Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы производственно-профессионального обучения и формирования навыков

Поиск

Сформированная профессиональная деятельность дол­жна: 1) достигать намеченной цели — воспроизводить продукт заданного образца; 2) выполняться как последо­вательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса; 3) отвечать уста­новленной норме производительности (количество продук­та в единицу времени); 4) быть сознательной, т. е. разум­но выполняться, вызываться и управляться сознательной целью; 5) выполняться легко, свободно, в быстром и рав­номерном темпе, со значительной мерой автоматизации навыков. Автоматизация освобождает сознание от контро­ля за осуществлением моторных, сенсорных и интеллек­туальных операций, устойчиво повторяющихся при выпол­нении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно


 




протекает, а также его результаты. В основе образования навыков лежат пробные попытки. Без повторных прак­тических попыток формирование навыков невозможно. Практические пробы протекают как сознательные попыт­ки воспроизвести определенные действия. Различают два главных пути обучения навыкам.

Первое направление за основу берет выработку сенсор­ных дифференцировок, учит ориентирам действия и ав­томатизирует их восприятие, формирует сознательную ус­тановку на овладение навыками, используя упражнения комплексного характера на осмысленных содержательных задачах; обучение трудовым навыкам происходит в про­цессе изготовления полезных вещей.

Второе направление за основу обучения берет выработ­ку моторных дифференцировок, тщательную отработку всех элементов действия, используя упражнения аналити­ческого характера на стандартных элементах, формальных задачах; их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому — за­крепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической в отличие от другой — синтетической. Трудно однозначно ответить, какой из под­ходов лучше. При аналитическом подходе сначала дело идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четко­стью, правильностью и прочностью. Однако затем возни­кают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Учение замедляется, а сформирован­ные навыки оказываются иногда шаблонными и негибки­ми. При синтетической методике, наоборот, сначала дело обычно идет медленно и с трудом, однако затем учение ускоряется, а навыки отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью. Эффективное формирование на­выков происходит в условиях формирования ориентиро­вочной основы действия профессионального умения. Под ориентировочной основой действия понимается сово­купность отраженных человеком объективных условий, на которые он реально ориентируется при выполнении действий.


Полное развернутое содержание ориентировочной де­ятельности как ее нормативный образец при формирова­нии конкретного профессионального умения фиксируется в учебной карте (УК) (специально разработанный вид учеб­ного пособия).

Учебная карта выполняет следующие функции: 1) фик­сирует нормативное содержание деятельности, образец ее выполнения в процессе усвоения, что дает возможность контроля и коррекции — фактическое-выполнение дей­ствий может сличаться с эталонным; 2) организует ориен­тировочную деятельность человека по анализу задания и процесса его выполнения. На первом этапе усвоения уче­ник, прочитывая очередной пункт УК, выполняет соответ­ствующее действие, затем — следующий шаг и т. д. На следующем этапе ученик ориентируется на указания УК в другой форме — карты у него уже нет, но перед тем как выполнить очередное действие, он должен вслух прогово­рить его, «дать отчет» другому человеку. И если при этом он допускает неточности, то контролирующий его поправ­ляет, возвращает к тексту УК. Позже ученик должен бу­дет уже не подробно рассказывать о выполняемой деятель­ности, а только называть сначала действия, а потом обобщен­ное название функциональных систем действий. Таким образом, ориентировочная деятельность меняет свою форму от этапа к этапу, принимая в конце форму умственной дея­тельности (интериоризация). Исполнительная же сторона формируемого умения всегда остается практической.

Для анализа процесса обучения полезно использовать математические модели обучаемости. Показателями обу­чаемости могут быть время выполнения операций, количе­ство ошибок, величина отклонения от эталонного образца и т. п. По мере повышения уровня подготовки студентов указанные показатели убывают и выражаются математи­ческой моделью обучаемости. С помощью математической модели обучаемости можно заранее оценить ожидаемый уровень подготовки студента в зависимости от времени, затрачиваемого на его подготовку, спрогнозировать необхо­димое время обучения студента требуемому навыку для достижения им заданного уровня подготовки.


 




6.6. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса сле­дует разрабатывать и внедрять научно обоснованные мето­ды руководства познавательным процессом, мобилизую­щие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения.

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие опти­мизации содержания учебной дисциплины. Совершенство­вание содержания предполагает как минимум:

— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной, базовой части и дополнитель­ной, второстепенной информации; соответствующим обра­зом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

— перераспределение по времени учебного матери­ала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого.для плодотворной самостоятельной работы;

— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование ново­го материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.


Совершенствование методов обучения обеспечивает­ся путем:

— широкого использования коллективных форм по­знавательной деятельности (парная и групповая работа, ро­левые и деловые игры и др.);

— выработки у преподавателя соответствующих навы­ков организации управления коллективной учебной дея­тельностью студентов;

— применения различных форм и элементов проблем­ного обучения;

— совершенствования навыков педагогического обще­ния, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

— индивидуализации обучения при работе в студенчес­кой группе и учет личностных характеристик при разра­ботке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

— стремления к результативности обучения и равно­мерному продвижению всех обучаемых в процессе позна­ния независимо от исходного уровня их знаний и индиви­дуальных способностей;

— знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

— применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной дея­тельности. Процессы интенсификации базируются на вза­имодействии индивидуально-психологических и коллек­тивно-психологических факторов в учебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.007 с.)