Словарь используемых терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь используемых терминов



Адаптация социальная – приспособление человека к условиям новой социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации.

Аддикция – зависимость. Выделяется несколько видов аддикции: химическая (к которой относится алкогольная, наркотическая зависимость, а также токсикомания), пищевая, игровая, религиозная, сексуальная.

Аддиктивное поведение – зависимое поведение.

Безнадзорность – отсутствие воспитательного воздействия и контроля за ребенком со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Беспризорность – отсутствие у детей места жительства или места пребывания.

Дезадапиация социальная – невозможность или неспособность человека приспособиться к условиям новой социальной среды; постоянная неуспешность человека в реализации целей.

Виктимизация – процесс и результат превращения человека (или группы людей) в жертву (жертв) неблагоприятных условий социализации.

Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Виктимогенность – наличие объективных обстоятельств социальной среды, способствующих виктимизации человека.

Виктимология – социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации.

Воспитание социальное – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание в человеке социально значимых личностных качеств.

Девиантное поведение – поведение, не соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе (алкоголизм, наркозависимость, проституция, беспризорность и т.п.).

Делинквентное поведение – преступное поведение; отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, влекущее за собой уголовную ответственность.

Детская общественная организация – добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для реализации общих целей в совместной деятельности.

Дети одаренные – особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.

Детская одаренность – наличие у каждого ребенка определенного интеллектуально-творческого потенциала, степень выраженности и развития которого может различаться.

Дети с признаками одаренности – проявление в отдельные периоды развития ребенка возрастных факторов одаренности в силу их сензитивности для данного возраста.

Дополнительное образование – тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком содержания и видов деятельности.

Деятельность чаще всего сводится к нескольким компонентам: 1) активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, 2) обусловленность мотивами и потребностями человека, направленность на познание или преобразование окружающего мира, 3) результатом деятельности является продукт духовной или материальной культуры, развитие личности. Сущностными характеристиками педагогической деятельности является открытость, системность, уровневость, гибкость, кольцевой характер, универсальность, динамичность.

Деятельность социально-педагогическая – вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь ребенку в процессе социализации.

Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Это саморазвитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека. Проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, развивается и преобразуется в процессе социализации и воспитания, реализуется через поведение, в ситуациях деятельности, взаимодействия с другими людьми.

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса [БЭС]. Исходя из этого определения, можно рассматривать педагогическую закономерность как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами образовательного процесса.

Компонент – понятие, близкое понятию «элемент», которое рассматривается как определенная часть системы.

Коррекция – технология социально-педагогической деятельности, направленная на разрушение негативных установок, представлений, мотивов, ценностей, стереотипов поведения и формирование новых с целью успешной социализации ребенка в общество.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки, суждения.

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Модель – «некоторая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» (В.А. Штофф). Признаки модели:

· адекватность изучаемому объекту относительно выбранной системы ее характеристик (простота, оптимальность, наглядность, конструктивность, наличие языка естественного или искусственного);

· присутствие в моделях элементов обобщенности, абстракции, научной фантазии, аналогии, гипотетичности.

Наркомания – вид зависимого поведения, характеризующийся наличием психоневрологического расстройства, при котором нормальная жизнедеятельность организма человека зависит от постоянного приема наркотических веществ.

Норма социальная – правила поведения, образец действия, мера допустимого поведения, принятая в данном обществе; обусловленный социальной практикой инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества.

Образовательный процесс – система построения взаимодействия обучения и учения, воспитания и самовоспитания, обеспечивающая развитие личности как индивидуальности.

Образовательные учреждения – организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Выделяются следующие образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные (начального, основного, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования), дополнительного образования.

Обучение социальное – совместная целенаправленная деятельность ребенка и взрослого (педагога, родителей), в ходе которой осуществляется развитие личности посредством освоения социальных знаний, к которым относятся социальные ценности, роли, нормы.

Опека и попечительство – форма устройства и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отклонение социальное – отклонение от социальных норм.

Педагогика социальная – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социализации, социального воспитания, обучения, самоопределения человека, а также содержание и методику социально-педагогической деятельности.

Педагогические условия – совокупность мер, направленная на повышение эффективности педагогических процессов и явлений, в том числе и социально-педагогической поддержки ребенка.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, систему технологических единиц, сориентированных на конкретный результат (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем в области обучения, общения, творчества, здоровья, досуга.

Пенитенциарные учреждения – учреждения, осуществляющие деятельность по исправлению лиц, совершивших преступления и осужденных к различным видам наказаний.

Показатель – количественная или качественная характеристика объекта, описывающая какое-либо его свойство; показатель степени выраженности, то по чему можно судить о развитии и ходе чего-либо.

Принципы – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания.

Профессионально-педагогическая компетентность – владение, обладание учителем компетенциями, включающими знания, умения, навыки, способы деятельности, а также личностное отношение педагога к ним, предмету своей деятельности, и способностью к самореализации и самоактуализации в педагогической деятельности.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение, устранение, нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного вида социальные отклонения в поведении; социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая технологии.

Работа социальная – область научного знания, изучающая закономерности человеческой деятельности в социальной сфере как профессиональной и общественной деятельности государственных, общественных и частных организаций и лиц, направленные на решение социальных проблем отдельных людей, социальных групп, слоев общества.

Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания посредством его взаимодействия с окружающими и овладения достижениями человечества. Развитие личности осуществляется в процессе деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Потребности выступают в качестве предпосылок и результата развития личности.

Реабилитация – система медицинских, педагогических, психологических мер, направленных на восстановление нарушенных физиологических, психических функций организма, интеграцию человека в общество.

Рефлексивность – внутренняя психологическая деятельность, направленная на осмысление действий.

Самоактуализация – внутреннее стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и способностей.

Самореализация – сложилось два подхода к определению феномена самореализации. Первый подход (А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) рассматривает самореализацию как «поиск себя» и предполагает самопознание личностью своих возможностей, задатков, способностей и их реализацию. Второй подход выходит на проблему самореализации через мотивационно-смысловой аспект «смыслотворчества» (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Наумова и др.). А.Н. Леонтьев вводит понятие смыслообразующего мотива, под которым понимается мотив, побуждающий к деятельности и придающий ей личностный смысл. Основное внимание в данном подходе уделяется жизненному выбору, жизнетворчеству, смыслу жизни, пространственно-временным моделям жизненного пути.

Саморазвитие – самосовершенствование личности в процессе приобщения к культуре общества, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни.

Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей, средств самосовершенствования в конкретных обстоятельствах жизни, механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Суть процесса самоопределения – выявление и утверждение индивидуальной позиции в проблемных ситуациях.

Семья – малая социальная группа, характеризующаяся наличием супружеских отношений и родственных связей, совместным ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью.

Система – это целостное образование, состоящее из взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах.

Социализация – это процесс и результат вхождения человека в социальную среду, содержанием которого является овладения системой ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.

Социально-личностная компетенция – познание человеком своих интеллектуальных, творческих, личностных особенностей, потребностей, умение реализовывать свой потенциал в социально значимой деятельности посредством целеполагания, самоорга-низации и самодеятельности.

Социально-личностная компетентность предполагает владение социально-личностной компетенцией и определяется через степень самореализации личности. Структура социально-личностной компетентности: когнитивно-рефлексивный, ценност-ный, волевой, деятельностный компонент.

Социально-педагогическая поддержка ребенка – составная часть педагогической деятельности, ориентированная на помощь в развитии ребенком собственной индивидуальности, субъектности, самоопределение и самореализацию, опирающаяся на потенциал и педагогические условия системы дополнительного образования детей.

Среда – «все то, что окружает субъекта и посредством чего он реализует себя как личность» (Ю.С. Мануйлов). Среда может обогащать или обеднять, побуждать, развивать познавательную, творческую мотивацию или подавлять ее, поддерживать интерес к научно-педагогическому творчеству или ослаблять его. Среда формирует личность, детский и взрослый коллектив, влияет на развитие индивидуальности посредством установок, идей, взглядов, оценок, господствующих в ней. Среда образовательного учреж-дения формируется педагогическим и детским сообществом.

Структура – внутреннее устройство, предполагающее установление устойчивых связей и отношений между элементами системы.

Субъект – индивид или группа как источник познания или преобразования действительности, носитель активности (А.В. Брушлинский, А.К. Дусавицкий, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леоньев, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.). Субъектность предполагает активную роль человека в процессе жизнедеятельности, им самим организуемую, развиваемую и контролируемую активность.

Субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (педагога и ребенка) в процессе деятельности друг на друга, порождающий их совместную обусловленность и связь. Каждая из взаимодействующих сторон (педагог и ребенок) выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие субъектов.

Суицид – вид отклоняющегося поведения; акт самоубийства, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.04 с.)