Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция. Тема 11. Семья как фактор социализации ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Понятие «семья». 2. Характеристика современной семьи. 3. Классификации семей. 4. Функции семьи: репродуктивная, первичной социализации, воспитательная, психотерапевтическая и рекреационная, хозяйственно-трудовая и экономическая, коммуникативная, гедонистическая. 5. Роль семьи всоциализации ребенка. Лекция. Тема 12. Социально-педагогическая деятельность с семьей План
1. Семейное воспитание как вид социального воспитания. 2. Типы семейного воспитания. 3. Диагностика семейных отношений и семейного воспитания. 4. Деятельность социального педагога с семьей: образовательный, психологический, посреднический компоненты. 5. Принципы деятельности социального педагога с семьей. 6. Формы социально-педагогической помощи семье: краткосрочные, долгосрочные, универсальные.
Основная литература к темам 11, 12 1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999. 2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000. 3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 5. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2003. Дополнительная литература к темам 11, 12 1. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1988. 2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000. 3. Спиваковская А.И. Психотерапия: игра, детство, семья / А.И. Спиваковская. – М.: Академия, 1999. – Т.1–2. 4. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. – М.: Мол. гвардия, 1981. 5. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи / В.С. Торохтий. – М., 1996. 6. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999.
Вопросы для самоконтроля 1. Выделите основные проблемы современной семьи. 2. Чем современная семья отличается от семьи прошлого? 3. Каково содержание основных функций семьи? 4. Как семья влияет на формирование и развитие личности ребенка? 5. Охарактеризуйте содержание основных компонентов социально-педагогической деятельности с семьей. 6. От чего зависит выбор социальным педагогом форм помощи семье? 7. Каковы принципы деятельности социального педагога с семьей?
Задание для самостоятельной работы по теме Разработать программу социально-педагогической деятельности с семьей по одной из следующих тем: «Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей», «Социально-педагогическая деятельность с семьей мигрантов», «Социально-педагогическая деятельность с семьей, осущест-вляющей опеку и попечительство». Должны быть раскрыты цель, задачи, направления, этапы, содержание, методы деятельности, кадровое сопровождение программы. Семинар 6 Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей План 1. Понятие семьи, ее классификации и функции. 2. Проблемы современных российских семей. 3. Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. 4. Методики и технологии социально-педагогической деятельности с семьей. Практические задания: · Заполнение социального паспорта семьи. · Разработка программ социально-педагогической деятельности с разными типами семей: неполной, асоциальной, полной, имеющей неблагоприятный психологический климат. · Диагностика семейных отношений (опросники «Взаимодействие родитель – ребенок», «Анализ семейного воспитания», тест «Кинетический рисунок семьи» и др.). · Выполнение задания, дающего представление о степени понимания родителями своего ребенка: предлагается заполнить таблицу, где родители отвечают на вопросы за себя и ребенка, оставляя ему место для реального ответа. Примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей: 1. Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему. 2. Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему. 3. Моя любимая сказка и почему. Моя нелюбимая сказка и почему. 4. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …….., не нравится ……... 5. В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи?
Литература 1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999. 2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000. 3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. 5. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие / В.С. Торохтий. – М.: МГСУ, 2000. 6. Спиваковская А.И. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. / А.И. Спиваковская. – М.: Изд. дом «Академия», 1999. Самостоятельная работа Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми С ограниченными возможностями здоровья План 1. Физические отклонения как вид отклонений в развитии. Причины возникновения физических отклонений в развитии. 2. Классификация людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии (недуг, ограниченная возможность, инвалидность). 3. Проблемы детей с ограниченными возможностями в сфере здоровья, образования, общения, адаптации в обществе, профессионального самоопределения. 4. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, бытовая реабилитация; профилактика здоровья детей.
Литература 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. 2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999. 3. Кащенко В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. – М.: Академия, 1999. 4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. Лекция. Тема 13. Проблема нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике План
1. Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. 2. Социально-историческая сущность понятия нормы и отклонения от нормы. 3. Виды нормы (предметная, социальная, индивидуальная, возрастная, социально-психологическая). 4. Критерии нормы и отклонения от нормы (классификации М. Раттера, Гиппенрейтер). 5. Характеристика физических, психичес-ких, педагогических, социальных отклонений и их влияния на процесс социализации ребенка.
Основная литература 1. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. 2. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейнберг. – М.: Сфера, 2001. 3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 4. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. Дополнительная литература 1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое норма и отклонение от нормы? 2. Охарактеризуйте основные виды отклонений. 3. Приведите примеры позитивных и негативных отклонений. 4. Какими критериями можно руководствоваться при опреде-лении нормы и отклонения? Лекция. Тема 14. Отклоняющееся поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема План 1. Причины отклоняющегося поведения: внешние условия физической среды, социально-экономические, биологические факторы, особенности развития личности в подростковом возрасте, внутриличностные причины. 2. Классификация видов отклоняющегося поведения детей и подростков: социологическая, правовая, педагогическая, психологическая. 3. Теории отклоняющегося поведения: социологические (Э. Дюркгейм, И. Гоффман, Р. Мертон, Н.Дж. Смелзер, Т. Парсонс и др.), биологические (Ч. Ламброзо, Э. Кречмер, У. Пирс и др.), культурологические (Д. Миллер, А. Коэн и др.), психологические теории (А. Адлер, М. Герберт, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), теория «фокального» взросления (Д. Коулмен). 4. Понятие, причины и характеристика аддиктивного поведения детей и подростков. 5. Виды аддикции. 6. Понятие, причины и характеристика делинквентного поведения детей и подростков. 7. Понятие, причины и характеристика суицидального поведения детей и подростков.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.008 с.) |