Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Теоретические основы социальной педагогики

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

Рабочая программа курса

 

 

 

Челябинск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

Утверждено

на заседании кафедры

____________2012 г.

Зав. кафедрой, д-р п.н., проф.

_________Н.А. Соколова

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Рабочая программа

направление 522100 – Социальная работа

Степень (квалификация) – бакалавр социальной работы

 

Челябинск, 2012

 

 

Димухаметов Р.С.

Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе: рабочая программа по курсу: направление 522100 – Социальная работа. Степень (квалификация) – бакалавр социальной работы. – Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 2012. – 72 с.

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 522100 – Социальная работа.

Курс знакомит с основными принципами и закономерностями развития социальной педагогики, ее основными концепциями, теорией и практикой решения проблем клиента, помощи и поддержки в процессе социализации на всех этапах жизни человека, влияния социальной среды на процесс социализации человека, роли социального работника (педагога) в социальном развитии личности.

 

  Димухаметов Р.С., 2012
  ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 2012

Содержание

Пояснительная записка 3

Рабочая программа

2.1. Тематический план курса 6

2.2. Содержание курса 7

Модуль 1. Теоретические основы социальной педагогики 8

Модуль 2. Социально-педагогическая деятельность 11

Модуль 3. Особенности социально-педагогической деятельности в разных

учреждениях и организациях 13

Модуль 4. Методика и технология социально-педагогической деятельности 14

Раздел 2. Содержание лекционных семинарских занятий

Планы лекционных и семинарских занятий

Лекция. Тема 1. Социальная педагогика как область научного знания 16

Лекция. Тема 2. Теоретико-методологические основы социальной педагогики 16

Лекция. Тема 3. Социализации как категория социальной педагогики 18

Лекция. Тема 4. Концепции социализации и социального воспитания 22

Лекция. Тема 5. Социальное воспитание как категория социальной педагогики 23

Лекция. Тема 6. Социальное обучение как категория социальной педагогики 25

Лекция. Тема 7. Историко-социологический анализ детства. Социализация детей

в современном мире 26

Лекция. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной

педагогики 28

Лекция. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание

понятия социальной адаптации 30

Лекция. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования 31

Лекция. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенка 33

Лекция. Тема 12. Социально-педагогическая деятельность с семьей 33

Лекция. Тема 13. Проблема нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике 36

Лекция. Тема 14. Отклоняющееся поведение детей и подростков

как социально-педагогическая проблема 37

Лекция. Тема 15. Социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося

поведения. Социально-педагогическая виктимология 39

Лекция. Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми 46

Лекция. Тема 17. Особенности социального воспитания в детских

общественных объединениях 47

Лекция. Тема 18. Социальное воспитание в системе дополнительного

образования детей 50

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену 53

Методические материалы

Темы рефератов 54

Критерии оценки знаний студентов на экзамене 56

Словарь используемых терминов 57

Образец теста по социальной педагогике 61

Методические рекомендации по созданию «портфолио» 62

  1. Пояснительная записка

Подготовка специалиста социальной работы предполагает изучение содержания и методики социально-педагогической деятельности, необходимой для работы с разными категориями детей. Социально-педагогическая деятельность – категория социальной педагогики как области научного знания, исследующей закономерности социализации как процесса и результата вхождения личности в социальную среду, овладения системой ценностей, нормами и правилами социального взаимодействия, поведения, а также социального воспитания как составной части процесса социализации. Изучение процесса социализации включает исследование его этапов, факторов, моделей, средств, механизмов, агентов; человека как объекта, субъекта и жертвы социализации; воспитания как института социализации.

Курс призван дать студентам целостное представление о социально-педагогической теории, становлении социальной педагогики как науки, ее теоретико-методологических основах, закономерностях и принципах, основных категориях (социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая деятельность), особенностях, содержании, формах, методах, технологиях социального воспитания в семье, в разных типах образовательных учреждений и воспитательных организациях.

Настоящие рекомендации основываются на государственном стандарте по данному курсу. Он предполагает изучение следующих тем:

1) социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации;

2) социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы; человек как объект, субъект и жертва социализации;

3) воспитание как институт социализации: понятие, виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации; социализированность, воспитанность;

4) социально-педагогическая виктимология;

5) социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях;

6) принципы социального воспитания;

7) организация взаимодействия (межличностного, группового, массового, межгруппового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях;

8) личностный, возрастной, дифференцированный, индивидуальный, гендерный подходы в социальном воспитании;

9) особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.

Целью курса является овладение студентами целостной системой знаний о социально-педагогической деятельности в социальной работе.

Задачи курса:

1) изучение основных теорий о сущности и системе социального воспитания, обучения, социально-педагогической деятельности;

2) знакомство с взглядами философов, педагогов, психологов на социализацию, социальное воспитание, сущность социально-педагогической деятельности в социальной работе;

3) изучение нормативно-правовой базы деятельности социального педагога;

4) приобретение навыков социально-педагогического исследования в системе социальной работы;

5) изучение практики социально-педагогической деятельности в системе социальной работы;

6) овладение методиками и технологиями социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и в разных типах учреждений социального обеспечения.

Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Изучаемые темы представлены общим программным содержанием и формами ее изучения: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа с указанием рекомендуемой литературы. Каждая тема сопровождается методическими пояснениями по их реализации. В приложении размещены методические рекомендации по написанию квалификационной работы; словарь терминов, используемых при изучении курса; тестовые материалы и т.п. В процессе занятий используются разнообразные формы и методы работы: доклады и творческие работы студентов, деловые игры, дискуссии, диспуты, экскурсии, практику. Контроль за качеством знаний студентов осуществляется в форме экзамена, зачета, самоконтроля (задания к теме), контрольных работ, индивидуальных собеседований, тестовых заданий (содержание экзаменационных вопросов, тестовые задания прилагаются). Содержание учебно-методического пособия, его структура позволяют использовать его для студентов как дневного, так и заочного обучения.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.1.Тематический план курса

№ пп Тема лекции Количество часов
Всего Аудиторная работа
Лекции Семинары СР
1. Тема 1. Социальная педагогика как область научного знания        
2. Тема 2. Теоретико-методологические основы социальной педагогики        
3. Тема 3. Социализация как категория социальной педагогики        
4. Тема 4. Концепции социализации и социального воспитания        
5. Тема 5. Социальное воспитание как категория социальной педагогики        
6. Тема 6. Социальное обучение как категория социальной педагогики        
7. Тема 7. Историко-социологический анализ детства. Социализация детей в современном мире        
8. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной педагогики        
9. Тема 9. Социально-педагогическая сущность и содержание понятия социальной адаптации        
10. Тема 10. Содержание и методы социально-педагогического исследования        
11. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенка        
12. Тема 12. Социально-педагогическая деятельность с семьей        
13. Тема 13. Проблема нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике        
14. Тема 14. Отклоняющееся поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Виды отклоняющегося поведения        
16. Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося поведения        
17. Тема 17. Социально-педагогическая виктимология. Среда – интегральное средство социализации личности. Культурная (социокультурная) идентичность современного школьника        
18. Тема 18. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми        
19. Тема 19. Особенности социального воспитания в детских общественных объединениях        
20. Тема 20. Социальное воспитание в системе дополнительного образования детей        
21. Тема 21. Виды учреждений, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность        
           

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса делится на несколько модулей: теоретические основы социальной педагогики; социально-педагогическая деятельность; особенности социально-педагогической деятельности в разных учреждениях и организациях; методика и технология социально-педагогической деятельности.

 

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План

1. Выделение социальной педагогики в отдельную область научного знания. 2.

2. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3. Различные подходы к определению предмета социальной педагогики.

4. Определение предмета социальной педагогики П. Наторпа.

5. Место социальной педагогики в структуре других наук.

6. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией.

Основная литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001.

2. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какую область педагогической науки изучает социальная педагогика?

2. Когда социальная педагогика выделилась в отдельное направление педагогики?

3. Почему П. Наторп считается родоначальником социальной педагогики как науки?

4. Что является предметом социальной педагогики как науки?

5. Докажите, что социальная педагогика как область научного знания базируется на педагогике, социологии и социальной психологии.

Социальной педагогики

План

1. Понятия «методологический подход», «принцип».

2. Методологические подходы к исследованию проблем социальной педагогики.

3. Принципы социальной педагогики: классификации В.И. Андреева, М.А. Галагузовой, В.А. Никитина и др.

4. Взаимосвязь принципов социальной педагогики.

5. Влияние методологических подходов, принципов на определение целей, задач, исследование сущности и содержания социально-педагогической деятельности, ее техноло-гии, методы, формы.

6. Категориально-понятийный аппарат социаль-ной педагогики: социализация, социум, социальная среда, социальная адаптация, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая поддержка.

 

Основная литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Бочарова В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике / В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов. – М.: Аргус, 1994.

2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «методологический подход» и «принцип».

2. В чем специфика общепедагогических принципов в контексте социальной педагогики?

3. Что такое «категория»? Назовите собственные и заимствованные категории социальной педагогики.

Для самостоятельной работы

Социальной педагогики

План

 

1. Развитие философских взглядов на сущность и содержание социального воспитания.

2. Становление социальной педагогики как отрасли научного знания.

3. Объект, предмет, задачи социальной педагогики как науки.

4. Взаимодействие социальной педагогики с другими науками.

Темы докладов

1. Исторические этапы развития социальной педагогики в России.

2. Становление социальной педагогики за рубежом.

 

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И.Н. Андреева. – М.: Владос, 2000.

2. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

3. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. тр. // Понятийный аппарат педагогики и образования / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

4. История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

6. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

7. Социальная педагогика / авт. коллектив Р.А. Литвак, А.З. Иоголевич, Ю.Г. Грибанова, И.А. Филиппова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1994.

8. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Социальной педагогики

План

  1. Социализации как основная категория социальной педагогики.
  2. Этапы социализации (Г.М. Андреева, А.В. Петровский), их содержание.
  3. Соотношение стихийного и организованного в процессе социализации.
  4. Воспитание – как организованная социализация. Позитивная и негативная социализация. Ресоциали-ация и десоциализация.
  5. Понятие «кризисная социализация» (Х. Ремшмидт). Институты и агенты социализации. Механизмы социализации.
  6. Классификации факторов социализации личности А.В. Мудрика (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы).
  7. Характеристика мегафакторов (космос, планета, глобальные природные явления), макрофакторов (страна, этнос, экономика, политика), мезофакторов (регион, тип поселения, религия, средства массовой информации), микрофакторов (семья, группа сверстников, соседи).

 

Основная литература

1. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – №1. – С. 3–8.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература

1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: учеб. пособие / С.И. Розум. – СПб: Речь, 2006.

2. Фролов С.С. Социология: учеб. / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

3. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социализация? Какова специфика исследования социализации в социальной педагогике в отличие от социологии и социальной психологии?

2. Что явилось основаниями для выделения этапов социализации Г.М. Андреевой, А.В. Петровским? Каково содержание отдельных этапов социализации, по мнению Г.М. Андреевой, А.В. Петровского?

3. Как различные исследователи классифицируют факторы социализации (К. Бронфенбреннер, А.В. Мудрик, М.А. Галагузова)?

4. Что такое институты и агенты социализации? Приведите примеры и поясните их.

Семинар 1

План

1. Общее и отличия в трактовке социализации в социологии, социальной психологии, социальной педагогике.

2. Социальная педагогика о соотношении стихийного и организованного в процессе социализации.

3. Позитивная и негативная социализация. Ресоциализация и десоциализация. Влияние «кризисной социализации» на формиро-вание личности ребенка.

4. Факторы социализации личности.

5. Социальная адаптация как механизм социализации.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ – совокупность четырех составляющих:

· стихийная социализация

· относительно направляемая социализация

· относительно социально контролируемая

· более или менее сознательного самоизменения человека

 

РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
    Стихийная   Относительно направляемая Относительно социально контролируемая социализация - воспитание
Семейное воспитание Религиозное Социальное Адаптационно-коррекционное
Самоизменение человека

 

 

 

Стадии социализации

младенчество (от рождения до 1 года) юношеский (18—23 го­да)
раннее детство (1—3 го­да) молодость (23—33 года)
дошкольное детство (3—6 лет) зрелость (34—50 лет)
младший школь­ный возраст (6—10 лет) пожилой возраст (50—60 лет)
подростковый (10—14 лет) старость (60—70 лет)
ранний юношеский (15—17 лет) долгожительство (свыше 70 лет)

 

 

Литература

1. Гальперин П.Я. История психологии: ХХ век: хрестоматия / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М., 2002.

2. Головина Н.Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб., 2004.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

 

Упражнение по социальной адаптации

Список стрессовых ситуаций:

1. вынужденный переезд на новое место жительства;

2. выход на пенсию;

3. развод;

4. пьянство одного из членов семьи;

5. плохие бытовые условия;

6. потеря большой суммы денег;

7. старение;

8. внезапная смерть близкого человека;

9. сложная и опасная хирургическая операция;

10.война;

11.тюремное заключение;

12. вы являетесь заложником террористов;

13. серьезная профессиональная неудача.

Вопросы:

1. К какому типу: а) временные, б) изменившиеся в) постоянные – относятся сложившиеся условия (возможны ли оба варианта)?

2. Оцените уровень экстремальности ситуации по пятибалльной шкале. От чего зависит восприятие данных ситуаций как экстремальных?

3. По какому типу проходит адаптация после указанных стрессовых событий: (М) – временная мобилизация ресурсов; (И) Глубинные изменения личности?

4. Что произойдет, если тип адаптационного процесса не соответствует характеру условий среды?

5. Какие изменения происходят с личностью в случае адаптации к изменившимся условиям, насколько продуктивны эти изменения (проанализировать 3 ситуации на выбор)?

6. Есть ли такие ситуации, когда внутренние изменения вообще не желательны?

И социального воспитания

План

1. Причины возникновения различных концепций социализации и социального воспитания.

2. Адаптивная концепция социализации.

3. Когнитивная концепция социализации.

4. Ролевая теория социализации.

5. Концепция социального научения.

6. Психоаналитическая концепция социализации.

7. Психодинамическая концепция. Критическая концепция социализации.

 

Основная литература

1. Гальперин П.Я. История психологии: ХХ век: хрестоматия / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М., 2002.

2. Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

3. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

Самостоятельная работа студента по теме

1. Используя вышеуказанную литературу, заполнить таблицу «Концепции социализации личности»:

 

Название концепции Авторы концепции Время разработки концепции Основные факторы социализации личности Основные положения концепции

 

2. Подготовить реферат по одной из концепций социализации личности.

Социальной педагогики

План

1. Понятие социального воспитания.

2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.

3. Принципы социального воспитания.

4. Функции социального воспитания.

5. Методы социального воспитания.

6. Институциональная классификация воспитания.

7. Этапы и содержание воспитательного воздействия общества на личность.

8. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

9. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

 

Основная литература

1. Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2000.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: моногр. / Г.Я. Гревцева. – СПб.: СМИО-Пресс; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005.

2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социального воспитания. Можно ли сказать, что любое воспитание социально? Аргументируйте свою позицию.

2. Выделите компоненты социального воспитания.

3. Каковы функции социального воспитания?

4. Поясните, что предполагает индивидуальный дифференцированный, личностный, возрастной, гендерный, подходы в социальном воспитании.

5. Каковы методы социального воспитания?

Семинар 3

Социальной педагогики

План

1. Принципы и функции социального воспитания.

2. Методы социального воспитания. Этапы и содержание воспитательного воздействия общества на личность.

3. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

4. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

Концепция социального воспитания (2 часа)

Деловая игра «Алгоритм» проводится методом мозговой атаки

 

План

1. Вступительная беседа ведущего

2. Объяснение хода деловой игра

3. Работа на нулевом туре

4. Обсуждение проблемы (прохождение 5 туров)

5. Подведение итогов наработанного материала в МГ (микрогруппах)

6. Коллективное обсуждение в соответствии с планом рассмотрения проблемы.

7. Подведение итогов, поощрение лучших игроков.

Задания микрогруппам:

Стол А: Личность XXI века. Какой вы ее видите?

Стол В: Разработать концепцию «Школа – правовое пространство»

Стол С: Разработать концепцию «Школа – инструмент мира и ненасилия»

Стол D: Содержание, формы и методы деятельности социального педагога и педагога-психолога в модели «Школа – пространство культуры мира, права и ненасилия»

Стол Е: Выработать нормы взаимоотношений субъектов образовательного процесса в модели «Школа – пространство культуры мира, права и ненасилия»

 

Литература

1. Головина Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб.: Речь, 2004.

2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. об-во России, 2000.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

Социальной педагогики

План

1. Понятие социального обучения.

2. Социальные ценности, нормы, правила, роли, статусы как содержание социального обучения.

3. Компоненты социального обучения.

4. Возрастные этапы и содержание социального обучения.

5. Средства, методы социального обучения.

Основная литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

2. Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социального обучения. Какое обучение можно назвать социальным? Аргументируйте свою позицию.

2. Выделите компоненты социального обучения. Охарактеризуйте их.

3. Что относится к средствам социального обучения?

4. Каковы методы социального обучения?

Семинар 4

Тема: Социальное обучение как категория

социальной педагогики

План

1. Социальные ценности как содержание социального обучения.

2. Социальные роли как содержание социального обучения.

3. Социальные нормы, правила как содержание социального обучения.

4. Народная сказка как средство социального обучения.

5. Игра как средство социального обучения.

6. Детская субкультура как средство социального обучения.

 

Литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.

2. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

4. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

5. Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

Лекция. Тема 7. Историко-социологический анализ детства.

Социализация детей в современном мире

План

 

1. Детство как объект исследования в социологии и социальной педагогике.

2. Восприятие детства в первобытном обществе, в античное время.

3. Изменение отношения к ребенку, к семейному воспитанию в эпоху средневековья.

4. Формирование отношения к ребенку как к личности в эпоху

5. Просвещения. Детство в период капитализма, выделение подросткового возраста.

6. Развитие ребенка в социуме.

7. Основные теории развития ребенка: биологическая, социологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, фокальная.

8. Особенности социализации детей в современном мире.

9. Отличие социализации детей от социализации взрослых.

10. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

11. Понятие детской субкультуры.

 

Основная литература

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Владос, 2000.

2. История социальной педагогики: хрестоматия /под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

5. Цымбаленко С. Кто они, подростки 90-х? / С. Цымбаленко, С. Щеглова // Воспитание школьника. – 1996. – № 1–3.

6. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. – 2002. – № 31.

Дополнительная литература

1. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

2. Социология молодежи: учеб. / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности отношения общества к детству в первобытном и рабовладельческом обществе? Выделите причины такого отношения.

2. С каким историческим явлением связаны коренные изменения по отношению к детству?

3. В какой исторический период ребенок начинает рассматриваться как самостоятельная личность?

4. С какими объективными причинами связано выделение подросткового возраста?

5. Выделите существенные признаки, характеризующие положение детей в современном обществе

6. В чем состоит отличие социализации детей от социализации взрослых?

7. Что такое детская субкультура? Каковы ее проявления?

Самостоятельная работа

Тема: Историко-социологический анализ детства

План

1. Восприятие детства в первобытном обществе, в античное время.

2. Изменение отношения к ребенку, к семейному воспитанию в эпоху Средневековья.

3. Формирование отношения к ребенку как к личности в эпоху Просвещения.

4. Детство в период капитализма, выделение подросткового возраста. Развитие ребенка в социуме.

5. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

Литература

1. История социальной педагогики: хрестоматия / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

2. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

3. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2004.

4. Щеглова С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С.Н. Щеглова. – М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996.

5. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

 

Социальной педагогики

План

 

1. Понятие «социально-педагогическая деятельность».

2. Сравнительная характеристика понятий «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность».

3. Принципы деятельности социального педагога.

4. Функции социально-педагогической деятельности.

5. Содержание социально-педагогической деятельности.

6. Задачи социально-педагогической деятельности на современном этапе, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН «О правах ребенка», нормативно-правовых актов системы образования.

 

Основная литература

1. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики: сб. науч. трудов / М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 168–184.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Нов. шк., 1996.

3. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – С. 508–515.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под общ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.023 с.)