Концепция «трех волн демократии» C.Хантингтона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «трех волн демократии» C.Хантингтона



Мыслители эпохи Просвещения

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Эпоха Просвещения, как следует из самого ее на­зывания, отличалась расцветом наук. Соответственно, и политико-психологическая природа человека оказа­лась, по сути дела, в самом центре внимания большин­ства обществоведов. Это касалось не только политиче­ской психологии отдельных индивидов, пусть даже лидеров, но и определенных социально-политических общностей — прежде всего, национально-этнических. Политическая мысль периода буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Гоббс,Локк, Монтескье, Руссо).Политическую мысль этого периода можно разделить на 3 идеи: теорияобщественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теорияразделения властей (Монтескье).Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения огражданине»,«Левиафан».На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. По его мнению, созданию государства предшествовало догосударственноесуществование, может быть, это было состояние войны всех против всех. Люди– существа разумные, нашли выход из хаоса и заключили общественный договор.Они согласились передать все свои права одному человек или группе лиц вобмен на закон и безопасность. После возникновения государства люди неимели возможности изменить форму правления.Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует наоснове закона.Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».Локк исходил из предпосылки, что перед государством было естественноесостояние, то есть состояние равенства и свободы. Свобода человека неабсолютная, поэтому и власть не может быть абсолютной. В государстве вседолжны подчиняться законам, подданные могут обсуждать действияправительства и создавать новую форму государства, если данная их неустраивает. Если нарушаются естественные права граждан, то подданные могутотказаться от власти.Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Для ееобеспечения необходимо иметь справедливый закон и надлежащую организациюобщества. Законы должны быть естественными и позитивными; они должнысоответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образужизни населения, традициями и т.п.Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционнаямонархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеровтерритории государства: для небольших – республика, для средних – монархия,для больших – деспотия.Монтескье создал теорию разделения властей монарха на законодательную,исполнительную и судебную.Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре».Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть,свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу,следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия.Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частнаясобственность должна быть распределена равномерно), политическое единство ипрямая форма демократии.Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно,она не может бытьпредставлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия исвобода существуют только там, где законодателем является сам народ. 27.Макиавеллизм.Сущность и содержание Никколо Макиавелли - один из выдающихся философов. Родился во времена позднего возрождения. В нем сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик.Политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем роде трактатами о практической политике. Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь. Его главной целью было /государя/ быть стремление к постоянному укреплению своей власти в государстве, он должен был использовать любые средства и при необходимости проявляет жестокость, но в этом случае если этона благо общества. В дальнейшем политика, основанная на культе грубой силы,пренебрежении нормами морали ради достижения политических целей, получиланазвание «макиавелизм». Однако Макиавелли не проповедовал политическуюбезнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели/выражение «цель оправдывает средства» не абсолютно/. Единственная цель,которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранениегосударства. Макиавелли собрал весь свой опыт касательно тех качеств, какими должен обладать правитель, средств и методов, к которым он должен прибегать всвоёмпроизведении "Государь". Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин«государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город,империя, королевство, республика, княжество. Наилучшая форма правления –республика, но государству, “где государь правит в окружении слуг, которыемилостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают емууправлять государством” также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает,какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над нимивласть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованныеи новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой: "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет".

Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел термин «государство». Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.»

 

28. Лучшая форма правления с точки зрения истории политической мысли Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В
политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и
неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны
олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития— «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминируетво всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». У Макиавелли В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства. В платоновском диалоге "Законы" описана смена (круговорот) форм правления в государстве. Лучшая форма правления у Платона - аристократия. Со временем человеческая натура вырождается, появляются частная собственность, рабство. Разумное начало заменяется яростным, учреждается тимократия (пример - Спарта). По мере концентрации богатств в одних руках возникает олигархия, власть немногих богатеев. Общество и государство раскалываются на богатых и бедных. В конце концов бедняки (благодаря численному перевесу) побеждают, учреждая демократию, т.е. власть народа. Люди выбирают себе вождя-демагога, который вскоре благополучно устанавливает свою тиранию. При тирании господствует всеобщее рабство. Худшая форма правления для Платона - именно рабство. Но тут появляются хорошие люди (типа Платона), которые сообща и устанавливают вновь аристократию. Каждая форма правления гибнет из-за внутренних противоречий. Хотя основной труд Гоббса «Левиафан» написан уже после английской революции, мыслитель по-прежнему остается сторонником монархии – «при монархии король есть народ». В типологии лучших форм правления он выделяет три вида: монархия, демократия. Аристократия. Пропагандируя буржуазно-демократические ценности, Гоббс тем не менее видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов, в борьбе партии (которые рассматривал, как источник смуты и войн). По Гоббсу имеется три формы государственной власти: монархия, где носителем верховной власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы, однако тот, кто будет обозревать отдельные государства, бывших и существующие ныне на свете, нелегко, может быть, сумеет свести соответствующие формы правления к нашим трем и будет склонен думать, что имеются и другие формы, представляющие собой смесь из этих трех, например выборные королевства, в которых верховная власть дана королям лишь на определенный срок, или королевства, в которых короли имеют ограниченную власть, каковые формы правления большинством писателей тем не менее именуются монархией. Точно так же если какое-нибудь народное или аристократическое государство, покорив неприятельскую страну, управляет ею при посредстве президента, наместника или какого-нибудь другого должностного лица, то на первый взгляд может, пожалуй, показаться, будто такая страна управляется демократически или аристократически.

Национальная политика РК.

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Концепция «трех волн демократии» C.Хантингтона

1 откатная волна 1920-1942. 1 волна демократии уходит своими корнями в Американскую и Французскую революции 18 века. В конце 19 начало 20 веков, благодаря расширению избирательного права, введению процедуры ответственного кабинета, тайного голосования, количество дем-их стран увеличивается и достигает 3х десятков. Начало 1 откатной положило Муссолини на Рим, кульминация с приходом фашизма в Германию.

2 волна 1943-1962 связана с разгромом Германии, Италии и Японии в 1945. Частично проходила в некоторых странах ЛА. 2 обратная 1968-75. 3 волна 1974-1993.

 

9 Идеология либерализма Либерализм (— философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка. Главные постулаты либерализма, выражающие философско-мировоззренческую основу учения, сложились в антифеодальной борьбе, ставившей задачи освобождения от сословных и цеховых ограничений, произвола власти, авторитета церкви. Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, возникшая в XVIII веке. К этому времени в европейских городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Родоначальниками теоретического обоснования либерализма считают британцев. Англичанин Джон Локк (1632-1704), впервые выдвинул идею разделения властей и трактовал роль государства как договорную обязанность защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность.

Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства. Для современного либерализма основополагающим является кантовский принцип, согласно которому к людям необходимо относиться как к целям самим по себе, а не как к средствам. Обоснование свободы у либералов вытекает из кантовской идеи равенства людей, как моральных субъектов. Нельзя жертвовать ничьими интересами даже во имя «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Возможность самоопределения - вот единственный способ уважения человека, как морального субъекта.

10. Идея прав человека в истории политической мысли. Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком, Монтескье, Ж.Руссо, Вольтером. Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени – английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и других юридические документах. Так, в Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объяв­лен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Невозможно отрицать их важную роль в развитии современной юриспруденции и права. во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России. Наверное, впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы.Такое изменение отношения к проблеме прав человека во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека [1,с.413]. Трудно переоценитьюридическон значение этого нормативно-правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав." принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный правовой акт в области прав и свобод человека. Международные пакты о правах человека - это договоры, государства - участники которых официально договорились и согласились придерживаться их положений, заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав и свобод человека. В настоящее время международный кодекс прав и свобод человека, включает около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся Международный Билль о правах человека, а также следующие принятые на его основе международные нормативно-правовые акты: -о самоопределении народов, -о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства,-о праве на гражданство,-о праве на убежище, -о правах беженцев, о свободе информации,-о свободе ассоциаций, -о браке и семье, -о правах детей и молодежи, -о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К этим нормативно-правовым актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

11. Консерватизм: история и современность. Термин “консерватизм” произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма – требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства – сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания. Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма, включающей различные направления, объединенные общей функцией – оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума4 убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.В России консервативный тип мышления (для 19 в.) наглядно выявляются уже в мировоззрении славянофилов. Ярким представителем этого стиля может служить К.Н. Леонтьев. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма.В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неконсервативное (или либерал-консервативное). Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создавая неоднородное, сложно структурное целое, которое обозначают понятием “современный консерватизм”. Традиционалистское течение консерватизма, которое исторически было первым, положившем начало консерватизму, связывают с такими именами, как Э.Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840). В 20-м веке главным провозвестником этого направления стал Р. Керк, опубликовавший в 1953 году книгу “Консервативное мышление”. К отцам-основателям консерватизма относят также Л. де Бональда и Ж. де Местра, своеобразных классиков феодально-аристократического консерватизма. В политическую идеологию консерватизма вошли многие категории, разработанные этими мыслителями. Одной из важнейших в ней является понятие “естественная аристократия”, в которую включаются, по Берку, не только дворяне, но и богатые коммерсанты, образованные люди, законники, ученые, артисты. Богатство по соображениям разума и политики заслуживает привилегированного общественного положения. В противном случае возможны “рецидивы революции”. Либертаристское течение в консерватизме, по мнению его представителей, наследует классическую либеральную традицию 18-19 вв. как единственно подлинную. Либерализм с этих позиций призван, с одной стороны, воспринять и продолжить стремление к свободе, сложившееся в прошлые эпохи, а с другой стороны исключить распространение социалистических идей, получивших широкое распространение на Западе с середины 19 в., вызванных экономическим подъемом послевоенных лет. Ведущие представители либерализма Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Гилдер, И. Кристол, Л. БауэрНеоконсервативное (либерал-консервативное) течение современного консерватизма – является сравнительно новое. Объективной основой его появления считается структурный кризис, охвативший мировую экономику в 70-е годы.

 

12. Идеология фашизма и его политическая практика. Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительностьопределенной нации или расы, отрицание демократии, установление культавождя; применение насилия и террора для подавления политических противникови любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решениямежгосударственных проблем. Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальнойподструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: онирассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном,политическом или религиозном движении, могут приходить к власти подвывеской любых лозунгов. Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей внем политической системой вследствие действий политиков, якобы искреннезащищающих интересы господствующего класса и под этим предлогомустанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическимприкрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящегоэксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, адиктатура котерии или личности. Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движениемугнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим подприкрытием "революционной" идеологии. В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основаннаяна общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. Вфашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.Фашизм возвеличивает и мистифицирует роль государства, несущегоответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле,беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Дляфашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеетценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистскоегосударство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их,развивает и придает силы всей жизни народа” (Б. Муссолини). Первые фашистские организации — “фаши ди комбаттименто” (отсюда названиевсего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 годаитальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занялпост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилосьв 1926 году. В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкаярабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма — нацизм.

13. Принцип разделения властей в истории политической мысли. Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.023 с.)