремесел; организация выставок, аукционов, экскурсий.

Мероприятия по реализации проекта: формирование актива клуба и разработка учредительной документации; подбор мастеров-умельцев, специализирующихся в различных видах творчества и способных принять на себя обеспечение соответствующих направлений работы клуба; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы клуба.

Проект "Магия джаза". Задачи проекта: обогащение художественной жизни города; создание условий для творческого общения и признания джазовых музыкантов города; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;

Форма реализации: ежегодный джазовый фестиваль.

Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале; учреждение целевого фонда "Магия джаза" и формирование бюджета программы; разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение фестиваля; организация на базе фестиваля Центра джаза с перспективой его преобразования в Центр профессионального искусства (проект областной программы "Развитие сферы культуры").

Проект "Фестиваль уличных театров". Задачи проекта: популяризация театрального искусства, расширение зрительской аудитории; эстетизация городской среды; стимулирование детской театральной самодеятельности и поиск новых форм приобщения молодежи к театральной культуре.

Мероприятия по реализации проекта: учреждение целевого фонда "Фестиваль уличных театров"; поиск источников финансирования; рекламно-информационное обеспечение проекта.

Материальная база: Уставной фонд, образованный учредителями, благотворительные взносы, средства, получаемых от коммерческой деятельности структурных подразделений театра.

Значительно большие возможности открываются перед нетрадиционным культурно-досуговыми учреждениями, специально ориентированными на развитие народных традиций и приобщение к ним населения. В зависимости от характера проблем, потенциала территории и имеющихся ресурсов, могут разрабатываться проекты, предполагающие создание таких нетрадиционных в организационном и функционально-содержательном плане структур — таких как Дома ремесел, Центры песенного фольклора, Центры эстетического развития, Фольклорно-этнографические Центры, специализированные школы, мастерские народного творчества, профессионально-художественные училища (в местах бытования художественных промыслов и ремесел); специализированные фольклорно-этнографические центры (которые могли бы участвовать в поисково-исследовательских мероприятиях по изучению местной народной культуры; проводить фольклорные фестивали и научно-практические конференции).

Данные проекты могут разрабатываться как с учетом имеющейся инфраструктуры (т.е. на базе традиционных учреждений образования, культуры, досуга), так и осуществляться на базе новых структур, способных осуществлять нетрадиционные виды социокультурной деятельности. Проект в таком случае, помимо содержательной проработки, предполагает нормативно-правовое обоснование, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Приведем пример двух проектных идей создания нетрадиционных модели культурно-досугового учреждения.

Проект "Центр деревянной скульптуры "Грумант".

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки дерева; расширение межрегиональных и международных культурных связей и укрепление роли Архангельска как ведущего центра деревянной скульптуры и зодчества; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-скульпторов по дереву как в России, так и за рубежом; содействие профессиональному общению российских народных умельцев между собой и с зарубежными коллегами; оказание методической помощи объединениям, клубам, от дельным художникам, специализирующимся в области деревянной скульптуры; подготовка методической и материально-технической базы для создания Музея деревянной скульптуры.

Основные мероприятия в рамках проекта: учреждение Целевого Фонда "Грумант" и формирование его финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, помощь Ломоносовского Фонда, международного фонда "Культурная инициатива" и др.); подготовка учредительной документации, регистрация Центра, формирование органов управления и самоуправления; организация коллективных и персональных выставок деревянной скульптуры; разработка концепции, подготовка учредительной документации и комплектование фонда Музея деревянной скульптуры; подготовка и проведение российского, а затем международного симпозиумов деревянной скульптуры "Грумант" (создание оргкомитета симпозиума; разработка положения и других регламентирующих документов; подача заявок на получение финансовой помощи в МК РФ и неправительственные организации; сбор заявок на участие в симпозиуме; разработка атрибутики симпозиума; формирование программы проведения симпозиума (научная, методическая, культурная программы).

Проект "Клуб-музей музыкальной культуры".

Задачи проекта: сохранение и обогащений традиций музыкальной жизни города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры семейного музицирования.

Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе как музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация музыкального абонемента для детей "Я — Музыка"; организация циклов концертов, выставок, конкурсных программ по различным направлениям музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и фонотеки; выпуск газеты "Музыкальная жизнь Архангельска"; проведение фестиваля "Дни музыкальной культуры на родине Мосолова" и конкурса молодых композиторов.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора), предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов.

Историческая культура. Данная область проектирования (и соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры:

Программа "Истоки".

Задачи программы: изучение истории города, края, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Программа предполагала следующие направления и виды деятельности:

— Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково-исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, выявление “уходящих" технологий и ремесел, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги “Истории, рассказанные в нашем доме” — районе, городе и др).

— Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро;

— Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной); “Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”;

— Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся;

— Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.

— Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);

— Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.

— Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова).

Проект “Праздничный календарь ” — разработка и реализация многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы, демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в служебной деятельности, уход на пенсию и др.).

Проект “Краеведческий клуб-музей ” (на базе школы): организация краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров, народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-культурной направленности является общественное объединение (землячество, национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой» культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы», воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[17];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.058 с.)