Современные концепции демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции демократии.



Любая демократия имеет свои ограничения, и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное пространство других. Поэтому существуют различные концепции демократии. Рассмотрим некоторые из них.

Концепция либеральной демократии. Некоторые из ее основополагающих принципов были заложены в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В целом же либеральная демократия предполагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собственности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской демократии. Теоретиками коллективистской демократии можно считать Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, В. И. Ленина. Эта концепция противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и понимания прав и свобод; приоритет государства и общества над личностью; всеобщую политическую мобилизацию и участие всех граждан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуальной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является социалистическая демократия, имевшая место в СССР и других странах социалистического лагеря.

Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унаследовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем плюралистическая демократия в значительной степени корректирует некоторые принципы либеральной и коллективистской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является результатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничивается групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социальных меньшинств; власть рассредоточивается по различным институтам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической демократии отдают предпочтение большинство наиболее развитых стран мира.

Концепция элитарной демократии. В соответствии с ней власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находящейся у власти элите.

Нечто подобное происходит сейчас в России. На волне популистских обещаний те или иные политические группировки приходят к власти, а затем, забыв про свои обещания и наказы избирателей, решают свои личные проблемы.

Существуют и другие концепции демократии, которые из-за ограниченности объема данной работы мы не имеем возможности рассмотреть.

38.Права человека понятие типология Права человека - характеристика правового статуса человека по отношению к гос-у, его возможности и притязания в экономической, соц, пол и культурной сферах. Права человека подразделяются на: - абсолютные, ограничение или временное приостановление ктр не допускается ни при каких обстоятельствах; - относительные, ктр могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. Концепция “поколений” возникла в 70-е годы XX века.Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие. Права человека – это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права “единицы”.

Права первого поколенияЛичные права и свободы. Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению. Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д. Политические права и свободы. Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.К политическим правам относятся: право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

Права второго поколения. Экономические, социальные и культурные праваСоциально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др. Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

39.Основныфе теории международных отношений Теории в международно-политической науке: реалистской (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) неомарксистской, Каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений.

Центральными для теории политического реализма являются «понятие интереса, определенного в терминах власти», и связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п. В неореализме, основные идеи которого сформулировал в конце 70-х годов К. Уолц. Отстаивая структурное понимание силы, неореализм не сводит ее к военному компоненту, а включает в нее также экономическую, информационно-коммуникативную, научную, финансовую и производственную составляющие.

Суть реалистического подхода с характерным для него пониманием мировой политики как бескомпромиссной борьбы государств за власть и влияние остается прежней. С окончанием холодной войны авторитет политического реализма был серьезно поколеблен. Некоторые из представителей неореализма даже стали называть себя «либеральными реалистами», или же «утопическими реалистами». В целом природа международных отношений меняется в сторону «зрелой анархии», в рамках которой западные либерально-демократические государства способны играть роль гаранта международной безопасности, а достижения прогресса становятся доступными для всех, в том числе слабых государств и рядовых индивидов.

С критикой основных положений реалистической парадигмы выступает и неомарксизм. Его сторонники представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Разобраться в этом сложном многообразии помогают базовые понятия «мир-система» и «мир-экономика». По утверждению неомарксистов, государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, сегодня превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. При этом указанные процессы, как и соответствующие структуры, являются результатом деятельности людей, продуктом истории. В то же время, подчеркивают неомарксисты, существуют и процессы, противоположные глобализации, - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски иных путей развития.

40.Территориальное устройство гос-ва основные типы Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарная форма Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные.Примеры:Италия,Болгария,Республика Корея,Алжир,Колумбия

Федеративная форма. Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств:Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты.Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например с историко-географическими особенностями. Конфедеративная форма. Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.

 

41.Форма правления как хар-ка способа организации власти в об-ве. Понятие и виды формы правления. Важнейшей характеристикой государства является категория «форма государства».Под формой государства понимаются способы организации государственной власти, которые выражаются в форме правления, форме государственного устройства, политическом режиме. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим — это три элемента формы государства, каждый из которых выражает одну из сторон организации государственной власти. Форма правления — это способ организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, их компетенция и взаимодействие с населением. Форма правления показывает, кому принадлежит власть в государстве и как эта власть связана с народом: имеются ли у граждан (подданных) возможности оказывать реальное воздействие на принятие государственных решений. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику. Монархия — форма правления, при которой власть главы государства передается по наследству и является пожизненной. Республика — это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными органами власти. В современных развитых странах политических и социально-экономических различий между монархией и республикой практически нет. Разграничение происходит по формально-юридическим признакам. Но в развивающихся странах такие различия могут быть существенными. Здесь изменение формы правления означает изменение государственного строя в целом.Монархия.

42.Феномен политики.Два подхода к пониманию политики На вопрос о том, как обращаться с политикой, Антисфен ответил, что с ней надо обращаться точно так же, как люди обычно обращаются с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть. В научной литературе сложилась более или менее однозначная трактовка политики. В широком смысле "политика" - это всякая программа действий, это все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т.д. Однако в науках Политикой называют специфическую сферу противодействующих интересов в деятельности и отношениях различных групп людей в обществе относительно вопроса об общественной власти. В этом смысле можно сказать, что политика - это стремление к участию во власти (ее удержанию, использованию, захвату, ниспровержению) или к оказанию влияния на распределение власти между группами людей внутри государства или между государствами. именно по этому основанию политику обычно делят на внутреннюю и внешнюю. Таким образом, политика - это деятельность и, складывающиеся на ее основе, отношения между большими группами людей (классами, нациями, народами, объединениями) в одной стране или между странами в связи и через посредство решения вопроса об организации и осуществлении власти в обществе. Политика всегда направлена на изменение, преобразование или сохранение условий жизни людей в обществе, а поэтому служит удовлетворению потребности людей в регулировании и управлении общественными процессами. Во-первых, политика фиксирует и выявляет противоположность интересов людей относительно общественной власти и тем самым разделяет их как бы на группы сторонников и противников, друзей и врагов в отношении и друг друга, и существующей власти. Во-вторых, политика - это не только совокупность идей о том, как организовать осуществление людьми своих интересов в жизни, но и их конкретные реальные действия по формированию и использованию общественной власти в своих целях.

43. Методология и методы политологии. Методология – это общая теория познавательной деятельности, в ней речь идет о том, что познавать и как познавать; методы – это более конкретные приемы и способы исследования и изучения проблемы. В марксистской методологии, особенно на методе классового подхода к изучению общественных явлений, который ориентирован на то, что любое политическое, идеологическое, нравственное и т.д. явление рассматривалось с точки зрения классовых интересов и классовой борьбы. Современная западная политология в методологическом отношении тяготеет к позитивизму. В рамках позитивистской методологии в политической науке широко применяются методы: структурно-функциональный, бихевиоризм. Структурно-функциональный метод ориентирует на рассмотрение политики как некоей целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции. Бихевиористский метод - суть этого метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения людей, личностей и групп. К бихевиоризму примыкает так называемый психоаналитический метод. 2. В современной политологии используются методы, которые выходят за рамки позитивистского подхода (методологии). Речь идет: а) об аксиологическом методе (ценностном), б) о социологическом методе. Суть аксиологического метода: он ориентирует на выявление значимости (ценности) тех или иных политических явлений для личности, группы и общества, на отбор политических ценностей, на поиски лучшего с точки зрения общего блага. Социологический метод ориентирует на выяснение социальной обусловленности политических явлений, экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Особо следует сказать о сравнительном методе в политологии. Его нельзя признать специфическим для политологии, это общенаучный, общелогический метод: сравнение – путь к познанию в любой науке.

44.Власть: понятие, формы проявления. Теории власти. Власть – основополагающая категория политологии. Именно она дает ключ к пониманию сущности политики, функционирования политических институтов. Новую страницу в анализе власти открыл М. Вебер. Он ввел в науку понятие «социальное содействие», которое предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на другого. Вебер понимает под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Власть по Веберу первична. Производной от нее является политика и все, что с ней связано. На основе этого определения можно выделить следующие элементы власти, без которых ее не может быть: а) не менее двух партнеров властеотношений; б) приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть; в) подчинение; г) общественные нормы, устанавливающие пределы для приказов, санкций и подчинения. Власть, как способность проводить волю, проявляется в самых разнообразных формах: насилие, господство, зависимость, руководство, управление, контроль и т.д. Теории власти: Телеологические теории, биологические теории, реляционистские теории, бихевиористские концепции власти. Системные концепции рассматривают власть свойством разных социальных систем, причем в каждой системе у власти своя специфика: в малых, микросоциальных системах – семье, трудовом коллективе, кружке по интересам – одна; в макросоциальных системах: экономической, социальной, политической, духовной – своя.

 

45.Особенности политической и государственной власти. Политическая власть – это особый вид власти. Политическую власть характеризуют две основные черты: 1) масштаб: она воздействует на социальные группы, общество в целом; 2) возможность применения государственных рычагов, оформления в виде государственных решений. Политическую власть отличают также следующие характеристики: легальность – чисто юридическое, законное обоснование власти; легитимность – внутреннее, социальное признание власти, узаконивание власти в глазах общества. Легитимность характеризует престиж власти; позитивные и негативные санкции, используемые властью; средства и каналы связи, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь. Политическая власть рассредоточена по всему полю общественного пространства, она образуется взаимодействием различных социальных субъектов. Различают два типа субъектов политической власти. Это субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивид и др. Вторую группу составляют институциональные субъекты. Это политические организации: государство в целом, его отдельные структуры: парламент, президент, армия, а также партия, движение, оппозиция, лобби и т.д. Главный вид политической власти – государственная власть. Соотношение государственной и политической власти можно выразить формулой: всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть делится на три вида: на законодательную, исполнительную, судебную. Для осуществления каждого вида власти функционируют свои структуры, которые разделяются на центральные и местные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.016 с.)