Основные дидактические концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные дидактические концепции



Процесс обучения базируется на психолого-педагогиче­ских концепциях, которые часто называются также дидак­тическими системами. Дидактическая система составляет со­вокупность элементов, образующих единую цельную струк­туру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики.


Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традици­онной системе обучения доминирующую роль играет пре­подавание, деятельность учителя. Ее составляют дидакти­ческие концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характе­ризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, по­нимание, обобщение, применение. Логика процесса обуче­ния состоит в движении от представления материала че­рез объяснение к пониманию, обобщению, применению зна­ний. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит си­стема американского педагога Дж. Дьюи, трудовая шко­ла Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентричес-кая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал стро­ить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные спо­собности и разноообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудно­сти в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответ­ствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный


 




поиск. Разнообразная деятельность детей — сочинения, ри­сунки, театр, практические работы («педагогика действия») — активизирует познавательную деятельность, развивают мыш­ление, способности и умения. Однако абсолютизация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводят к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систе­матичности обучения, к случайному отбору материала, к большой трате времени, к снижению уровня обучения.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп­цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальпе­рин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагоги­ческая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах преду­сматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, ху­дожественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одно­временно стимулируя их самостоятельную работу, актив­ность и творческий поиск. Педагогическое сотрудниче­ство — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонима­ния, проникновения в духовный мир друг друга, коллек­тивного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества — это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «ус­лышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал (пу­тем поиска вместе с учителем и одноклассниками) — осмыслил — сказал — запомнил».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.006 с.)