Лекция. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенка



План

1. Понятие «семья».

2. Характеристика современной семьи.

3. Классификации семей.

4. Функции семьи: репродуктивная, первичной социализации, воспитательная, психотерапевтическая и рекреационная, хозяйственно-трудовая и экономическая, коммуникативная, гедонистическая.

5. Роль семьи всоциализации ребенка.

Лекция. Тема 12. Социально-педагогическая деятельность с семьей

План

 

1. Семейное воспитание как вид социального воспитания.

2. Типы семейного воспитания.

3. Диагностика семейных отношений и семейного воспитания.

4. Деятельность социального педагога с семьей: образовательный, психологический, посреднический компоненты.

5. Принципы деятельности социального педагога с семьей.

6. Формы социально-педагогической помощи семье: краткосрочные, долгосрочные, универсальные.

 

Основная литература к темам 11, 12

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2003.

Дополнительная литература к темам 11, 12

1. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1988.

2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000.

3. Спиваковская А.И. Психотерапия: игра, детство, семья / А.И. Спиваковская. – М.: Академия, 1999. – Т.1–2.

4. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. – М.: Мол. гвардия, 1981.

5. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи / В.С. Торохтий. – М., 1996.

6. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основные проблемы современной семьи.

2. Чем современная семья отличается от семьи прошлого?

3. Каково содержание основных функций семьи?

4. Как семья влияет на формирование и развитие личности ребенка?

5. Охарактеризуйте содержание основных компонентов социально-педагогической деятельности с семьей.

6. От чего зависит выбор социальным педагогом форм помощи семье?

7. Каковы принципы деятельности социального педагога с семьей?

 

Задание для самостоятельной работы по теме

Разработать программу социально-педагогической деятельности с семьей по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с семьей мигрантов», «Социально-педагогическая деятельность с семьей, осущест-вляющей опеку и попечительство». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы.

Семинар 6

Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей

План

1. Понятие семьи, ее классификации и функции.

2. Проблемы современных российских семей.

3. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей.

4. Методики и технологии социально-педагогической деятельности с семьей.

Практические задания:

· Заполнение социального паспорта семьи.

· Разработка программ социально-педагогической деятельности с разными типами семей: неполной, асоциальной, полной, имеющей неблагоприятный психологический климат.

· Диагностика семейных отношений (опросники «Взаимодействие родитель – ребенок», «Анализ семейного воспитания», тест «Кинетический рисунок семьи» и др.).

· Выполнение задания, дающего представление о степени понимания родителями своего ребенка: предлагается заполнить таблицу, где родители отвечают на вопросы за себя и ребенка, оставляя ему место для реального ответа.

Примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:

1. Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

2. Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

3. Моя любимая сказка и почему. Моя нелюбимая сказка и почему.

4. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …….., не нравится ……...

5. В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи?

Вопрос Ответ родителя Ответ за ребенка Ответ ребенка
       

 

Литература

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999.

2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

5. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие / В.С. Торохтий. – М.: МГСУ, 2000.

6. Спиваковская А.И. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. / А.И. Спиваковская. – М.: Изд. дом «Академия», 1999.

Самостоятельная работа

Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми

С ограниченными возможностями здоровья

План

1. Физические отклонения как вид отклонений в развитии. Причины возникновения физических отклонений в развитии.

2. Классификация людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии (недуг, ограниченная возможность, инвалидность).

3. Проблемы детей с ограниченными возможностями в сфере здоровья, образования, общения, адаптации в обществе, профессионального самоопределения.

4. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, бытовая реабилитация; профилактика здоровья детей.

 

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

3. Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

Лекция. Тема 13. Проблема нормы и отклонения от нормы

в социальной педагогике

План

 

1. Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

2. Социально-историческая сущность понятия нормы и отклонения от нормы.

3. Виды нормы (предметная, социальная, индивидуальная, возрастная, социально-психологическая).

4. Критерии нормы и отклонения от нормы (классификации М. Раттера, Гиппенрейтер).

5. Характеристика физических, психичес-ких, педагогических, социальных отклонений и их влияния на процесс социализации ребенка.

 

Основная литература

1. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003.

2. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое норма и отклонение от нормы?

2. Охарактеризуйте основные виды отклонений.

3. Приведите примеры позитивных и негативных отклонений.

4. Какими критериями можно руководствоваться при опреде-лении нормы и отклонения?

Лекция. Тема 14. Отклоняющееся поведение детей и подростков

как социально-педагогическая проблема

План

1. Причины отклоняющегося поведения: внешние условия физической среды, социально-экономические, биологические факторы, особенности развития личности в подростковом возрасте, внутриличностные причины.

2. Классификация видов отклоняющегося поведения детей и подростков: социологическая, правовая, педагогическая, психологическая.

3. Теории отклоняющегося поведения: социологические (Э. Дюркгейм, И. Гоффман, Р. Мертон, Н.Дж. Смелзер, Т. Парсонс и др.), биологические (Ч. Ламброзо, Э. Кречмер, У. Пирс и др.), культурологические (Д. Миллер, А. Коэн и др.), психологические теории (А. Адлер, М. Герберт, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), теория «фокального» взросления (Д. Коулмен).

4. Понятие, причины и характеристика аддиктивного поведения детей и подростков.

5. Виды аддикции.

6. Понятие, причины и характеристика делинквентного поведения детей и подростков.

7. Понятие, причины и характеристика суицидального поведения детей и подростков.

Не для всех!

Эксклюзивное задание для творческого саморазвития

(шанс для получения полуавтомата)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.021 с.)