Структура и средства учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и средства учебной деятельности



Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

♦ интеллектуальные действия, мыслительные опера­ции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

♦ знаковые языковые средства, в форме которых усва­ивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообраз­ными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследова-тельско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивацион-ном, ценностном и смысловом планах, формирование зна­ния и умения применять его для решения разнообразных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, со­стоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в само­контроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуще­ствить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполне­ния учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как систе­ма учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система инфор­мации о каком-то объекте, процессе, в котором четко опре­делена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгорит­мы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.


 




Е. И. Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач:

♦ учебные задачи должны обеспечить усвоение систе­мы средств, необходимой и достаточной для успешного осу­ществления учебной деятельности;

♦ учебная задача должна конструироваться так, что­бы соответствующие средства деятельности, усвоение кото­рых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт действий учащихся, прямой продукт обучения.

Учебная задача дается в определенной учебной ситуа­ции. Учебная ситуация может быть конфликтной (меж­личностная конфликтная ситуация препятствует обуче­нию) и сотруднической, а по содержанию — проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?».

Задача возникает здесь как следствие проблемной си­туации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учеб­ной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уров­ня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И. И. Ильясов относит:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и об­работке материала, параллельно с ними протекают кон­трольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных дей­ствий (источник и форма получения учебной информа­ции). Наряду с мыслительными, в учебных действиях ре­ализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблон­ные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия.


Таблица 8

 

ПРЕДМЕТ учебной деятельности (содержание) Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся
СРЕДСТВА учебной деятельности 1 —■ интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.) 2 — языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание 3 — фоновые исходные знания
СПОСОБЫ учебной деятельности 1 — репродуктивные 2 — проблемно-творческие, 3 — иселедовательско-познавательные действия 4 — переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям
ПРОДУКТ учебной деятельности 1 — структурированные знания 2 — умение решать научные и профессиональные задачи 3 — внутренние новообразования: формирование теоретического мышления 4 — накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества
РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности 1 — потребность продолжать учение, интерес, удовлетво­ ренность от учебы либо 2 — нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной деятельности 1 — учебная мотивация 2 — учебная ситуация: — учебная задача — решение задачи посредством учебных действий 3 — контроль преподавателя 4 — оценка преподавателя
Учебные задачи 1 — цель, требования задачи 2 — исходные условия предмета задачи: отношения между объектами 3 — модель требуемого состояния предмета задачи 4 — оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение)
Действия и операции 1 — общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия 2 — действия целеполагания 3 — действия программирования 4 — действия планирования 5 — исполнительные действия: — вербальные — материальные, практические — мыслительно-логические — перцептивные — мнемические — репродуктивные — продуктивные — преобразующие — исследовательские — исследовательско-воспроизводящие 6 — действия контроля (самоконтроля) 7 — действия оценки (самооценки)

 





Для преподавателя представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у обучаемых. Фактически речь идет о том, чтобы научить учащихся учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предмет­ными знаниями. Самая большая сложность состоит в са­мостоятельном отборе содержательного материала, подле­жащего усвоению.

В. Я. Ляудис считает, что учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учеб­ной ситуации, системообразующей переменной которой вы­ступают социальные взаимодействия учащихся с препода­вателями и между собой. Характер этих взаимодействий, в свою очередь, зависит от форм сотрудничества препода­вателя с учащимися.

Совместная учебная деятельность — это некоторая об­щность, возникающая в процессе учения. В своем станов­лении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельнос­ти всех участников.

Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при со­вместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процес­се учения».

Система совместной деятельности может быть при­знана нормальной, когда взаимосвязаны все ее компо­ненты: отношение учащихся друг к другу и к препода­вателям; условия, в которых протекает учебная деятель­ность.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.004 с.)