Понятие и задачи производственной логистики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и задачи производственной логистики



 

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Область логистики, охватывающая процессы движения материало-потоков внутри предприятия (фирмы), носит название производственной логистики.

Напомним содержание термина «производство». Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное (рис. 5). Производственная логистика рассмат-ривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

 

 

Рис. 5. Структура общественного производства

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производст-венной логистике – их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприя-тие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микро-уровнях.

Внутрипроизводственные логистические системы (на макроуровне) выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количест-венный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

Внутрипроизводственные логистические системы (на микроуровне) представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

 

 

2.2. Традиционная и логистическая концепция организации
производства и управления

 

Современное производство обладает количественной и качественной гибкостью. Это является необходимым в условиях рыночной экономики, когда имеет место «диктат покупателя». В таких условиях необходимо оперативно и адекватно реагировать на поступающие заказы. Это значит, что производство должно обладать способностью быстро и в широких пределах изменять объемы и ассортимент выпускаемой продукции. В течение длительного времени традиционная производственно-сбытовая деятельность базировалась на том, что колебания спроса на продукцию того или иного производства демпфировались запасами этой продукции. Производство работало в собственном ритме, и запасы готовой продукции создавались, по существу, «на всякий случай». Недостатки такой организации работы очевидны. Помимо омертвления значительных средств в виде создания пока что невостребованных запасов, возникают издержки на их хранение и, следовательно, увеличивается стоимость продукции. Кроме того, создание товарных запасов ограничивает возможности фирмы в удовлетворении запросов, касающихся нового ассортимента или выражающихся в изменении требований к качеству товаров. Фирма становится консервативной, и ее возможности расширения круга клиентуры и овладения новыми рынками оказываются ограниченными. В конечном счете это затрудняет (если не исключает полностью) проведение эффективной и выгодной ценовой и технической политики.

Поэтому современной тенденцией является обеспечение соответствия колебаниям спроса на ассортимент и качество продукции за счет соответствующих управляемых изменений производс-твенных мощностей. Качественная гибкость – возможность изменения ассортимента выпус-каемой продукции за счет расширения универсализации квалификации производственного персо-нала, а также за счет применения гибких переналаживаемых производственных систем, подобных описанным выше.

Количественная гибкость – возможность адекватного повышения объемов производства путем создания внутренних резервов рабочей силы и производственных мощностей, включая резервы оборудования.

Логистическое управление – это реализация качественной и количественной гибкости, которыми должно обладать современное производство.

Организация и управление производством в соответствии с традиционной концепцией стремятся к поддержанию высокой степени использования оборудования и к снижению производственных затрат. За соответствующими показателями во время всего производственного цикла осуществляется текущий контроль. На основании результатов контроля этих показателей осуществляются те или иные управленческие мероприятия.

Логистические принципы управления производством – это соотнесение названных показа-телей с эффективностью, полученной от реализации продукции. Иными словами, учитываются ассортимент, объемы и сроки реализации и достижимые при этом цены. Управленческие мероприятия осуществляются с учетом подобных сопоставлений.

Сопоставление традиционных и логистических принципов управления приводится в табл. 2.

Таблица 2

Традиционные и логистические принципы управления производством

 

Показатель Управление производством
традиционное логистическое
Объем производственных запасов Максимально возможный объем «на всякий случай» Отказ от избыточных запасов
Время выполнения производственного цикла Допущение увеличения времени производственного цикла, если это снижает производственные издержки Недопущение увеличения времени производственного цикла, если это приводит к снижению экономи-ческой эффективности
Номенклатура изготавливаемых изделий Минимизация номенклатуры изготавливаемых изделий Установление номенклатуры в соответствии с принятыми заказами
Объемы выпуска Выпуск максимально крупными партиями Отказ от выпуска продукции, неподтвержденной заказами
Простои оборудования Простои оборудования минимизируются и в идеале не допускаются Уровень простоев планируется для создания резервов мощностей
Уровень брака Допускается технологически обоснованный уровень брака Брак недопустим, если это может привести к снижению экономической эффективности
Внутризаводские перевозки Внутризаводские перевозки осуществляются в соответствии с принятой организацией производственного процесса Нерациональные внутризаводские перевозки устраняются, и производственный процесс реорганизуется
Отношения с поставщиками Поставщики рассматриваются как противостоящая договорная сторона Поставщики рассматриваются как партнеры по общему делу
Производственный персонал Квалификация повышается в узких пределах, имея целью обеспечить максимум операционной производительности Квалификация расширяется, имея в пределе универсализацию с целью обеспечения качественной гибкости производства

 

Традиционная концепция управления ходом производства – изготовление производимого товара на основании уже проведенного высшим руководством фирмы анализа рыночной конъюнктуры. Поэтому, полагает руководитель производства, продукция данного ассортимента и в данном объеме рано или поздно будет реализована.

При таком подходе функции управления (рис. 6) производством носят локальный и конкретный характер: максимальная загрузка оборудования и недопущение его простоев, стремление к выпуску наименьшего числа партий продукции наибольшего объема, к безоглядному повышению производительности, в том числе и за счет допущения определенного процента брака и узкой специализации производственного персонала.

 

Рис. 6. Структура функций логистики на производстве

 

В условиях удовлетворения и создания рыночных потребностей при наличии конкуренции поступление заказов от потребителей является непредсказуемым и может измениться, то есть и возрастать и уменьшаться и приобретать новые качества. Удовлетворять такие колебания потребительского спроса только за счет наличия товарных запасов высшее руководство фирмы не сможет. Более того, эти запасы лишают его инициативы и делают консервативным.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.017 с.)