Методы исследований в педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследований в педагогике



В настоящее время педагогические исследования осу­ществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, ис­следовательская беседа, изучение школьной документа­ции и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагоги­ческого опыта, социологические методы исследования (ан­кетирование, рейтинг, метод компетент-ных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рас­смотреть сущность некоторых методов.


Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследо­вания, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического мате­риала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным 'педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов де­ятельности учащихся. При исследовании многих педа­гогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности уча­щихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошед-V) шие годы обучения. ^^ Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента 1 s> (от лат. experimentum — проба, опыт) как метода исследо-^Чэ вания заключается в специальной организации педагогиче-ГО) ской деятельности учителей и учащихся с целью провер-ки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. Когда гипотеза или предпо­ложение находят свое подтверждение на практике, иссле­дователь делает соответствующие теоретические обобще­ния и выводы.

В зависимости от целевых установок различают сле­дующие виды экспериментов: констатирующий, созида­тельно-преобразующий и контрольный. В чем их сущ­ность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипоте­зу исследования или, иначе говоря, теоретические основы

Уйбыи;е' оллвдЦ


и конкретные методические меры по решению исследуе­мой проблемы. Он создает новую психологическую ситу­ацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подверга­ются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы яв­ляется проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача ре­шается с помощью контрольного эксперимента, сущ­ность которого заключается в применении апробирован­ной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретичес­ким и методическим достоянием педагогики.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А. Ф. Лазурский (1874—1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремит­ся создавать педагогические ситуации таким образом, что­бы они не нарушали привычного хода деятельности уча­щихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio — опыт), т. е. опытным путем, учителя нередко подходят'к важ­ным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти нов­шества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Определите предмет педагогики как науки.

2. Назовите основные категории педагогики и дайте им общую характеристику.

3. Как связана педагогика с другими науками?

4. Какие научные и практические задачи решает педа­гогика? i

5. Какова структура педагогических наук?

6. Назовите основные методы исследования в педаго­гике.



РАЗДЕЛ 2

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.007 с.)