Концепций воспитания, технократической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепций воспитания, технократической



ПЕДАГОГИКИ

В Европе, Америке, Японии имеется значительное раз­нообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую груп­пу составляют концепции, в которых воспитание рассмат-


ривается как более или менее жесткое руководство учащи­мися, формирование заданных обществом свойств лично­сти. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй груп­пы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базиру­ют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являют­ся психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной пе­дагогики исходят из того, что задачей воспитательной си­стемы школы и общества является формирование «фун­кционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленно­го к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семья­нин, потребитель. Воспитание следует строить на рацио­нальной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. (Скиннер, создатель тех­нократической педагогики.) Советская педагогика пыта­лась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Пред­ставители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспита­ния личности должен быть строго направленным и при­водить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, без­думного исполнителя. Воспитание понимается как мо­дификация поведения, как выработка «правильных» по­веденческих навыков. В основе технократической педаго­гики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее созна­нием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детер­минирует собственно человеческое поведение.


 




Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителен»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ниче­го плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции лично­стью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адапта­ции, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Вос­питание с помощью фармакологическиих препаратов про­тиворечит всем нравственным и юридическим нормам.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — пси­холого-педагогическая концепция технократического вос­питания, под которым понимается воспитание, базирующе­еся на новейших достижениях науки о человеке, использо­вании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уот-сон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S — R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положе­нием о подкреплении, вследствие чего цепочка формирова­ния заданного поведения приобрела вид «стимул — реак­ция — подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма приме­нительно к воспитанию заключается в том, что человечес­кое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного под­крепления. Для того чтобы вызвать определенное поведе­ние, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их приме­нить. Достаточно придерживаться схемы «стимул — ре­акция — подкрепление» и принципов «оперантного обус­ловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой


сформировать требуемое поведение. Скиннер считает ана­хронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обус­ловлено желаниями, характером, дарованиями. Скорость достижения требуемого поведения регулируется фактора­ми подкрепления — положительного или отрицательно­го, обеспечивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепления, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или делают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного пове­дения. Положительные факторы подкрепления, заключа­ет Скиннер, вызывают «активное участие человека в жиз­ни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепле­ния выявляют наличие условий, которых человек старает­ся избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это под­линно свободное поведение, поскольку его контролирует сама личность. Критерий моральности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полно­стью определяются обстоятельствами, стимулами подкреп­ления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заключается в умении наилуч­шим образом приспособиться к окружающей среде, при­чем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Следуя тезису Скиннера, что современное общество дол­жно опираться на «рациональное мышление», сторонники технократических тенденций ориентируются на воспита­ние человека, идеал которого соответствовал бы требовани­ям индустриального общества. Процесс воспитания, разви­вающийся в соответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учеб­ных заведений создать атмосферу напряженной умственной


 




деятельности, управляемой с помощью рациональных ал­горитмов, всемерно стимулировать индивидуальную дея­тельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспи­тывать качества «индустриального человека» — деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчи­вость. Важное место в организации и осуществлении учеб­но-воспитательного процесса отводится электронно-вычис­лительной технике.

Прагматизм (от греч. прагма — дело) — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.

4 Основные положения этой системы следующие. Шко­ла не должна быть оторвана от жизни, обучение — от вос­питания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осу­ществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа мо­жет воспитывать людей, хорошо приспособленных к жиз­ни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «...мы должны стать на место ре­бенка и исходить из него. Не программа, а он должен опре­делять как качество, так и количество обучения» (Дьюи Дж. Школа и ребенок. М.; Пг., 1923. С. 8.).

В 60-е годы философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. При­кладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению ка­чества обучения и воспитания. В условиях научно-техни­ческой революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Главная сущность неопрагматической концепции вос­питания сводится к самоутверждению личности. Ее сто-


ройники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Трам-мельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую на­правленность воспитания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Пос­леднее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может оп­ределять, чтобы вместо куста роз рос.дуб».

Человек не нуждается в поисках оснований своих дей­ствий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для вы­бора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведе­ния человека, и поэтому они могут только мешать его са­мовыражению, его росту. В своих действиях он ничем не связан, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей (См.: Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. С. 73-74.).

Неопозитивизм, или сциентизм — это философско-пе-дагогическое направление, пытающееся осмыслить комп­лекс явлений, вызванных научно-технической революцией.

Главные положения педагогики неопозитивизма следу­ющие. Воспитание должно быть очищено от мировоззрен­ческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-тех­нического прогресса нуждается в «рациональном мышле­нии», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспита­ния, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением лич­ности и создать условия для ее свободного самовыраже­ния, для осуществления человеком обстоятельного вы­бора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм пове­дения. Основное внимание нужно уделять развитию ин­теллекта, а задача воспитания — формирование рацио­нально мыслящего человека.


 




Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеждены, что лишь с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет про­явить способность к самореализации, к общению с други­ми членами общества. Человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внима­ние должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм (от лат. existencia — существова­ние) — влиятельное философское направление, признаю­щее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность — неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек — носитель своей нравственности. В современном, полном тревог и опасностей мире человечес­кое существование находится под постоянной угрозой; сохранять, развивать и реализовать свое «Я» становится все труднее. По утверждениям экзистенциалистов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на существова­ние во враждебной ему среде. Общество наносит колос­сальный ущерб нравственной самостоятельности личнос­ти, поскольку социальные институты нацелены на унифи­кацию личности)<%ее поведение. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет. Кроме того, она пре­тендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъек­тивное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, получившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагоги­ческой теории, к целям и возможностям воспитания. Вос­питание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимо­сти изобретать особые методы и приемы воспитания, сле­дует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь,


природа и интуиция — великие силы, помогающие воспи­танникам и их наставникам безошибочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования человека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности лично­сти особенно вредит коллектив, который превращает че­ловека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я».

Виднейшие представители современной экзистенциа­листской педагогики — Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Фран­ция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фалли-ко (Италия) и многие другие — центром воспитательно­го воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индиви­дуальности, к чувству свободы. «Воспитатель, — пишет за­падногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, — подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таин­ственные и священные голоса» (Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 355-356.). Здесь ясно обнаруживается еще один подтекст экзистенциалистской педагогики — религиозный.

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеобразную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обре­сти устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дру­жеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет ду­ховную опору в жизни; предоставь каждому право идти сво­им путем, в меру отпущенных ему природой способностей;


 




не упускай случая «вызвать очищающий бунт против са­мого себя»; посрамляй этикой логику и т. п.

Неотомизм — религиозное философское учение, полу­чившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Неотомисты при­знают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воп­лощение Божественного разума, а теология — высшая сту­пень познания. Сущность мира, по утверждению неотоми­стов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. По­этому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его ра­зума. В области воспитания наука и религия должны вза­имодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естественных явлений, религии — духов­ных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам

природы.

Главное — душа, следовательно, воспитание должно не­пременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечело­веческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилиза­цию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах: погоне за наживой и голой утилитар­ности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бед­ностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.


В содержании образования нужно четко разграничи­вать «истины разума и истины веры». Эта формула, по вы­ражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золоты­ми буквами над входом в любое учебное заведение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.024 с.)