Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система: понятие, структура.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая власть – это особый вид власти. Она представляет собой способность класса, группы, индивида проводить свою волю за счет контроля над основными институтами управления обществом. Политическую власть характеризуют две основные черты: 1) масштаб: она воздействует на социальные группы, общество в целом; 2) возможность применения государственных рычагов, оформления в виде государственных решений. Политическую власть отличают также следующие характеристики: легальность – чисто юридическое, законное обоснование власти; легитимность– внутреннее, социальное признание власти, узаконивание власти в глазах общества. Легитимность характеризует престиж власти; позитивные и негативные санкции, используемые властью (награды, поощрения, наказания, репрессии); средства и каналы связи, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь. Политическая система – совокупность институтов, обеспечивающих существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Главная функция политической системы – управление. В ней выделяются четыре подсистемы: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическое сознание.
47.Государство: признаки, характеристики. Понятие «государство» употребляется в двух основных смыслах: 1) как организация большой социальной группы; 2) как совокупность определенных управленческих структур, государственный аппарат, правительство. От других социально-политических организаций государство отличают следующие признаки: 1) система органов, занятых управлением и охраной общества; 2) монополия на принудительную власть; 3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики. Это не что иное, как суверенность государства; 4) монопольное право издания законов и правил, обязательных для населения; 5) организация власти по определенному территориальному делению; 6) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения на формирование общенационального бюджета. У государства есть свои атрибуты, к которым, кроме общеизвестных (герб, флаг, гимн), относятся: территория государства, население государства, государственный аппарат. Важными характеристиками государства являются: а) форма правления – формальный источник поста главы государства; б) национально-территориальное устройство или структура государства. Главная роль государства – управление. При ее реализации государство осуществляет следующие внутренние функции: экономическую, социальную, обеспечение правопорядка, защиты существующего общественного строя, культурную, воспитательную, образовательную. Внешние функции государства – осуществление политического, экономического сотрудничества с другими государствами.
48.Принцип разделения властей. Три вида государственной власти. Главный вид политической власти – государственная власть. Соотношение государственной и политической власти можно выразить формулой: всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть делится на три вида: на законодательную, исполнительную, судебную. Для осуществления каждого вида власти функционируют свои структуры, которые разделяются на центральные и местные. Важными характеристиками государства являются: а) форма правления – формальный источник поста главы государства: либо наследственный монарх (монархия), либо выборный президент (республика); б) национально-территориальное устройство или структура государства. Это соотношение сфер компетенции между центральными и местными органами власти. Главная роль государства – управление. При ее реализации государство осуществляет следующие внутренние функции: экономическую, социальную, обеспечение правопорядка, защиты существующего общественного строя, культурную, воспитательную, образовательную. Внешние функции государства – осуществление политического, экономического сотрудничества с другими государствами.
49.Понятие гражданского общества. Его экономические, социальные, правовые, культурные основы. Идея гражданского общества (ГО) включает в себя два вопроса: 1) как обеспечить свободой, без прямого вмешательства государства жизнедеятельность людей по удовлетворению своих потребностей – материальных, духовно-нравственных, семейных и служебных, создании семьи и т.д.; 2) как обеспечить свободное, без прямого вмешательства государства, общение и взаимоотношение граждан в процессе их жизнедеятельности. Под гражданским обществом понимается система межличностных отношений, а также разветвленная система независимых от государства общественных организаций и институтов, призванных обеспечить условия для реализации частных интересов и потребностей, индивидуальных или коллективных. Гегель считал, что ГО отражает частные интересы граждан, тогда как государство – всеобщие интересы. Основополагающим принципом ГО, по Гегелю, – это личная свобода граждан, право на частную собственность, справедливые законы, свободно формирующиеся общественные мысли. Современное понимание ГО подразумевает общество с развитыми экономическими, социальными, культурными, правовыми, политическими отношениями, не опосредованными государством, в котором созданы условия для самореализации разнообразных личностных сил человека. В структурном смысле ГО можно разделить на две сферы: частную и публичную. Частная сфера (частная жизнь) – это сфера, в которой человек имеет возможность осуществить свою автономию и свободу без вмешательства других лиц и государства. Публичная сфера ГО – это совокупность общественных отношений и институтов, через которые люди осуществляют свои индивидуальные и коллективные потребности. 50.Правовое государство: сущность и характерные, черты. Правовое государство (ПГ) и его природа: а) верховенство права над государством, т.е. государство ограниченное правом. Право – мера свободы, равенства и справедливости. Государственные законы и действия, не соответствующие (противоречащие) правам человека – нелегитимны; б) Верховенство закона. «Под действия закона должны подпадать все». в) Разделение власти, как механизм, защищающий личность от произвола власти; г) свобода деятельности индивидов и их объединение по принципу: разрешено все, что не запрещено законом», д) гражданского общества над государством, подчинение государства контролю гражданского общества; е) не только подчинение меньшинства большинству, но и гарантия прав меньшинства. Идея правового государства – важнейшее завоевание политической и правовой мысли. Но часто отношения, на которых строится ГО, не содержат в себе никаких механизмов социальной защиты. Их должно опекать государство своей специальной социальной политикой. Такое государство является уже не просто правовым, а социально-правовым.
51.Особенности формирования гражданского общества в нашей стране. В постсоциалистическом обществе, каким является Республика Казахстан, ГО и ПГ находятся в стадии формирования. В тоталитарном государстве СССР, имело место полное господство государства над ГО; там не было экономической предпосылки ГО – частной собственности, политической предпосылки – свободы личности, права граждан на объединения, духовной предпосылки – права на инакомыслие, правового государства. В условиях независимого Казахстана эти предпосылки созданы, они заложены в Конституции РК, где говорится о приверженности Республики принципам ГО, а в общенаучно-правовой программе политических реформ, объявленных Президентом РК, развитие ГО рассматривается как одно из основных направлений политической модернизации. Субъектом ГО выступает человек и объединение граждан. Основные признаки формирующегося ГО в республике: а) люди могут свободно заниматься избранной ими сферой экономической деятельности; б) люди свободно могут объединяться по интересам. Развиваются независимые средства массовой информации. Однако наше ГО еще далеко от зрелости. Проблем его развития еще много. Во-первых, недостаточно активности населения; во-вторых, государство, провозгласив курс на поддержку ГО, допускает чрезмерное вмешательство в деятельность независимых организаций; в) но самое главное, имеются препятствия на пути развития контроля ГО над государством; г) негативную роль в развитии ГО и ПГ играет такое явление, как сохранившаяся из прежней тоталитарной эпохи правовой нигилизм в сознании населения, когда у людей была потеряна вера в успешное решения законодательных и общественных проблем на основе законов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.014 с.) |