Основные концепции, принципы и методы логистики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции, принципы и методы логистики



 

Движение материальных ценностей в обществе явление очень сложное и многообразное. Логистика же, как наука, совсем молодая, находящаяся в стадии становления. В силу этого существуют различные концептуальные подходы к исследованию этого явления.

Под концепцией понимается система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, основной конструктивный принцип различных видов деятельности.

Логистическая концепция – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков.

Первый подход к определению концепций логистики приведен в учебнике Неруша. Это такие концепции как:

Аналитическая – классический подход к логистике, как теоретической науке, занимающейся управлением материальным потоком как в производстве так и в обращении.

Технологическая – тесно связанная с информационно-компьютерной технологией и технологией эффективной работы функциональных областей в логистике.

Маркетинговая – имеет целью описать и объяснить отношение между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Интегральная – развивает маркетинговую и использует менеджмент и различные функции, связанные с материальным потоком.

Второй подход можно обнаружить у Степанова. В его работе приведены следующие виды концепций.

Концепция общих логистических издержек – основывается не на снижении затрат в отдельном звене логистической цепи, а в анализе издержек всех звеньев, причем по отдельным процедурам и операциям затраты могут быть увеличены, что приводит к большей степени снижению затрат по другим операциям и процедурам

Концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике – модификация общей концепции реинжиниринга.

Концепция интегрированной логистики компании – основывается на поведении фирмы, которое определяется рядом факторов: издержками фирмы, спросом на продукцию и ценами на неё, ценами на сырье, материалы и комплектующие изделия, состоянием конкуренции на рынке и т.д.

Концепция управления цепью поставок – интеграция конкретной фирмы со всеми фирмами в организации поставок. Поставщики, потребители и фирмы, оказывающие логистические услуги, составляют единую цепь поставок, используют единый банк информации, разрабатывают единые планы, что позволяет превратить логистические каналы в более эффективные и конкурентоспособные.

Еще один вариант логистических концепций представлен в работе А.Канке, И.Кошевой.

Это информационная концепция-тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Она ориентирована на информационную поддержку конкретных функций. Здесь широко используются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений.

Маркетинговая концепция – стала применяться с начала 1980-х с целью обеспечения конкурентоспособности фирмы за счет оптимизации решений в распределении продукции.

Концепция интегрированной логистики – стала применяться в последние десятилетия для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование – закупки – производство – распределение – продажи – сервис». Требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях её оптимизации.

Не менее важным является вопрос о принципах логистики, это наиболее общие правила, основополагающие положения. К принципам логистики относятся:

1. Саморегулирование (сбалансировапнность производства).

2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).

3. Минимизация объемов запасов.

4. Моделирование товародвижения.

5. Компьютеризация (управление материальными потоками).

6. Надежность в обеспечении ресурсами.

7. Экономичность (сокращение уровня запасов продукции у потребителя до 30-45%, повышение уровня информационного обслуживания, транспорт)

Условия внедрения логистики:

1. Конкуренция.

2. Отсутствие дефицита.

Основные функции логистики:

Основные концепции логистики. Принципы логистики: системность, конкретность, научность, комплексность, вариантность. Анализ полной стоимости в логистике. Эффект от применения принципов логистики при организации торговых процессов.

Общая характеристика методов решения задач в логистике.

Системный подход в логистике: определение, основные принципы системного подхода к потока.

Моделирование процессов в логистических системах. Экономико-математические методы в логистике. Методы прогнозирования и маркетингового анализа в логистике. Неформальные (интуитивные) методы в логистике

Дифференциация объектов управления в логистике: АВС анализ, XYZ анализ в логистике.

 

 

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ТОВАРОДВИЖЕНИИ

Закупочная логистика

 

Закупочной логистике предшествовало понятие снабжение – это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения продукции.

Более сложным является понятие закупка – это процесс, реализуемый организационной единицей как для приобретения продукции и услуг нужного качества и количества в заданное время и по правильной цене, так и для управления поставщиками с целью получения конкурентных преимуществ и выполнения корпоративной стратегии.

Закупочная логистика (логистика снабжения)– это координация и интеграция логистических видов деятельности с маркетинговыми и коммерческими для достижения корпоративных целей организации бизнеса, с оптимальными затратами ресурсов.

Таким образом, в закупочной логистике можно выделить несколько аспектов.

Во-первых – это маркетинговый аспект, который включает следующие виды деятельности:

- анализ рынка продукции и услуг;

- поиск и оценка потенциальных источников поставок;

- выбор поставщиков;

- отслеживание отношений с поставщиками.

Во-вторых - коммерческий аспект, включающий в себя:

- участие в конкурсах, тендерах;

- анализ коммерческих предложений, квот, котировок;

- заключение и ведение договоров и контрактов;

- ценообразование;

- кредитование, скидки, платежи.

В-третьих, собственно логистический аспект, заключающий:

- определение базиса поставок;

- транспортировку и экспедирование грузов;

- складирование и грузопереработку;

- таможенную очистку;

- управление запасами;

- приемку и входной контроль качества продукции.

Основная цель закупочной логистики - удовлетворение потребностей производства в ма­териалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Закупочная логистика имеет множество задач, но основными из них являются:

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов, полуфабрикатов и комп­лектующих изделий. Сырье, закупленное ранее намеченного срока, ведет к снижению оборачиваемости капитала, увеличению складских расходов, а закупленное позже – ставит под угрозу производственную программу.

2. Выдерживание параметров поставки по объему и количеству в соответствии с потребностями. Закупки, проведенные в большем объеме, чем требуется, ведут к появлению неликвидов, риску перепроизводства. Партии меньшего объема, потребуют дополнительных, внеочередных закупок, что связано с лишними тратами.

3. Выдерживание параметров поставки по качеству сырья,материалов, полуфабрикатов. Материалы более низкого качества потребуют увеличения партии поставки, что ведет к лишним расходам. Сырье более высокого качества, чем требуется, как правило, стоит дороже.

Таким образом, в основе экономической эффективности закупочной деятельности лежит поиск и приобретение соответствующихматериалов необходимого качества, по минимальным ценам, в точно заданные сроки. При этом возможные логистические издержки должны быть также минимальными. Все это требует точных и всесторонних расчетов.

Закупочная деятельность имеет определенное содержание, и последовательность.

Все начинается с исследования рынка. Чтобы осуществить удачную закупку требуется большой объем информации о его насыщенности, тенденциях и перспективах развития. Для этого необходимы серьезные маркетинговые исследования.

Наряду с насыщенностью рынка сырьем и материалами очень важно знать ценовую политику компаний, тенденцию изменения цен. Необходим также анализ стоимости производства потенциального поставщика.

Успешная закупочная деятельность невозможна без определения потребности предприятия и фирмы в конкретных поставках.

В основе определения такой потребности как правило лежат стратегия управления запасами по качеству и количеству, существующие заказы и расходы. Огромную роль играет прошлый опыт, учитывать который крайне важно.

Определение потребности в поставках осуществляется в ходе планирования закупок, которое включает определение:

- того какие материалы требуются;

- количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;

- время, когда они по­надобятся;

- возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

- требуемых площадей складских помещений пред­приятия;

- издержек на закупки;

- возможности организации само­стоятельного производства некоторых деталей на предприятии.

Существует достаточно много методов определения потребностей в сырье и материалах. Условно их можно объединить в три группы.

Первая группа – это детерминированные методы. Они используются, когда известна производственная программа, сформированная на основе либо уже имеющихся за определенный промежуток времени заказов, либо известном спросе.

Одним из таких методов является технология МRP-I, планирование потребностей в материалах. Она состоит из ряда логически связанных процедур, правил и требований, переводящих производственное расписание в «цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения графика производства.

Основными входными элементами МRP-I являются программа или график производства, список материалов с указанием их количества, необходимых для производства конечного продукта и описание состояния запасов материалов.

Основным выходным результатом МRР I модуля является план заказов, который определяет количество каждого материального ресурса, которое должно быть заказано в каждый рассматриваемый период времени на протяжении срока планирования. Кроме того вырабатывается изменение к плану заказов, которое является модификациями ранее сформированных заказов.

Вторую группу методов можно обозначить как стохастические. В них для расчета потребностей используются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потреб­ность. Этот метод применяется тогда, когда заказы отсутствуют, а потребности рынка не совсем определены. Эти методы требуют большого объема информации.

Третью группу методов обычно определяют как эвристические. В данном случае потребность в сырье и материалах определяют на основе опыта работников, их интуиции, профессионализма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)