Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «экономика и логистика»

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по

академическим вопросам

____________ Дуйсенгулова Н.С.

«_____» ___________ 2012 г.

Образовательная программа бакалавриата

Специальности 5В050900 «Финансы», 5В050800 «УиА», 5В050600 «Экономика», 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес», 5В 050700 «Менеджмент» 5В051100 «Маркетинг»

Форма обучения - дневная

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»

Курс: 2

Семестр: 3,4

Количество кредитов: 2

Ст. преподаватель Макенова Г.У.

Телефон: 3022136, 8 7017279089, кабинет №115

Алматы 2012

Составитель: старший преподаватель ______________________ Макенова Г.У.

 

Рабочая программма курса «Макроэкономика» разработана на основе Типовой программы для специальности 5В050900 «Финансы», 5В050800 «УиА», 5В050600 «Экономика», 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес », 5В 050700 «Менеджмент» 5В051100 «Маркетинг»

 

Рабочая программма рассмортена на заседании кафедры «Экономика и Логистика»

Протокол № 1 от «____» августа 2012 г.

 

 

и.о. Зав.кафедрой «ЭиЛ»

к.э.н., доцент ______________________________ Тайкулакова Г.С.

 

Рабочая программа одобрена на заседании УМС НОУ «МАБ»

Протокол №__ от «____» сентября 2012 г.

 

 

Предисловие

 

Макроэкономика – одна из динамичных и интересных экономических дисциплин, которая является составной частью экономической теории.

В макроэкономике особое значение имеет изучение многих вопросов, она изучает развитие экономичсеких процессов на государственном уровне, т.е становление и развитие всех отраслей и секторов национального хозяйтсва, а именно:

· Домашние хозяйства;

· Фирмы;

· Государственные учреждения и др.

Целью дисциплины «Макроэкономика» является формирование экономического образа мышления, получение экономических знаний, на основе изучения основных концепций и принципов макроэкономической теории, овладение инструментарием макроэкономического анализа, оценки, принятия экономических решений в конкретных ситуациях, приобретение экономической культуры.

Основными задачами дисциплины «Макроэкономика» являются:
- изучение теоретических основ развития мировой экономической мысли и современной макроэкономической теории;

- изучение закономерности развития рыночного механизма, системы отношений, характеризующих реальную экономику; экономических взаимоотношений между людьми определяющие общие закономерности их хозяйственной деятельности;

- глубокое изучения экономических явлений и процессов на микро уровне;

В процессе изучения дисциплины «Макроэкономика» студент должен знать, уметь:

- понимать и выявлять экономическую проблему, определять факторы, способы и средства её решения;

- делать выводы, рекомендации и предложения по исследуемой проблеме;

- использовать экономические законы и категории при описании экономических явлений и процессов;

- понимать характер взаимосвязей между основными элементами рынка;

- давать оценку о тенденциях изменения экономических показателей и условиях совершенной и несовершенной рыночной конкуренции;

- анализировать и экономически интерпретировать закономерности образования спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков;

- проблемы ценообразования и издержек в процессе производства, в актах обмена на рынке факторов производства и в конкретных рыночных условиях.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести системные знания сущности экономических явлений, формировании спроса и предложения, максимизации прибыли на рынке совершенной и несовершенной конкуренции; механизмов саморегулирования рынка в условиях ограниченных ресурсов; принципов государственного регулирования рынка;

Навыки как в осуществлении процедур расчетов по формулам, так и в проведении всестороннего макроэкономического анализа, включая экономическую интерпретацию решения задач;

Навыки аналитического мышления, компетентного поиска путей решения социально-экономических проблем с учетом особенностей казахстанской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Предметно специализированные: знать:

- обширный понятийный аппарат (совокупный спрос и предложение, макроэкономические показатели, макроэкономическое равновесие, экономические циклы, концепции экономического роста, потребление и сбереженеие, спрос и предложение денег, накопление капитала и экономический рост, режимы обменного курса, торговая политика);

- методологию и методы макроэкономического анализа;

- принципы, по которым гоударство принимает решения;

- уметь: - принимать решения с использованием рыночного инструментария по важнейшим проблемам развития государства;

- грамотно сконструировать поведение учредении, фирм, рыночных инфраструктур, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;

- включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;

- рационально мыслить.

- овладеть навыками:

- макроэкономического анализа ситуаций на отдельных рынках;

- использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования. Студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития фирмы, государства в целом, реагировать на быстро меняющиеся условия конъюнктуры рынка, грамотно анализировать ситуацию и оперативно принимать рациональные решения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы Всего Контактные часы СРС (с учетом СРСП)
в том числе
лекции Практические занятия СРСП
  Тема 1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономики          
  Тема 2. Макроэкономические показатели          
  Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица. Инфляция.          
  Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS.          
  Тема 5. Потребление и сбережение.          
  Тема 6. Спрос и предложение денег.          
  Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном рынках. Модель IS-LM.          
  Тема 8. Бюджетно-налоговая политика.          
  Тема 9. Накопление капитала и экономический рост.          
  Тема 10. Бюджетный дефицит и государственный долг.          
  Тема 11. Платежный баланс и валютные курсы.          
  Тема 12. Режим обменного курса и совокупный спрос.          
  Тема 13. Международная торговля и торговая политика.          
ИТОГО:          

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Тема 1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономики анализа

Предмет макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия. Макроэкономическая политика.

Тема 2. Макроэкономические показатели

 

Валовой внутрений продукт: сущность и значение. Методы расчета ВВП: по добавленной стоимости, по расходам и по доходам. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Потребительская корзина. Другие показатели системы национальных счетов. Кругооборот доходов и расходов. Основное макроэкономическое тождество.

 

Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица. Инфляция

Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВНП. Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы. Сущность и виды инфляции. Инфляция издержек. Инфляция спроса. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

 

Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS

Совокупный спрос и его составляющие. Неценовые факторы совокупного спроса. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах в закрытой экономике. Макроэкономическая политика в модели AD-AS.

Тема 5. Потребление и сбережения

Предпосылки модели «доходы-расходы». Располагаемый доход. Потребление и сбережение. Функция потребления и функция сбережения. Инвестиции и их виды. Фактические и планируемые расходы. Кейнсианский крест. Мультипликаторы Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.

 

Тематика практических занятий

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Развитие экономической мысли Казахстана.

2. Современные проблемы развития предпринимательской деятельности.

3. Малый бизнес в условиях современного рынка.

4. Совместные предприятия: перспективы их развития.

5. Рынок ценных бумаг: Фондовая биржа.

6. Механизм спроса и предложения. Рыночное равновесие.

7. Инфляция: причины и пути преодоления.

8. Рынок труда и проблемы обеспечения эффективной

9. Пути снижения издержек производства и максимизация прибыли фирм.

10. Опыт налогообложения в западных странах.

11. Экономический рост и проблемы экономики.

12. Трансформация отношений собственности в РК.

13. Кредитная и банковская система (в РК).

14. Основные направления развития рынка в экономике Казахстана.

15. Экономическая оценка и цена земли.

16. Измерение объема производства.

17. Монетарная политика.

18. Современные модели экономического роста.

19. Фискальная политика.

20. Доходы в рыночной экономике. Роль государства в перераспределении доходов.

21. Экономический рост и качество жизни.

22. Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности.

23. Деньги и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке.

24. Инфраструктура рынка.

25. Валютные проблемы в условиях формирования открытой экономики в РК.

26. Роль научно-технического процесса в развитии экономики.

27. Мировая рынка и международная торговля.

28. Управление фирмой в условиях рынка.

29. Конкуренция: понятия, виды, политика.

30. Система экономического воздействия на макропропорцию.

31. Методы регулирования рынка.

32. Проблемы формирования свободных экономических зон в РК

33. Международные валютно-финансовые отношения.

34. Рентные отношения в рыночной экономике.

35. Основы современного менеджмента.

36. Основные функции и принципы функционирования современной системы маркетинга.

37. Проблемы формирования и индексации доходов населения в рыночной экономике.

38. Рынок и вопросы социальной защиты.

39. экономические проблемы Казахстана.

40. Особенности современной инвестиционной политики в Казахстане.

41. Распределение доходов предприятий (фирм) в условиях рыночной экономики.

42. Потребительское поведение (Спрос и конкурентное поведение потребителя; теория в предельной полезности).

43. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании фирмы.

44. Международные валютно-финансовые отношения.

45. Фирма как субъект рыночных отношений.

46. Налоговая система РК.

47. Аналитическое регулирование экономики.

48. Казахстан в системе международного разделения труда.

49. Международные экономические организации.

50. Валютные проблемы в условиях формирования открытой экономики в Казахстане.

51. Инструменты и механизм. внешнеэкономического регулирования.

52.Образования всемирного хозяйства и мирового рынка

53. Налоговая политика и налогообложение РК

54. Интеграция Казахстана в мировую экономическую систему

55. Проблемы вступления Казахстана в ВТО

56. Эволюция мировой валютной системы

57. Современное международное разделение труда и его роль в развитии человечества

58. Международные валютные рынки и валютное регулирование. МВФ.

59. Глобальные экономические проблемы современности

60. Демографические проблемы и их влияние на экономику РК

61. Анализ платежного баланса Казахстана

62. Всемирное хозяйство: тенденции и противоречия, перспективы развития

63. Проблемы глобализации мирового хозяйства

64. Перспективы развития внешнеэкономических связей Казахстана

65. Казахстан и его проблемы в мировом минерально-сырьевом комплексе.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Послание Президента РК «Форсированная индустриальная инновационная программа» – от 28.01.2011 г.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- МГУ, Изд-во «Дис», 1997.

3. Ален Р. Математическая экономия. – М., «Иностранная литература», 1963.

4. Мэкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М., Изд. МГУ, 1994

5. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. СПб.: «Судостроение», 1998.

Дополнительная литература

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К., Микроэкономика. Учебное пособие. Алматы. 2001

2. Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Микроэкономика. СПб. 2001

3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.: «Дело», 2002

4. Ричард Лэйард. Макроэкономика. Курс лекции. М.:Изд. «Дело», 1992.

5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Макроэкономика.

6. Дж. Сакс. Макроэкономика. Глобальный подход / пер. с англ. – СПб, 1994.

7. Дорошенко М. Е., Введение в макроэкономику: учебное пособие / М.: Юнити, 2000

8. Огибин, Ю. А., Микро-Макроэкономика: практикум / - Санкт-Петербург: ЗАО "Литера Плюс", 1998

9. Сакс, Д ., Макроэкономика. Глобальный подхо: учебник / Д. Сакс; с англ. О.В. Буклемишев. - М.: Дело, 1999

10. Макроэкономик: учебник / ред. Е.Б. Яковлевой. - М.: Поиск, 1997.

 

Экзаменационные вопросы

 

1. Что изучает макроэкономика?

2. Какие методы макроэкономического анализа Вы знаете?

3. Какие макроэкономические модели бывают? Где применяются экзогенные и эндогенные переменные?

4. Что такое запасы и потоки? Модель круговых потоков. Что такое «Утечки» и «инъекции»?

5. Общие условия макроэкономического равновесия. Макроэкономическая политика.

6. Как Вы понимаете валовой внутрений продукт: сущность и значение?

7. Методы расчета ВВП: по добавленной стоимости, по расходам и по доходам.

8. Разница между номинальным и реальным ВВП?

9. Как расчитать дефлятор ВВП и Индекс потребительских цен?

10. Потребительская корзина. Другие показатели системы национальных счетов.

11. Из чего состоят кругооборот доходов и расходов?

12. Основное макроэкономическое тождество.

13. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей.

14. Потенциальный ВНП.

15. Формы безработицы и ее естественный уровень.

16. Как гласит закон Оукена?.Как расчитать регулирование уровня безработицы?

17. Сущность и виды инфляции. Инфляция издержек. Инфляция спроса.

18. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

19. Совокупный спрос и его составляющие.

20. Неценовые факторы совокупного спроса.

21. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах в закрытой экономике.

22. Макроэкономическая политика в модели AD-AS.

23. Предпосылки модели «доходы-расходы».

24. Располагаемый доход. Потребление и сбережение.

25. Функция потребления и функция сбережения.

26. Инвестиции и их виды. Фактические и планируемые расходы. Кейнсианский крест. Мультипликаторы Кейнса.

27. Механизм достижения равновесного объема производства.

28. Функция денег. енежные агрегаты.

29. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги.

30. Модель Баумоля-Тобина.

31. Уравнение количественной теории денег. Реальная и номинальная ставка процента.

32. Уравнение Фишера.

33. Модель предложения денег. Денежный мультипликатор.

34. Инструменты монетарной политики.

35. Основные переменные и уравнения модели IS-LM.

36. Равновесие на товарном и денежных рынках.

37. Вывод кривых IS и LM. Наклон и сдвиг кривых IS и LM.

38. Равновесие в модели IS-LM.

39. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM.

40. Целибюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

41. Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

42. Как расчитать мультипликатор налогов?

43. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при изменений уровня цен.

44. Эффективность бюджетно-налоговой политики.

45. Когда образуется эффект вытеснения?

46. Понятие и формы накопления капитала.

47. «Золотое правило» накопления. Экономический рост: цели, типы, факторы, темпы.

48. Кейнсианская модели экономического роста.

49. Неоклассическая модель Р.Солоу.

50. Влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост.

51. Основные направления стимулирования экономического роста.

52. Внутренний и внешний государственный долг.

53. Какие последствия государственного долга?

54. Структура государственного бюджета.

55. Балансирование государственного бюджета.

56. Бюджетный дефицит и его виды.

57. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводство долга.

58. Финансирование дефицита государственного бюджета.

59. Управление задолженностью государства.

60. Платежный баланс и его структура.

61. Взаимосвязь счетов платежного баланса.

62. Модель малой открытой экономики. Валютная система и валютный курс.

63. Паритет покупательной способности.

64. Модель IS-LM для открытой экономики.

65. Модель Манделла – Флеминга.

66. Равновесие в открытой экономике при фиксированном обменном курсе.

67. Совершенная мобильность капитала.

68. Бюджетная и денежная политика в условиях полной мобильности капитала.

69. Открытая экономика с плавающим обменным курсом.

70. Построение кривой совокупного спроса.

71. Влияние фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс.

72. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

73. Теория внешней торговли Хекшера – Олина.

74. Междунународные торговые отношения.

75. Структура и тенденции развития мировой торговли.

76. Инструменты торговой политики.

77. Тарифные и нетарифные ограничения в международном торговле.

78. Значение и экономические последствия тарифной политики.

79. Как функционирует антиинфляционная политика РК?

80. Как Вы понимаете политику протекционизма?

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по

академическим вопросам

____________ Дуйсенгулова Н.С.

«_____» ___________ 2012 г.

Образовательная программа бакалавриата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.011 с.)