Первые документы по правам человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые документы по правам человека.



«Великая хартия вольностей» (Англия)

Дата принятия – 1215 г. Эта хартия была еще далека от демократии и ограничивала права монарха в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность – «ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону».

Биль о правах (Хабеус корпус) (Англия)

Принят в 1689 г. Вильгельмом III Оранским и утвержден парламентом. Состоит из 13 статей. В частности, увязывал повышение налогов и издание законов с обязательным их согласованием в парламенте и гарантировал право каждого гражданина на петицию, а также парламентское право на свободу слова и производства дел. Заложил основы английской конституционной монархии.

«Всеобщая Декларация прав человека» ОНН

Дата принятия – 1948 г. Закрепленные в ней права и свободы можно разделить на 4 группы:

1. элементарные права и свободы. Сюда относятся права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу от рабства, запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения и наказания, равенство всех 2. гражданские права. признание ее правосубъектности, свобода передвижения и выбора место жительства, право на убежище, право на гражданство, право вступать в брак и создавать семью, право владеть имуществом; 3. политические права и свободы. свободу мысли, совести и религии, свободу убеждений и выражения их, свободу мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении своей страной; 4. экономические, социал. и культур. права: право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединения в профсоюзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование.Декларация прав человека и гражданина (Франция)Дата принятия – 1789 г. «единственные причины общественных бедствий и разложения правительства» заключаютсяся в забвении «естественном, неотчуждаемом и священных» прав человека, сохранение которых составляет цель человеческого общества. Декларация излагала «права человека и гражданина». 1 статья указывала: «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»; «естественными, неотчуждаемыми» правами человека провозглашались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»; все граждане должны иметь доступ ко всем знаниям и должностям, нации принадлежит верховная власть и т.п. 17 статья утверждала, что «собственность есть нерушимое и священное право».Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН)Дата принятия – 1966 г.право на труд и свободный выбор занятия; на справедливую заработную плату; на создание профсоюзов и вступление в них; на социальное обеспечение; на достаточный жизненный уровень; на свободу от голода; на здоровье и образование.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН) Дата принятия – 1966 г. право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; на свободу от рабства; на защиту от рабства, на защиту от произвольного рабства;

31.Предмет политологии. Ее отличие от других общественных наук. Политология наука о политике. Слово политология состоит из двух частей – политика + логос, что означает наука (учение) о политике. В трактовке содержания понятия политика существует несколько основных подходов. Первый подход - политикой считается все, что соотносится с государством и с проблемой управления им. По Аристотелю: политология – это «искусство управления государством»; политика – «самая главная из наук и искусств», потому что она ставит своей целью исследовать и отыскать «наилучшие виды государственного устройства». Отделение политики от морали, исследование политики как самостоятельного предмета связано Н. Макиавелли. По Макиавелли, политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы «прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». Главная проблема политики – государство и власть, методы борьбы за власть. Следующий подход – связан с марксистско-ленинским подходом. Ему присуща особенность, что политика понимается как отражение социально-классового интереса, как сфера отношений больших социальных групп – классов, наций и т.д. С конца Х1Х века и в ХХ веке наметился новый подход – трактовка политики, как науки о власти вообще, управлении и авторитете во всех человеческих сообществах и группах. Политология как наука выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, управленческую функцию, воспитательную функцию, прогностическую функцию. Объектом изучения политологии является политика, политическая жизнь общества в целом, процессы, происходящие в политической подсистеме общества, т.е. политические отношения. Предмет политологии – это законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики.

32. Структура и функции политологического знания. С точки зрения деятельностного подхода, политология представляет собой научную деятельность по организации процесса производства знаний, содержанием которого является переход от знаний о повторяющихся явлениях (закономерностях) политической реальности к знаниям о сущности (законах) данных явлений. В самом общем смысле, под структурой понимается совокупность устойчивых, взаимосвязей, отношений и взаимодействий между элементами системы. В рамках политологии можно выделить две структуры: 1) структуру процесса получения знаний и 2) структуру самого политологического знания.Начнём со структуры процесса получения политологического знания. Сначала выделим элементы этого процесса. С точки зрения общей теории систем, элементы любой системы должны быть, с одной стороны, чем-то тождественными друг другу, а с другой стороны, относительно самостоятельными в осуществлении определённых функций.В качестве необходимых и достаточных элементов процесса получения политологических знаний мы должны выделить определённые подпроцессы. Они тождественны между собой по форме, ибо выступают различными видами одного типа деятельности, но различны по функциям, так как их конечные продукты отличаются по своему содержанию.Опираясь на эти различения, мы выделяем в структуре процесса получения

· политологического знания следующие элементы (подпроцессы):

подпроцесс получения знаний о явлениях и закономерностях (эмпирическая деятельность);

· подпроцесс получения гипотетических абстрактных знаний о законах, объясняющих данные явления и закономерности (теоретическая деятельность);

· подпроцесс проверки гипотетических, абстрактных знаний на соответствие реальности (экспериментальная деятельность).

Перейдём к рассмотрению структуры самого политологического знания. Используя основания Е.Ф. Молевича, мы выделяем в политологическом знании два элемента: содержательный и формальный. [1,с.3-8.]

Содержательный элемент - это содержательное знание, которое бывает двух типов: предметное и методологическое. Эти типы знаний различаются своей направленностью. Предметные знания описывают и объясняют политическую реальность, а методологические знания говорят о самих предметных знаниях, то есть выступают своеобразной рефлексией того, как получаются, существуют и развиваются сами политологические знания. К формальному элементу относятся теоретические и эмпирические знания. Эмпирические знания описывают внешние проявления политической реальности, её феноменологию (явления и закономерности), а теоретические знания описывают сущностную сторону этой реальности (законы).

Между собой эти элементы находятся в ковариационных связях, которые означают то, что при изменениях в одном элементе одновременно наступают изменения и в другом элементе. Итак, структура политологического знания представляет собой совокупность ковариационных связей между его содержательным и формальным элементами, обеспечивающая сохранение, накопление, обмен, распределение и потребление данного знания в обществе.

Функции политологии. Под функциями той или иной науки, как правило, понимают роль, которую она играет относительно потребностей общества. В функциях фиксируется потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки, её участии в воспроизводстве общества и той социальной способности, которая представлена самой этой наукой. К числу важнейших функций политологии следует отнести следующие: познавательную (гносеологическую); прогностическую; мировоззренческую; методологическую; регулятивную; аксиологическую (оценочную); проектировочно-конструкторскую; организационно-технологическую; управленческую. Реализация данных функций позволяет качественно и количественно увеличивать систему политологических знаний. Эти знания концентрируются прежде всего в категориально-понятийном аппарате политологии.В категориях и понятиях каждой науки отражается, с одной стороны, качественная определённость и целостность изучаемого предмета, а с другой стороны, его существенные свойства, черты и характеристики. В категориально-понятийном аппарате очень важно выделить основную, системообразующую категорию. Такая категория призвана отражать качество предмета политологии как целого. Благодаря выделению данной категории, возникает основание субординационной зависимости всей системы политологических знаний, а всё многообразие понятийного материала приобретает характер целостности и единства.Для политологии такой предельно широкой категорией (исходным предикатом) является категория «политическая власть». Уточняющими эту категорию предикатами выступают категории: политика, политическая система, политическая организация, государство, политический строй, политический режим, политическая элита, политическое лидерство, политическая культура, политический процесс, политическое сознание и т.п.Система категорий и понятий в политологии включает в себя все знания, приобретаемые данной наукой и имеет сложный характер строения и субординации. Получение политологических знаний невозможно без использования специальных научных методов.

 

33. Власть и ее структура. Виды власти, ресурсы власти.
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей.

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

6. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти.

Ресурсы власти. Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации.

Источником власти выступает и харизма, т.е. культ личности руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководитель харизматического типа часто становится национальным героем, символизирующим идеалы страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.016 с.)