Сущность и задачи закупочной логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и задачи закупочной логистики



ЛОГИСТИКА

ЧАСТЬ 2

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

А.Н. Кузяшев

 

УФА 2010

 

 

Разработал: А.Н. Кузяшев, к.э.н., доцент кафедры управления и информатики

ИЭИУ Академии ВЭГУ

 

 

Печатается по решению

Редакционно-издательского

Совета Академии ВЭГУ

 

КУРС: ЛОГИСТИКА

Часть 2. Логистическая система управления ресурсами на предприятии.

Учебно-методическое пособие

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

 

 

Для студентов ИЭИУ Академии ВЭГУ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 5

ЛИТЕРАТУРА.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. Ошибка! Закладка не определена.

1. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.. 7

1.1. Сущность и задачи закупочной логистики. 7

1.2. Механизм функционирования, основные функции и организация закупочной логистики. 7

1.3. Оптимизация размеров партий поставляемых материальных ресурсов. 10

1.4. Нормирование и контроль запасов материальных ресурсов. 12

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.. 15

2.1. Понятие и задачи производственной логистики. 15

2.2. Традиционная и логистическая концепция организации производства и управления. 16

2.3. Современные многономенклатурные гибкие производственные системы.. 19

2.4. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками
в производственной логистике. 20

2.5. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве. 22

3. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.. 23

3.1. Роль логистики в распределении. 23

3.2. Задачи и функции распределительной логистики. 26

3.3. Логистические каналы и сети в логистике распределения. 27

3.4. Логистические посредники в распределении. 29

3.5. Системы распределения продукции. 31

3.6. Организация и управление системой распределения на предприятии. 32

3.7. Планирование распределения. 33

3.8. Оптимизация распределительной деятельности. 35

4. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.. 36

4.1. Сущность и задачи транспортной логистики. 36

4.2. Стратегия транспортного обслуживания. 37

4.3. Виды транспорта. 38

4.4. Классификация грузов. 40

4.5. Организация грузовых перевозок. 41

4.6. Выбор и управление транспортом.. 42

5. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ.. 44

5.1. Роль, задачи и функции складского хозяйства. 44

5.2. Классификация складов. 45

5.3. Унифицированная тара. 47

5.4. Логистическое управление складами. 50

5.5. Основные показатели складской деятельности. 51

6. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.. 52

6.1. Предмет и содержание логистического сервиса в конкурентной среде. 52

6.2. Виды и уровни сервисного обслуживания. 55

6.3. Параметры и характеристика логистического обслуживания. 56


Стр.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 60

7.1. Зарубежные опыты управления логистикой. 60

7.2. Организация управления функциональными подсистемами логистики на предприятии. 64

7.3. Контроллинг в логистических системах. 69

8. ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ.. 70

8.1. Логистическая концепция «точно в срок». 70

8.2. Микрологистическая система KANBAN.. 73

8.3. Логистическая концепция «планирования потребностей ресурсов». 74

8.4. Микрологистическая концепция «тощего производства». 78

8.5. Прочие логистические концепции. 79

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 81

ГЛОССАРИЙ.. 92

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Закупочная логистика. Сущность и задачи закупочной логистики. Механизм функциони-рования закупочной логистики. Основные функции и организация закупочной логистики. Оптимизация размеров поставляемых партий. Нормирование и контроль состояния запасов.

Производственная логистика. Понятие производственной логистики. Современные мно-гономенклатурные гибкие производственные системы. Традиционная и логистическая концепции организации и управления производством. Толкающие и тянущие системы управления материаль-ными потоками в производственной логистике. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.

Распределительная логистика. Роль логистики в распределении. Задачи и функции распределительной логистики. Логистические каналы и сети в логистике распределения. Системы распределения продукции. Логистические посредники в распределении. Организация и управление системой распределения на предприятии. Планирование распределения. Оптимизация распределительной деятельности.

Транспортная логистика. Сущность и задачи транспортной логистики. Стратегия транспорт-ного обслуживания, виды транспорта и грузов. Выбор вида транспортного средства. Организация грузовых перевозок. Организация погрузки и разгрузки грузов. Технико-эксплуатационные показатели транспортировки.

Логистика складирования. Роль складирования в логистической системе. Склады, их определение и виды. Функции складов. Основные показатели складской деятельности. Организа-ция технологического процесса на складе. Роль тары и упаковки в логистике складирования.

Логистика сервисного обслуживания. Принципы и задачи логистического сервиса в конкурентной среде. Организационно-технический уровень сервисного обслуживания. Варианты сервисного обслуживания. Главные факторы в «сервисной» экономике. Потоки услуг в логистике. Характеристика процесса координации логистических операций по указанию услуг. Принципы и методические подходы при управлении потоками услуг. Особенности оценки качества услуг при анализе и проектировании логистических систем. Параметры оценки качества услуг.

Организация логистического управления. Зарубежный опыт управления закупочной логистикой: централизованные и децентрализованные организационные структуры. Организация управления функциональными подсистемами логистики на предприятии. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками. Контроллинг в логистических системах.

Основные зарубежные логистические концепции и системы. Логистическая концепция «точно в срок». Сущность концепции, основные черты. Отличия концепции «точно в срок» от традиционного менеджмента запасов. Логистические системы, основанные на концепции «точно в срок». Микрологическая система KANBAN. Сущность системы, ее ключевые элементы, принципы функционирования. Направления практического использования системы KANBAN. Логистическая концепция «планирования потребностей/ресурсов». Сущность концепции. Базовые микрологические системы, основанные на концепции «планирования потребностей/ресурсов». Практические приложения систем MRP-I и MRP-II. Особенности системы DRP «планирования распределения продукции/ресурсов». Микрологическая концепция «тощего производства». Сущность концепции, ее основные цели и ключевые элементы. Практические приложения концепции «тощего производства». Прочие логистические концепции. Концепции «реагирования на спрос», «точки заказа (перезаказа)», «быстрого реагирования», «непрерывного пополнения запасов», «автоматического пополнения запасов».


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2008.

*1. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и Ко, МО РФ, 2004.

*2. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

*3. Миротина Л.Б., Сергеева В.И. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

*4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

*5. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: РДЛ, 2003.

 

 

Дополнительная

1. Аникина Б.А. Практикум по логистике: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. (Серия «Учебники XXI века»).

3. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок. – СПб.: Питер, 2003.

4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. – М.: Экзамен УМО, 2004.

6. Николайчук В. Заготовительная и производственная логистика. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Ключевые вопросы»).

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – 2-е изд., испр. и дополненное. – М.: Инфра-М, 2000.

8. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М.: Дело, 2004.

9. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Союз, 2003.

10. Степанов В.И., Попов В.А. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Доброе слово, 2001.


ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

Планирование распределения

 

Из содержания политики распределения, ее связей и других видов хозяйственной политики предприятия, а также из логистики распределения и т.д. вытекает, что при разработке этой политики должен быть использован инструмент, отражающий все эти связи и влияния на все основные хозяйственные решения и который свел бы эти связи и влияния, их средства и методы в единую концепцию реализации политики распределения. Таким инструментом является план распределения.

Применение плана распределения позволяет взаимосогласовывать не только стратегические решения предприятия, но и реакцию торговых партнеров, рынков сбыта оперативного характера, а также выявлять направления внесения корректив в отдельные программы.

При этом план распределения должен опираться не на производственные задания, а, наоборот, производственные задания должны быть сформированы на основе портфеля заказов потребителей. Общая логика такого планирования представлена в блок-схеме на рис. 16.

 

Рис. 16. Блок-схема планирования сбыта

 

Планирование распределения предполагает и выбор каналов распределения, который, применительно к данному процессу, включает:

• определение роли распределения в структуре сбыта;

• оценку свойств товара и потребительских предпочтений;

• установление критериев выбора каналов распределения.

В качестве таких критериев могут быть территориальное местоположение посредников и масштабы их деятельности, финансовое положение и имидж, характер специализации и знание товара, наличие мест хранения и готовность к обслуживанию потребителей, надежность и добросовестность посредников. В том случае, если по каким-либо причинам существующие каналы распределения не удовлетворяют требованиям производителя товара, то он может прибегнуть к созданию собственной дилерской и дистрибьюторской сети.

План распределения должен предусматривать различные формы маркетинговых коммуникаций и комплекс возможных мероприятий по продвижению товара на рынок.

Завершающая стадия плана распределения – планирование продаж по номенклатуре, объему, географии потребителей и др. Кроме того, план распределения должен быть увязан с планом производства, планом перевозок, финансовым и другими планами предприятия. Неправильно разработанный план распределения может привести к затовариванию или к искусственному дефициту. Поэтому для поддержания постоянного баланса интересов потребителей и возможностей предприятия, обеспечения реализации планов в планировании распределения необходимо предусмотреть меры оценки, контроля и регулирования.

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Виды транспорта

 

Транспорт в целом делится на следующие разновидности: железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный. Иногда выделяется еще трубопроводный транспорт, но вследствие его специфичности здесь мы его касаться не будем.

Сравнительная оценка эксплуатационных показателей для различных видов транспорта с точки зрения пользователя приведена в табл. 5.

 

Таблица 5

Сопоставление различных видов транспорта

 

Показатель Вид транспорта
морской железно-дорожный речной автомобильный воздушный
           
Пропускная способность неограниченная высокая высокая невысокая малая
Себестоимость перевозок низкая низкая низкая средняя высокая
Скорость перевозок низкая высокая низкая высокая очень высокая
Регулярность перевозок иногда ограниченная стабильная сезонная контролируемая лимитируется погодой
Дальность перевозок межконтинентальная внутри-континентальная внутри водного бассейна небольшая неограниченная
Объем перевозок большой большой большой небольшой небольшой

Продолжение табл. 5

           
Необходимость в специальной сети дорог не требуется требуется не требуется требуется не требуется
Необходимость в специальных терминалах требуется портовое хозяйство требуются терминалы на станции требуются терминалы на пристани не требуется требуются аэропорты

 

 

Некоторые основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов рассматриваются ниже.

1. Показатели морских и речных судов:

- водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

- грузоподъемность – перевозочная способность данного судна;

- дедвейт (или полная грузоподъемность) – величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;

- грузовместимость – способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов). Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

2. Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:

- коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;

- коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость вагона;

- техническая норма загрузки – это согласованное с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный вагон при наилучшем использовании его грузоподъем-ности и вместимости.

Классификация всех видов вагонов, применяемых при железнодорожных перевозках, приведена на рис. 19.

 

Рис. 19. Классификация грузовых вагонов

 

3. Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузо-подъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и манев-ренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транс-порта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоемкость и др.

 

 

Классификация грузов

 

С точки зрения транспортировки, груз – это тот или иной продукт (сырье, материал, полуфабрикат, комплектующее изделие), который принят транспортом к перевозке.

Груз считается находящимся в транспортабельном состоянии, если он находится в необходимой кондиции, упакован и промаркирован в соответствии с действующими правилами.

Совокупность показателей грузов, которая определяет требования ко всем условиям его перевозки, называется его транспортной характеристикой.

До настоящего времени на различных видах транспорта используются свои принципы и способы классификации перевозимых грузов. Так, для автомобильного транспорта принята классификация грузов, приведенная на рис. 20.

 

 

Рис. 20. Классификация грузов, принятая на автомобильном транспорте

 

Считается, что наиболее удобной и развитой, проверенной многолетней практикой, является классификация грузов, принятая на морском транспорте. Эта классификация приведена на рис. 21.

 

 

Рис. 21. Классификация грузов, принятая на морском транспорте

Различные виды груза снабжаются соответствующей маркировкой. Различают товарную (фабричную), отправительскую, специальную (предупредительную) и транспортную маркировки.

Транспортная маркировка наносится отправителем и содержит номер накладной, порядковый номер регистрации и число мест в данной отправке.

Все сказанное относилось к классификации перевозимых грузов и применяемых для этого средств и устройств.

Однако сами процессы перевозок даже при использовании одного вида транспорта могут выполняться различным образом и, следовательно, могут быть расклассифицированы.

На железнодорожном транспорте все виды грузовых перевозок делятся следующим образом:

- местные (в пределах одной дороги);

- прямые (в пределах одной или нескольких железных дорог, но по одному перевозочному документу);

- прямые смешанные (железнодорожно-водные, железнодорожно-автомобильные, железнодо-рожно-водно-автомобильные и др.);

- прямые международные (с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу).

По объему железнодорожные перевозки, выполняемые по одному документу, подразделяются следующим образом:

- мелкая отправка (до 10 т весом и не более 1/3 вместимости одного четырехосного вагона, полувагона или платформы);

- малотоннажная отправка (партия весом от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости одного вагона);

- повагонная отправка;

- групповая отправка, когда требуется больше одного вагона, но меньше целого состава (маршрута);

- маршрутная отправка, когда масса отправляемого груза соответствует по действующим нормам целому составу.

По скорости доставки все виды железнодорожных грузовых перевозок делят на перевозки грузовой скорости, пассажирской (вместе с багажом) и большой скорости (для скоропортящихся грузов).

 

 

ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

Классификация складов

 

Поскольку склады применяются на различных участках производственно-сбытовой деятельности в компаниях различного масштаба и ориентированности, существует большое разнообразие конструкций, типоразмеров, степени механизации и автоматизации, предназначения, а также степени универсальности и специализации складов.

Соответствующая классификация складов, применяющихся в современных производственно-сбытовых системах, приведена на рис. 26.

 

 

Рис. 26. Классификация складов в производственно-сбытовых системах

 

Каждый тип склада соответствующего уровня этой классификации может относиться к любому типу складов других уровней. Так, любой склад второго уровня этой классификационной схемы, будь то малой, средней или особо большой площади, может характеризоваться ручным или механизированным размещением грузов, быть открытым, полузакрытым, закрытым или со спе-циальными условиями (термоконстантным, с особыми условиями по влажности и др.) и так далее.

Примером набора характеристик, определяющих тип рассматриваемого конкретного склада, является следующий: склад средней площади, с механизированным размещением грузов, закры-того типа, индивидуального пользования, автоматизированный, глубинный (расположенный вдали от рельсовых путей), со смешанным ассортиментом, предназначенный для товаров производст-венного на значения, а именно, – для сырья, исходных материалов и комплектующих изделий.

Склады той или иной из описанных выше конструктивных разновидностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства.

Одним из простейших вариантов организации складского хозяйства является разветвленная структура. В такой структуре какой-либо пункт накопления служит складом-источником для нескольких других пунктов.

Дальнейшим развитием такой системы является эшелонированная структура, состоящая из нескольких иерархических уровней, – эшелонов складирования. Пример такой структуры приве-ден на рис. 27.

 

Рис. 27. Пример эшелонированной структуры системы складирования

 

В такой системе требования от потребителей поступают только на нижний уровень, то есть запросы от технологического оборудования поступают только на склады подразделений.

Пополнение же складов каждого уровня при нормальных условиях может происходить только из складов близлежащего вышестоящего уровня. Например, запасы входных складов пополняются из региональных оптовых складов. Иногда такую иерархию оказывается целесообразным дополнить. Так, на рис. 27 показано, что в некоторых случаях товары на склады подразделений могут поступать непосредственно от поставщика, минуя региональные и входные склады, либо из региональных складов, минуя входные склады.

В зарубежной практике эшелонированная система складирования обычно сопрягается с образованием и использованием страховых запасов. Различаются два типа структур: независимые и объединенные структуры. В первом случае все запасы, включая общие страховые запасы, концентрируются на центральном складе, а страховые запасы конкретного назначения располагаются на складах подразделений или специализированных филиалов. Во втором случае и рабочие, и страховые запасы в полном объеме располагаются на складах подразделений или филиалов, а центральный склад используется для их подпитки.

Все техническое разнообразие складов во многом определяется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение способа складирования, выбор необходимого оборудования и подъемно-транспортных механизмов и расчет их параметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения и поиска и др.

 

 

Унифицированная тара

 

В настоящее время во все более расширяющемся масштабе применяется унифицированная тара. Применение унифицированной тары сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Применяемая в настоящее время унифицированная тара в зависимости от ее предназначения может быть весьма разнообразной. Примерная классификация современной унифицированной тары приведена на рис. 28.

 

Рис. 28. Классификация унифицированной тары для складских систем

Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров.

По определению, данному международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.

Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсаль-ными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции – специальными.

Главное в контейнере, независимо от его конструкции, материала и назначения – это унифи-кация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и равнялись 2438 мм. Длина наибольшего контейнера должна составлять 12192 мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера.

Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.

В зависимости от характера грузов в различных складах применяются различные устройства для хранения единиц грузов.

Классификация устройств для хранения грузоединиц приведена на рис. 29.

 

Рис. 29. Классификация устройств для хранения различных грузоединиц

 

Эти устройства вместе с оборудованием для механизации и автоматизации различных складс-ких операций размещаются на соответствующим образом определенных складских площадях.

Определению в таком случае подлежат:

- полезная площадь склада, то есть площадь непосредственно занятая хранимым товаром; она обычно определяется на основе действующих норм допустимой нагрузки на единицу площади пола либо на основе норм на степень заполнения объема склада хранимым материалом;

- площадь, необходимая для выполнения приемочных и отпускных операций (размеры приемочной и отпускной площадок);

- служебная площадь (площадь офиса для размещения управленческого персонала);

- вспомогательная площадь, включая определение размеров проходов и проездов в зависи-мости от типоразмеров хранимых материалов, вида и конструкции применяемых средств меха-низации и интенсивности грузооборота. Сюда же можно отнести и определение в соответствии с действующими нормами высоты складских помещений до уровня ферм или стропил.

Определив суммарную общую площадь склада, нужно удостовериться, находится ли полезная площадь склада в пределах той доли от общей площади, которая допустима для данного вида склада.

Эта доля обычно составляет:

- для складов изделий внешних продуцентов.............................................. 0,35–0,4;

- для складов металлопроката....................................................................... 0,25–0,5;

- для складов литья, поковок и штамповок.................................................. 0,4–0,6;

- для складов готовых изделий....................................................................... 0,35–0,6.

Неотъемлемой и очень важной частью проектирования или выбора системы складирования является анализ различного рода подъемно-транспортного оборудования, определение его требуемых характеристик и принятие решения по его применению. Специальное проектирование подобных устройств, как правило, не производится вследствие высокого уровня унификации, достигнутого в способах затаривания и хранения грузоединиц и в процедурах складирования и перевозки. Для осуществления логистического управления вопрос состоит лишь в определении типов применяемых подъемно-транспортных устройств и в вычислении их требуемого количества. Классификация типов подобных устройств для штучных грузоединиц приведена на рис. 30.

 

Рис. 30. Классификация типов подъемно-транспортного оборудования
для складского хозяйства

 

Одной из наиболее современных форм организации и ведения складского хозяйства является организация магазинов-складов. Магазин-склад представляет собой склад с той или иной степенью механизации и автоматизации, предназначенный для размещения, хранения и поиска тарно-штучной продукции в условиях многономенклатурного ассортимента. В этом отношении функционирование этого склада является обычным. Новым и необычным является то, что при образовании на складе излишков сверх запланированного транзитного объема их разрешается оперативно продавать мелкооптовым покупателям. С этой целью при складе создаются торговый зал и необходимые для мелкооптовой торговли зоны приема, комплектации и отправки, а также административные и сервисные помещения.

В таком магазине-складе выполняются следующие операции:

1. Поступающая тарно-штучная продукция принимается и выгружается с помощью спе-циальных устройств либо вручную и транспортируется по территории магазина-склада.

2. Принятая тарно-штучная продукция сортируется и раскладывается по складским тарам. Одновременно производится регистрация затаренного товара. Затем затаренная продукция доставляется на участок комплектации. Далее продукция, не требующая последующей перекомплектации, доставляется к месту хранения.

3. Осуществляется процесс хранения укомплектованных грузоединиц. При этом обеспечи-вается возможность непосредственного доступа к укомплектованной продукции каждого наименования. Такому требованию в наибольшей мере соответствует стеллажный способ хранения грузоединиц.

4. По полученным заказам осуществляется поиск требуемых товаров, комплектация транс-портных партий для совместной отправки, а также осуществляется сама отправка. Отправка обычно производится по методу централизованной доставки в контейнерах или в оборотной таре.

Описанное складское оборудование и выполняемые с его помощью операции обеспечивают техническое, технологическое и организационное взаимодействие склада с другими участниками производственно-сбытовой деятельности.

Кроме того, в результате концентрации товаров на складах оказывается возможным оказывать клиентам такие дополнительные услуги, как:

- подготовка товаров для использования их потребителями, включая расфасовку, распаковку и др.;

- проверка функционирования тех или иных эксплуатационно законченных единиц оборудования, замена некоторых комплектующих, если в этом есть потребность, монтаж, подсборка и др.;

- придание товарного вида, окраска, упаковка и др.;

- организация транспортировки и другие виды экспедиторской деятельности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты:


2. Перечислите функции закупочной логистики:

 

1._______________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________

9._______________________________________________________________________________

10.______________________________________________________________________________

 

3. Заполните недостающие элементы в организационной структуре управления закупочной логистики:

 

 

4. Заполните недостающие элементы распределения обязанностей в службе закупок предприятия:

 

5. Обозначьте кривые и назовите виды затрат на графике зависимости затрат от разового объема поставки:

 

 

 

6. Установите соответствия запасов материальных ресурсов на предприятии с их классификационными признаками:

 

№ п/п Признак классификации запасов Вид запасов
  По месту нахождения продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду  
  По отношению к логистическим операциям/функциям  
  По функциональному назначению  

 

 

Запасы:

а) в снабжении,

б) возвратных отходов,

в) готовой продукции,

г) грузопереработки,

д) материальных ресурсов,

е) незавершенного производства,

ж) подготовительные,

з) продвижения,

и) производственные,

к) сбытовые (товарные),

л) сезонные,

м) складские,

н) спекулятивные,

о) страховые (гарантийные),

п) тары,

р) текущие (регулярные),

с) транспортные (в пути),

т) устаревшие (неликвидные).

 

7. Соотнесите методы определения величин норм запасов с их определениями:

№ п/п Методы Определение
  Эвристический использование знания и опыта экспертов, являющихся специалистами в различных областях
  Опытно-статистический использующий описание случайных колебаний хода поставок и потребления запасов производством методами математической статистики
  Экспертных оценок основанный на волевых решениях специалистов по закупкам и управлению производством, которые в основном носят интуитивный характер
  Технико-экономический базирующийся на существующем методе данного предприятия (удачном или неудачном)
  Экономико-математический основывающийся на анализе и калькуляции отдельных элементов запасов материальных ресурсов на базе экономических зависимостей между ними, ходом поставок и ходом производственно-сбытовой деятельности

 

8. Соотнесите системы пополнения заказов с их определениями:

№ п/п Система пополнения заказов Определение
  с заданной фиксированной периодичностью осуществляемый по результатам контроля, проводимого через равные промежутки времени (например, инвентаризация остатков)
  с фиксированным размером поставки производящая заказы не через каждый заданный интервал времени, а только в том случае, когда уровень этих запасов опускается до некоторого минимального порогового значения
  до заданного уровня организация пополнения запасов не только в установленный момент времени, но и раньше этого момента, если в результате увеличения потребления фактический уровень запаса преждевременно опустится до критического порогового уровня
  «минимум-максимум» на поставку производится не в фиксированные моменты времени, а тогда, когда фактическое значение запаса опустится до заданной величины, называемой точкой заказа

 

9. Заполните различия стратегий поиска резервов развития:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.168 с.)